План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
План-конспект урока литературы в 6 кл "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века" (Ян Полонский, Ф.Тютчев, А.Фет и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_v_6_kl.docx | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературы в 6 классе
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
Не то, что мните вы, природа –
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев.
Цели урока:
1. Обучающие:
- расширить знания учащихся о Я.П. Полонском, Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете, Е.А. Баратынском, И.С. Никитине, А.Н. Майкове и А. К. Толстом;
- закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;
2. Развивающие:
- развить интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;
- развить навыки защиты проекта;
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;
- воспитывать любовь к родной природе.
Форма урока: урок-творческий зачёт с использованием ИКТ.
Оборудование урока: презентация; фотографии и портреты поэтов; рисунки учащихся; выставка книг; музыкальные записи П.И.Чайковского «Времена года», Джеймса Ласта; учебник Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. /Автор-составитель В.П. Полухина, В.Я Коровина.- М.:Просвещение; тетради; листы взаимооценки (Приложение 1)
Оформление урока: на доске тема урока, эпиграф; ФИО поэтов и их портреты; на стендах рисунки учащихся, словарная работа; выставка книг по данной теме.
Методические приемы: рассказ учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ, устное рисование, составление синквейна, взаимооценивание.
Ход урока:
Слово учителя (Слайды № 1 – 2):
Сегодня мы с вами проведём заключительный урок по теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века» в форме творческого зачёта. Оценивать каждого, в том числе и себя, вы будете сами, для этого вы получаете листы взаимооценки (Приложение 1), которые должны будете заполнять по ходу урока. Вам также предлагаются вопросы для подведения итогов урока (Приложение 3).
В ходе подготовки к уроку класс был поделен на творческие группы, каждая их которых занималась биографией и творчеством одного их поэтов. Группе Якова Петровича Полонского я предоставляю слово первой.
I группа. (Слайды № 3 – 12)
Яков Петрович Полонский прожил долгую и не очень счастливую жизнь. Писательская деятельность – шесть десятилетий.
Родился и вырос в Рязани в небогатой дворянской семье. В двадцать лет без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов приехал в Москву. Через год, в 1840 году впервые напечатался в журнале, а в 1841 году издал небольшой сборник стихов «Гаммы», который имел успех.
Стихи Полонского мелодичны, напевны, многие из них положены на музыку: «Мой костер в тумане светит», «Вечерний звон».
Свой долгий век Полонский прожил нелегко. Хотя его по достоинству оценили такие люди, как Тургенев и Некрасов, Тютчев и Фет, хотя у него учились Иван Бунин и молодой Блок, он не знал настоящего большого успеха. С горечью говорил: «Не велика моя нива, не весела моя жатва».
Но через всю жизнь пронес он веру в чудесную силу поэзии и высокое назначение поэта. В лучшем, что им написано, он останется прекрасным лирическим поэтом – искренним, музыкальным. Давайте послушаем стихотворение Якова Полонского:
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись – не уступили
Той скалы друг другу даром
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром – по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось.
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели…
Словарная работа*:
Горючий (разг.) – несчастный.
Огласить – 1. Наполнить какими-нибудь громкими звуками.
Дебри – 1. Места, заросшие непроходимым лесом.
Обомлеть – цепенеть, ослабеть от неожиданности.
Полонский рисует летний горный пейзаж, знойный вечер переходит в ночь.
Пейзаж очень динамичен – это впечатление создают глаголы движения, действия. «Блуждали», «сползали», «сошлись» - «не уступили», «огласили», «грянул», «засмеялось», «сказалась», «вздохнула», «не смели повторить», «улеглись и обомлели» - так постепенно нарастает и успокаивается действие.
Пейзаж этого стихотворения контрастен, резок: тучи, скалы, пустыня, гром, яркая молния, раскаты эха. Аллитерация (повторение согласных звуков – «р») позволяет нам не только увидеть, но и услышать все происходящее.
Живость картине также придают олицетворения (тучи блуждали, эхо засмеялось, скала стоном сказалась, вздохнула). Этот стон утихомиривает пейзаж: не смели повторить удара тучи, улеглись и обомлели.
Эпитеты (хмурые тучи, знойный вечер, влажные дебри, скала горючая) – создают тревожную картину, передают настроение стихотворения.
В другом его стихотворении – описание прекрасного ночного пейзажа. Поэт уже в первой строчке просит разделить нам с ним очарование ночи. Давайте так и сделаем.
Посмотри – какая мгла
В глубине долин легла!
Под её прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.
Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на всё наводит
Фосфорический свой луч.
Словарная работа:
Мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек.
Дымка – лёгкая, как дым пелена.
Сумрак – полумрак.
Сонм (устар.) – собрание, множество.
Фосфорический – светящийся бледным светом.
Вывод: Оба эти стихотворения показались нам замечательными. Мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью писал свои стихи Яков Полонский.
Алексей Константинович Толстой родился в Петербурге. Детство он провёл на Украине, в имении дяди. Он был тихим, мечтательным мальчиком. Толстой никогда не учился в школе, рос один, без товарищей. Учили маленького Алексея мать, русские учителя и иностранные гувернёры. Очень рано, в 5 лет, он выучился читать, полюбил стихи, заучивал их наизусть и уже сам пробовал писать.
Вместе с родными он много путешествовал: ездил по России, был за границей.
Все эти годы он не переставал писать стихи. Дядя хвалил его за них, показал некоторые из них Пушкину и Жуковскому, с которыми он был хорошо знаком. Они одобрили первые стихи юного поэта.
Литература стала главным делом жизни Алексея Толстого. Он написал много хороших стихотворений, и во всех чувствуется его любовь к родной земле.
Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печет,
Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.
«Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать,
Дитя, подойди, подойди же,
Пока не проснулася мать!
Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!
Мы песенок знаем так много,
Мы так тебя любим давно!
Смотри, какой берег отлогий,
Какое песчаное дно!..»
Словарная работа:
Омут – глубокая яма на дне реки или озера.
Бирюзовый – зелёно-голубой цвет.
Отлогий – не крутой.
Нам представились картины солнечного летнего дня, весёлый хоровод стрекоз, готовых научить и нас летать. Это стихотворение полно жизни и радости.
Обобщение по уроку ученика. (Слайд №63).
Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали русские поэты XIX века, какие точные, красочные слова и выражения использовали. Эти поэты обладали удивительным даром: даром рисовать словами, так же как художники рисуют карандашом и кистью.
Давайте посмотрим ещё раз рисунки учащихся к звучащим сегодня стихотворениям. (Слайды № 64 – 73).
Заключительное слово учителя.
Стихи нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.
Постарайтесь же стать такими!
(Слайды № 74 – 75). Благодарю всех участников нашего урока за работу, за создание презентации, которая в педагогической копилке займёт достойное место и найдёт своё применение.
А сейчас, пока я буду выставлять оценки, поработайте снова в группах: предлагаю вам составить синквейн на тему «Родная природа». Какая группа справится с этим заданием быстрее?
Разгадывание кроссворда в группах.
Объявление оценок за урок. Рефлексия урока. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного опросника (Приложение 3).
Домашнее задание. Попробуйте описать вашу прогулку зимой. Продумайте план. Найдите эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, которые помогут почувствовать ваше настроение и отношение к увиденному. Озаглавьте ваше сочинение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6 классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...
Дистанционное обучение. литература 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"
Материал, содержащийся в презентации, предназначен для самостоятельной работы учащихся 6 класса Г в условиях карантина...
Сценарий урока литературы в 7 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19-20 веков».
Данный урок позволит показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять учащимся настроения, чувства авторов....
Литературный вечер в 6 классе. « Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века».
Литературный вечер в 6 классе. Тема: « Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века»...
Урок литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века»
Урок литературы в 6 классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века» с применением компьютерных технологий....
Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"
Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"...
презентация к уроку литературы 8 кл "Родная природа в произведениях русских поэтов"
ЭОР к уроку литературы в 8 классе "Родная природа в произведениях русских поэтов"...