Конспект урока по теме: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века» 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Сотолюк Татьяна Леонидовна

Конспект урока литературы с применением технологии исследовательской деятельности

 

Тема урока: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века»

Предмет:  литература

Класс: 6

Базовый учебник: Коровина В.Я., Полухина В.П., Журавлев В.П.: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. ФГОС. Просвещение. 2017.

Цель  урока:  выявить роль изобразительно-выразительных  средств языка в создании образа природы в стихотворениях С.А. Есенина,  А.А. Блока, А.А. Ахматовой,  Н. М. Рубцова, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами,  пробудить интерес к изучению поэзии.

Формируемые предметные результаты

  1. Определение композиции произведения, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии образа родной природы.
  2. Выявление и интерпретация авторской позиции, определение своего к ней отношения.
  3. Истолкование произведения, аргументированное формулирование своего отношения к прочитанному.
  4. Сопоставление произведения словесного искусства (образ родной природы) и его воплощения в других видах искусствах (изобразительное искусство, музыка).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_rodnaya_priroda_v_stihotvoreniyah_poetov_xx_veka.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы с применением технологии исследовательской деятельности

Тема урока: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века»

Предмет:  литература

Класс: 6

Базовый учебник: Коровина В.Я., Полухина В.П., Журавлев В.П.: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. ФГОС. Просвещение. 2017.

Цель  урока:  выявить роль изобразительно-выразительных  средств языка в создании образа природы в стихотворениях С.А. Есенина,  А.А. Блока, А.А. Ахматовой,  Н. М. Рубцова, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами,  пробудить интерес к изучению поэзии.

Формируемые предметные результаты

  1. Определение композиции произведения, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии образа родной природы.
  2. Выявление и интерпретация авторской позиции, определение своего к ней отношения.
  3. Истолкование произведения, аргументированное формулирование своего отношения к прочитанному.
  4. Сопоставление произведения словесного искусства (образ родной природы) и его воплощения в других видах искусствах (изобразительное искусство, музыка).

Формируемые метапредметные результаты (основные):

-регулятивные УУД

  • Планирование деятельности
  • Самоконтроль, взаимоконтроль

Навыки работы с информацией:

  • Навык чтения.
  • Выделение главной мысли текста.
  • Извлечение информации.
  • Интерпретация информации.

- познавательные УДД

Наблюдение, сравнение, обобщение, классификация.

- коммуникативные УДД

  • Навыки сотрудничества
  • Умение задавать вопросы
  • Навыки учебного диалога

Тип урока                               комбинированный

Формы работы учащихся   индивидуальная и фронтальная формы работы,                            

                                                  работа в группах (творческих мастерских)

Необходимое техническое оборудование:  

                                               ПК, проектор для демонстрации презентации

Структура и ход урока

Этап урока,

временные затраты

Планируемые действия учителя

Планируемые действия учащихся

Планируемые результаты в формировании УУД

1

Организационный момент

Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Задачи: 

проверить готовность к уроку;

-создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок.

2 минуты

Создание положительного эмоционального настроя  учащихся

Приветствие учителя

Подготовка рабочих мест

Личностные:

отношение к учебной деятельности,

установление связи между учебной деятельностью и мотивом

2

Проверка выполнения домашнего задания  (1 вариант)

Цель: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция.

Задачи:

проверить правильность выполнения домашнего задания;

выявить пробелы и наметить пути их устранения.

2 минуты

Показатели достижения результата: проверены и скорректированы опорные знания учащихся.

3

Актуализация знаний  и целеполагание (2 вариант)

Цель: актуализация опорных знаний учащихся необходимых для освоения новой темы, обеспечение мотивации и принятия учащимися цели  учебно-познавательной деятельности

Задачи:

актуализировать опыт учащихся, подготовить к изучению нового материала;

зафиксировать затруднения учащихся в пробном учебном действии;

определить границы знания и незнания;

актуализировать опорные знания и изученные способы действий.

3  минуты

Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают цель и формулируют задачи урока.

Организация при необходимости диалога в виде мозгового штурма или предложение к выполнению ряда заданий по ранее изученному материалу («Родная природа в поэзии 19 века»).

Составление плана по достижению цели урока, самостоятельных планов

действий выбора способов и средств решения учебной задачи.

Работа по группам в творческих мастерских.

Составление плана (алгоритма) работы.

Извлечение фактов, сведений из разных источников.

Определение  жанра литературного текста.

Нахождение в тексте информации, подтверждающей высказанную мысль (закончить высказывания литературных критиков).

Нахождение информации в тексте для краткого ответа на вопрос.

Личностные УУД:

формирование нравственно- эстетических ценностей (бережное отношение к родной природе)

Регулятивные УУД: 

преобразование практической задачи в познавательную;

планирование и решение учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий)

Коммуникативные УУД:

составлять и задавать вопросы по содержанию текста произведения

Показатели достижения результата: актуализированы знания и способы действий, необходимые и достаточные для освоения содержания новой темы;

выполнено пробное учебное действие, с фиксацией затруднений.

4

Организация и проведение исследовательской деятельности учащихся.

Применение теоретических положений при выполнения заданий.

Цель: создание условий для включения учащихся в индивидуальную или групповую исследовательскую, проектную деятельность по решению проблемы.

17 минут

Обеспечение учащихся необходимым методическим обеспечением, оборудованием для проведения исследования;

распределение учащихся на группы,  предъявление критерий оценки выполнения работ;

обеспечение высокой степени самостоятельности учащихся при выполнении исследования;

обеспечение  по мере необходимости консультацией учащихся по ходу выполнения работы.

Объяснение материала (использование презентации), фронтальный опрос, беседа.

Использование технологий: проблемный диалог; информационно-коммуникативные технологии; исследовательская деятельность.

Проектные задания по темам исследовательских проектов:

«Роль метафор в поэзии С.А. Есенина».

«Образ ночи в поэзии А.А. Блока».

Концепт «весна» в поэтическом мире А.А. Ахматовой.

Интонационное своеобразие стихотворений Н.М. Рубцова в раскрытии чувства любви к Родине.

Символика цвета в раскрытии образа родной природы в произведениях С.А. Есенина.

«Югра литературная» (подготовка экскурсионного проекта, виртуальной экскурсии).

Чтение художественных произведений.

Определение  темы и главной мысли текста.

Выдвижение версий в ходе решения проектных задач.

Интерпретация информации.

Работа с тезисами, конспектом.

Формулировка проблемы.

Сравнение изобразительно-выразительных средств для создания образа родной природы в разных поэтических тексах.

Осуществление межпредметных связей.

Выполнение примерных заданий:

Начало работы над составлением словаря метафор (вариант: иллюстрированный словарь метафор).

Подбирать цитаты из текста к иллюстрациям (репродукциям картин).

Выяснять значение незнакомых (устаревших) слов для понимания авторской позиции.

Определять характер взаимоотношения человека с природой (на примере стихотворений русских поэтов 20 века).

Составлять перечень использованных источников. 

Регулятивные УУД:  находить наиболее рациональные способы выполнения задания Познавательные УУД:

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

сравнивать различные объекты, сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках;

выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

Коммуникативные:

находить в тексте аргументы, подтверждающие выводы;

дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения; составлять небольшие устные монологические высказывания, убедительно излагать свои мысли в устной форме, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства, планировать общие способы взаимодействия, понимать точку зрения собеседника

5

Динамическая пауза

Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся (зрительного напряжения).

Задачи: 

создать условия для снятия переутомления учащихся, смены вида деятельности, переключения внимания;

обеспечить кратковременный активный отдых для учащихся во время занятия;

 обеспечить соблюдение гигиенических требований к проведению физкультминутки с применением ИКТ.

1 минута

Способы организации переключения внимания  уч-ся

Ожидаемый результат: проведена обеспечен кратковременный активный отдых для учащихся во время занятия; в физкультминутке вовлечены все учащиеся; восстановлен тонус для дальнейшей работы.

6

Творческое использование сформированных умений и навыков

(решение практических задач).

Презентация выполненных заданий, проектов

Цель: организация презентации учащимися выполненных работ.

Задачи:

организовать презентацию учащимися выполненных работ с аргументированием своей позиции (позиции группы)

5 минут

Оценить (вместе с детьми) качество выполнения работ, выставить баллы, учитывая степень активности каждого учащегося;

организовать обсуждение полученных результатов.

Формирование логических умений: выдвижение гипотез и их обоснование;

построение цепочек рассуждений.

Индивидуальная

работа: самостоятельный поиск решения с использованием различных источников.

Творческая письменная работа

Требования к презентации в качестве итогового продукта проектной деятельности

1.Композиция (заявление проблемы, подача событий и фактов);

2.Качество информации (достоверность, ее полнота и ссылки на литературные источник с обоснованиями, однозначность, определенность, современность, правильно выбранные пропорции информационных блоков, научность, логичность, завершенность);

3.Оформление (наглядность, соответствие информации законам восприятия, грамотность и доступность подачи, наличие иллюстраций, корректное использование ссылок.

 Познавательные УУД:

высказывать предположения,

выявлять  известное и неизвестное;

использовать знаково-символические средства (модели и схемы) для решения задач

Коммуникативные УУД:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Ожидаемый результат: организована презентация выполненных продуктов каждой группой;

оценен труд каждого участника группы, степень активности в выполнении заданий и др.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: формирование целостной системы ключевых знаний по теме, дать анализ и оценку  успешности  достижения цели и наметить перспективу последующей работы,

обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задачи:

закрепить изученный учебный материал;

сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;

проверить понимание  выполнения домашнего задания, обсудить возможные трудности;

побудить к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся.

Цель: 5 минуты

Подведение  итога совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельности.

сообщен объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;

- произведен разбор по выполнению домашнего задания, указаны трудности с которыми могут столкнуться учащиеся;

- объявлены критерии оценки домашнего задания.

Регулятивные: 

осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

оценивать результаты деятельности (чужой, своей) на уровне соответствия результатов требованиям задачи

8

Рефлексия, подведение итога

Цель: осуществить анализ и оценку успешности достижения цели, планируемого результата, осознание учащимися своей учебной деятельности, подведение итога урока; мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения); усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Задачи:

организовать рефлексию и самооценку учащихся;

установить соответствие между поставленной целью и результатом урока;

подвести итог урока, выставить оценки с комментированием выставления.

 5 минут

Создание ситуации успеха

Оценивание своей деятельности на уроке (самооценка деятельности по заранее оговорённым критериям), определение причин затруднения.

.

Регулятивные УУД: 

Рефлексия деятельности

Коммуникативные УУД:

формулировать выводы

Ожидаемый результат:  подведен итог урока;

проведена рефлексия учебной деятельности;

проведен анализ достижения цели урока;

получена достоверная информация о достижении учащимися планируемых результатов.