Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Монгуш Рада  Сергеевна

Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок литературы 6 класс27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Весенний вечер

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.


Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.


Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.

Часкы хун

Хамык чуве-- арга- даш-даа, хемде суг-даа

Кожээн чузун хере коступ оттуп келди.

Хуннун караа чымчай берген, чылып келген,

Хулумзуруп , оорээн ышкаш , коруп туру.

Частын хунун узун кыжын манап келген

Арга кужу ыянгылыг ырын ырлап,

Боштунган хем хостуг –шолээн бадып чыдыр,

Саарыглары чаржып суржуп ойнап турлар.

Ажыг сооктан адырылгаш, дирлип келген,

Амыдырал дамырларын долуп турар

Чернин белээ – хунге туткан хек-даваны

Чечектернин мурнундан кээп согуруп тур.

А мен база ону коруп , чурээм сергеп,

Алдын хунге сагыш-сеткил чылыгып кээп,

Ишчилернин мурнундан кээп амырладым,

Изии- биле байырлаанын ырлап тур мен.

Сергей Пюрбю

Открытый урок в 6 классе на тему «Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века ( на примере стихотворений С.Есенина «Весенний вечер» и С.Пюрбю «Часкы хун»)

Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности образов природы в стихотворениях С.А.Есенина С.Б.Пюрбю; понять настроение, чувства поэтов в описании природы, пробудить интерес к поэзии у шестиклассников, помочь вызвать зрительные образы природы при чтении стихотворений; выявить художественные средства в изучаемых произведениях.

Задачи: 

  1. Обучающая: продолжить находить символические образы, настроение лирического героя при помощи художественных средств в стихотворениях;
  2. Развивающая: продолжить развитие умений восприятия поэтического слова через творческие способности детей: выражение рисунков;
  3. Воспитание любви к природе, Родине.

Оборудование: ИКТ - презентация: портреты С.А.Есенина, С.Б.Пюрбю; видео романса «Весенний вечер», картина-рисунок ученика,  музыка, картины русской природы.
Ход урока. 

Добрый день, мои дорогие! Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки.

-Какое у вас сегодня настроение?

Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь,что урок пройдет интересно и увлекательно.

Начинаем урок . Садитесь!

Вступительное слово учителя.

Отгадайте загадку: Тает снежок, ожил лужок. День прибывает .Когда это бывает? (Весной)

-Кто родился весной, ребята? Поднимите руки.

-От какого слова образовано это слово? (Веселый)

Значит, это веселая пора года . Эти ребята по характеру тоже веселые.

 Проверка домашнего задания

-А весенние приметы вы знаете? Что такое примета ?(предзнаменование, предчувствие, предвестие)

А на родном языке как звучит ? (Чоннун эскериглери, частын онзагай демдектери)  (Слайд 1)

Посмотрите на слайд и прочитайте .

-Какая примета вам понравилась, можете перевести на родной язык.

Казапчадан дамдылар узун болза , час узун болгаш ур боор .

О весне писали многие композиторы, художники и поэты.

Какие стихотворения про весну вы знаете? Наизусть кто-нибудь знает?

Молодцы! Очень хорошо поработали .

- Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Правильно. Мы поговорим о том, как изображается родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.

- Запишите тему урока в тетрадях (на доске)

Тема нашего урока… Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века

Цели урока…

Наша цель - знакомство со стихами поэтов 20 века. А еще мы продолжим отрабатывать навыки выразительного чтения и анализа лирических произведений, обратим внимание на близость  мотивов поэзии русских и родных поэтов.

В звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее! Он сам шутил над своей фамилией так: Во мне живут осень и ясень . Кто это , ребята ?       (Слайд2)

-Каким вы видите его? Опишите портрет.

Сегодня мы знакомимся с его замечательным стихотворением  «Весенний вечер». Это стихотворение написано в 1912 году. Относится  к ранней лирике Есенина. Он включил свой первый сборник .С.А.Есенин- патриот своей родной земли.Послушайте романс на стихи С.Есенина «Весенний вечер»

 Звучит музыкаНа экране проецируются картины русской природы. (Слайд 3)

-Вам понравилось стихотворение в такой форме?

Вот перед вами текст стихотворения. (Слайд 4)

 Кто-нибудь желает прочитать стихотворение?

-О чем же стихотворение ? Какова тема ? (Стихотворение напоминает простую пейзажную зарисовку, смена дня вечером и приближением ночи.) Пейзаж, природа,..

-Основная мысль какая ? ( Гармония человека с природой, Любовь к родному краю)

- Какие образы здесь использует автор?(Лирический герой,любуется красотой природы,возможно , это его любимая пора года; Образ природы-нежная, прекрасная, завораживающая; Пахарь- трудяга, любит труд, природу, живет в гармонии с ней, потому что несмотря на то, что пришел с полей, слушает песню соловья, причем о любви)

Автор неслучайно пишет: «песню любви затянул соловей», таким образом он скрывает главную мысль , чтобы сам читатель подумал о гармонии человека с природой. Ведь только в гармонии возможно понять до конца любовь и увидеть красоту окружающего мира.

- Какими цветами наполнено стихотворение? ( серебристая, золотой, розовый)

Что они символизируют эти цвета? (Жизнь, любовь, красоту , природу)

Розовый означает умиротворенность , спокойствие , мечтательность

Золотой – цвет солнца, зеленый-символ вечной жизни ,серебристый- бесконечной красоты

-Какие запахи и звуки присутствуют в стихотворении? (Запах зеленой весны, лесов, полей, берез;

Звуки соловья, песни глубокие…)

Учитель: Все эти запахи и звуки передают атмосферу деревенской жизни, простого крестьянского быта, который так дорог был поэту.

- С помощью каких художественных средств автор передает красоту окружающего мира ?

Эпитеты: река серебристая, царство вечернее, зеленая весна, горы лесистые, рог золотой, лента розовая, чаща березовая, звезды далекие.

Метафоры: запад подернулся (покрылся), заря слушает песни, заря с нежностью смотрит на звезды, улыбается земля .

Природа у Есенина какая? (Живая)

Для передачи настроения , эмоций автор использует ряд соответствующих слов: тихо, ласково, с нежностью, улыбается.

Учитель: Такое сочетание изобразительных средств создает впечатление сказочности. Все природные явления одушевляются. Здесь прослеживаются глубокие корни народных преданий и сказаний. Такие эпитеты издавна пользовались особой популярностью в русских народных сказках. Причем дело происходит в «царстве вечернем». Обычно вечер в поэзии представляется временем печали и тоски. У Есенина об этом нет и речи. Вечер связан не с упадком , а с окончанием очередного трудового дня и наступлением отдыха.

Только во 2 строфе появляется человек- пахарь- вернувшийся с работы усталый крестьянин. Родная избушка- незыблемый символ достатка и надежды на хороший урожай. Он еще употребляет традиционный поэтический образ влюбленного соловья.

В заключительных  строках весенний вечер становится уже торжеством мировой гармонии. Ночь становится чем-то кратковременным , потому что уже смотрит заря на звезды далекие.

Очень красиво звучит финальная строка: «улыбается небу земля».

4.Физминутка.  слайд 5

-Наверное, вы устали , давайте посмотрим на слайд ,выполняем движения по тексту.

Вот подснежники проснулись ,

Улыбнулись, потянулись

Раз- росой они умылись

Два- изящно покружились

Три- нагнулись и присели

И на солнце поглядели.

5.Практическая работа. (Сравнение стихотворений С.Есенина и С.Пюрбю)

Мотивы стихотворений С.Есенина  очень близки к стихотворениям родных  (тувинских )  поэтов, как М.Доржу «Чазын», А. Даржая  и С.Б.Пюрбю «Часкы хун».  Слайд 6

Послушайте стихотворение С.Пюрбю «Часкы хун»

-Вам понравилось стихотворение?

-Какие образы использовал поэт при описании весеннего дня?( Лес, река, весна, солнце, птица, земля, цветок, пахарь)

-А теперь сравните со стихотворением С.Есенина «Весенний вечер» Слайд 7

-Какой вывод  можно сделать по этим двум стихотворениям?

Учитель: Для Есенина и Пюрбю характерно ощущение единства и месного взаимодействия между природой и человеком. Оба стихотворения – не просто пейзажная лирика .Теплота и душевность стихотворений вызывают умиротворение и дарят надежду на счастливый следующий день.

6.Приглашаю одного ученика на интерактивную доску , чтоб проиллюстрировать наше стихотворение ( выходит учащийся с ОВЗ)

7. Рефлексия. Интерактивный прием «Микрофон»

-Как чувствовали себя на уроке?

-Что понравилось вам ?

-Что не понравилось?

-Что удалось нам сделать?

-Какие открытия , что нового для себя сделали?

8. Домашнее задание       Слайд 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».

Урок с применение ИКТ. Работа коллективная и вгруппах( проет, защита проекта)....

Интегрированный урок ( литература и английский язык). Природа в стихотворениях русских и английских поэтов 19 в.

Этот урок разработали учитель русского языка и литературы Кунаева Е. В. и учитель английского языка Евдокимова С. В....

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...

Родная природа в стихотворениях русских поэтов хх века. ( урок литературы в 6 классе).

Лирическое стихотворение раскрывает типическое переживание человека. Трудность восприятия лирического стихотворения состоит в тонкости его психологического содержания и особенном изяществе формы. Поэт...

План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6  классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)

Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....