Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка
методическая разработка по литературе (11 класс)

Юлия Васильевна Симонова

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_literatury_v_11_klasse.docx68.03 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка урока литературы в 11 классе

Подготовила учитель: Симонова Ю.В.

Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка к написанию сочинения»

Цели:

образовательные:

  • углубить и расширить знания учащихся о творчестве А.А.Блока и о контексте, в котором оно осуществлялось;
  • усвоить знания по теории литературы, понимание роли художественных средств в воздействии произведения на читателя;
  • подготовить учащихся к написанию сочинения, через поставленные проблемы подвести их к пониманию блоковского восприятия современной ему России.

развивающие: 

  • продолжить формирование навыков работы с текстом, умение анализировать и извлекать из него необходимую информацию;
  • формировать творческие способности учащихся, развивать интеллектуально-творческое и эмоционально-образное мышление,
  • формировать исследовательские навыки обучающихся, развивать познавательный интерес, умение наблюдать, проводить аналогии и делать выводы, обобщать полученные знания,.
  • развивать у обучающихся коммуникативные навыки: умение давать аргументированный ответ на поставленный вопрос, умение слушать и понимать речь других участников урока.

воспитательные: 

  • способствовать развитию познавательного интереса учащихся к истории и литературе;
  • развивать эстетический вкус учащихся, формировать у них эстетические и нравственные ориентиры;
  • совершенствовать духовно-нравственные качества личности учащихся, повышать их уровень эмпатии;
  • развивать у учащихся самостоятельное мышление, учить их давать собственную оценку изучаемым явлениям и толерантно относиться к чужим мнениям.

Применяемые на уроке технологии: преподавание литературы как предмета, формирующего человека; технология проблемно-диалогового обучения, личностно-ориентированный, информационно-коммуникационный подход. 

Форма работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование урока: учебник, компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.

 Ход урока.

1. Презентация: прослушивается запись стихотворения в исполнении профессионального артиста. Параллельно на экране сменяют друг друга  изображения А. А. Блока, Марии Павловны Ивановой, которой посвящено стихотворение, России начала 20 века.

https://www.syl.ru/misc/i/ai/312690/1765910.jpg Мария Павловна Иванова

2. Слово учителя.

История создания стихотворения

Стихотворение "На железной дороге" написано А.А.Блоком 14 июня 1910 года. В авторских примечаниях Блок писал о нем: "Бессознательное подражание эпизоду из "Воскресения" Толстого: Катюша Маслова на маленькой станции видит в окне Нехлюдова в бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса".  
В произведении преломились и собственные переживания и мысли поэта, связанные с железной дорогой, о которых он сообщал в письме к другу, Евгению Иванову: "Я был в Петербурге 14 июня, провел 7 часов (от 8 до 3) (по собственной глупости, из-за денег и банков), хотел придти на службу к тебе; но махнул рукой вдруг и уныло забрался в вагон; не хватило и на это; было очень холодно и скучно, перепархивал снежок. Я сидел один в спальном купе II класса <...> Какая тупая боль от скуки бывает! И так постоянно - жизнь "следует" мимо, как поезд, в окнах торчат заспанные, пьяные и веселые, и скучные, - а я, зевая, смотрю вслед с "мокрой платформы". Или - так еще ждут счастья, как поезда ночью на открытой платформе, занесенной снегом. Все это - замечания от праздности." (том 8 из с\с А.А.Блока, Госиздательство ХЛ М-Л.1963, стр.312-313)". Вероятно, в сюжете стихотворения отразился также эпизод, рассказанный Ивановым в письме Блоку от 8 июня 1910: "...проезжая мимо дач одного из "Стрельнинских" парков, увидел у канавы лежащую девушку лет 13-15, кругом в почтительном отдалении дачники. "Отравилась". Лицо совсем детское и все в огне. Но покой сна в этом лице. Я был так подл, что проехал мимо и не остановился и ничем не помог <...> Но еще и оттого не остановился, что боялся увидеть ужас и боль ее, когда проснется от обморока".

Стихотворение имеет посвящение Марии Павловне Ивановой (1873-1941) – сестре Евгения Павловича Иванова и близкой подруге матери Блока. Высылая ей автограф стихотворения, Блок писал: «Хочу послать Вам рукопись того стихотворения, которое Вы позволили мне посвятить Вам <...> я люблю то, что Ваше, и всегда слушаю и у Вас учусь». Надежда Павлович вспоминала о Марии Павловне: «…это была уже немолодая девушка необыкновенной доброты, отзывчивости и грусти. Всю себя она посвятила брату, Евгению Павловичу Иванову, и воспитанию его дочери Марины. <...> Много лет спустя после начала нашего знакомства я решилась спросить Марию Павловну, как, при каких обстоятельствах, Блок посвятил ей эти стихи. Она улыбнулась своей милой, застенчивой улыбкой: «Мне понравились, он и посвятил»».

3. Работа с классом.

Вопрос учителя:  На какие особенности композиции этого стихотворения вы обратили внимание?

Возможный ответ: В стихотворении автор использует прием обратного повествования, то есть начинает с гибели героини, постепенно раскрывая предшествующие события. Композиция кольцевая - история начинается с конца: первое четверостишие фиксирует трагический итог жизни молодой женщины, следующие шесть катренов представляют собой флешбек, характеризующий саму её жизнь, а последние два констатируют неизбежность подобного конца.

Вопрос учителя:  В чем может быть символический смысл подобной закольцованности?

Возможный ответ: События движутся по кругу, как и поезда по железной дороге, это движение без развития, без перспективы.

Вопрос учителя:  Какие стилистические особенности языка Блока вы заметили?

Возможный ответ: Помимо того, что язык этого стихотворения богат яркими метафорами и метонимиями: «три ярких глаза набегающих», «молчали желтые и синие»(под цветами вагонов подразумеваются слои общества), «скользнул по ней улыбкой», «мчалась юность бесполезная», «давно уж сердце вынуто»,  образность его настолько  необычна, что находится на грани языковой нормы. Блок лишает части речи их традиционных функций: прилагательные выступают в непривычной для себя роли подлежащих («Молчали желтые и синие», «Лежит и смотрит <...>красивая и молодая», «Вставали сонные») и повелительного наклонения («Нежней румянец, круче локон»), железнодорожная тоска распадается на  тоску дорожную и железную, глаза вагонов не пустые, а пустынные  - на столь смелые языковые эксперименты имеют право только настоящие поэты, тонко чувствующие родной язык.

Вопрос учителя: В тексте очень много лакун: «красивая и молодая» - кто?, «шла походкой чинною» - кто? «ждала, волнуясь, под навесом»- кого, чего?, «вставали сонные» - кто?, непрямых высказываний: “смотрит, как живая» - значит неживая, «всю обойдя платформу длинную» – значит приходила заранее. Мы не знаем о героине ничего определённого, нам неизвестно ее происхождение, социальное положение, в каких именно мечтах она изнемогает, чем именно она раздавлена, что привело её к столь печальному концу – обо всём этом мы можем только догадываться. Каков художественный эффект этих недоговорённостей?

Возможный ответ: Такое отсутствие конкретики, те немногие детали, которыми нас скупо одаряет автор, делают её образ символом молодости и красоты, которой не нашлось места в равнодушном, или даже бездушном  мире, где люди и машины одинаково неспособны на искренние чувства.

Вопрос учителя:  Какими средствами автор создаёт образ бесчеловечного мира, в котором существовала героиня?

Какие художественные приёмы использует Блок, чтобы противопоставить свою героиню внешнему пространству?  

Возможный ответ: Бездушие этого мира подчеркнуто метонимией (“Вагоны шли привычной линией… Молчали желтые и синие”) и пропуском подлежащего  («Вставали сонные за стеклами») - это мир без людей, мир без лиц. Для проезжающих, на чей чуть более пристальный взгляд героиня так надеется, она всего лишь часть привычного пейзажа, она воспринимается  ими в одном ряду с кустами и жандармом (об этом свидетельствует ряд однородных членов: “Платформу, сад с кустами блеклыми, ее, жандарма с нею рядом»), их взгляд будет одинаково «ровным», что бы ни попало в их поле зрения. Эти люди лишены собственного лица и неспособны увидеть его в других. Отношение этого мира к героине передают эпитеты «привычной, сонные, ровным, блеклыми, небрежною». Особенно выразителен эпитет «пустынные (глаза)», который, с одной стороны, контрастирует с “жадными взорами” героини, а с другой – несет в себе не только мотив пустоты, но и мотив безжизненности. Лексика, описывающая героиню, более яркая, от неё веет энергией, жизнью: «в цветном платке, красивая, молодая, юность, румянец, локон, жадные взоры, волнуясь». Таким образом, умершая девушка предстает перед нами «как живая», а от мира живых людей веет холодом, мертвенностью.

Вопрос учителя:  Какое возникает чувство после прочтения стихотворения? «Всё больно» -чья это боль? Героини? Но ведь мёртвым не больно, может быть автор говорит о своей боли? или о нашей с вами?

Возможный ответ: Автор заражает читателя  «дорожной, железной тоской» и передаёт ему ту боль, которую испытывает сам, наблюдая, как этот механистический мир вытесняет на обочину самое ценное: юное, прекрасное, живое. Эта боль может быть целебной, если вылечит кого-то от равнодушия, изменит чей-то «ровный взгляд» на чуткость и отзывчивость внутренне сложного, этически и эстетически развитого человека.

Вопрос учителя:  Какие произведения Л.Н.Толстого вдохновили Блока на создание этого произведения? Что общего у героини стихотворения с Катюшей Масловой и Анной Карениной?

Возможный ответ: Сюжет этого стихотворения перекликается с произведениями русских классиков. На его связь с “Воскресением” Л.Н.Толстого указывал сам Блок. Однако, кроме образа гусара в бархатном кресле купе первого класса, вдохновлённого похожей сценой у Л. Н.Толстого, и неисполненного намерения Катюши броситься под поезд, никаких пересечений не обнаруживается.  Образ "красивой и молодой" женщины, лежащей под железнодорожной насыпью,  вызывает ассоциации  с "Анной Карениной", но других биографических совпадений у героинь стихотворения Блока и романа Толстого не наблюдается. Главное различие: истории Катюши Масловой и Анны Карениной очень конкретны и подробны, тогда как картина,  созданная  Блоком,  имеет обобщенный характер.

Вопрос учителя:  С какими ещё произведениями русской литературы ассоциируется название стихотворения и его содержание?

Возможный ответ: У Н. А. Некрасова есть стихотворение «Железная дорога», но с блоковской «Железной дорогой», его объединяет только негативное отношение к этому техническому устройству, губящему людей. А вот с дикаркой из некрасовской “Тройки” у блоковской героини есть много общего, их объединяют природная красота и живость, мечты о чём-то несбыточном  и эпизод, когда мимолётное внимание представителя правящего класса пробудило у каждой надежду на лучшую долю.  Блоковский гусар родной брат некрасовского корнета, правда образ тройки сам по себе более позитивен чем образ железной дороги. Да и судьбы у героинь разные. Некрасов оплакивает крестьянскую красоту, которая должна пропасть от тяжести крестьянского труда и которой социальное неравенство не дает “поцарствовать вволю”, но он не предрекает её раннюю смерть и самоубийство.  Блок, в отличие от Некрасова, избегает социальной конкретики, его возмущает не столько социальное неравенство, сколько невнимание общества к человеческой личности и извращённость принятой в нём системы ценностей.

Вопрос учителя:  Какие характерные для русской литературы темы затрагивает это стихотворение? Почему юность героини названа “бесполезной”?

Возможный ответ: Тема «лишнего человека», знакомая нам по русской литературе первой половины 19го века, обычно касается героев-мужчин.  К концу 19го века идея невостребованности, ненужности, нереализованности стала пониматься шире. Эксцентричные поступки женских персонажей, приведшие их к смерти, во многом были вызваны невозможностью реализоваться: Лариса («Бесприданница» А.Н.Островского), Катерина («Гроза» А.Н.Островского), Анна Каренина («Анна Каренина» Л.Н.Толстого). Глубоко прочувствовал эту проблему А.П.Чехов: «Какая она великолепная женщина! Как она любит! Даже ненужные вещи собирают теперь по дворам и продают их с благотворительною целью, <...> но такая драгоценность, такая редкость, как любовь изящной, молодой, неглупой и порядочной женщины, пропадает совершенно даром.» («Рассказ неизвестного человека»)

Вопрос учителя:    Почему Блок включил это стихотворение в цикл “Родина”? Как оно связано с другими стихами цикла?

Возможный ответ: Можно найти общие  мотивы и образы, объединяющие это  стихотворение  с другими стихами цикла “Родина”, например со стихотворением “Россия” (“в цветном платке” - “плат узорный до бровей”; “тоска дорожная, железная” - “тоска острожная”), что позволяет рассматривать данное стихотворение не только как рассказ о человеческой судьбе, но и как горькие размышления поэта о трагическом пути России.  В стихотворении этого же цикла  «На поле Куликовом» поэт восклицает: «О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!» Образ России для Блока - женский образ, а его любовь к родине сродни любви к женщине – жене, невесте.   Тема пути, дороги ассоциируется у него с размышлениями об исторической судьбе его страны.

4.Итог урока.

 Стихотворение А.Блока нельзя расценивать  просто как зарисовку с натуры. Оно имеет огромный обобщающий смысл. Место действия трагедии не железнодорожный полустанок, а весь мир, в котором  страдает и гибнет человек, раздавленный «железной действительностью». Великим чувством любви и сострадания пронизано все стихотворение. Написанное в начале века, оно не утратило своей актуальности и сейчас. К сожалению «странный мир», который так пугал Блока, не стал ни добрее, ни человечней. Наше время - это время социальных потрясений, страшных катастроф, растущей бездуховности. А Блок своим стихотворением напоминает нам о необходимости в жизни добра, любви, чувства сострадания, иначе мир погрузится в беспросветный мрак, хаос, небытие.

5.Домашнее задание:

Творческая работа – написать сочинение по теме«Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века».

Вспомнить другие произведения, объединённые "железнодорожно-трамвайной" темой (например: М. И. Цветаева "Рельсы", Н. С. Гумилев  "Заблудившийся трамвай, С.А.Есенин, Из Сорокоуста «Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь, Железной ноздрей храпя,  На лапах чугунных поезд?») Можно ли утверждать, что образ этих механических устройств, способных только к поступательному движению, имеет нечто общее у разных авторов?