"Комплексный анализ текста".Обучающий урок русского языка в 5 классе .+ Презентация по теме.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Жукова Александра Клавдиевна

Хотите научить ребят анализировать текст? Тогда этот материал для вас.

У вас урок  о художественных выразительных средствах - используйте  данный текст.

А  может, вам нужна помощь к уроку развития речи? - добро пожаловать! Найдёте  повторение и орфограмм, и разделов языка,

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Комплексный  анализ текста»

Обучающий урок русского языка в 5 классе                                                            

 Учитель  Александра  Клавдиевна Жукова

Цели урока: 

Образовательные:  познакомить с понятием  «комплексный анализ»,формировать навыки анализа  текста, умение конструировать текст по образцу и самостоятельно, совершенствовать орфографические и пунктуационные  навыки, повторить все виды разбора, речеведческие понятия.

 Развивающие:  развивать внимание, память, мышление и речь учащихся;

- расширять кругозор; развивать умение применять знания на практике;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, внимательность, чуткость по отношению к окружающим,  наблюдательность.

Оборудование: рисунки учащихся, компьютер, проектор, презентация.

Урок - исследование с комплексным повторением знаний.

                                                            Ход урока.

1.Оргмомент.

Запись темы, эпиграфа:    Видеть, чувствовать, размышлять! (слайд 1)

Учитель: А что такое эпиграф? Как вы его понимаете?

В  эпиграфе заключена и цель нашей работы – видеть особенности текста, чувствовать слово, размышлять о прочитанном.

Учитель: Расшифруем тему. Что значит «комплекс, комплексный»? (После ответов  открывается слайд 2)

Сделать комплексный анализ текста – значит, исследовать его, используя  знания всех разделов языка. Назовите их. (слайд 3)

Запись текста (И. Шмелев «Мой Марс»), 1 абзац.

Взгляните на ананас! Какой шишковатый и толстокожий! А под  бугристой корой его  прячется душистая золотистая  мякоть (слайд 4)

Учитель:  Какие орфограммы требуют объяснения? (Безуд. глас.,правоп .прист.,жи-ши,--тся-ться,оло-ла)

-Докажите, что это текст.  (Предложения связаны по смыслу  и грамматически, объединены одной темой, можно определить главную мысль, дать название)

-Какова связь между предложениями? (Цепная. Средства связи- местоимение   и союз)

-Определите тему абзаца, главную мысль. (Ананас. Внешность обманчива)

Определите стиль и тип речи (Художественный стиль, описание. Докажите.)

-Дайте характеристику 1 предложения (Побудительное, восклицательное, односоставное) (слайд5)

-Почему такое предложение в начале текста? (Выражена настоятельная просьба, обращенная ко всем, поэтому нет лица, используется повелительное наклонение)

-Какое значение имеет слово «ВЗГЛЯНУТЬ»? (посмотреть быстро, мельком) (слайд 6)

- При таком взгляде мы увидим только внешность: шишковатый, толстокожий. Характеристика не очень приятная. Сравните: толстокожий человек. Какой он?

- С помощью чего  автор смягчает эту характеристику? (Суффикс  -оват- со значением  чуть-чуть)

-Почему третье предложение начинается союзом  «а»? (Противопоставляются  внешность и внутреннее содержание. Союз  «а»- противительный.)

-Понравился вам текст? Почему?

Какие художественные  средства использует автор? (  Эпитеты: толстокожий, золотистый. Олицетворение «прячется», поэтому не видно сразу, что внутри. Синонимы: шишковатый –бугристый; кора- кожа)(слайд7)

Для чего они используются?

-Все это позволило избежать однообразия, многословия, повторов - основных ошибок ваших сочинений.

Итак, мы проанализировали  первую микротему.

Задание 2. (Слайд8)  Из предложений, которые перепутали, составить текст по образцу  первого.

 Эти мягкие хрусталики – его сочные зерна. А внутри притаились крупные розовые слезы. Гранат. Его кожура крепка, как подошва, как  усохшая резина.

Учащиеся  записывают текст с красной строки, определяют  главную мысль, связь между абзацами, находят  новые выразительные средства: метафоры и сравнения.

Разбираются по составу слова: хрусталики, притаились – синоним к слову  спрятались.

Какая мысль  объединяет оба  абзаца? Что может служить заголовком?

-НАРУЖНОСТЬ,внешность  ОБМАНЧИВА.

Задание3. (Слайд 9)Дан предмет- кактус. Дана подсказка: скромно, неуклюжий, прижался, колючий, как ёж, угрюмый, расцветает. Записать несколько предложений, текст, чтобы он соответствовал главной мысли: внешность обманчива.(5-7 минут).

Пример текста, составленного учащимися.

Вот на окне скромно прижался в уголок кактус. Стоит угрюмый и никому не нужный. Похож кактус на колючего ёжика – колется. Но и у него есть достоинства. Он не требует частого полива, впитывает вредные вещества из воздуха, а однажды  порадует вас прекрасным цветком – улыбнется колючий ёж. Внешность обманчива!

После чтения нескольких работ учащиеся отвечают на вопросы. (Слайд10)

Соответствует ли текст теме?

Соблюдается ли композиция?

Употреблены ли выразительные средства? Какие и для чего?

Учитель сообщает, что автор (И. Шмелёв) в рассказе «Мой Марс» продолжает описание, говоря о внешности и чертах характера человека.

А вы встречались с таким явлением  в жизни, в природе?

Домашнее задание:

 написать небольшое сочинение на тему : «Внешность обманчива».

Вспомните изученные сказки: «Снежная королева», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Маленький принц»…

Рефлексия.

Подводя итоги урока, обращаемся  к  его   теме.

 Зачем нужно анализировать текст?

Помог ли вам анализ в работе над третьим заданием?

 Интересна ли  тема «Внешность обманчива»?

Захотелось ли вам прочитать рассказ И. Шмелёва?

Т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 8 классе.

Данный дидактический материал представляет собой полный или частичный комплексный лингвистический анализ текстов А.С. Пушкина и отрывков из произведений писателя. Материалы, представленные в работе, н...

Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5 классе.

Русский язык - один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, стилистическим разнообразием.Свободное владение русским языком – обязатель...

Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся".  Информация ...

Открытый урок. Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе.

Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ....

План самообразования по теме:«Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции».

План самообразования по теме:«Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции»....

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...