Урок литературы в 6 классе Тема «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века»
план-конспект урока по литературе

Облогина Наталья Сергеевна

Цели: познакомить с фактами биографии русских поэтов 19 века: Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского,  А.К. Толстого; формировать  представление о разнообразии и выразительности образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов; обобщить и углубить знания  обучающихся об изобразительно-выразительных средствах языка, о размерах стиха, способах рифмовки; совершенствовать навыки анализа лирического произведения. Приложения к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  54-55

Урок литературы в 6 классе

Тема «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века»

Цели:        

  • Образовательные: познакомить с фактами биографии русских поэтов 19 века: Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского,  А.К. Толстого; формировать  представление о разнообразии и выразительности образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов; обобщить и углубить знания  обучающихся об изобразительно-выразительных средствах языка, о размерах стиха, способах рифмовки; совершенствовать навыки анализа лирического произведения.
  • Развивающие:
    развивать творческие способности обучающихся, навыки выразительного чтения; навыки самоанализа; умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык; умение  анализировать текст, аргументировать; умение слушать, слышать, распределять внимание во время слушания; понимать мысли, чувства, настроения поэтов.
  • Воспитательные:

формировать художественный вкус, эмоциональное восприятие окружающего мира, интерес к изучению литературы через поэтические образы русской пейзажной лирики, образы живописи и музыки, через выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях о природе; активизирование познавательной деятельности учащихся; создание благоприятной психологической обстановки.

Планируемые результаты
Предметные:
научиться определять особенности пейзажной лирики, применять алгоритм проведения анализа поэтического текста; выполнять  индивидуальное задание в составе группы.
Метапредметные: познавательные
 – уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст); искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения; уметь осмысленно  и выразительно читать текст, определять понятия; регулятивные – уметь выполнять учебные действия, отвечать на вопросы, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно, выполнять поставленную задачу, устанавливать причинно-следственные связи; коммуникативные  - уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, уметь ставить вопросы и отвечать на вопросы, овладевать умениями монологической речи.
Личностные: формировать навыки взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи, формировать мотивацию к самосовершенствованию, формировать навыки исследовательской деятельности, формировать умение вести диалог, достигать взаимопонимания.
Тип урока: изучение нового материала, комбинированный (с элементами повторения ранее изученного).

Вид урока: интегрированный.

Оборудование:  тексты стихотворений Е. Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого; мультимедийная презентация в Power Point  (с музыкальным сопровождением произведений: пьес П.И. Чайковского из цикла “Времена года”, Антонио Вивальди из цикла “Времена года”), мультимедийный проектор, компьютер,   информационные карты урока для учащихся и гостей; учебники литературы  В.Я. Коровиной, тетради по литератур, анкеты – опросники по результатам урока.

Методика (Технологичность) урока: элементы технологии развития критического мышления, частично-поисковый метод, элементы личностно-ориентированного подхода к обучению, иллюстративный метод; работа в группах.

Ход урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Примечания

I.
Оргмомент

Цель: проверить готовность обуч-ся к уроку.

Приветствие обуч-ся, проверка готовности к уроку, пожелание успешной работы на уроке. Отмечаю отсутствующих.

- Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке. Проверьте, все ли готовы к тому, чтобы успешно работать, всё ли необходимое для этого имеется: учебники, тетради, дневники, ручки, карточки-помощницы, карты урока. Ну, тогда в добрый путь к новым знаниям, переживаниям, чувствам.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

На доске не записана тема урока.

II
Определение темы, цели урока.
Цель:
самоопределение цели работы,
создание эмоцонального настроя на работу.

-Начнём урока с прослушивания музыки.

Постарайтесь, прослушав песню в исполнении Алисы Фрейндлих на слова Э. Рязанова, определить тему нашего урока.
- О чём поёт актриса и о чём мы будем говорить сегодня на уроке? 
- Ключевое слово? (природа)
- А что такое природа? 
- Как  связана природа и душа человека?  (Природа – отражение души человека, его внутренний мир, настроения).
- Можно ли сказать, что в природе есть душа? На этот вопрос мы ответим в конце урока.
- К какому роду литературы относится  это произведение? 
Это произведение написано Э. Рязановым в  20 веке, а мы будем знакомиться с лирикой 19 века.

Запишем тему  урока в тетрадь: Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века.
- Чему вы хотите сегодня научиться, что узнать? Определите цель, используйте слова-помощники.

- Предложите план своей работы?

- Чтобы успешно провести анализ стихотворений нам обобщить, вспомнить всё, что мы знаем о стихах.

Слушают внимательно, определяют тему урока.

Тема урока – природа.
(Работают с картой урока)

Реки, озёра, моря, горы, леса, степи, пустыни, небо, земля.

Душа – это то. Что чувствует человек, видит, любит.

- Лирика.

Записывают тему в тетрадь.

- Определяют цели урока.
Повторить…
Узнать…
Развивать…

- План.
1. Знакомство с биографией поэтов.
2. Чтение стихотворений.
3. Анализ стихотворений.

Звучит песня
«У природы нет плохой погоды».

На доске

Постановка проблемного вопроса: есть ли у природы душа? Правда ли, что природа живая?

На доске

Тема урока

Слайд №1.
«Тема»
Слайд №2.
«Цель»
Слайд №3.
«План»

III.
Актуализация знаний.


Приём
«Знаю – не знаю
»

Опрос по карточке. (Тест)

Время работы 5 минут.
- Какие отметки вы выставили?
- Что сделали неправильно?

Самостоятельная работа.
Взаимопроверка.
Выставление отметок.

Слайд №4.
«Проверка теста»

IV.
Изучение нового материала.

Сотворчество.

Вопрос:

- Почему поэты, писатели художники часто обращаются к пейзажной лирике, к родной природе?

 -Какое задание было на дом?

- Предлагаю послушать отр. из муз.  произвед-я, угадать время года? Почему?

1. Слушание отр. из муз. произв-я  С. Рахманинова (Концерт №2 для фортепиано с оркестром из к/ф-ма «Весна на заречной улице».)  (1 мин.) и Вивальди. (Времена года. Весна)

Хотя многие поэты любили осень, но начнём знакомство с темой со стихотворения «Весна, весна! как воздух чист… »

2. Работа в группах.
Слово 1-ой группе.

3. Прослушивание музыки  (Дживана Гаспаряна «Дудук»).
- А какие картины навевает вам эта музыка?
- Что за музыкальный инструмент звучит? (Дудук)
Дуду́к ( арм. ) — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Представляет собой трубку с 9-ю игровыми отверстиями,  распространен среди народов КавказаБлижнего Востока и Балканского полуострова.

В 2005 году музыка армянского дудука была признана шедевром Всемирного нематериального культурного наследияЮНЕСКО.

Дарьяльское ущелье» -находится на границе России (Северной Осетии и Грузии). Древнее название Ворота Кавказа (Аланские ворота, по имени аланов, владевших этим важным горным проходом).  Ему посвящены произ-я Пушкина «Путешествие в Арзрум…», Лермонтова «Демон», «Тамара»

4. Слуш-е музыки «Лето». (П.И. Чайковский. Времена года. Лето. Жатва)
- Какое время года представили сейчас?

- Каков жанр стих-я «Где гнутся над омутом лозы…»? (Баллада).

5. Проблемный вопрос: есть ли у природы душа? правда ли, что природа живая?

Вывод( строки Ф.И. Тютчева-поэта-земляка):
« Не то, что мните вы,  природа, - не слепок, не бездушный лик, в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык».

Ответ:

Пейзажная лирика передаёт настроение, чувства человека, созвучны его душе.

Д.з.

1. По парам подготовить сообщение о поэте.
2. Выучить наизусть стих-е.
3. Сделать анализ стихотворения по вопросам, используя карточки-теории.
4. Нарисовать иллюстрации.

- Весна.
Слышен приход весны, её активное наступление, бурные потоки.
Работают в группах.

1. Сообщение об авторе. 2.Чтение  наизусть стихотворения.
3. Анализ стих-я.
4. Рисунок к стих-ю.
1-я группа: (Стих-е  Е. Баратынского «Веснв, весна! как воздух чист… »)

1-я группа: 

- Горы, Кавказ.

2-я группа: Кострицына Д., Портнов Н.
(Стих-е  Я. Полонского «По горам две хмурых тучи… »).

Доп. вопрос:
- Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем?


- Что можно сказать об отношении туч между собой?


- Можно ли перенести описания явления природы на отношения между людьми? Какие именно отношения подразумеваются?
(Родители и дети)

3-я группа: Бурдужан Л., Катеринкин О.
(Стих-е  А.К. Толстого  «Где гнутся над омутом лозы… »).
Вопросы для анализа стихотворения?

-Что  узнал  об авторе (в 5-6 предложениях)?
-
Название стихотворения? Жанр произведения?
- В каком году написано?
- Тема стихотворения?
- Что или о чём  хотел автор нам сказать?
- Какую  картину рисует автор?
- Какие приметы  времени года видит поэт?
- Размер стиха? (Двусложный – хорей, ямб; трёхсложный – дактиль, амфибрахий, анапест.)
- Способ рифмовки? (Парная, перекрёстная, опоясывающая)
- Какие средства художественной выразительности использует автор  и для чего? (Метафора, эпитет, сравнения, олицетворение, риторические вопросы, риторические обращения, риторические восклицания)
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Чему меня научило? О чём заставило задуматься?

Отвечают.

Музыка
Рахманинов, Вивальди.

Слайд  №5
портрет С. Рахманинова,

Слайд №6

Вивальди.

Слайд №7
портрет Е. Баратынского

Слайд №8
картина И. Левитана «Весна. Большая вода».

Музыка «Дудук» Дж. Гаспаряна

Слайд №9
портрет Дж. Гаспаряна.

Слайд № 10
«Дудук».

Слайд № 11

Портрет Я. П. Полонского.

Слайд №12
«Дарьяльское ущелье».

Слайд №13

Портрет Чайковского.


Слайд № 14.

Портрет А. К. Толстого.

 Слайд №15
«Омут»

Слайд №16
«Портрет
Ф.Тютчева»

V.
Рефлексия

- Чему научились на уроке?
- Имена каких поэтов узнали?
- Какое стихотворение особенно понравилось и почему?

Отвечают, анализируют. Оценивают себя и товарищей.

VI.

Итог урока. Творческое задание «Синквейн»

Предлагаю написать синквейн (пятистрочная стихотворная форма:
1-я строка -1 сущ., выражающее главную тему синквейна;
2-я строка – 2 прил.. выражающих гл. мысль;
3-я строка – 3 глаг., описывающих действие в рамках темы;
4-я строка – фраза, несущая определённый смысл;
5-я строка – сущ., заключение, ассоциация с первым словом.)

Пример синквейна, сост. обуч-ся:

Природа.
Таинственная, волшебная.
Живёт, цветет, радует.
Беречь её должен каждый.
Тайна.

VII.
Домашнее задание.

Записывает на доске.
1. Проанализировать стих-я Баратынского «Чудный град порой сольётся» (1 вариант), Полонского «Посмотри – какая мгла» (2 вариант).
2. Написать мини-сочинение
на темы: (
Лето « Приключения солнечного лучика»

Осень «Разговор падающих листьев.»

Зима «Песенка снежинки.»)

3. Уч. 2-я часть . А. Грин «Алые паруса» вн. чт.

Записывают в дневник.

Слайд №17

Дом. задание.

VIII.
Итог урока.
Приём «Букет настроения».

Самооценка.

Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе оценку.
Мне хочется узнать ваше настроение. Перед вами цветки из красных и синих цветков. Если понравилось, возьмите красный цветок, нет – синий.
А мне урок навеял следующие строки:

В природе скрыто много тайн, секретов.
И не хочу давать готовых вам ответов.
Хочу я ваши души бередить:
Заставить думать, чувствовать, любить.»
Любите природу, людей, всё то, что входит в понятие РОДИНА»

Выбирают цветы. Составляют мнение об уроке. Букет настроения.
Само- и взаимооценивание.

Слайд № 18

« Моё стих-е –размышление».

Музыка «Рассвет-чародей».

Слайд № 19
«Спасибо всем.
Любите природу, людей, Родину!»

XI.
Заключение.

Выставление отметок в дневник, в журнал.

Выставление отметок в дневник, в журнал.

Приложения к уроку

У природы нет плохой погоды.
Слова Э. Рязанова
Муз. А.Петрова

1.У природы нет плохой погоды,
Каждая погода благодать:
Дождь ли, снег,любое время года -
Надо благодарно принимать.
Отзвуки душевной непогоды,
В сердце одиночества печать
И бессонниц горестные всходы
Надо благодарно принимать,
Надо благодарно принимать.


2.Смерть желаний, годы и невзгоды,
С каждым днем все непосильней кладь,
Что тебе назначено природой
Надо благодарно принимать.
Смену лет,закаты, и восходы,
И любви последней благодать,
Как и дату своего ухода,
Надо благодарно принимать,
Надо благодарно принимать.


3.У природы нет плохой погоды.
Ход времен нельзя остановить.
Осень жизни, как и осень года,
Надо, не скорбя, благословить…
Надо, не скорбя, благословить…
Надо, не скорбя, благословить…

Карточка
Соедини стрелками соответствие

1. Хорей

1. Стихотворная строка.

2. Стопа

2. Трёхсложная стопа с ударением на  2, 5, 8, 11 и т.д.  слоге.

3. Строфа

3. Трёхсложная стопа с ударением на  1, 4, 7, 10  и т.д.  слоге.

4. Ямб

4. Двусложная стопа с ударением
на  
1, 3, 5, 7, 9 и т.д.  слогах.

5. Стих

5. Сочетание ударных и безударных слогов.

6. Амфибрахий

6. Двусложная стопа с ударением

на   2, 4, 6, 8,10 и т. д. слогах.

7. Эпитет

7. Переносное значение слова, основанное на сходстве, скрытое сравнение.

8. Анапест

8. Группа стихов (строк), составляющая единство, с определённым расположением рифм.

9. Дактиль

9. Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы.

10. Риторическое обращение

10. Образное художественное определение.

11. Олицетворение

11. Трёхсложная стопа с ударением на 3, 6, 9, 12 и т. д.  слоге.

12. Метафора

12.Условное обращение к кому-нибудь или чему-нибудь

Ответы: 1 –    ; 2 –    ; 3 –    ; 4 –    ; 5 –    ; 6 –   ; 7 –     ; 8 –     ; 9 –     ;
10 –      ; 11 –    ; 12 –    .
Оценка: 12-11 – «5»;    10-9 – «4»;   8-7 – «3»;    6-0  – «2».


Ответы: 1- 4; 2- 5; 3- 8; 4-6; 5-1; 6-2; 7-10; 8-11; 9-3; 10-12; 11-9; 12-7.

Карта урока

Этапы урока

Вопросы

 (для обуч-ся)

Элементы работы

1.
Оргмомент.

- Готов ли я к уроку?

Поставь отметку    ___________________

(от 1 до 5)

2. Определение темы и целей урока.

- О чем я буду говорить?
- Что для этого нужно?
- Что я хочу узнать? - Для чего, зачем  мне это надо?
- Где это пригодится?

Тема урока ______________________________

________________________________________.
Цель: 1) повторить ________________________

2) узнать, изучить _________________________

3) развивать ______________________________

4) воспитывать ____________________________

3. Повторение и обобщение своих знаний.

- Вспоминаю, что мне известно из теории. Работаю с карточкой «Знаю – не знаю».

Рифма, стопа, стих, ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, метафора, эпитет, риторическое обращение, олицетворение.

4. Изучение нового. Сотворчество.

Работа по парам. Рассказ обуч-ся.

Слушание музыки.

Работа с портретами, картинками, иллюстрациями.

- Знакомлюсь с автором.

-Читаю стихотворение.

-Отвечаю на вопросы (т. е. анализирую стихотворение).

Вопросы для анализа стихотворения?

-Что  узнал  об авторе (в 5-6 предложениях)?
-
Название стихотворения? Жанр произведения?
- В каком году написано?
- Тема стихотворения?
- Что или о чём  хотел автор нам сказать?
- Какую  картину рисует автор?
- Какие приметы  времени года видит поэт?
- Размер стиха? (Двусложный – хорей, ямб; трёхсложный – дактиль, амфибрахий, анапест.)
- Способ рифмовки? (Парная, перекрёстная, опоясывающая)
- Какие средства художественной выразительности использует автор  и для чего? (Метафора, эпитет, сравнения, олицетворение, риторические вопросы, риторические обращения, риторические восклицания)
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Чему меня научило? О чём заставило задуматься?

5. Рефлексия. Подведём итоги.

- Думаю, достиг ли я цели урока?
- Всё ли понял?
- Хорошо ли работал?
- Какую тему изучал?
- Чему научился?
- О чём задумался?
- Понравился ли урок?

- Как оценю себя и товарищей?

VI.

Творческое задание «Синквейн».

Пишу синквейн

Синквейн – пятистрочная стихотворная форма:
1-я строка -1 сущ., выражающее главную тему синквейна;
2-я строка – 2 прил.. выражающих гл. мысль;
3-я строка – 3 глаг., описывающих действие в рамках темы;
4-я строка – фраза, несущая определённый смысл;
5-я строка –  1 сущ., заключение, ассоциация с первым словом.

______________________________________
________________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________

VII.
Домашнее задание.

Записываю в дневник и тетрадь.

1. Проанализировать стих-я Баратынского «Чудный град порой сольётся» (1 вариант), Полонского «Посмотри – какая мгла» (2 вариант).
2. Написать мини-сочинение ( по выбору)
на темы: (
Лето « Приключения солнечного лучика»

Осень «Разговор падающих листьев.»

Зима «Песенка снежинки.»)

3. Уч. 2-я часть . А. Грин «Алые паруса» вн. чт.

VIII. Итог урока.
Приём «Букет настроения»

- Понравился урок или нет?
- Оцениваю себя и друзей.

Составляю «букет» из цветов (красных или синих), формирую отношение к уроку.

XI.
Заключение.

Подаю дневник учителю.

Выставление отметок в дневник.

Таблица к уроку «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века»
«Анализ стихотворений»

Анализ стихотворения

Е.А. Баратынский
«Весна, весна! как воздух чист…»

Я. П. Полонский
«По горам две хмурых тучи…»

А. К. Толстой
«Где гнутся над омутом лозы…»

Дата написания

Тема и идея, основная мысль

Художественные средства выразительности
Эпитеты
(образные определения)

Метафоры
(скрытые сравнения, перенос знач-я по сходству)

Олицетворения
(св-ва человека перенос. на неодуш.. предм.)

Сравнения
(сопоставление
2-х предметов, союзы как, точно, будто, словно)

Анафора
(одинаковое начало строк)

Риторические восклицания, обращения, вопросы

Умолчание
(многоточие)

Лексический повтор
(повтор одинаковых слов)

Однородные члены

Аллитерация
(одинак. соглас. звуки)

Ассонанс
(одинак. гласные звуки)

Размер стих-я

Тип рифмовки

1)
2)

3)

4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...

Родная природа в стихотворениях русских поэтов хх века. ( урок литературы в 6 классе).

Лирическое стихотворение раскрывает типическое переживание человека. Трудность восприятия лирического стихотворения состоит в тонкости его психологического содержания и особенном изяществе формы. Поэт...

План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6  классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...

Дистанционное обучение. литература 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"

Материал, содержащийся в презентации, предназначен для самостоятельной работы учащихся 6 класса Г в условиях карантина...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)

Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....

План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

План-конспект урока литературы в 6 кл "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века" (Ян Полонский, Ф.Тютчев, А.Фет и др.)...