Методическая разработка урока ФГОС по Музыке в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»
учебно-методический материал по музыке (5 класс) на тему

Сероштанова Адрияна Викторовна

Осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока ФГОС по музыке в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»

Цель: осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы).

Задачи:

1. Познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание)

2. Помочь детям осмыслить образные, жанровые и стилевые основы народной и профессиональной музыки и значение народного творчества для профессионального музыкального искусства и музыкальной культуры в целом.

 Планируемы результаты:

1. Предметные результаты:

-Умение понимать термин «фольклор», «инструментальная музыка», «вокальная музыка»,  «симфоническая миниатюра»,

-Умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения

 -Умение обучающихся входить в мир духовных ценностей музыкального искусства.  

2. Метапредметные результаты:

-Умение  осуществлять поиск информации, структурирование знаний, смысловое чтение,  анализ объектов с    целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей.

- Умение осознавать широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства.

- Умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого).

3. Личностные результаты:  

- Умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию.

- Умение уважительно относиться к мнению окружающих.

- Умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Учебно-методическое обеспечение урока:

  • учебник - Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская  «Уроки музыки» поурочные разработки 5-6 классы - 2013г.;
  • авторская презентация к уроку,

Ход урока

Этапы урока, время

Планируемый результат

Универсальные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы и приёмы

I. Организационный момент.   -   1 мин.

Концентрация основных психических процессов на образовательный процесс.

Выработка внимания, самоорганизации, дисциплинирован-

ности.

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт и погружает обучающихся в психологически комфортную атмосферу.

Показывают готовность к уроку. Настрой на процесс сотворчества.

Принцип психологической комфортности.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в учебном действии.

Цель этапа:

Повторение изученного материала, подтверждение связи темы урока с темой четверти, выход на проблему, через определение темы урока.

- Формирование, вызов  мотивации обучающихся к изучению новой темы.

- Активизация работы обучающихся.

- Воспроизведение знаний, полученных раннее на уроках обществознания.

- Обдумывание, предложение возможных  способов действий своей работы

Решение проблемной ситуации

(познавательные УУД) Учащиеся сопоставляют, выделяют главное, находят ответ на вопрос  учителя, делают выводы. Анализ и  синтез, классификация, обобщение.

Распознавание существенных признаков  и свойств  явлений  с помощью наблюдения, сравнения, анализа.

(коммуникативные УУД) Коммуникация, потребность поделится со сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других. Совместный поиск ответа на заданные учителем вопросы,

участие  и взаимодействие в процессе этого поиска.

(регулятивные УУД) Оценивают  предлагаемые для анализа произведения искусства. Способность принимать и сохранять поставленную на уроке цель.

Дети слушают русскую народную песню «Во поле берёза стояла.»

- Какой жанр сейчас мы прослушали?

- К какому виду музыки он относится?

- какие виды вокальной музыки знаете?

Что такое романс? Вокальная музыка? Появился бы этот вид музыки, если бы не было литературы? Почему? Назовите тему четверти.

А народная песня связана с литературой?

Как называется народное творчество? (Фольклор.)

Какие виды фольклора вы знаете?

Сегодня мы познакомимся с музыкой, которая появилась на свет только благодаря фольклору – сказанию русского народа.

Итак назовём тему нашего урока: «Фольклор в музыке русских композиторов».

Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока, используя опорные фразы на доске: узнать, что такое (симфоническая миниатюра), в чём особенности этого (жанра), в чём взаимосвязь музыки и литературы в произведении А.Лядова

Ответы: песня

Вокальная музыка.

Песня. Романс.

Дают определения жанрам. Называют тему четверти. Говорят о взаимосвязи музыки и литературы в вокальных жанрах.

Фольклор – музыкальный, прикладной, литературный.

Тема урока : «Фольклор  в музыке русских композиторов»

Проблемно-поисковый

Блиц-опрос

Рассуждают, отвечают.

Анализируют, выходят на проблему.

3.Проблемное объяснение нового знания, усвоение новых знаний

Цель этапа:

Обеспечение восприятия и осмысления нового знания об инструментальной  музыке, симфонической миниатюре, а так же о взаимодействии музыки с литературой. Формирование целей и задач, необходимых для изучения этой темы.

- Организация активной индивидуальной и групповой работы обучающихся с новой темой.

- Самостоятельное изучение и осмысление информации.

- Систематизация знаний.

Анализируют настроение, характер, атмосферу, выявляют сходство и различие образов (опираясь на ранее изученный материал).  Выделяют существенную информацию  из особенностей музыки, выдвигают свои гипотезы и обосновывают их.

Осуществляют  актуализацию личного жизненного опыта.

Слушают собеседника,

высказывают свое мнение, взаимодействуют путем взаимопонимания..

Учитель подводит учащихся к пониманию того, что  симфоническая миниатюра – это небольшое инструментальное «программное» произведение,  в основе которого лежит литературное произведение. Выявить единство выразительности и изобразительности в создании музыкального образа «Кикиморы»

1. Звучит вступление к музыке А.Лядова  «Кикимора» 2.Учитель просит выдвинуть предположение об образной сфере, в котором написана эта музыка.

3.Организует беседу, выявляющую знания учащихся о жанре «симфоническая миниатюра».

4.Знакомит с автором литературной основы музыки А.Лядова -  фольклористом-собирателем И.Сахаровым.

Отвечая на вопросы учителя, рассуждают и размышляют о том, что общего в литературной и музыкальной «Кикиморе»

Взаимодействие  с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

4.Первичное закрепление.

Цель этапа:

Закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала.

Воспроизведение знаний, полученных на уроке, и оценивание результатов своей работы

(Познавательные УУД)

Устанавливают аналогии особенностей музыки русских композиторов. Делают выводы..

(Коммуникативные УУД)

Общаются и взаимодействуют  в процессе нахождения общего и разного в литературе и музыке.

(Регулятивные УУД)

Умение контролировать  процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль  в сотрудничестве с учителем и сверстниками.        

Показ презентации

Слушание музыки. Как музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору изобразить  эти сказочные события?

Сравнить язык двух  художественных произведений.

Появился бы жанр «симфоническая миниатюра», если бы не было литературы?

Учащиеся  читают отрывок И.Сахарова в учебнике, затем слушают музыку  А.Лядова. Познают особенности музыкального языка. Сравнивают с литературным описанием Кикиморы.

Выявляют неотъемлемую связь музыки и литературы.

5. Самостоятельная работа

Какой из образов музыкального сказа запомнился больше других? Почему?

6. Итог урока

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Восполнение пробелов в знаниях

Планировали способы и приемы работы. Путем рефлексии на свои действия, корректировали формы совместной работы.

Оценивали собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока.

На доске слайд с вопросами:

 Сегодня я узнал, что без фольклора…

Меня удивило…

Сегодняшние знания я смогу применить….

Больше всего мне понравилось…..

Я  расскажу о Лядове (кому?)…

Я понял, что «симфоническая миниатюра» - это….

Я узнал о фольклоре…..

Выполняют в тетради письменно.

Индивидуальная.

Дифферинцированный (разноуровневый подход)

8. Рефлексия.

 – 1 мин.

Самоанализ обучающимися своей деятельности и её результатов

- Умение и выражать свои мысли

- Оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Предлагает один из способов  рефлексии.

Проводят рефлексию.

Смайлики « Моё настроение»

Литература:

1. Сергеева  Г.П. Музыка: учеб. для  учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская.  - 5  издание. М.: Просвещение, 2008.

2.Алпарова Н.  Знакомство с оперой. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2010.

3.Груздова И.В., Лютаева Е.К., Никитина Е.В.  Навстречу музыке. Музыкальные игры и занятия для детей. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2011.

4.Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. – М.: Айрис - Пресс, 2008.

5.Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. – Санкт-Петербург: Композитор, 2007.

6.Кудряшов А. Песни для детей. Настольная книга музыкального руководителя. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2010.

7.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Программа для общеобразовательных учреждений  «Музыка» под руководством Кабалевского  Д.Б. - М.: Просвещение, 2007.

8.Сокольникова Н.П.  Методическое пособие в помощь учителю музыки «Планирование уроков  музыки в общеобразовательной школе»  -    Новокузнецк: 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по музыке в 7 классе "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи" по программе Сергеевой, Критской

Методическая разработка интегрированного урока по музыке и литературе в 7 классе по теме "Героическая тема в русской музыке, литературе. живописи". Материал может пригодиться учителям ИЗО, МХК, музыки...

4 класс «Фольклор в музыке русских композиторов»

1 четверть (урок № 6 ) «Фольклор в музыке русских композиторов» Тема урока: "Что за прелесть эти сказки…"   Цель урока: развитие восприятия музыки, интереса учащихся к  музыкальной деяте...

Конспект урока для 5 класса "Фольклор в музыке русских композиторов"

Развернутый конспект урока для 5 класса по программе по музыке автора Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева по теме:"Фольклор в музыке русских композиторов"...

Конспект урока 5 класс фольклор в музыке русских композиторов

Вольклор в музыке русских композиторов 5 класс...

Презентация к уроку музыки в 5кл. «Фольклор в музыке русских композиторов» «Стучит, гремит Кикимора»

Презентация к уроку музыки 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов" - А.К.Лядов "Стучит, гремит Кикимора"...

Конспект урока по музыке 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов"

Конспект урока по музыке 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов"...