Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 9 классе
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Антипова Марина Львовна

Дидактический материал «Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 9 классе»  предназначен  для организации как  коллективной, так и  индивидуальной работы. Предложенные задания направлены на формирование орфографических  и пунктуационных  навыков, обогащение словарного запаса, развитие устной и письменной речи, творческих способностей учащихся. Данные тексты учащиеся могут  использовать в качестве примера-аргумента при написании сочинения-рассуждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy_analiz_teksta.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 9 классе

Дидактический материал «Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 9 классе»  предназначен  для организации как  коллективной, так и  индивидуальной работы. Предложенные задания направлены на формирование орфографических  и пунктуационных  навыков, обогащение словарного запаса, развитие устной и письменной речи, творческих способностей учащихся. Данные тексты учащиеся могут  использовать в качестве примера-аргумента при написании сочинения-рассуждения.

Текст №1

(1) Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. (2) Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. (3)Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. (4)Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

(5) Чужая доброта –  это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. (6) Человек, который однажды почувствовал доброту, рано или поздно сам ответит тем же. 

(7)Это великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. (8)В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. (9)Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною», и для вражды и ненависти не остаётся места в душе.

                                                                                                     (По И. Ильину)

  1. Прочитайте выразительно текст. Подумайте над вариантами названия.
  2. Определите тему и основную мысль текста.
  3. Из предложений 1-3 выпишите слова с приставкой, в котором правописание    приставки зависит от последующего согласного звука.
  4. Замените словосочетание «огонь доброты» (предложение 7), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
  5. Выпишите грамматическую основу из предложения 2.
  6. Выпишите   сложноподчиненные предложения, определите вид придаточных предложений, составьте схемы..
  7. Объясните постановку тире в предложениях текста.
  8. Напишите сочинение-рассуждение «Что такое доброта?»

Текст №2

(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.

(2)Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная. (3)Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5)Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью. (7)Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

(8)Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул...

(По В. Астафьеву)

  1. Прочитайте  текст. Определите тему и основную мысль текста.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Объясните лексическое значение слов ДИСГАРМОНИЯ, БАЛЛАСТ.
  4. Укажите номер(-а) предложений с вводными словами, объясните их значение.
  5. Выпишите из текста  слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
  6. Замените словосочетание «фронтовых друзей», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  7. Найдите предложение с обособленным обстоятельством и выполните синтаксический разбор предложения.
  8. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

Текст №3

1) Выяснилось, что самое важное в жизни – это друзья. 2) Особенно когда их лишаешься. 3) Для кого-нибудь деньги, карьера, слава, для меня – друзья… 4) Те, тех лет, сложных, тяжёлых и возвышенных. 5) Те, с кем столько прожито, пережито, прохожено по всяким Военно-Осетинским дорогам, ингурским тропам, донским степям в невесёлые дни отступления, по Сивцевым вражкам, Дворцовым набережным, киевским паркам, с кем столько часов проведено в накуренных чертёжках, в окопах полного и неполного профиля, на кухнях. 5) И их, друзей, всё меньше и меньше, и о каждом из них, ушедшем и оставшемся, вспоминаешь с такой теплотой, с такой любовью. 6) И так мне их не хватает.

(По В. Некрасову)

  1. Прочитайте текст.  Определите основную мысль отрывка из произведения  

В. Некрасова «Маленькая печальная повесть».

  1. Объясните известные орфограммы на примерах текста.
  2. Объясните знаки препинания  предложения 5.
  3. Выпишите из текста два  словосочетания со способом подчинительной связи  согласование.
  4. Выпишите грамматическую основу предложения 6.

Текст №4

1) Лирика дружбы занимает в творчестве Пушкина особое место. 2) Вся жизнь поэта была пронизана светом лицейского братства. 3 )Многие стихотворения разных лет датированы 19 октября – это день основания лицея, который его воспитанники ежегодно отмечали. 4)  Пущину, или Жанно, как звали его друзья, Пушкин посвятил несколько стихотворений. 5) Первое из них относится ещё к 1815 году, к юным годам поэта.

6) В январе 1825 года Пущин приехал к опальному поэту во время его ссылки в Михайловском. 7) Радость встречи для Пушкина была усилена неожиданностью приезда друга. 8) Пущин привёз с собой приветы близких Пушкину людей, признание читателей, надежду на избавление от насильственного уединения.

9) Встреча стала поводом к написанию одного из замечательных пушкинских стихотворений. 10) Оно начинается строкой «Мой первый друг, мой друг бесценный!». 11) Это восклицание выражает искреннее, нежное, благодарное чувство поэта к его лицейскому товарищу.

12) Стихотворение, написанное в 1826 году, намекает на сходную ситуацию: Пущин был сослан в Сибирь за участие в декабрьском восстании, а возвращён из ссылки только в 1856 году. 13) Стихи были посланы Пушкиным на каторгу в Сибирь с женой декабриста Муравьёва и переданы Пущину в первый день его приезда в Читинский острог.

14) Голос Пушкина поддержал и укрепил его, даровал утешение, как страстно желал этого поэт. 15) «Лучом лицейских ясных дней» освещены были все годы дружбы Пушкина и Пущина.

(По Н.В. Рукавишниковой)

1.        Прочитайте выразительно  текст. Определите тему и основную мысль текста.

2.        Объясните лексическое значение слов ОПАЛЬНЫЙ, УТЕШЕНИЕ.

3.        Найдите предложение, осложнённое обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

4.        Замените словосочетание «признание читателей», построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5.        Из текста выпишите слова, в которых правописание приставки определяется её  лексическим значением.

6.        Из текста  выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

7.        . Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Текст №5

1) В стародавние времена жили в деревне парень Иван и девушка Марья. 2) С детства они любили друг друга и были неразлучны. 3) Когда пришло время, решили они пожениться. 4) Однако родители Марьи стали возражать. Был Иван и красив, и трудолюбив, но беден. 5) Не получив родительского благословения, заплакала Марья, затосковал и Иван. 6) Объявили они, что никто не сможет их разлучить. 7) После таких слов родители Марьи запретили им встречаться. 8) А тут и сваты приехали от богатого жениха из соседней деревни.

9) Стали одевать Марью в голубое платье, косы заплетать, а Марья плачет, об Иване тоскует. 10) Почувствовал Иван недоброе, подбежал к окну и кличет Марью: «Убежим в лес, спрячемся и будем там жить».

11) И побежали они, взявшись за руки, через ручей по цветущему лугу, к лесу. 12) А родители и гости бросились за ними в погоню. 13) Видят Иван да Марья, что не дадут им люди быть вместе, обратились они к лугу с просьбой укрыть их. 14) Упали на траву и превратились в цветок. 15) С тех пор они неразлучны. 16) И люди их имена при виде цветка называют вместе Иван-да-Марья. 17) Иван-да-Марья – цветок беспредельной любви и верности.

                                                                                                           (По С. Маслову)

1.        Прочитайте  текст. Определите тему и основную мысль текста.

2.        Докажите, что это текст.

3.        Подберите синонимы к словам БЛАГОСЛОВЕНИЕ, КЛИЧЕТ.

4.        Укажите номера  предложений с обособленными обстоятельствами.

5.        Замените словосочетание «родительского благословения», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6.        Из предложений 11–17 выпишите слово, в котором правописание при-ставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

7.        Выполните синтаксический разбор 9 предложения.

8.        Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любовь?».

Текст №6

1) Нам лишь кажется, что, когда с нами что-то случается, - это уникальное явление, единственное в своем роде. 2) На самом деле нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе. 3) Любовь, верность, ревность, измена, трусость, поиски смысла жизни - всё это уже когда-то кем-то было пережито, передумано, найдены причины, ответы и запечатлены на страницах художественной литературы. 4) Дело за малым: бери и читай и всё найдёшь в книге.

5) Литература, открывая мир с помощью слова, творит чудо, удваивает, утраивает наш внутренний опыт, беспредельно расширяет взгляд на жизнь, на человека, делает тоньше наше восприятие. 6) В детские годы мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска, интриги. 7) Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того, чтобы с её помощью углубиться в себя. 8) Это час взросления. 9) Мы ищем в книге собеседника, который просветляет, облагораживает, учит.

10) Вот мы взяли в руки книгу. 11) Что происходит в нашей душе? 12) С каждой прочитанной книгой, распахивающей перед нами кладовые мыслей и чувств, мы становимся другими.13)  С помощью литературы человек становится Человеком. 14) Не случайно книгу называют учителем и учебником жизни.  

1.        Прочитайте выразительно  текст. Определите тему и основную мысль текста.

2.        Выделите микротемы. Составьте и запишите план текста. Перескажите текст.

3.        Среди предложений 1-4 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

4.        Объясните постановку знаков препинания в предложении 5.

5.        Найдите и выпишите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Выполните синтаксический разбор предложения.

           6.        Из предложений 1–4 выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ОНН- и -ЕНН-, пишется НН».

           7.        Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «С каждой прочитанной книгой, распахивающей перед нами кладовые мыслей и чувств, мы становимся другими».     Приведите   аргументы, подтверждающие Ваши рассуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 8 классе.

Данный дидактический материал представляет собой полный или частичный комплексный лингвистический анализ текстов А.С. Пушкина и отрывков из произведений писателя. Материалы, представленные в работе, н...

"Комплексный анализ текста".Обучающий урок русского языка в 5 классе .+ Презентация по теме.

Хотите научить ребят анализировать текст? Тогда этот материал для вас. У вас урок  о художественных выразительных средствах - используйте  данный текст. А  может, вам нужна помощь к у...

Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5 классе.

Русский язык - один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, стилистическим разнообразием.Свободное владение русским языком – обязатель...

Открытый урок. Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе.

Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ....

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ....

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...