Главные вкладки

    Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)
    методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

    Фоменко Лариса Леонидовна

    Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_literatury_v_6_klasse.doc337 КБ

    Предварительный просмотр:

    Фоменко Лариса Леонидовна,

    Учитель русского языка и литературы

    МБОУ «Красномихайловская СОШ»

    Яшалтинского района Республики Калмыкия

    Урок литературы в 6 классе

    Тема урока: … «Я природой живу и дышу…» И. Северянин. (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века).

    Цели и задачи: 1) чтение и обсуждение пейзажных стихотворений русских поэтов о природе;

                            2) показать, что каждый из поэтов находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств.

    Тип урока: изучение нового материала

    Вид урока: урок поэтического творчества.

    Технология: на групповой основе.

    Словарная работа: пейзаж, картина, репродукция

    Эпиграф к уроку:

    … Я природой живу и дышу,

    Вдохновенно и просто пишу,

    Растворяясь душой в простоте,

    Я живу на земле в красоте!

    И. Северянин.  «На земле в красоте», 1925г.

    Предварительная подготовка к уроку:

    1. За неделю до урока класс разбить на 4 группы по временам года: 1группа - «Зима»; 2 группа – «Весна»; 3 группа – «Лето»;                      4 группа – «Осень».
    2. Подготовить каждой команде эмблему и девиз.
    3. Подготовить пословицы, поговорки и загадки о своём времени года.

    План и ход урока.

    1. Оргмомент.
    2. Вступительное слово учителя.

    Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями русских поэтов XIX века, посвящённых природе. Эти стихи относятся к пейзажной лирике. Описать природу можно кистями при помощи красок, как это делают

    художники; можно при помощи  музыки передать красоту природы, чувства, впечатления человека, бывающего на природе, как это делают композиторы; а также можно художественного слова, как это делают поэты.

    Мир природы в стихах русских поэтов несёт высокие нравственные ценности. А каждое поэическое слово предстаёт  перед нами как волшебство, и нам хочется снова и снова проникать в его тайны. Эпиграфом к нашему уроку являются слова из стихотворения Игоря Северянина «На земле  красоте».

    … Я природой живу и дышу,

    Вдохновенно и просто пишу,

    Растворяясь душой в простоте,

    Я живу на земле в красоте!

    И. Северянин.  «На земле в красоте», 1925г.

    Некоторые люди не любят читать  поэзию, считая, что, читая стихи, они тратят зря время.  По этому поводу очень тонко подметил Н.В. Гоголь, что: «Прочесть, как следует, произведение лирическое – вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать… нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и се5рдцем почувствовать всякое слово его» (Н.В. Гоголь. Полн. собр. соч. – М.  1937.- 1952.- т.8- с.234)

    1. Объяснение нового материала.

    Наш класс разделён на четыре группы по временам года. Каждая группа подготовила  к уроку эмблемы и девицы. Сейчас, ребята, представят нам свои команды. Отгадайте загадку и тогда вы поймёте, какая команда вначале будет себя представлять.

    Первая команда

    Я раскрываю почки                                  Посевы поливаю,

    В зелёные листочки                                  Движения полна

    Деревья одеваю,                                         Зовут меня …. (Весна)

    Вторая команда.

    Оно за весною                                             Я соткано из зноя

    К нам в гости идёт,                                  Несу тепло с собою.

    Немало забот.                                            Я реки согреваю,

    Горячие, долгие                                         Купайтесь – приглашаю

    Дарит деньки,                                           И любите за это

    Чтоб зрели скорей,                                  Вы все меня. Я… (Лето)

    На полях колоски. (Лето)

    Третья команда.

    Несу я урожаи,                                          Деревья раздеваю,

    Поля вновь засеваю,                                Но не касаюсь сосен

    Птиц к югу отправляю,                         И ёлочек. Я … (Осень )

    И четвёртая команда.

    Тройка, тройка прилетела                     Снег на полях,

    Скакуны в той тройке белы,                  Лёд на реках,

    А в санях сидит девица,                           Ветер гуляет.

    Белокоса, белолица.                                  Когда это бывает? (Зимой)                                              

    Как махнула рукавом,

    Всё покрылось серебром. (Зима)

    - Ребята, а  что значит весна в жизни природы и человека? Лето? Осень? Зима?

    - Ребята,  вы представили свои команды, эмблемы, девизы. А теперь мы проведём конкурс чтецов. По одному учащемуся от каждой команды необходимо прочитать стихотворение наизусть о своём времени года. Ответить на вопрос: «В чём  особенность этого стихотворения? Что им хотел сказать и показать автор?»

    - Сейчас по одному учащемуся от каждой команды приглашаются за первые столы. Вы будете работать самостоятельно с текстами о своём времени года. Вы должны выписать из данного текста все прилагательные и определить их разряд.

    - Ребята, с незапамятных времён существуют в нашем языке пословицы и поговорки. Они приучают нас к краткости и простоте речи. Жизнь отбирает  для них самые точные слова, шлифует силу мысли. Вы, ребята, должны  были подготовить к уроку  пословицы и поговорки о своём времени года.  Проведём конкурс «Кто больше и лучше знает пословицы и поговорки».   

    - Вы, ребята, обратили внимание, что на доске и на стендах повешены картины известных художников. Как было сказано в начале урока, природа занимает важное место в творчестве поэтов и художников. Она помогает раскрыть внутренний мир человека, является его пристанищем и прибежищем. Сейчас вы    всей группой в течение 5 минут напишите сочинение о природе. Можете использовать репродукции картин.

    - Сейчас проведём  игру «У кого вторая часть пословицы?» Перед вами листочки, на которых записана только часть пословицы. Вы должны соединить воедино пословицу и прочитать (работают в паре по две команды – «Зима», «Весна» и «Лето», «Осень»).

    IV. Закрепление изученного материала.

    Ребята, давайте теперь вернёмся к стихотворениям. Стихи классиков позволяют убедиться в том, что природа выступает для поэта как источник вдохновения. У некоторых поэтов в стихотворениях о природе трудно не уловить предпочтения какому-нибудь времени года. У Пушкина любимым временем года была осень.  Мы можем вспомнить стихотворение «Осень», где изображение русской природы удивительно    верна действительности:

    Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса –

    Люблю я  пышное природы увяданье,

    В багрец и золото одетые леса,

    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

    И мглой волнистою покрыты небеса…

    У Ф.И. Тютчева в стихотворениях о природе проскальзывает мысль, о том, что нужно искать гармонию в природе, ведь в ней должна быть воплощена красота и целесообразность. Показательны в этом  отношении его мысли о наличии души и разума в природе: Не то, что мните вы, природа,

                         Не слепок, не бездушный лик

    В ней  есть душа, в ней есть  свобода

    В ней есть  любовь, в ней есть  язык.

    У Тютчева в стихотворениях о природе предпочтение отдаётся весне. И шедевром творчества является стихотворение «Весенние воды», получившее торжественную оценку Н.А. Некрасова: «Сколько жизни, весёлости, весенней свежести в стихах:… Весна идёт, весна идёт,

    Мы молодой весны гонцы,

    Она нас выслала вперёд! »

    - Ребята, а какие стихотворения о природе поэтов XIX века вы подготовили к сегодняшнему уроку. Давайте послушаем выразительное чтение этих стихотворений.

    -Итак, тема природы в творчестве поэтов тесно связана с темой родины; восприятие природы поэтом всегда согласуется с его настроением; природа, как вы уже убедились, у русских поэтов одушевлена. Ребята, сегодня на уроке с творчеством каких поэтов, писавших о природе, вы познакомились?

    V. Итог урока. Подведение результатов.

    Сейчас мы подведём итоги урока. Но в начале я хотела бы вам прочитать стихотворение В. Смирнова:

    Есть просто храм,

    Есть храм науки,

    А есть ещё природы храм-

    С лесами, тянущими руки

                     Навстречу солнцу и ветрам.  

    Он свят в любое время суток,

    Открыт для нас в жару и стынь,

    Входи сюда,

    Будь сердцем чуток,

    Не оскверняй его святынь.

    - Я думаю, что сегодняшний урок принесёт хоть какую-нибудь пользу.           Что вы будете бережней относится к природе.

    к  уроку литературы

    «Родная природа в стихотворениях

    русских поэтов  XIX века»

               Зима.                   Иван Захарович Суриков.

    Белый снег, пушистый

    В воздухе кружится

    И на землю тихо

    Падает, ложится.

    И под утро снегом

    Поле забелело,

    Точно пеленою

    Всё его одело.

    Тёмный лес что шапкой

    Принакрылся чудной

    И заснул под нею

    Крепко, непробудно.  

              Снежинка.               Константин Дмитриевич Бальмонт  

    Светло-пушистая,                                   Под ветром веющим

    Снежинка белая,                                      Дрожит, взметается,

    Какая чистая,                                           Н нём, лелеющем,

    Какая смелая!                                           Светло качается.

    Дорогой бурною                                       Его качелями

    Легко проносится,                                   Она утешена,

    Не в высь лазурную,                               С его метелями

    На землю просится.                                 Крутится бешено.

    Лазурь чудесную                                      Но вот  кончается

    Она покинула,                                           Дорога дальняя.

     Себя в безвестную                                    Земли касается

    Страну низринула.                                   Звезда кристальная.

    В лучах блистающих                                Лежит пушистая,

    Скользит,  умелая,                                     Снежинка   смелая.

    Средь хлопьев тающих                              Какая чистая,  

    Сохранно-белая.                                          Какая белая!  

                                    Первый снег.           Иван Алексеевич Бунин

    Зимним холодом  пахнуло                      И сегодня на широкой

    Первым снегом понесло.                         Белой скатертью полей

    Ярким  пурпуром зажглися                    Мы простились с запоздалой  

    Перед закатом небеса.                              Вереницею гусей.

    Ночью буря бушевала,

    А с рассветом на село,

    На пруды, на сад пустынный

    Первым снегом понесло.              


    Награждается  учени__  6 класса МБОУ «Красномихайловская средняя  школа» Яшалтинского района Республики Калмыкия ______________________, участник команды __________________, показавш___ лучшие знания по теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века».

    Директор школы:                       БулановаЛ.Г.

    Учитель литературы:              Фоменко  Л.Л.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.

    В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык.                                    ...

    Родная природа в стихотворениях русских поэтов хх века. ( урок литературы в 6 классе).

    Лирическое стихотворение раскрывает типическое переживание человека. Трудность восприятия лирического стихотворения состоит в тонкости его психологического содержания и особенном изяществе формы. Поэт...

    Родная природа в стихах русских поэтов XIX века

    Целью урока является расширение сведений о русской поэзии 19 века, воспитание эмоциональной культуры и  художественного вкуса. Основными задачами урока будут: работа над выразительным чтением, пр...

    Дистанционное обучение. литература 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"

    Материал, содержащийся в презентации, предназначен для самостоятельной работы учащихся 6 класса Г в условиях карантина...

    «Очарованье русского пейзажа». Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Баратынского, Полонского, Толстого.

    Цели:1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения2. Развивающие цели:• развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, дока...