Главные вкладки

    Урок литературы «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».
    методическая разработка (литература, 6 класс) на тему

    Дмитриева Светлана Сергеевна

    Урок с применение ИКТ. Работа коллективная и вгруппах( проет, защита проекта). 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 6 классе

    Тема:          «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».

    Дмитриева С.С.

    Конаково, 2012

    Цели: вызвать интерес к творчеству Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого; научить детей чувствовать с помощью трепетного слова поэтов удивительную красоту родной природы; воспитать чувство любви и бережного отношения к природе.

    Оборудование: интерактивная доска, компьютер, репродукции картин, сборники стихотворений, учебник.

    Ход урока.

            1. Организационный момент.

    - Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего  урока: «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века». Мы с вами будем учиться видеть слышать, понимать красоту природы.

    Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет наблюдать природу, не может не любить ее, человек становится частью природы, и она открывает ему все свои тайны. Об этом очень ярко сказал великий русский поэт Ф.И.Тютчев:

    Не то, что мните вы, природа,

    Не слепок, не бездушный лик –

    В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней язык.

    Природа России – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, композиторов, художников.

    Давайте послушаем музыкальное произведение великого композитора Антонио Вивальди.

    2. Прослушивание произведения А.Вивальди.

    - Понравилась вам музыка?

    - Какие чувства она у вас вызвала?

    - Как вы думаете, какое время года описано в произведении? Опишите его.

    - При помощи чего музыка передает описание природы?

    - Какие звуки зимней природы вы услышали?

    - А как, по-вашему, художники описывают природу?

            3. Слово учителя.

            Композиторы при помощи звуков,   художники при помощи кисти создают   прекрасные картины  природы. Каждый из них находит для описания  свои краски. Давайте рассмотрим репродукции картин.

            4. Рассмотрение репродукции картин.

    1) Репродукция картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

    - Какое время года изображено на картине?

    - Какие краски использует И.И.Левитан для описания весны? (Яркие, сочные: голубой, желтый, белый, коричневый).

    - Вслед за весной придет долгожданное лето.

    2) Репродукция картины Ф.Васильева «Мокрый луг».

    - Ребята, почему картина называется «Мокрый луг»?

    - Какой цвет преобладает на этой картине? (Зеленый).

    - А как вы думаете, почему именно зеленый? (Все растет, развивается).

    3)Репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень».

    - А вот и осень. Какие краски вы видите на этой картине? (Все цвета).

    - Обратите внимание, осенняя картина Левитана   очень яркая, какая-то праздничная.

    А с каким словом связано слово «праздник»? (Отдых).

    - Значит, мы можем сказать, что природа осенью отдыхает? (Да, закончился сенокос, собраны ягоды, собран урожай, птицы вывели птенцов).

    - Вот эту тишину осени, радость отдыха передает Левитан.

    - Ребята, а какое время года сейчас за окнами? (Конечно, зима – одно из любимых времен года).

    4) Репродукция картины К.Ф.Юона «Русская зима. Лигачево».

    - С каким цветом ассоциируется зима?     (С белым).

    - Пушистый белый снег; деревья, одетые в белые шубы и шапки. Продолжите  ряд.

            5. Слово учителя.

    - Ребята, мы с вами послушали музыку, рассмотрели репродукции картин и убедились, что композиторы при помощи звуков,  художники при помощи красок создают описания природы, которые заставляют нас восхищаться могучей и таинственной красотой. Скажите, а как еще можно передать красоту природы?     (Словом).

    - Конечно, словом. Словом можно выразить все: и звуки, и краски, и чувства, и  даже мысли автора. Но главное – уметь читать, видеть, слышать, понимать поэзию.

            Дома вы прочитали стихотворения русских поэтов Евгения Абрамовича Баратынского, Якова Петровича Полонского, Алексея Константиновича Толстого. Сначала послушаем выразительное чтение стихотворений этих замечательных поэтов в исполнении мастеров сценического искусства.

            6. Выразительное чтение стихотворений.

    1. Е.А.Баратынский «Весна, весна! как воздух чист…»

    2. Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи…»

    3. «Где гнутся над омутом лозы…»

            7. Слово учителя.

    - Красивые стихотворения, правда? Теперь вместе попробуем понять, как русский пейзаж может преображаться, может волновать и удивлять нас.

            На прошлом уроке вы распределились по группам, и каждая группа должна была выполнить проект исследовательской работы по творчеству одного из поэтов. Вы готовы? Давайте посмотрим, какая группа подготовилась лучше, узнала больше? Предоставляю слово первой группе.

            

    8. Защита проектов.

    1 группа. «Стихотворения Е.А.Баратынского».

    1) Краткая биография.

    2) Выразительное чтение стихотворения.

    3) Беседа:

    - О чем это стихотворение?

    - Чем оно понравилось?

    - Какие еще стихотворения Баратынского вы знаете?

    4) Демонстрация иллюстраций к стихотворениям Е.А.Баратынского.

    2 группа. «Творчество Я.П.Полонского».

    1) Краткая биография.

    2) Выразительное чтение стихотворения.

    - Какую картину вы мысленно увидели? Она вам понравилась?

    3) Анализ стихотворений Я.П.Полонского.

    4) Демонстрация иллюстраций к стихотворениям Я.П.Полонского.

    3 группа. «Стихотворения А.К.Толстого».

    1) Краткая биография.

    2) Выразительное чтение стихотворения.

    - Каково настроение поэта?

    - Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

    - Какова основная мысль стихотворения?

            9. Обобщение учителя.

            - Молодцы, ребята! Я надеюсь, что сегодняшний урок позволил понять, насколько родная природа удивительна, сказочна. Ведь не зря поэты пишут о ней с восхищением и гордостью. Их стихотворения помогают нам понять, что природа – неотъемлемая  часть жизни человека. А если представить, что вы вышли завтра на улицу и не увидели березку, заснеженный кустик…Что вы почувствуете?  (Пустоту, одиночество).

    - Что же мы должны сделать для того, чтобы сохранить природу для себя, для потомков?     (Не засорять, не ломать деревья…)

            10. Выставление оценок.

            Сегодня все хорошо поработали. Попробуйте оценить свою работу сами. Как вы считаете, какая группа подготовилась лучше?

            11. Домашнее задание. Дома вы сами попробуете  сочинить стихотворение на тему «Природа и мы».

            

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

    Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...

    Открытый урок по литературе в 6 классе Родная природа в стихотворениях поэтов XX века

    Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности о...

    Презентация для урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

    Презентация содержит наглядный материал, связанный с творчеством В.Ф. Бокова, Н.М. Рубцова, Р.Г. Гамзатова (портреты, краткая информация, тексты анализируемых стихотворений); фотографии, предназначенн...

    Урок литературы в 6 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов XX века"

    На уроке обучающиеся знакомятся со стихотворениями о природе поэтов XX века. На уроке вырабатываются навыки выразительного чтения лирического произведения и навыки анализа сти...

    Методическая разработка ( конспект) интегрированного урока литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов, художников, композиторов 19 века"

    Данная методическая разработка ( конспект)  имеет целью воспитать в учениках любовь к природе, умение слышать  музыку дождя,  пение птиц, шелест листьев, почувствовать себя частью приро...

    Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»

    Данный материал представляет собой методическую разработку урока, основанного на взаимодействии двух искусств - искусства слова и живописи. Цель урока: найти точки соприкосновения между стихотворениям...