КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (5 класс)

Тихон Ольга Вячеславовна

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kompleksnyy_analiz_tekstadokument_microsoft_word.docx37.97 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ.

Русский язык- один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, стилистическим разнообразием.

Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

Комплексный анализ текста – одна из эффективных форм контроля знаний учащихся. Систематический учёт знаний поможет выявить проблемы и корректировать деятельность учащихся. Такая форма работы на уроке позволит учителю развивать коммуникативные, лингвистические и культуроведческие навыки учащихся.

Комплексный анализ текста в 5 классе уже подготавливает учеников к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Система и преемственность в обучении – залог успешных результатов на экзаменах.

Анализ предлагаемых текстов проводится с точки зрения его темы, основной мысли и структуры; задания и вопросы по фонетике морфемике, словообразованию, лексике, морфологии, пунктуации и культуре речи.

Также включены вопросы, расширяющие знания синонимических средств, способствующие овладению орфографическими и орфоэпическими нормами русского литературного языка.

К каждому разделу программы по русскому языку для 5 класса под редакцией Ладыженской Т.А. подобрано по два текста (работа рассчитана на два варианта)

Тексты, подобранные для анализа, способствуют обогащению словарного запаса учащихся, воспитанию гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку.

Предлагаемые тексты рассчитаны на широкое применение в школах разного типа.

Повторение изученного в начальных классах.

Текст№1.

(1)Потемнело, нахмурилось небо.(2)Набежали мрачные тучи.(3)Затих старый бор, приготовился к бою.(4)Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев, закружил пыль по дороге и умчался.

(5)Ударили по листьям первые крупные капли дождя.(6)И вот вдруг на землю обрушилась стена воды.(7)Сверкает молния.(8)Гремит гром.

        (9)Быстро проходит летняя гроза.(10)Светлеет, яснеет туманная даль.(11)Небо начинает голубеть.(12)Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар.(13)Уже и солнце яркое выглянуло.(14)Но дождь ещё не прошёл.(15)Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце. (83 слова)

(По Б.Тимофееву)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Запишите номера нераспространённых предложений.

6.Какое средство художественной выразительности используется в 13 предложении?

7.Выпишите грамматическую основу из предложения №5.

8.Выпишите определение из предложения №4.

9.Выпишите из текста 3 слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова».

10.Выпишите из текста 3 слова с приставками.

Текст№2.

(1)Красив и печален русский лес в ранние осенние дни.(2)На золотом фоне листвы видны яркие пятна клёнов, осин.(3)Тихо падают с берёз лёгкие листья. (4)От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити паутины.(5)Краснеет кое-где шапка позднего подосиновика. (6)Тихо в осеннем лесу.(7)Шелестит под ногами сухая листва.

(8)Чист и прозрачен осенью воздух.(9)Прозрачна вода в лесных ручьях. (10)Ещё зелёный стоит в лесу старый развесистый дуб.(11)Но уже оголились вершины берёз.

(12)Хорошо в осеннем цветистом лесу!(81 слово)

(По И.Соколову-Микитову)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Запишите номера предложений из текста с однородными членами.

6.Какое средство художественной выразительности используется в 4 предложении?

7.Выпишите грамматическую основу из предложения №8.

8.Выпишите определение из предложения №5.

9.Выпишите из текста 3 слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова».

10.Выпишите из текста 3 слова с приставками.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Текст№1.

(1)День был солнечный, жаркий, но вдруг набежала синяя тучка.(2)Из неё посыпался частый дождь, а солнце продолжало светить.(3)Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. (4)Они провисали на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.

(5)Скоро солнечный дождь кончился. (6) «Погляди, Юра, как красиво!»-сказала мама. (7)Я взглянул и увидел, что через всё неборазноцветной дугой протянулась радуга. (8)Один конец её упирался в деревню, а другой уходил далеко в заречные луга. (88 слов)

(По Г. Скребицкому)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Объясните постановку запятых в предложении №2, составьте схему.

7.Выпишите из предложения №3  все возможные словосочетания и разберите их.

8.Выпишите из предложения№5 грамматическую основу.

9.Составьте схему предложения №6.

10.Выполните синтаксический разбор предложения №7.

11.Сколько грамматических основ в предложении №1?

12.Напишите номер предложения с обращением.

Текст№2.

(1)Берёзы и клёны покрасила осень лимонным цветом, а листья осинок разрумянила. (2)Отправилась осень из леса в поля, в луга.(3)Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога.

(4)Опустели поля и луга, и потянулись в осеннем небе косяки журавлей, уток, гусей. (5)Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам.(6)До свидания, журавли.

(7)Спешит осень.(8)Смывает она холодным дождём пёстрый убор листьев. (9)Выглянуло солнце из-за сизой тучки, и под его ласковыми лучами повеселела, заулыбалась хмурая картина осени. (87 слов)

(По Г.Скребицкому)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Объясните постановку запятых в предложении №1, составьте схему.

7.Выпишите из предложения №8  все возможные словосочетания и разберите их.

8.Выпишите из предложения№5 грамматическую основу.

9.Составьте схему предложения №4.

10.Выполните синтаксический разбор предложения №8.

11.Напишите номер нераспространённого предложения.

12.Напишите номер предложения с обращением.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

Текст№1.

(1)Сколько цветных корабликов на пруду! (2)Жёлтые, красные, золотые кораблики прилетели сюда по воздуху.(3)Они плавно падают на воду и сразу плывут с поднятыми парусами.

(4)Большой ещё запас таких корабликов на деревьях, которые разноцветной стеной окружают пруд.(5)Раньше других спешат в своё первое и последнее путешествие кленовые листья. (6)Это самые парусистые кораблики.(7)А какие они нарядные!

(8)Небо чистое.(9)Вот показались ласточки, покружились и улетели в далёкие края, где нет зимних вьюг и метелей.(10)Счастливого пути, ласточки!(11)Ярко светит солнце.(12)Шелестит ветерок листьями, подгоняет цветные кораблики на пруду. (87 слов)

(По Д.Кайгородову)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Выпишите три слова с безударной гласной в корне слова. Подберите к ним проверочные слова.

7. Выпишите из текста три слова, в которых все согласные твёрдые. Расположите их в алфавитном порядке.

8.Выпишите из текста три слова, в которых все согласные мягкие. Расположите их в алфавитном порядке.

9.Из последнего абзаца выпишите слово с непроизносимой согласной, запишите проверочное слово.

10.Выпишите из текста два слова, в которых букв больше чем звуков; два слова, в которых звуков больше чем букв; два слова, в которых количество букв и звуков совпадают.

11.Выпишите из предложения№4 все слова, в которых есть сонорные согласные, сонорные согласные подчеркните.

12.Сделайте транскрипцию слова ярко.

Текст№2.

(1)Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен.(2)Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной тонкой берестой.

        (3)Глубок зимний сон природы, но идёт жизнь под сугробом.(4)Попробуй разгреби в лесу снег до земли.(5)На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники. (6)Всё ещё зеленеют здесь круглые листья грушанки, вереска.

        (7)Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу.(8)На лесной поляне вьётся след лисицы.(9)Пробороздил сугроб долговязый лось, проскакал беляк.(10)Парочки следов испятнали снег.(11)Это пробежала куница, хищница искала белок.

        (12)Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. (13)Хорош лес в зимнем уборе! (94 слова).

(По Д.Зуеву)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Выпишите три слова с безударной гласной в корне слова. Подберите к ним проверочные слова.

7. Выпишите из текста три слова, в которых все согласные твёрдые. Расположите их в алфавитном порядке.

8.Из первого абзаца выпишите слово с непроизносимой согласной, запишите проверочное слово.

9.Выпишите из текста два слова, в которых букв больше чем звуков; два слова, в которых звуков больше чем букв; два слова, в которых количество букв и звуков совпадают.

10.Выпишите из предложения№4 все слова, в которых есть сонорные согласные, сонорные согласные подчеркните.

11.Выпишите из предложения №10 слова, в которых происходит оглушение согласных, согласные подчеркните, рядом запишите проверочные слова.

12.Сделайте транскрипцию слова ясная.

Лексика. Культура речи.

Текст№1.

(1)Осенью у ежей мало добычи.(2)Скрылись юркие ящерицы.(3)Трудно находить жуков и лягушек.

(4)Через высокие кочки, через лесные открытые поляны идёт ёж.(5)В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый ёж тёплое зимовище.(6)Ночью и днём таскает он в нору под старым пнём душистые сухие листочки, мягкий лесной мох.(7)Готовит зимнюю постель…

(8)Скоро придёт зима.(9)Накроет его нору снежный сугроб.(10)Под глубоким сугробом, как под тёплым пушистым одеялом, хорошо ежу.(11)До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж.(12)И будет он видеть лесные сны. (82 слова)

(По И. Соколову-Микитову)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Подберите синонимы к словам юркие, ясные, хлопотливые.

8.Выпишите из текста два слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

9.Подберите антонимы к словам трудно, высокие, тёплое.

10.Выпишите грамматическую основу из предложения №11.

11.Определите средство художественной выразительности в предложении №8.

12.Выпишите из текста одно однозначное слов и одно многозначное слово, значения объясните.

Текст№2.

(1)В еловом лесу с утра до позднего вечера мелькают проворные белки.(2)Вот белки забрались на вершину высокой ели, перемахнули с ветки на ветку и спустились на землю за орехами.

(3)В развилке елового сучка белочка развесила сушить крепкий подосиновик, тонкие опёнки.(4)В лесных кладовых спрятала вкусные орехи.

(5)Поздней осенью переменит белка своё рыженькое платье на серую зимнюю шубку.(6)В вершине густой ёлки устроила белочка тёплое гнездо.(7)В этом гнезде она растит своих маленьких бельчат.

(8)Шустрая белка – самый весёлый и проворный зверёк в наших лесах.(83 слова)

(По И. Соколову-Микитову)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Подберите синоним из текст к слову проворные.

7.Графически объясните постановку запятой в предложении№2.

8.Выпишите из текста два слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

9.Подберите к выделенным в тексте словам антонимы.

10.Выпишите грамматическую основу из предложения №7.

11.Определите средство художественной выразительности в предложении №5.

12.Выпишите из текста одно однозначное слов и одно многозначное слово, значения объясните.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

Текст№1.

(1)Трудно идти по тайге.(2)Упавшие деревья перепутались стволами и ветвями.(3)На них выросли травы, мхи.(4)Многие стволы уже сгнили.(5)Колючие ветви царапают руки и лицо, тяжёлый рюкзак цепляется за сучья.

(6)Перед нами целые заросли папоротников.(7)Какое это интересное растение!(8)Под зеленью папоротников чуть слышно журчит ручеёк.(9)Путь предстоит далёкий, и мы располагаемся на отдых.

(10)Но вот опять пора в дорогу.(11)Мы раздвигаем папоротники и останавливаемся.(12)Как трудно здесь проложить тропинку!(13)Вот переходим через ручей.(14)Ноги утопают во влажном мху, почва пружинит.(15)Лес стал другим.(16)Исчезли громадные деревья.(17)Только редкие маленькие сосёнки и берёзки растут на моховом ковре. (97слов)

(По Г.Ганейзер)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Разберите по составу слова перепутались, проложить, переходим.

7.Выпшите из текста формы одного и того же слова.

8.Выпишите из текста однокоренные слова.

9.Выпишите из текста слова с чередованием гласных в корне слова.

10.Выпишите из текста два слова, иллюстрирующие орфограмму «Буквы з и сна конце приставок».

11.Объясните графически постановку запятой в предложении№9.

12.Подберите антонимы к словам, выделенным в тексте.

13.Выпишите грамматическую основу из предложения№2.

Текст№2.

(1)На лесной поляне расположилась огромная старая ель.(2)Её верхушка высоко поднялась над другими деревьями.

(3)Раньше на этой поляне росло много молодых ёлочек.(4)Они  подрастали весело, дружно, и все любовались молодой порослью.

(5)Проходили годы, положение менялось.(6)Ели разрастались, мужали.(7)Но не все ёлочки дожили до этого возраста.(8)Одни зачахли, погибли.(9)Другие срубили.

(10)И теперь только одна могучая ель стоит на просторной поляне.(11)В зимнюю стужу ель помогает птицам, кормит их своими семенами.(12)Ранней весной роняет ель семечки на влажную землю.(13)Прорастёт семечко, выглянет маленький росток.(14)Он даст жизнь новому деревцу.(89 слов)

(По Г.Скребицкому)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Разерите по составу слова верхушка, подрастали, маленький.

7.Выпшите из текста формы одного и того же слова.

8.Выпишите из текста однокоренные слова.

9.Выпишите из текста слова с чередованием гласных в корне слова.

10.Выпишите из текста два слова, иллюстрирующие орфограмму «Буквы з и сна конце приставок».

11.Объясните графически постановку запятой в предложении№8.

12.Подберите антонимы к словам, выделенным в тексте.

13.Выпишите грамматическую основу из предложения№2.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

Текст№1.

(1)Ласково смотрит летнее солнце с синего неба. (2)Лёгкий ветерок медленно гонит белые облака.(3)Хорошо дышится в лесу.

(4)Берёзы – пионеры леса.(5)Они первыми заселяют новые места, а под ними прячутся маленькие ёлочки.(6)Ты огибаешь березняк, и перед тобой встают сосны.(7)Сосны завоёвывают в лесу новые пространства, взбираются на горы, покоряют пески.

(8)Что там за дерево манит тебя резными листьями?(9)Дуб растёт на границе леса и степи, он отважно борется с суховеями.(10)В чаще леса ты увидишь ель.(11)В голодную зиму её семенами кормятся белка, дятел, клёст.(12)Ты выбираешься на опушку леса и слышишь, как разговаривают с лесом осинки.(13)У реки ветви ивы склоняются низко к воде и смотрятся в прозрачную гладь. (100 слов)

(По Г. Скребицкому)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Сгруппируйте по частям речи слова предложения№7.

7.Объясните постановку тире в предложении№4.

8.Выпишите из текста по три существительных одушевлённых и неодушевлённых.

9.Выпишите из текста три существительных разного типа склонения.

10.Выпишите слова с чередованием гласных в корне слова.

11.Составьте схему предложения№6.

12.Укажите, какое средство художественной выразительности употребляется в пердложении№13.

13.Поставьте словосочетание белые облака в творительном падеже.

Текст№2.

        (1)С давних времён огонь был нужен человеку для света, тепла, для приготовления пищи.(2)Нашлись люди, которые захотелииспользовать огонь для наживы.(3)Так огонь сроднился с мечом.

        (4)Мы за добрый огонь, который направлен на мирные дела.(5)В далёкой тайге горят походные костры геологов.(6)Огонь, который вырывается из наших могучих ракет, помогает человеку подняться в космос.

        (7)Мы за огонь человеческих сердец, которые любят жизнь, труд, радость.(8)Мы за огонь дружбы, который зажигается в чаше над Олимпийским стадионом.(9)Мы за людей, которые работают с огоньком.(82 слова)

(По Л. Кассилю)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Сгруппируйте по частям речи слова предложения№7.

7.Выпишите из текста по три существительных одушевлённых и неодушевлённых.

8.Выпишите из текста три существительных разного типа склонения.

9.Выпишите из текста три слова с безударной гласной в корне слова.

10.Составьте схему предложения№4.

11.Укажите, какое средство художественной выразительности употребляется в пердложении№7.

12. Поставьте словосочетание могучих ракет в творительном падеже.

13.Выпишите из текста по одному примеру существительных, которые употребляются только во множественном или только в единственном числе.

Имя прилагательное.

Текст№1.

(1)Среди высочайших гор есть прекрасное голубое озеро.(2)Страшны над горным озером бури.(3)Высокие волны гуляют на широком просторе.(4)Горе маленькой рыбачьей лодке, если она застигнута на озере бурей.

        (5)В тихую ясную погоду спокойна голубая озёрная гладь.(6)Лёгкие волны прибоя ласково набегают на береговой чистый песок.(7)После трудного пути путешественнику приятно погрузиться в их прохладную влагу.

(8)Прозрачны воды горного озера.(9)В хорошую погоду на большой глубине видно озёрное дно.(10)Маленькие пароходы совершают обычные рейсы по высокогорному озеру.(11)Капитан парохода может показать место, где на дне озера лежит древний город.(12)Не раз добывали рыбаки со дна озера древнюю утварь. (96 слов)

(По И. Соколову – Микитову)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Сгруппируйте по частям речи слова предложения№6.

7.Выпишите из текста краткие прилагательные. Каким членом  предложения они являются.

8.Выполните синтаксический разбор предложения №5.

9.Подберите синонимы к слову древний.

10.Составьте схему предложения№11.

11.Образуйте от прилагательных прекрасный, маленький, прозрачный, хороший форму родительного падежа, выделите окончания, от первых двух образуйте краткую форму.

Текст№2.

(1)Валдай – это охотничья собака.(2)Когда Валдай был маленький, он с трудом стоял на длинных тонких ножках, смешно качался и едва держал свою огромную голову.(3)Кто мог подумать, что этот беспомощный, худенький щенок с розоватой кожицей станет большой сильной собакой.

(4)Валдай очень красив.(5)У него ласковые умные глаза, белая шелковистая шерсть.(6)Особенно хорош Валдай в беге, в движении.(7)Валдай молчалив.(8)Услышать его басистый лай можно только тогда, когда он хочет играть.

(9)Интересно наблюдать за его удивительной дружбой с маленьким котёнком Букой.(10)Бука ест с Валдаем из одной миски, спать приходит к Валдаю и, как клубок, лежит в его мягкой шерсти. (99 слов)

(По В.Дувидову

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Сгруппируйте по частям речи слова предложения№9.

7.Выпишите из текста краткие прилагательные. Каким членом  предложения они являются.

8.Выполните синтаксический разбор предложения №1.

9.Подберите синонимы к слову басистый.

10.Составьте схему предложения№3.

11.Образуйте от прилагательных ласковый, длинный, шелковистый, мягкий форму творительного падежа, выделите окончания, от первых двух образуйте краткую форму.

Глагол.

Текст№1.

(1)Первой из деревьев зацветает ольха.(2)Длинные серёжки её покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка жёлтой пыльцы.(3)Пыльца очень лёгкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

        (4)Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озёр, в лесах.(5)Семена ольхи любят чечётки и чижи.(6)Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.

        (7)Ольху считают сорной породой, в парках её вырубают, выжигают.(8)Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам.(9)В народе говорят: «Где ольха, там и трава».

        (10)Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней. (98 слов)

(По И.Балбышеву).

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Разберите выделенные слова по составу.

7.Выпишите пять глаголов и определите их спряжение.

8.Выпишите из текста слова с чередованием гласных в корне слова.

9.Составьте схему к предложению№9. Перестройте предложение так, чтобы слова автора стояли после прямой речи.

10.Графически объясните постановку знаков препинания в предложении№10.

11.Выпишите грамматическую основу предложения№5.

12.Выпишите из текста пять глаголов с орфограммой –тся и –тьсяв глаголах, объясните правописание.

Текст№2.

(1)Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места.(2)Мыши спасаются на корягах и в птичьих гнёздах.(3)Лисы забираются на деревья и сидят там в ожидании спада воды.(4)Зайцы спасаются от воды бегством или собираются большими группами на бугорках, которые ещё не затопила вода.

(5)Для спасения зверей снаряжается экспедиция.(6)Кругом расстилается вода.(7)Вот видишь, как на островке суетятся зайцы, становятся столбиком, замирают.(8)Среди ушастых зверей вдруг замечаешь лисицу, барсука.(9)Беда всех примирила.

(10)Появление лодки встречается со страхом.(11)Зайцы начинают кидаться в воду, но им приходится быстро возвращаться.(12)Плавают они плохо.(13)Зайцы смешно отряхиваются и ждут своей участи. (95 слов)

(По В. Пескову)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Разберите выделенные слова по составу.

7.Выпишите пять глаголов и определите их спряжение.

8.Выпишите из текста слова с чередованием гласных в корне слова.

9.Составьте схему предложения№7.

10.Графически объясните постановку знаков препинания в предложении№8.

11.Выпишите грамматическую основу предложения№5.

12.Выпишите из текста пять глаголов с орфограммой –тся и –ться в глаголах, объясните правописание.

Повторение и систематизация изученного.

Текст№1.

(1)Существует много легенд о замечательной сообразительности дельфинов, об их общительности и дружелюбии.

        (2)Ты знаешь чудесную историю о дружбе дельфина с греческим мальчиком.(3)Ты слышал много рассказов об интересе и любви этих животных к людям.

        (4)Наблюдения над животными показали, что дельфины легко поддаются приручению.(5)Они с увлечением играют в мяч, гонят его по поверхности бассейна, бросают в сетку, прыгают через обруч.(6)При виде цирковых трюков дельфинов зрители замирают от восторга.

        (7)Дельфины – дружный народ.(8)С трогательной заботливостью относятся они друг к другу.(9)Дельфины не думают об опасности и мчатся по первому зову на помощь товарищу, когда с ним случится беда. (97 слов)

(По И.Орловской)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Выполните фонетический разбор слова бросают.

7.Выполните синтаксический разбор предложения№6.

8.Сгруппируйте по частям речи слова предложения№5.

9.Подберите синонимы к словам товарищ, беда, дружный, трогательный.

10.Разберите по составу выделенные в тексте слова.

11.Обозначьте условия выбора выделенных орфограмм: знаешЬ, случиТСЯ, нароД, брОсают.

12.Графически объясните постановку тире в предложении№7.

Текст№2.

        (1)Ежата родятся слепыми, глухими, беззубыми.(2)Через двое суток они начинают покрываться тёмными иглами.(3)Проходят две недели, и у ежат прорезаются острые зубки.(4)На одиннадцатый день ежата уже умеют шаром сворачиваться.

        (5)Когда родятся ежата, отец удаляется и больше к потомству своему не возвращается.(6)Заботится о ежатах мать.

        (7)Ежата ещё слепые и глухие, а уже дерутся.(8)Они не кусаются, не царапаются, а боксируют.(9)Это для ежей гимнастика.

        (10)Как только открываются у ежат глазки, они выбираются на волю, но ещё боятся и жмутся друг к другу.(11)Если кто отстанет, заблудится, мать стремится помочь, найдёт отставшего и подгоняет носом. (95 слов)

(По И. Акимушкину)

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему текста.

3.Определите стиль речи.

4.Определите тип речи.

5.Назовите признаки текста.

6.Выполните фонетический разбор слова ежата.

7.Выполните синтаксический разбор предложения№8.

8.Сгруппируйте по частям речи слова предложения№5.

9.Подберите синонимы к словам удаляться, воля, шар,подгонять.

10.Разберите по составу выделенные в тексте слова.

11.Обозначьте условия выбора выделенных орфограмм: рОдятся, беЗзубыми, сворачиваТЬСя, глаЗки.

12.Графически объясните постановку запятой в предложении№5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 8 классе.

Данный дидактический материал представляет собой полный или частичный комплексный лингвистический анализ текстов А.С. Пушкина и отрывков из произведений писателя. Материалы, представленные в работе, н...

"Комплексный анализ текста".Обучающий урок русского языка в 5 классе .+ Презентация по теме.

Хотите научить ребят анализировать текст? Тогда этот материал для вас. У вас урок  о художественных выразительных средствах - используйте  данный текст. А  может, вам нужна помощь к у...

Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5 классе.

Русский язык - один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, стилистическим разнообразием.Свободное владение русским языком – обязатель...

Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 9 классе

Дидактический материал «Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 9 классе»  предназначен  для организации как  коллективной, так и  индивидуальной работы. П...

Открытый урок. Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе.

Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ....

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...