Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Мордвинова Надежда Михайловна

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ    стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»

Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Надежда Михайловна, ГБОУ СОШ № 11 города Кинеля Самарской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_na_konkurs.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ    стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»

Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Надежда Михайловна, ГБОУ СОШ № 11 города Кинеля Самарской области

                           ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка выполнена с учетом современных образовательных стандартов, которые предполагают формирование базовых компетентностей современного человека. Поскольку школьнику приходится ориентироваться в огромном потоке информации, необходимо сформировать у учащихся информационную компетентность (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем).

Данный урок является своеобразной попыткой приобщения старшеклассников к исследовательской деятельности. В основе этой разработки – учебно-исследовательская деятельность (учебное исследование), позволяющая овладеть методами исследования через  различные виды учебной деятельности на уроке: самостоятельную работу с информацией, опору на воображение, использование аналогий, сравнительно-сопоставительный анализ, рецензирование, творческие работы и другие виды. Главной целью этого вида деятельности является приобретение навыков исследования, а не получение принципиально нового результата.

Наиболее эффективными представляются следующие формы учебного исследования:

- описательно-оценочное исследование, предполагающее переработку и усвоение уже имеющейся научной информации, аргументированную оценку ее и формирование собственного суждения;

- аналитическое групповое или индивидуальное  исследование, цель которого проникнуть в идейно-тематическое содержание произведения с позиции личной сопричастности, собственного читательского и житейского опыта

Результатом этой работы является высокая познавательная активность учащихся на уроке, положительное отношение к предмету, сохранение или рост качества знаний по предмету, высокая результативность внеурочной деятельности.

Урок-исследование. Комплексно-семиотический анализ    стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме

Цели: 1. углубить представления учащихся о творчестве А.Блока; 2. показать особенности поэтики его стихов; 3. научить поиску слов-символов и определению их смысловых функций в ткани лирического произведения; 4 научить посредством слов-символов выстраиванию поэтической картины мира автора.

Методические приемы: рассказ учителя, сопоставительный анализ стихотворений, беседа по вопросам.

Словарная работа: символизм, слово-символ, мистика, мистик, лексико-семантическая группы.

Ход урока

  1. Лекция учителя «Символизм в литературе»

Символизм – это выражение идей посредством символов, поэзия иносказаний, намеков. В поэзии символистов центральное место занимает символ, с помощью которого поэты выражали свои представления о мире, эмоциональное состояние, идеи и надежды. При этом символ не функционирует изолированно в поэтическом произведении. Он посредством  повторений может входить в определенные смысловые отношения с другими символами, образуя тем самым достаточно стройную и гармоничную картину мира того или иного автора.

Александр Блок – яркий представитель символизма.

На примере анализа цикла «Стихи о Прекрасной Даме» нам предстоит убедиться в том, что его символы овеяны мистической  тайной, а их смысл глубок и многогранен и представляет большой интерес для нашего с вами литературного путешествия.

  1. Запись эпиграфа к уроку и комментарий к нему

Блок не принимал того, что творилось вокруг, и с не покидавшей  его мужественной твердостью упорного мастера отчаянно боролся за утерянную миром отважную красоту.

                                                                                                          М. Бабенчиков

 -Как вы понимаете выражение «утерянная миром отважная красота»?

Наш мир потерял красоту, точнее она скрылась в его недрах от взгляда простого обывателя.

Задача Блока, как поэта-символиста,  показать ее людям, восстановить исцеляющее действие прекрасного, которое скрывается под оболочкой  жизненных явлений. Более объемно и наглядно представить поэтический образ красоты нам помогут слова-символы, которые являются ключами к постижению поэтической системы цикла «Стихи о Прекрасной Даме».

Слова-символы будут служить для нас строительным материалом, с помощью которого мы выстроим картину мира данного цикла.

   3. Анализ символического пространства

Первая книга поэзии Блока «Стихи о Прекрасной Даме» была создана под влиянием философского учения Владимира Соловьева. Оно основывается на поиске Вечной Женственности – воплощении добра, света, красоты и истины. Большинство стихотворений этого цикла посвящено жене поэта – Л.Д. Менделеевой.

Автор стремится к своему идеалу – Вечной Женственности, который будет приобретать то образ земной женщины, то небесного Божества. Это общий смысл данной книги поэзии. Однако с помощью поиска ключевых слов-символов можно увидеть более глубокое значение цикла и восстановить штрихи лирического полотна.

Сначала необходимо будет определить пространственно-временное оформление книги.

- О каком времени года автор говорит в своих стихах?

Блок часто упоминает о весне. Именно это время года становится спутником его эмоционального состояния. Весна воспринимается поэтом как символ пробуждения жизненных сил и любви, носитель нового знания. Например, в стихотворении  «За городом в полях весною воздух дышит…» можно найти строфы:

 О, скудные сердца! Как безнадежны лица!

 Не знавшие весны тоскуют над собой!

Весна позволяет автору надеяться на преображение окружающей действительности. При этом ожидаемое обновление должно иметь всеобъемлющие масштабы:

Жду вселенского света

От весенней земли.

- В какое время суток автор интенсивно воспринимает окружающую действительность посредством обострения чувств?

Блок в данном цикле использует лексику, обозначающую вечернее время. Оно является символом тревожного восприятия реальности, очертания которой условны и изменчивы. В это время суток происходят различные метаморфозы. Примером сказанному может послужить стихотворение «Ты прошла голубыми путями…»:

Вечереющий сумрак над нами

Обратился в желанный обман.

Вечер в символическом осмыслении – это смешение света и тьмы. Природа в это время совершает движение ото дня к ночи. Лирический герой Блока также, миновав круг земных забот и переживаний, находится в состоянии томительного ожидания таинственной встречи. Так, в стихотворении «Я долго ждал – ты вышла поздно…» мы можем встретить следующее:

Я долго ждал  - ты вышла поздно,

Но в ожиданьи ожил дух,

Ложился сумрак, но бесслезно

Я напрягал и взор, и слух.

Пространство в данном цикле также символично, как и время. Попытаемся определить место, в котором разворачиваются главные события книги. Для начала обратимся к стихам «Бегут неверные дневные тени…» и «Вхожу я в темные храмы…».

Почему герой ждет свою возлюбленную именно в храме? Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо будет обратиться к христианской символике  храма.

Храм, по мнению отцов церкви, является символом космоса, который посредством архитектуры, системы мозаик и росписи воплощает в зримых образах христианскую идею связи земного и небесного. В символических образах храма происходит взаимопроникновение и соединение двух миров: видимого и невидимого. Человек через подобное соединение приобщается к миру духовному и материальному и постигает божественную тайну.

Следовательно, лирический герой ждет свою возлюбленную в храме, потому что он воспринимает ее сущность как подобную Богу. Встреча с ней – приобщение к реальности более высокого плана. Это мистическое откровение, погружающее героя в мир духовных реалий, наделяющее его принципиально новым знанием. Храм в этом случае – мост, ведущий героя к божественной истине.

Посмотрим, как реализуется эта идея в стихотворении «Бегут неверные дневные тени…». В первом четверостишии мы можем увидеть противопоставление мирской суеты и гармоничного мира церкви:

Бегут неверные дневные тени.

Высок и внятен колокольный зов.

Озарены церковные ступени,

Их камень жив – ждет твоих шагов.

День воспринимается как нечто смутное и непонятное. Это впечатление усиливают эпитет неверные и олицетворение  бегут. Колокольный зов, наоборот, внятен. Церковное мироздание совершает гармоничное движение, оно готовится к таинственной встрече. Озарение храма переносится  и на героя:

Я озарен – я жду твоих шагов.

Отход от пассивного ожидания возлюбленной наблюдается в стихотворении «Вхожу я в темные храмы…»:

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцании красных лампад.

Лирический герой в ожидании встречи производит знаковые ритуальные действия, которые настраивают его внутреннее состояние на восприятие  божественных явлений.

Только в храме герой испытывает состояние очищения и озарения. Тем самым он прорывается сквозь хаос окружающей действительности и приобщается к единой божественной реальности.

Теперь обратим внимание на одну из основных стихий мироздания, которая является неотъемлемой частью духовного переживания действительности. В «Стихах о Прекрасной Даме» автор реализует лексику, связанную с обозначением огня (пламени). Символика огня (пламени) в стихах Блока восходит к мифологическим представлениям о данной стихии. В древности это была очищающая стихия, которая несла свет и тепло воплощала творческое, активное начало. Этот комплекс значений данного слова находит свое отражение в стихотворении «За городом в полях весною воздух дышит...»:

Забудем дольний шум. Явись ко мне без гнева,

Закатная, Таинственная Дева,

И завтра, и вчера огнем соедини.

Огонь в данном контексте реализует значение созидания. Это некая сила, которая призвана объединить различные временные отрезки. При этом объединение завтра и вчера можно рассматривать как символ вечности.

Созидающее значение огня (пламени) проявляется и в образе духовной близости, которая более отчетливо выражается с помощью эпитета родственный (стихотворение « Я все гадаю над тобою…»):

Скрываю родственное пламя  

Под бледным обликом своим.

Огонь может восприниматься и как импульс, побуждающий к действию (стихотворение «Я долго ждал – ты вышла поздно…»):

Когда же первый вспыхнул пламень,

И слово к небу понеслось, -

Разбился лед, последний камень

Упал, - сердце занялось.

Своим возникновением эта стихия наполняет реальность движением. Лирический герой после вспышки огня пребывает в состоянии эмоционального подъема. Его душа готова к встрече с тайной.

Мы уже смогли убедиться в том, что реальность в этом цикле всегда ускользает. Она призрачна, зыбка и изменчива, каждое ее изменение сопровождается появлением новых очертаний и иллюзий. Кроме того, реальность постоянно балансирует между явью и сном. В связи со сказанным выше рассмотрим образ сна в данном цикле.

Сон вторгается в дневную жизнь героя, из-за этого сложно разграничить сон и реальность (стихотворение «Сны раздумий небывалых…»):

Сны раздумий небывалых

Стерегут мой день.

Появляется мотив грезы, видения, которые заставляют его сомневаться в истинности происходящего:

Все виденья так мгновенны –

Буду ль верить им?

Для более целостного понимания данного образа представляется целесообразным обратиться к феномену сна.

В древности сон символизировал связь с миром загробным, невещественным, иррациональным. С помощью сна выявлялся индивидуальный мир человека. Сон – это форма диалога с таинственным и непознанным, прорыв в область высоких идей. Поэтому у Блока появляется смысловая цепочка «сон – видение – мечта – идеал – встреча с Прекрасной Дамой». Таким образом, сон – своеобразная ступень, которая ведет героя к таинственному идеалу («Вхожу я в темные храмы…»):

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

Сон также является одним из фрагментов окружающего мира наряду с другими явлениями. Создается впечатление мерцания реальности, при котором происходит мгновенная смена содержательных планов:

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

- Какой символ автор использует для передачи несоответствия окружающей реальности воображаемому миру и идеалу?

Показать явное противоречие между реальным и идеальным Блоку удается с помощью символа мечты.

С целью более полного раскрытия этого образа обратимся к этимологии слова мечта. По данным этимологического словаря Н.М. Шанского:

                   

«МЕЧТА. Заимств. из ст.-сл. яз., где мьчьта — суф. производное от той же основы, что в.-лужицк. mikać "мерцать, сверкать". Мечта исходно — "призрак, видение" (это значение было известно еще во времена Пушкина)».

Следовательно, мечта изначально обозначала нечто призрачное, кажущееся. Она появляется, сверкает, но остается до конца непонятой. Возвращаясь  к стихотворениям Блока, мы можем сделать вывод о том, что этимологическое значение слова органично вписывается в идейно-символический контекст книги, реальность которой призрачна и иллюзорна. Мечта возникает в сознании лирического героя как мираж и уводит его в мир фантазий. Рассмотрим более подробно совокупность значений символа мечта в «Стихах о Прекрасной Даме». В стихотворении «Ты горишь над высокой горою…» мечта – это цель, к которой стремится герой:

Ты горишь над высокой горою,

Недоступна в Своем терему.

Я примчуся вечерней порою,

В упоеньи мечту обниму.

В этой строфе мы также можем наблюдать мотив вечернего движения. Вечером, как уже говорилось выше, герой находится в состоянии активного духовного поиска своего идеала, он жаждет увидеть таинственные явления жизни, которые создает его воображение. Желание слиться с мечтой является в данном случае логическим завершением его исканий.

Мечта может возникать в сознании героя как загадочное и неясное видение (стихотворение «Жизнь медленная шла, как старая гадалка…»):

Жизнь медленная шла, как старая гадалка,

Таинственно шепча забытые слова.

Вздыхал о чем-то я, чего-то было жалко,

Какою-то мечтой горела голова.

Неторопливое движение жизни погружает героя в состояние неопределенности. Его размышления приобретают неясные очертания. Герой не может четко определить, о чем он мечтает. Поэтому в данном контексте  в отличие от предыдущего его взаимодействие с мечтой пассивно. Мечта, существуя в сознании героя, воспламеняет его мысли, ведет по пути задумчивого созерцания действительности. Только в конце своего лирического размышления он пытается понять значение мечты, которая владеет его сознанием:

Весна, весна! Скажи, чего мне жалко?

Какой мечтой пылает голова?

Обращение к весне также символично. В самом начале мы с вами уже говорили о том, что весна – символ обновления и возрождения. Риторические вопросы – попытка вырваться за рамки своего обыденного существования и заново осмыслить свою жизнь. Здесь мы не можем не заметить градации «горит-пылает».

Увеличение степени интенсивности метафорического процесса горения является стремлением героя выделить мечту из общего потока жизни, сорвать с нее покров тайны. Стоит отметить еще, что употребление глаголов «гореть» и «пылать» позволило автору в переосмысленной форме отразить первоначальное значение слова мечта.  

Более определенные очертания приобретает символ мечты в стихотворении «Странных и новых ищу на страницах…»:

Белой мечтой неподвижно прикован

К берегу поздних времен.

Эпитет белая позволяет в той или иной степени интерпретировать символическое наполнение образа. Однако для начала нам необходимо будет обратиться к символике белого цвета. Еще с древних времен белый цвет символизировал воплощение чистоты, истины, добра и радости. Он ассоциировался также с дневным светом и производящей силой. В религии белый – цвет святости и духовности. Тем не менее белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью и ледяным молчанием.  

В стихотворном отрывке реализуются так положительные представления, связанные с белым цветом, так и отрицательные. Возникает диссонанс: мечтою прикован. Следовательно, белая мечта поглощает героя, властвует над ним, определяет его местонахождения (К берегу поздних времен).  Для сравнения можно привести литературный стереотип: окрылен мечтою. В данном стихотворном отрывке герой также занимает пассивное положение, нематериальные силы оказывают существенное влияние на формирование его жизненных ценностей.

По мере углубления анализа «Стихов о Прекрасной даме» мы в очередной раз убеждаемся в том, что символическая реальность в данном цикле не только призрачна и изменчива, но и многослойна. Все стремления героя в метафорическом плане можно представить как сбрасывание слоев и попытку заглянуть за черту обычного и повседневного. Он, совершая путешествие души, погружается на глубину реальности и познает то один, то другой пласт окружающей действительности и производит переход из вещественного мира и мир духовный и наоборот.

С целью более подробного изучения символического контекста обратимся к образу тайны.

В данном цикле с помощью этого символа автор проводит границу между своим идеалом и окружающей действительностью. Например, в стихотворении « В городе колокол бился…» тайна воплощает представление  героя о вечном и нетленном:

Все отошло, изменило,

Шепчет про душу мою…

Ты лишь Одна сохранила

Древнюю Тайну Свою.

Существование тайны свидетельствует о высокой миссии возлюбленной. Нельзя не обратить внимания на то, что автор пишет слово Тайна с большой буквы. Возможно, он видит в ее сути божественную природу. Эпитет древний показывает преемственность времен. По сравнению с постоянно изменяющимися мирскими явлениями  тайна непоколебима (может быть, под тайной автор подразумевал истину). Только возлюбленная героя смогла сохранить ее, доказав тем самым свое свою связь с миром высоких идей.

Тайна может символизировать и кратковременную вспышку откровения (стихотворение «Безрадостные всходят семена…»):

Мгновения тайн! Ты, вечная любовь!

Я понял вас! Я с вами! Я за вами!

Герою открывается сразу несколько тайн, благодаря которым он осуществляет процесс познания. Он сознательно стремится следовать за ними. И в этом случае проявляется его духовная активность. Многочисленные эмоциональные восклицания позволяют говорить о состоянии озарения и жажде увидеть недоступные взгляду простого обывателя фрагменты действительности.

На завершающем этапе нашей работы проанализируем основные цветовые символы книги, поскольку они, как и все остальные реалии символического пространства, имеют глубокое и емкое содержание, позволяющее более или менее точно воссоздать картину мира этой книги.

Для начала разделим их на две группы:

  1. цветовые символы, выраженные с помощью эпитетов;
  2. цветовые символы, выраженные через те или иные реалии окружающей действительности

Среди цветовых символов первой группы можно выделить в первую очередь те, которые отражают особенности смысловой оппозиции «черный-белый».

Как вы думаете, какую смысловую нагрузку несут эпитеты, обозначающие темный цвет?

Прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся к символике черного цвета. Обычно он символизировал смерть, разложение, распад материи, ночь (как время пассивности), печаль, горе.

В «Стихах о Прекрасной Даме» можно встретить следующие словосочетания: мглистый мрак, сумрачные годы, черная волна, темный порог, темные храмы. Все эти цветовые образы достаточно ярко иллюстрируют тревожное состояние героя. Они воплощают мотив мучительного поиска истины в потоке неизведанной реальности.

Совершенно иное значение приобретают эпитеты, обозначающие белый цвет. О символике этого цвета мы говорили выше. Однако к сказанному стоит добавить, что белый – это цвет божества, жизни и полноты бытия. Стоит обратить внимание на то, что данные эпитеты (лучезарный храм, светлая лазурь, белые страны, белые птицы, белая мечта, белый огонь) появляются в стихах только тогда, когда герой говорит о своей возлюбленной. Белый цвет отчетливо выражает ее божественную природу. Он соответствует также возвышенному состоянию героя, который смог, испытав на себе силу озарения, приблизиться к великим тайнам.

Теперь рассмотрим вторую группу цветовых символов. В нее, как мы уже говорили выше,  входят слова, обозначающие те или иные реалии окружающей действительности. В ней мы также можем выделить оппозицию «черный-белый». К первой части противопоставления относятся следующие слова: сумрак, мрак, мгла, тьма. Ко второй – свет, луч, лучезарность.

Эти слова, являясь неотъемлемой частью цветового пространства, выражают, как и перечисленные выше эпитеты, духовные искания героя, путь которого постоянно балансирует на грани контрастов между светом и тьмой, истиной и заблуждением, прозрением и слепотой, радостью и отчаянием.

Цвет в этом случае – символ бесконечного движения души. Кроме того, когда мы видим мир глазами главного героя в тех или иных красках, мы вполне определённо можем сказать, что на данную минуту происходит в его душе.

4.Подведение итогов, обобщение и систематизация знаний

Проанализировав значения ключевых символов, можем ли мы выстроить картину мира данного цикла? Конечно, можем.

Что представляет собой эта картина мира?

Позволяет ли постепенное выстраивание картины мира данного цикла увидеть «утраченную миром отважную красоту», о которой мы говорили вначале?

Картина мира, с одной стороны, представляет собой описание любовных переживаний Блока, в которых он воспевает силу чувства к своей возлюбленной. Но, с другой стороны, в этой книге прослеживается символический путь человеческой души.

Человек, пребывая в этом, мире, находится в постоянном поиске вечных истин. Среди реальности, которая призрачна и иллюзорна, он жаждет найти гармонию и спасение.

Символы, фигурирующие в этой книге, отражают в полной мере противоречия между земным и небесным, вечным и нетленным. Символ Прекрасной Дамы в контексте всего цикла воплощает образ Бога, соприкосновение с которым любой верующий человек ищет на протяжении всей жизни.

1. Слово не существует в ткани произведения изолированно от всего текста

2. Слово представляет собой сложный комплекс мифологических, этимологических и контекстуальных значений

3. Символическое пространство является выражением определенного мировоззрения, слова-символы в этом случае является своеобразным строительным материалом, с помощью которого можно выстроить и увидеть картину мира того или иного автора.

 

                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме " Правда в рассказе А.П.Платонова " В прекрасном и яростном мире".

Я  хотела  на  данном  уроке  показать   один  из  способов  идейно-художественного анализа  произведения,  а  именно:  как   стил...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Методическая разработка уроков литературы в 11 классе "Раздумья о пути России в поэме А.Блока "Двенадцать".

Эта методичесая разработка - попытка современного прочтения поэмы А.Блока, уже так далеко отстоящей от нас во времени и в то же время такой актуальной....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...