Главные вкладки

    Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)
    план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

    Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                               Конспект  урока

    литературы в 5 классе по теме «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».

                  1. Орг. момент.

     Слово учителя:

             Я думаю, что всем вам знакомо высказывание Ф.М.Достоевского «красота спасет мир»?..

               Говоря о красоте,  мы в первую очередь думаем об окружающем нас мире -  о мире природы. Наблюдать ее  мы можем всюду:  в произведениях изобразительного искусства – картинах русских художников, к примеру …

    !!!!  Показываю учащимся картины русских художников-пейзажистов: Левитана, Грабаря, Васнецова, Васильева,  Юона,  Саврасова и других.

           Познать красоту  природы  можно и  в музыке – таких шедеврах  как   «Времена года» П.И.Чайковского.

     !!!!  Слушаем отрывок из «Времен года» П.И.Чайковского (февраль).

         А самое ближайшее знакомство с родной русской природой происходит у нас, конечно же, на уроках литературы, когда мы  знакомимся со стихотворениями русских поэтов 19 века, таких как Плещеев, Тютчев, Никитин, Полонский,   Баратынский, Кольцов и Фет. И хотя наше знакомство с их лирикой уже состоялось на предыдущем уроке, рекомендую вам  по окончании  нашего урока  полистать сборники стихотворений  этих  авторов  и, может быть, выбрать для себя любимое.  

         Слушая музыку,  рассматривая иллюстрации к  стихотворениям  и  картины великих художников-пейзажистов,  нам легче воспринимать и осознавать содержание многих стихотворений.  Сегодня мы и поработаем  над ними.

             Но для начала, традиционно,  проверим домашнее задание.

           2.Проверка Д/З:

    а) чтение стихотворений наизусть;

    б) защита иллюстраций.

           3. Работа по теме урока:

       А) Слово учителя:

            Ребята, сегодня мы с вами проведем не совсем обычный урок. Вы будете выполнять много различных заданий к стихотворениям, с которыми мы познакомились на прошлом уроке, а   для работы вам  понадобятся учебники, ручки, фломастеры и листы бумаги с заданиями.  К тому же   вы будете работать в  3 группах, на которые я вас заранее разделила.

          Но для начала прослушайте стихотворении Никитина «Утро»  и  выполните  задание  № 1, предварительно посоветовавшись с группой и определив,кто будет отвечать.

    !!! Слушаем ответы учащихся ( Отвечают участники разных групп!)

    Б) Слово учителя:

       Ну, а теперь перейдем к непосредственной работе в группах.

           4. Работа в группах  (элементы Мастерской) :

           1) Прослушивание стих-й ( каждая группа слушает свое стих-е) из фонохрестоматии;

           2)  работа по учебнику с текстом стихотворения;

           3) работа над заданиями к стихотворениям  ( анализ стихотворного текста), данными учителем:

              Лист 2.

             5. Проверка заданий.

     !!! Прослушиваются ответы каждой группы.

             6.Завершающий этап урока:

    !!!Учащиеся заполняют итоговую таблицу.

             7. Домашнее задание:

     Подготовить устный рассказ на тему « Настроение поэта, переданное   через картины природы».



    Предварительный просмотр:

                                Технологическая карта      

    к уроку литературы в  5 б классе по теме «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».

    Этапы урока  

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Результат УУД учащихся.

    Примечания

    1.Орг. момент

    1.Слово учителя.

    2.Проверка д/з

    2.Опрос д/з

    2. а) выразительное чтение наизусть стихотворений;

    б) защита иллюстраций

     2. Продуктивная:

       а) выразительно читать стихотворение наизусть;

    уметь при помощи интонации передавать впечатления от  картин природы, описанных автором;

    умение воспринимать музыкальные фрагменты к  изученным стихотворениям (мелодекламирование).

    Творческая:

    б) устное рисование.

    3.Работа по теме.

    3. Слово учителя.

    3.а) работа по учебнику ( чтение стихотворения);

    б)  выполнение заданий  к стихотворениям.

    3. Рецептивная:

    а) чтение и

    общее восприятие содержания  стихотворения.

    Репродуктивная:

    б) проводить анализ стихотворного текста;

    уметь находить художественные особенности изученных стихотворений о природе;

    уметь определять какие художественные приемы использует автор для описания природы;

    понимать авторское отношение к природе.

    4. Работа в группах (элементы мастерской)

    4.Слово учителя о продолжении работы над текстами ( каждая группа  над предложенным стих-ем).

    4.Выполнение заданий к текстам стихотворений.

    4. Личностная,

    Творческая:

    а) рисование  фломастерами;

    Репродуктивная:

    б) работа в группах;

    в) обобщенные действия в группах;

    г) работа в парах;

    д) проводить анализ стихотворного текста;

     е) уметь определять средства художественной выразительности в стихотворениях.

    Творческая:

    Составление текста разных жанров ( проза, поэзия).

    5.Проверка выполненных заданий.

    5.Слово учителя.

    5.Участники групп озвучивают получившиеся тексты.

    5. Репродуктивная,

         Творческая:

     Обобщенные действия в группах.

    6.Завершающий этап урока.

    6.Учитель предлагает учащимся заполнить итоговую таблицу.

    6. Учащиеся заполняют итоговую таблицу.

    6.Рефлексия:

    Запись выводов- итогов урока.

    Оценивание результатов.

    7.Домашнее задание.

    7. Учитель записывает задание на доске

    7. Учащиеся записывают    д/з в дневники.

    7.Рецептивная:

     Восприятие  заданного на дом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

    Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...

    Родная природа в стихотворениях русских поэтов хх века. ( урок литературы в 6 классе).

    Лирическое стихотворение раскрывает типическое переживание человека. Трудность восприятия лирического стихотворения состоит в тонкости его психологического содержания и особенном изяществе формы. Поэт...

    План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

    Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6  классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...

    Сценарий урока литературы в 7 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19-20 веков».

    Данный урок позволит показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять учащимся настроения, чувства авторов....

    План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

    План-конспект урока литературы в 6 кл "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века" (Ян Полонский, Ф.Тютчев, А.Фет и др.)...

    Урок литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века»

    Урок литературы в 6  классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века» с применением компьютерных технологий....