План – конспект урока литературы в 6 классе Тема: « Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Ольга Ивановна Пономарева

Урок литературы для обучающихся 6 класса. Тема "Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века". Данный урок составлен на основе учебника Коровина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока литературы в 6а классе

Учитель: Пономарева О.И.

Тема: « Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»

Цели:

  1. Способствовать формированию представления учащихся о творчестве поэтов 20 века, познакомиться со стихотворениями о природе поэтов 20 века
  2. Вырабатывать навыки выразительного чтения лирического произведения и навыки анализа стихотворения, учиться формировать свою точку зрения
  3. Закрепить знания об изобразительно-выразительных средствах языка и уметь находить их в тексте
  4. Формировать нравственно-эстетическое отношение к природе.

Тип урока:

Ход урока

  1. Орг. Момент.

Здравствуйте, рада приветствовать всех присутствующих. Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.

МУЗЫКА 1

Слайды (Природа)

Музыка стихает,  СЛАЙД (стихотворение) звучит стихотворение С.Есенина «Белая береза» Поэтическая пятиминутка. (Звягинцева Кристина)

Слово учителя: Природа – неисчерпаемый источник вдохновения для композиторов, художников, поэтов. У композитора – ноты, у художника – краски, а у поэта – слово. Словом поэт воздействует на наше воображение. Мы мысленно представляем эту картину, слышим звуки природы, проникаемся настроением автора. Наша природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу.

  • Ребята, вы уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

(формулировка темы учащимися)

СЛАЙД (тема урока)

  • Какие цели и задачи мы ставим перед собой? (О чем мы хотим узнать?)

(формулировка целей и задач учащимися)

СЛАЙД (цели урока)

Слово учителя: Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с творчеством русских поэтов 20 века, прочтем и проанализируем стихотворения о природе.

А начнем мы разговор о творчестве Александра Александровича Блока, центральное место в котором занимает тема Родины – России. В своих стихотворениях Блок пишет о любви к России, её природе, пытается понять сложность человеческого бытия.

Давайте познакомимся с биографией этого замечательного поэта.

  • Рассказ заранее подготовленного ученика (биография)

СЛАЙД

А теперь обратимся к стихотворению А.Блока «Летний вечер» (учитель читает наизусть)

СЛАЙД (стихотворение)

(Анализ стихотворения совместно по вопросам)

  • Ребята, вам понравилось стихотворение?

Ответ:

- Какие слова вам непонятны?

( Дремота – полусонное состояние,

Межа – граница земельных участков,

Жница – та, которая жнёт, убирает в поле рожь)

 - Какое настроение передает нам автор?

(настроение покоя, грусти, туманной надежды)

- Что нам даёт знать поэт уже в названии произведения?

(Действие происходит летним вечером)

 - Укажите приметы летнего вечера.

(Последние лучи заката)

- А это раннее лето, лето в разгаре или подходит к концу? Докажите примерами из текста.

(Конец лета, уборка урожая: Сжатая рожь, некошеная межа,

песня жницы)

- На сколько частей вы бы разделили это стихотворение?

(На две)

 - Почему именно так?

(по смыслу, по настроению)

- Прочитаем выразительно первую часть стихотворения.

- Что описывает автор в 1-ой части? Каково состояние природы?

(Ни ветерка, ни крика птицы, замирает песня жницы – в природе

минутная тишина)

- Что за приём использует автор в выражении «дремотой розовой»?  

(метафора. Эта метафора очень точно передаёт состояние природы. Природа замерла. Она в полусонном состоянии.

Вокруг – тишина и покой)

- Найдите ещё в 1-ой части метафору, в которой есть цвет?

(красный диск заката)

- С чем у вас ассоциируется этот цвет?

(Тревога, беспокойство, суета).

- О какой же тревоге говорит автор?

(Лирический герой пишет, что день его с тревогой, суетой беспокойством уступил место предстоящей ночи. Все переживания ушли

 вместе с уходящим днём)

   - В природе – тишина и покой. А в душе лирического героя – тревога после уходящего дня. Какой приём использует автор?

(антитеза – противопоставление)

- Выразительно прочитаем 2-ую часть стихотворения.

- Сколько предложений во 2-ой части? Какое это предложение по цели высказывания?

(Восклицательное)

- Почему автор ставит восклицательный знак?

(Он ждёт ночи, чтобы забыть все тревоги, заботы и переживания ушедшего дня и предаться спокойствию).

- Какие еще выразительные средства языка использует автор?

  • (работа по рядам) Найдите в стихотворении:

1 ряд - олицетворения (лучи заката «лежат» , трава «объята дремотой») , 2 ряд - метафоры («красный диск луны», «дремотой розовой») ,

3 ряд - эпитеты («последние лучи заката» ,  «вечерней тишины» , «луговые дали»)

- В чём же мастерство Блока? Понравилось вам это стихотворение? Чем именно?

(Стихотворение красивое, нежное. В нем Блок описал все те прекрасные моменты, которые можно увидеть и просто прочувствовать, когда смотришь на эту красоту)

Слово учителя: Ребята, прочитав стихотворение А. Блока, мы смогли представить картину летнего вечера в своём воображении. А сейчас я предлагаю вам прослушать музыкальный отрывок из фортепьянного цикла П.И.Чайковского «Времена года (июнь)»

  • Послушайте музыкальный отрывок.

МУЗЫКА

СЛАЙД стихотворение «Летний вечер».

  • Созвучна ли музыка настроению стихотворения? Помогает ли она воспринимать поэзию А.Блока? Почему?

Ответ: Да, помогает, потому что музыка спокойная, умиротворяющая, как и настроение произведения.

  • Спасибо! Вы отлично справились!

А теперь настало время немножко отдохнуть. ФИЗМИНУТКА (проводит учащийся)

Молодцы!

А теперь поговорим о поэте, которого называют «певцом природы».

  • Вы догадались, о ком идет речь?

Ответ: да, Сергей Есенин.

СЛАЙД (фото Есенина)

  • Правильно. Поэзия Сергея Есенина – это глубокое чувство любви к Родине, воспевание красоты её природы. Его пейзажная лирика необыкновенно музыкальна, красочна, образна. Давайте познакомимся с биографией этого удивительного поэта.

Рассказ заранее подготовленного ученика (биография)

СЛАЙД

  • Ребята, мы познакомились с биографией Есенина, а теперь давайте поработаем с одним из произведений поэта о природе, которое называется «Пороша».

СЛАЙД (стихотворение Пороша)

Я предлагаю вам прослушать это стихотворение.

ЗВУКОЗАПИСЬ

  • Ребята, я предлагаю вам проанализировать это стихотворение самостоятельно. Вы будете работать в парах. На каждой парте есть план анализа стихотворения. Ваша задача, используя план, проанализировать стихотворение.

План анализа стихотворения С.А. Есенина «Пороша» (1914)

1.О чем стихотворение?_______________________________________________________________________________________________________________________

2.Какое настроение передает автор? _________________________________________________________________

3.Какие цвета и звуки природы можно найти в тексте? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Какими средствами художественной выразительности пользуется автор при описании природы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Чем понравилось стихотворение? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

(Анализ стихотворения в парах_)

Обобщение работы (беседа)

  • Каково состояние героя? Какие чувства он испытывает?

Ответ: Лирический герой любуется увиденным, видит волшебство, мечтает, фантазирует.

  • Как характеризует это лирического героя?

Ответ: Он наблюдательный, чуткий.

А теперь попробуйте прочувствовать это стихотворение. Закройте глаза и представьте себе – зимний заснеженный лес, вьётся дорога. Помечтайте.

МУЗЫКА

СЛАЙД (картина)

  • Откройте глаза – посмотрите, как изобразил это художник. Каковы ваши впечатления?

Ответы:

  • А теперь попробуйте выразительно прочитать стихотворение, передавая состояние и настроение лирического героя. Передайте и тишину, и звуки, и скачку при езде, пожалейте сосну – старушку.

(слушаем чтение 2 –х учащихся)

Спасибо! Молодцы!

ОБОБЩЕНИЕ

Таким образом, мы с вами убедились, что картины природы в стихотворениях А.Блока и С.Есенина очень яркие, образные, музыкальные. Поэзия живая и понятна каждому русскому человеку. Мы узнаём в строчках стихотворений родную русскую природу, и, вместе с тем, видим любовь автора к своей Родине, России.

  • Так в чем же вы видите мастерство поэтов 20 века при создании картин русской природы?

Ответ: Мастерство состоит в том, что они с помощью выразительных средств смогли создать удивительно яркие картины русской природы, которые словно оживают на наших глазах.

Хорошо. Молодцы! Вы хорошо поработали.

А сейчас мы с вами запишем домашнее задание

СЛАЙД  Выучить наизусть любое стихотворение или нарисовать иллюстрацию.

Рефлексия

  • Диалог

-Сегодня на уроке мы плодотворно поработали. Как вы думаете, успешно? Достигли мы тех целей, которые ставили в начале урока?

СЛАЙД (цели урока)

Ответы уч-ся

  • Самооценка

-Понравился вам урок?

- Как вы считаете, кто на уроке был самым активным и заслуживает отметки «5»?

Ответы:

- Всё-таки мне хочется узнать мнение каждого из вас, поэтому предлагаю заполнить листы самооценки, ответив на несколько несложных вопросов. Даю вам две минутки, листы сдаем.

Лист самооценивания

На уроке мне было интересно

Да/нет

Я чувствовал (а) себя комфортно

Да/нет

Я чувствовал (а) свою значимость

 на уроке

Да/нет

Я считаю, что тема урока мною понята и усвоена

Да/нет

Я оцениваю свою работу на уроке на

«1»   «2»   «3»   «4»   «5»

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Лист самооценивания

На уроке мне было интересно

Да/нет

Я чувствовал (а) себя комфортно

Да/нет

Я чувствовал (а) свою значимость

 на уроке

Да/нет

Я считаю, что тема урока мною понята и усвоена

Да/нет

Я оцениваю свою работу на уроке на

«1»   «2»   «3»   «4»   «5»

Лист самооценивания

На уроке мне было интересно

Да/нет

Я чувствовал (а) себя комфортно

Да/нет

Я чувствовал (а) свою значимость

 на уроке

Да/нет

Я считаю, что тема урока мною понята и усвоена

Да/нет

Я оцениваю свою работу на уроке на

«1»   «2»   «3»   «4»   «5»

Лист самооценивания

На уроке мне было интересно

Да/нет

Я чувствовал (а) себя комфортно

Да/нет

Я чувствовал (а) свою значимость

 на уроке

Да/нет

Я считаю, что тема урока мною понята и усвоена

Да/нет

Я оцениваю свою работу на уроке на

«1»   «2»   «3»   «4»   «5»

Лист самооценивания

На уроке мне было интересно

Да/нет

Я чувствовал (а) себя комфортно

Да/нет

Я чувствовал (а) свою значимость

 на уроке

Да/нет

Я считаю, что тема урока мною понята и усвоена

Да/нет

Я оцениваю свою работу на уроке на

«1»   «2»   «3»   «4»   «5»

План анализа стихотворения С.А. Есенина «Пороша» (1914)

1.О чем стихотворение?_______________________________________________________________________________________________________________________

2.Какое настроение передает автор? _________________________________________________________________

3.Какие цвета и звуки природы можно найти в тексте? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Какими средствами художественной выразительности пользуется автор при описании природы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Чем понравилось стихотворение? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

План анализа стихотворения С.А. Есенина «Пороша» (1914)

1.О чем стихотворение?_______________________________________________________________________________________________________________________

2.Какое настроение передает автор? _________________________________________________________________

3.Какие цвета и звуки природы можно найти в тексте? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Какими средствами художественной выразительности пользуется автор при описании природы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Чем понравилось стихотворение? ____________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...

Презентация для урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Презентация содержит наглядный материал, связанный с творчеством В.Ф. Бокова, Н.М. Рубцова, Р.Г. Гамзатова (портреты, краткая информация, тексты анализируемых стихотворений); фотографии, предназначенн...

Урок литературы в 6Б классе ТЕМА: РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА

Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенно...

Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»

Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»...

Конспект урока по теме: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века» 6 класс

Конспект урока литературы с применением технологии исследовательской деятельности  Тема урока: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века»Предмет:  литератураКласс: 6Базовый...

Урок по литературе в 6 классе на тему "Родная природа в стихотворениях поэтов XX века"

Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенно...

Урок литературы в 6 классе Тема «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века»

Цели: познакомить с фактами биографии русских поэтов 19 века: Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского,  А.К. Толстого; формировать  представление о разнообразии и выразительности образов род...