Конспект урока по музыке 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Семенюк Вероника Геннадиевна

Конспект урока по музыке 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_v_muzyke_russkih_kompozitorov.docx30.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки

в 5 классе

Тема: Фольклор в музыке русских композиторов

Подготовила:

учитель музыки

Семенюк В.Г.

Тема: Фольклор в музыке русских композиторов

Цель: Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений; познакомить детей с симфонической сюитой русского композитора Н. А. Римского-Корсакого «Шехерезада»; продолжить знакомство с понятием фольклор, познакомить с понятием программная музыка; развивать музыкальную память, внимание, творческие способности, познавательный интерес, умение слушать классическую музыку и анализировать её, образное мышление, воображение, вокально – хоровые навыки, речь; воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость на музыку, любовь к музыке русских композиторов и фольклору, любознательность к творчеству Н. А. Римского – Корсакова, расширить кругозор; доставить детям радость.

Ожидаемый результат: Знать понятие программная инструментальная музыка, сюита. Знать ФИО композитора, написавшего Симфоническую сюиту «Шехерезаду». Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад. Уметь исполнять вокально-хоровые произведения. Определять на слух музыкальные фрагменты, прозвучавшие на уроке.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ

Формы организации учебной деятельности: коллективная.

Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, сигнальные карточки, смайлики.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Музыкальное приветствие «Сейчас музыкальный начнется урок»

2. Определение настроения (ребята подымают смайлики своего настроения)

II. Актуализация знаний

  1. Вступительная беседа:

Учитель: О взаимосвязи, каких искусств мы с вами говорили на прошлых уроках?

(предположительный ответ детей – музыка и литература)

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим говорить о литературе и музыке.

(В течение всего урока учащиеся применяют методический прием «Светофор» зеленая карточка – готов отвечать, желтая – готов отвечать, но не уверен в ответе, красная – не готов)

Ученик: О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати подушки,

Уже навострили ушки?

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

Учитель: К какому жанру относится сказка?

(предполагаемый ответ детей – к фольклору)

Учитель: Что такое фольклор? Можно воспользоваться карточками - подсказками.

Ответ детей.

Учитель: А что относится к музыкальному фольклору? (карточки-подсказки)

Ответ детей.

Учитель: И тема нашего урока «Фольклор в музыке русских композиторов»

(тема записывается в тетрадь)

АМО «Фруктовый сад» (Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям)

Учитель: Сегодня мы познакомимся с симфонической сюитой известного русского композитора Н. А. Римского - Корсакова «Шехерезада».

III. Изучение нового материала.

Учитель: Вам знакомо понятие сюита?

Ответ детей.

Учитель: Сюита - циклическая форма, состоящая из нескольких больших частей, имеющая одну мысль, объединяющая общим смыслом (запись в тетрадь)

Учитель: В основе симфонической сюиты «Шехерезада» лежит восточный фольклор. Откроем дверь в сказочный мир востока, который не перестает удивлять нас.

- Каким вы представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова.

(предполагаемые ответы детей – змея, пустыня, верблюды, солнце, песок, море, экзотические фрукты и цветы, султаны, Египет, Индия, Урарту, Ассирия, посуда, узоры, орнамент, шумный рынок, ковры, индусы, султаны, дворцы, восточные сладости, сказки)

Учитель: Восточные сказки …не могут оставить равнодушным ни одного человека. Вот уже сотни лет увлекают взрослых и детей приключения Синдбада – морехода, Алладина, Али-бабы.… Это герои арабских сказок «Тысяча и одна ночь»

Ученица:

Влечёт Восток сияньем красок,

Зовёт базарной суетой,

С Али-Бабой – героем сказок,

С Синдбадом, брошенным волной,

Там Шехерезада начинает

Для падишаха свой рассказ,

Багдадский вор там убегает,

Торговцев обманув не раз,

На ослике качаясь, едет

Ходжа мудрейший – Насреддин,

И, вынув лампу, вызывает

Седого джинна Аладдин,

Там средь дворцов и минаретов

В саду Ширин, скучая, ждёт,

Когда Фархад любви навстречу

В скале родник воды пробьёт.

Там, поднимаясь на барханы,

Стремясь пустыни перейти,

Идут с востока караваны,

Сходясь на Шёлковом пути.

И на Востоке средь барханов

Живет красавица одна

Она зовется Шехерезадой

Она прекрасна и умна

Учитель: Восточные сказки не оставили равнодушным и русского композитора Н. А. Римского – Корсакова, который по мотивам арабских сказок написал симфоническую сюиту «Шехерезада», состоящую из 4-х частей. В сюите много самостоятельных эпизодов, но она объединена единым замыслом, который подчинен образу главного рассказчика – Шехерезаде. Это программное произведение. На карточках - подсказках найдите определение программному произведению.

- Домашним заданием вам было узнать содержание сказки «Тысяча и одна ночь»

- Кто главные герои сказки?

- В чем заключается программа сказки?

Ответы детей.

Учитель: Итак, произведение инструментальное, как без слов описать героев?

(предполагаемые ответы детей – мелодией, характером)

Учитель: Что бы мы проникли историей, композитор обратился к средствам музыкальной выразительности. Если бы вы были композитором, какую мелодию по характеру создали для каждого героя?

Ответы детей.

Учитель: Сейчас мы послушаем I часть симфонической сюиты «Шехерезада», которая называется «Море. Синдбадов корабль». Музыка изображает главных героев султана Шахриара и красавицу Шехерезаду. Определите характеры этих героев.

Слушание I части симфонической сюиты «Шехерезада»

Учитель: Как звучит тема Шахриара?

(предполагаемый ответ детей – грозно, величественно, сурово)

Учитель: Какая тема Шехерезады?

(предполагаемый ответ детей – грациозная, нежная, изящная)

Учитель: Как вы считаете, какое оружие Шахриара?

(предполагаемый ответ детей – грубая сила)

Учитель: А оружие Шехерезады?

(предполагаемый ответ детей - поэтический дар, фантазия)

Учитель: Похожи ли их характеры?

(предполагаемый ответ детей – нет, контрастны)

Учитель: А какие инструменты исполняют темы главных героев?

(предполагаемый ответ детей – Шехерезада – скрипка, Шахриар – струнные и духовые)

Учитель: Ребята, посмотрите на фото известных людей, на ваш взгляд кого бы вы выбрали на роль Шахриара и Шехерезады, и почему?

( На доске расположены фото известных людей)

Повторное слушание I части сюиты «Шехерезада»

Учитель: Ваш выбор.

Ответы детей.

Учитель: Какие особенности музыке придают Шехерезаде восточный колорит?

(предполагаемый ответ детей – мелодия Шехерезады, напоминает затейливый восточный узор, как бы «вьется»)

(Просмотр видеоролика)

Учитель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент художественного фильма «Кавказская пленница» режиссёра Л. Гайдая.

(Просмотр фрагмента фильма «Кавказская пленница»)

Учитель: Понравился вам фрагмент? Знаком вам этот фильм? Какую мелодию вы услышали?

Ответ детей.

Обобщение.

IV. Физ. минутка

V. Хоровое пение

1. Распевание

2. Повторение песни «А я по лугу»

Учитель: Как вы думаете, эта песня является музыкальным фольклором?

(предполагаемый ответ детей - да, русского народа)

Учитель: Сейчас мы исполним эту песню с элементарными детскими инструментами, которые придадут нам русский колорит.

  1. Выразительное исполнение в сопровождении детских музыкальных инструментов – бубны, сопилки, погремушки.

VI. Музыкальная викторина

Учитель: Сейчас мы проведем с вами музыкальную викторину, вы должны, определить к какому народу принадлежат фрагменты народных танцев.

Звучат фрагменты русской пляски, кавказской лезгинки, украинского гопака, цыганочки, латиноамериканской ламбады и восточного танца.

VII. Итог урока.

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок, и мне хотелось узнать, какие знания вы унесете с этого урока. Проведем игру «Да», «Нет»

(Игра «Да», «Нет» - учитель задает вопрос, если «Да» дети поднимают сигнальную карточку зеленого цвета, если «Нет» поднимают сигнальную карточку красного цвета)

1. Игра «Да», «Нет»

  1. Мы рассматриваем связь музыки и литературы на примере симфонической сюиты Н. А. Римского – Корсакова «Шехерезада» (да)
  2. В основе сюиты лежит белорусская сказка (нет)
  3. В симфонической сюите «Шехерезада» 6 частей (нет)
  4. На уроке мы слушали тему Шахриара и Шехерезады (да)
  5. Программная музыка – это инструментальная музыка, имеющая словесную программу. Программой может служить название или литературный сюжет, раскрывающие содержание произведения (да)
  6. Фольклор – это авторское творчество (нет)
  7. К музыкальному фольклору относятся – народные игры, танцы, песни, мелодии (да)
  8. Н. Римский – Корсаков написал сюиту «Шехерезаду» на основе восточного фольклора (да)

Подведение итогов викторины.

2. АМО «Рефлексивный экран»

- На уроке мне понравилось……

- На уроке мне было не интересно, потому, что…..

- Мне было трудно….

- На уроке у меня получилось…

- Теперь я знаю, что…..

3. Обобщение АМО «Фруктовый сад»

4. Домашнее задание будет творческим на выбор:

  1. Придумать сказку от имени Шехерезады
  2. Нарисовать свои впечатления от прослушанной музыки
  3. Нарисовать афишу к симфонической сюите Н. А. Римского – Корсакова «Шехерезада»

5. Оценивание активных ребят

Учитель: Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и анализ урока музыки «Фольклор в музыке русских композиторов»

Данный урок разработан по новым стандартам с учетом требования ФГОС в 5 классе по программе Е.Критской....

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"

Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...

Методическая разработка урока ФГОС по Музыке в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»

Осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы)....

Разработка урока музыки в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов"

Знакомство с жанром симфонической миниатюры, со сказочной картиной А.К.Лядова "Кикимора"....

разработка урока музыки для 5 класса по теме: "Фольклор в музыке русских композиторов"

Данная разработка предназначена для использования учителями музыки на уроках в 5 классах...