Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме

Зварыкина Ирина Станиславовна

Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворения о родной природе, в том числе одно стихотворение астраханского поэта; приводятся высказывания о родной природе. Устанавилваются связи с другими видами искусств: музыкой (прослушивание песен на стихи Н.М. Рубцова), живописью (выставка рисунков учащихся).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatura_5_klass_dlya_publikacii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НА ТЕМУ: «РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА»

5 КЛАСС

(по учебной программе по литературе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина)

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Зварыкина Ирина Станиславовна

Астрахань 2013

Предмет: литература

Тема: Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  1. Выявить художественные особенности  и идеи стихотворений поэтов ХХ века о родной природе: В.Ф. Боков «Поклон», Н.М. Рубцов «В осеннем лесу», Р.Г. Гамзатов «Песня соловья».
  2. Формировать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, пересказа, лексической работы.
  3. Воспитывать чувство любви и уважения к малой родине и родной природе.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение личности ученика как представителя определённой нации; определение принадлежности к определённой малой родине.

Регулятивные действия: развитие навыков целеполагания, сопоставления, саморегуляции.

Познавательные действия: выразительное чтение наизусть; работа над значениями слов и выражений; поиск и анализ тропов; анализ образа лирического героя.

Коммуникативные действия: учебное сотрудничество (работа в мини-группах).

Оборудование: мультимедийная презентация, записи песен на стихотворения Н.М. Рубцова.

1. Слово учителя. Ребята, мы с вами продолжаем изучение раздела, посвящённого произведениям писателей и поэтов 20 века о родной природе. На прошлом уроке мы познакомились с прозаическими произведениями В.И. Белова и В.Г. Распутина, а сегодня рассмотрим некоторые стихотворения, посвящённые родному краю, а именно стихотворения Виктора Фёдоровича Бокова «Поклон», Николая Михайловича Рубцова «В осеннем лесу», Расула Гамзатовича Гамзатова «Песня соловья». Кроме того, мы посмотрим, как тема родной природы, родного края находит отражение в произведениях астраханских поэтов (на одном примере).

Записываем тему урока: «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».

2. Родина… Родные места… Какой-то необъяснимой силой обладают они! Любовь к Родине, к её народу, традициям, истории, родной природе, желание сделать свою страну еще прекрасней издавна является источником вдохновения художников, композиторов, поэтов и писателей. Тема Родины, родной природы звучит в творчестве поэтов 19-20 вв.

Назовите знакомые вам произведения поэтов 19 и 20 вв., посвящённые теме родной природы.

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»

А.А. Фет «Весенние воды»

Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

А.А. Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»

С.А. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»

Какова художественная идея этих произведений (единство человека и природы).

3. Дома вы должны были познакомиться со стихотворениями В.Ф. Бокова, Н.М. Рубцова, Р.Г. Гамзатова. Каким настроением проникнуты эти стихотворения? Что общего у этих стихотворений с теми, которые мы с вами уже прошли в этом году? (В этих стихотворениях также передано ощущение внутренней связи человека и родной природы)

4. В.Ф. Боков «Поклон»

Сообщение о В.Ф. Бокове (1914-2009).

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Поклон»

Лексическая работа:

поясной поклон (при прохождении по храму совершается крестное знамение с поясным поклоном против Царских врат) – ср. земной поклон

коллега – товарищ по учению или работе

землячок: земляк – уроженец одной с кем-нибудь местности

- Кому шлёт поясной поклон герой стихотворения? Какие чувства он при этом испытывает? (поясной поклон – знак уважения лирического героя к природе; природа для него подобна храму)

- Слова с какими суффиксами при этом использованы? Какова их роль?

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами говорят о тёплом чувстве любви и нежности ко всему окружающему.

- Почему лирический герой называет соловья своим коллегой? (соловей, как и поэт, воспевает красоту природы)

- Прочитайте выразительно строчки стихотворения, в которых ощущается глубокая внутренняя связь лирического героя и природы родного края.

Сел на камень отдохнуть,

Расстегнул пиджачок.

Не успел чихнуть:

- Будь здоров, землячок! –

Вся родная сторона

Говорит эти слова.

5. Н.М. Рубцов «В осеннем лесу»

Сообщение о Н.М. Рубцове (1936-1971). Тема Родины, родной природы звучит в произведениях Н.М. Рубцова очень трогательно.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «В осеннем лесу».

- Какие тропы можно найти в данном стихотворении? (эпитеты, сравнения)

- Найдите в тексте стихотворения сравнения. Для чего автор их использует? (плывут, как мысли, облака; внизу волнуется река, как чувство радости беспечной – в этих сравнениях проводится параллель между миром природы и миром человека)

- Лирический герой связывает себя и окружающий мир в единое целое. Прочитайте выразительно строчки стихотворения, в которых эта связь ощущается наиболее отчётливо.

Я хотел  бы  превратиться

 Или в багряный тихий  лист,

 Иль в дождевой весёлый  свист,

 Но, превратившись, возродиться

 И возвратиться в отчий дом,

 Чтобы однажды в доме том

 Перед дорогою большою

 Сказать: - Я был в лесу листом! -

 Сказать:  - Я был в лесу дождём!

- Какое значение приобретают заключительные строчки стихотворения? (близость к природе способствует очищению и возрождению человека)

Ребята, я просила вас подобрать пословицы, поговорки, афоризмы о любви к природе. Какие афоризмы вы подобрали? Какие из них созвучны переживаниям лирического героя? Объясните значение одного из высказываний (на выбор).

Не беречь поросли, не видать и дерева (русская пословица)

Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени (русская пословица)

Сила природы велика (Цицерон)

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни (Леонардо да Винчи)

Природа — творец всех творцов (И. Гёте)

Леса учат человека понимать прекрасное (А.П. Чехов)

Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром (А.И. Герцен)

Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин (Ф.М. Достоевский)

Охранять природу — значит охранять Родину (М.М. Пришвин)

-  Н. Рубцов – замечательный поэт-песенник, у которого много песен, посвящённых родному краю, природе (прослушивание песен на стихи Рубцова и просмотр файлов презентации).

6. Р.Г. Гамзатов «Песня соловья»

Сообщение о Р.Г. Гамзатове (1923-2003).

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Песня соловья».

- В какой строчке стихотворения нашло отражение чувство гордости лирического героя за свою родину? (В ней звучит торжество)

- Песня соловья посвящена родине. Почему всякая другая «надоела б ему»?

- Какие пословицы подтверждают справедливость слов поэта? Зачитайте пословицы о родине, объясните их значение (одной на выбор)

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. (Русская)

Где выросла сосна, там она и красна. (Русская)

Дома и стены помогают. (Русская)

Своя земля и в горсти мила. (Русская)

Человек без родины – соловей без песни. (Русская)

Пословицы народов мира:

На своей улице и собака – тигр. (Афганская)

Кто строит не на своей земле, тот теряет и цемент, и камень. (Итальянская)

7. Обращение к выставке рисунков. Ребята, я давала нескольким ученикам индивидуальные задания нарисовать иллюстрации к стихотворениям В.Ф. Бокова, Н.М. Рубцова, Р.Г. Гамзатова. С какими строками стихотворений можно соотнести эти рисунки? (ответы заранее подготовившихся учеников)

8. А теперь, ребята, после того, как мы рассмотрели стихотворения В.Ф. Бокова, Н.М. Рубцова, Р.Г. Гамзатова, было бы несправедливо обойти вниманием тему родного края в творчестве астраханских поэтов и писателей. Нинель Мордовина, Юрий Селенский, Леонид Чашечников, Адихан Шадрин, Сергей Калашников – все эти поэты и писатели посвящали свои произведения Астраханскому краю, своей малой родине.

Сегодня мы с вами рассмотрим стихотворение астраханской поэтессы Нинель Александровны Мордовиной «Серебряный ветер».

Когда нагонит воду в култуки

Весенняя, ознобная моряна

И в них заплещет, словно лещ икряный,

Луна, обдав сияньем тальники, -

От зимнего очнётся забытья

Земля, вдохнув серебряного ветра…

Как широко распахнуты, как щедро

Раскрыты понизовые края!

Входи, весна, и – празднуй: твой черёд

Приказывать всему, что есть на свете, -

Не зря луной и морем полон ветер

И даль сквозная за сердце берёт!

…Измаясь в ожидании тепла,

Я как-то распахнула марту двери…

И ветер об одном прошу теперь я:

- Весну земли не оброни с крыла!

Не обернись обманным серебром –

От зимних вьюг ещё свежи ожоги.

Не добавляй земле моей тревоги,

Не задержи весну с её добром!

- Какова главная мысль этого стихотворения? Прочитайте строки, в которых она содержится. (радость от прихода весны, любовь к родному краю)

9. Итоги урока.

- Что объединяет стихотворения В. Бокова, Н. Рубцова, Р. Гамзатова, Н. Мордовиной? (любовь к родному краю, гордость за него)

- Какой заголовок можно было бы дать разделу, в который включены эти стихотворения?

Заголовком раздела мог бы стать афоризм «Без любви к природе нет любви к отечеству».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе в 6 классе Родная природа в стихотворениях поэтов XX века

Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности о...

Презентация для урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Презентация содержит наглядный материал, связанный с творчеством В.Ф. Бокова, Н.М. Рубцова, Р.Г. Гамзатова (портреты, краткая информация, тексты анализируемых стихотворений); фотографии, предназначенн...

Урок литературы в 6Б классе ТЕМА: РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА

Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенно...

Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»

Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»...

Конспект урока по теме: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века» 6 класс

Конспект урока литературы с применением технологии исследовательской деятельности  Тема урока: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века»Предмет:  литератураКласс: 6Базовый...

Урок по литературе в 6 классе на тему "Родная природа в стихотворениях поэтов XX века"

Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенно...

План – конспект урока литературы в 6 классе Тема: « Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»

Урок литературы для обучающихся 6 класса. Тема "Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века". Данный урок составлен на основе учебника Коровина....