Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
план-конспект урока литературы (5 класс) по теме

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_parusa__kak_simvol_mechty.doc21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в пятом классе.

Учитель: Куликовская Е.А.

Тема урока: «Активизация познавательной деятельности учащихся пятого класса с помощью организации групповой работы на уроке литературы по теме «Образ ПАРУСА как символ МЕЧТЫ в русской художественной литературе».

Тип урока: 1) заключительный урок в системе уроков литературоведческого анализа рассказа К.Г.Паустовского «Парусный мастер»; 2) урок внеклассного чтения по повести А.Грина «Алые паруса».

Вид урока: работа по группам.

Оформление и материал: 1) иллюстрации художников к анализируемым литературным произведениям; 2) иллюстрации учащихся как реализация домашнего задания; 3) тексты произведений (прочитанные прозаические и выученное наизусть для выразительного чтения стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус»); 4) видеоэпизоды из к/ф «Алые паруса» (реж. А.Птушко); 5) звукозапись романса А.Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова.

Цели урока: 1) обучение сравнительному анализу; 2) активизация индивидуальной мыслительной деятельности учащихся; 3) создание литературоведческих основ для изучения символизма в культуре России начала двадцатого века; 4) активизация творческой деятельности учащихся для написания домашнего сочинения.

Эпиграфы: Белеет парус одинокий...

                                      М.Ю.Лермонтов.

                     Хочу приохотить людей до парусного дела.

                                      К.Паустовский.

                     Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.

                                       А.Грин.

Ход урока:

1). Беседа.

-Попробуем представить себе море...

-Какие образы возникли перед вами?

-А что такое ОБРАЗ в литературе?

-Какой Образ можно назвать СИМВОЛОМ?

ОБРАЗ — явление, творчески воссозданное в художественном произведении (образ Герды, образ паруса...)

СИМВОЛ — самостоятельный художественный образ, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни (сова — символ мудрости, лев — символ силы).

2). Работа по группам.

Отвечая на вопросы по тексту, каждая группа делает свой вывод о том, символом чего является ПАРУС в анализируемом группой произведении. Ответы оформляются в общую таблицу.

Вопросы для групп.

М.Ю.Лермонтов «Парус» (1832 г.)

-О чём это стихотворение?

-Какие картины возникли перед вами при чтении каждой строфы?

-Найдите цветовые эпитеты. Какова их роль?

-Почему автор говорит «одинокий»?

-Почему поэт говорит о парусе как о живом существе?

-Символом чего становится парус?

А Грин «Алые паруса» (1917-1918 гг.)

-Похожа ли жизнь Ассоль на сказку?

-О чём мечтает Ассоль после встречи с Эглем?

-О чём, по мнению Ассоль, думает каждый человек?

-О чём в детстве мечтал Грей? Почему его мечта осуществилась?

-Случайно ли название шхуны Грея? В чём секрет героя?

-Почему Грей осуществил мечту Ассоль?

-Символом чего является парус в феерии А.Грина?

К.Г. Паустовский «Парусный мастер» (1937 г.)

-О чём мечтает парусный мастер?

-Какие сравнения использует автор в описании парусов? Почему?

-Почему парусный мастер просит упомянуть его имя в титрах?

-Какие слова режиссёра самые обидные?

-Что сближает моряка с серебряными нашивками, толстого пассажира и режиссёра?

-Почему парусный мастер всегда находится в замкнутом пространстве (автобусе, номере гостиницы, кубрике)?

-Верите ли вы, что Фёдору Марченко удастся «приохотить людей до парусного дела»?

Символом чего становится парус в рассказе К.Г.Паустовского?

3). Выводы.

М.Ю.Лермонтов «Парус»

А.Грин «Алые паруса»

К.Паустовский «Парусный мастер»

ПАРУС как символ МЕЧТЫ

ПАРУС как символ воплощённой МЕЧТЫ

ПАРУС как СИМВОЛ мечты о красоте

ОБРАЗ ПАРУСА ВРШЁЛ В РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ КАК СИМВОЛ МЕЧТЫ

4). Завершаем урок словами К.Паустовского об А.Грине, таким образом подчёркивая сверхзадачу — воображение, мечта помогают человеку стать творцом своей судьбы и сквозь горести, потери, неудачи нести свет надежды и веры в человека:

«Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства — умения мечтать и любить».

5). Домашнее задание: 1) выучить определения ОБРАЗа и СИМВОЛа; 2) написать сочинение-рассуждение (7-10 предложений) по вопросу о своём согласиии или несогласии с мнением А.Грина и К.Паустовского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)

Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал  этот город на судьбы литературных героев?Результат обучения: создание и защита постер...

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....