Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Елизарьева Ирина Александровна

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федотова Ирина Александровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ "Подсинская СШ"

Класс: 6

Урок литературы. Пейзаж в произведениях русской литературы.

Орг. момент

Цели:

  1. ознакомить учащихся с понятием «пейзаж» в литературе, с типологией, функцией пейзажа в художественном произведении;
  2. ознакомить учащихся с планом анализа пейзажного отрывка, с ролью и значением пейзажа в литературном произведении;
  3. формирование навыков работы с художественным текстом;
  4. воспитание бережного отношения к природе, окружающему миру.

Задачи урока:

  1. Проанализировать стихотворения  Евгения Абрамовича Баратынского "Весна весна", Федора Ивановича Тютчева "Чародейкою Зимою", Александра Сергеевича Пушкина "Осень"(отрывок);
  2. подчеркнуть общие черты, объяснить смысл такого единства;
  3. Развитие способностей к анализу выразительных средств.

Оборудование: мультимедийная презентация, словари, раздаточный материал.

Оттого, что человек много ест, он не становится здоровее, чем тот, который довольствуется только необходимым: точно так же и ученый — это не тот, кто много читает, а тот, кто читает с пользою.
Говорил древнегреческий философ Аристипп. Давайте и мы с вами проведем наш сегодняшний урок с пользой.

Эпиграфом к занятию будут строки Федора Ивановича Тютчева.

Слайд 2

Не то, что мните вы, природа!

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Как вы понимаете значение этого высказывания?

О чем оно?

Как показывает автор природу?

Какая она?

Показ слайдов 3-9

Что вы видите на слайде?

Что объединяет все эти картины?

Что на них изображено?

Какие жанры живописи вы знаете?

ПЕЙЗАЖ

Дайте определение слову пейзаж. Что это?

Устная работа.

Скажите, только ли в живописи используется пейзаж? 

Обратите внимание на определение слова пейзаж.

Слайд 10

Представьте себе картину. Море, по небу плывут облака, и на волнах качается парус.

Это картина Цигипко Ольги "Белеет парус одинокий". Что она вам навевает? К какому произведению она может быть иллюстрацией?

М.Ю. Лермонтов. Парус.

Слайд 11

Прочтите стихотворение.

О чем оно?

Каким автор описывает парус?

Примеры из текста.

Что за прием он использовал?

Какие еще приемы могут быть использованы? Для чего они?

Каков лирический герой?

А теперь давайте подумаем, какова тема нашего урока?

Слайд 12

Запишите тему урока.

Чему бы вы хотели научиться на уроке. Что нового узнать?

Скажите, так ли необходимо использовать пейзаж в произведениях? Для чего автор его использует?

Работа со стикерами.

У каждого на столе лежат зеленые листики, напишите на них какую по вашему мнению функцию играет пейзаж в произведении? Для чего он?

 У нас получилось три функции пейзажа.

Слайд 13

Это иллюстративная, психологическая и лирическая.

Запишите названия функций пейзажа в тетради.

У каждого человека есть любимое время года — время, когда на душе становится легко, когда природа начинает жить новой, прекрасной, интересной жизнью. Люди по-разному воспринимают явления, происходящие в окружающем нас мире: для одного мил блеск искристого снега студеными зимними днями, другой с восторгом наблюдает весеннее пробуждение природы, третий с нетерпением ждет жаркого солнечного лета, еще кто-то любуется золотом осенних деревьев.

Беседа о времени года. Какое время года больше всего нравится вам?

А теперь давайте посмотрим как поэты описывали свои любимые времена года.

Работа с текстами (раздаточный материал). 10 минут.

Оценка другими выступающих на листочках.

Слайд 14

Слово первой группе.  Евгений Абрамович Баратынский. "Весна весна".

  1. Прочитайте выразительно стихотворение.
  2. Определите тему.
  3. Какие образы представлены в произведении?
  4. Какое настроение у этого стихотворения?
  5. Как чувствует себя автор? Докажите примерами из текста.
  6. Какие ощущения возникают у вас?
  7. С помощью каких языковых средств автор передает нам весеннее настроение? Докажите примерами из текста.
  8. Что нам хотел показать автор?                                      

Слайд 15

Слово второй группе. Федор Иванович Тютчев

  1. Прочитайте выразительно стихотворение.
  2. Определите тему.
  3. Какие образы представлены в произведении?
  4. Какое настроение у этого стихотворения?
  5. Как чувствует себя автор? Докажите примерами из текста.
  6. Какие ощущения возникают у вас?
  7. С помощью каких языковых средств автор передает нам весеннее настроение? Докажите примерами из текста.
  8. Что нам хотел показать автор?                                      

Слайд 16

Слово третьей группе. Александр Сергеевич Пушкин.

  1. Прочитайте выразительно стихотворение.
  2. Определите тему.
  3. Какие образы представлены в произведении?
  4. Какое настроение у этого стихотворения?
  5. Как чувствует себя автор? Докажите примерами из текста.
  6. Какие ощущения возникают у вас?
  7. С помощью каких языковых средств автор передает нам весеннее настроение? Докажите примерами из текста.
  8. Что нам хотел показать автор?                                      

Подведем итоги.

Собрать листочки с оценкой и подсчитать баллы.

Работа с кластерами.

На ваших столах лежат кластеры. Заполните их.

Слайд 17

Собрать листы. ( Используя документ-камеру продемонстрировать результаты)

Озвучивание результатов оценивания.

Итак, давайте вспомним какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Добились ли мы этих целей? Что мы увидели на примере трех стихотворений?

Работа со стикерами.

У вас на столах лежат  желтые стикеры, напишите на них чему вы научились на этом уроке.

Озвучивание ответов.

Домашнее задание. Слайд 18

Оценка учащихся. Работали хорошо. Активно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Методическая разработка урока. «Внешняя политика России. Русско-японская война»

              Для преподавания в современной школе характерна ориентация не столько на приобретение большого количества знаний, сколько на личностно-ориентиро...

Методическая разработка урока Истории Отечества "Первые русские князья" с использованием ЭОР

Разработка урока с использованием Базы электронных образовательных ресурсов ФЦИОР...

Методическая разработка урока №1. Методика преподавания русского языка как наука

Первый урок в системе. Группа Ш-21 школьного отделения. Современный учитель должен владеть научным подходом к профессиональной деятельности: понимать психофизиологические особенности младшего школьног...

Методическая разработка урока ФГОС по Музыке в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»

Осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы)....

Методическая разработка урока литературы по произведению А.де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

В ходе урока учащииеся будут формировать высоконравственные качества личности.Смогут раскрыть важнейшие проблемы повести, формировать умение давать оценку поступкам героев повести, совершен...

Методическая разработка. Урок-игра по произведениям Н.В. Гоголя.

Предлагаемая разработка является результатом совместного проекта учащихся и учителей по итогам изучения произведений Н.В.Гоголя в 6 классе в рамках образовательной системы «Школа 2100». Проект осущест...