Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"
учебно-методический материал по музыке (5 класс) на тему
Технологическая карта урока музыки.
Предмет: музыка
Учитель: Кириленко Татьяна Владимировна
Класс: 5
Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
Урок №5 согласно календарно-тематическому планированию
Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид урока: урок-беседа; сочетание разных видов деятельности.
Цель урока: показать учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы).
Задачи: познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание)
Личностные:
Обучающиеся входят в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; осознают широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства.
Метапредметные:
регулятивные: выполняют учебные действия в качестве исполнителей и слушателей; ставят и выполняют цель; формулируют и удерживают учебную задачу;
познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии петь хором, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.
Предметные: понимают термин «инструментальная музыка», «вокальная музыка», «симфоническая миниатюра», умеют применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения.
Вид используемых ИКТ: презентация (авторская)
Методическое назначение ИКТ: расширить познавательные потребности учащихся, повысить уровень визуализации изучаемого материала; расширить эстетический кругозор обучающихся.
Оборудование: медиапроектор, учебники, тетради, муз.хрестоматия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока музыки | 20.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки.
Предмет: музыка
Учитель: Кириленко Татьяна Владимировна
Класс: 5
Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
Урок №5 согласно календарно-тематическому планированию
Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид урока: урок-беседа; сочетание разных видов деятельности.
Цель урока: показать учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы).
Задачи: познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание)
Личностные:
Обучающиеся входят в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; осознают широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства.
Метапредметные:
регулятивные: выполняют учебные действия в качестве исполнителей и слушателей; ставят и выполняют цель; формулируют и удерживают учебную задачу;
познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии петь хором, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.
Предметные: понимают термин «инструментальная музыка», «вокальная музыка», «симфоническая миниатюра», умеют применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения.
Вид используемых ИКТ: презентация (авторская)
Методическое назначение ИКТ: расширить познавательные потребности учащихся, повысить уровень визуализации изучаемого материала; расширить эстетический кругозор обучающихся.
Оборудование: медиапроектор, учебники, тетради, муз.хрестоматия.
Этапы урока | Деятельность учителя | Методы и формы | Деятельность обучающихся | УУД | Время |
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение уч-ся в деятельность, настрой на позитивный лад. | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Исполнение р.н. песни с учениками «Во поле берёза стояла» | Исполнение р.н.п. «Во поле берёза стояла» | 3 мин. | ||
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в учебном действии. Цель этапа: Повторение изученного материала, подтверждение связи темы урока с темой четверти, выход на проблему, через определение темы урока. | - Какой жанр сейчас исполнили? - К какому виду музыки он относится? - какие виды вокальной музыки знаете? Что такое романс? Вокальная музыка? Появился бы этот вид музыки, если бы не было литературы? Почему? Назовите тему четверти. А народная песня связана с литературой? Как называется народное творчество? (Фольклор.) Какие виды фольклора вы знаете? Сегодня мы познакомимся с музыкой, которая появилась на свет только благодаря фольклору – сказанию русского народа. Итак назовём тему нашего урока: «Фольклор в музыке русских композиторов». Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока, используя опорные фразы на доске: узнать, что такое (симфоническая миниатюра), в чём особенности этого (жанра), в чём взаимосвязь музыки и литературы в произведении А.Лядова | Проблемно-поисковый Блиц-опрос Рассуждают, отвечают. Анализируют, выходят на проблему. | Ответы: песня Вокальная музыка. Песня. Романс. Дают определения жанрам. Называют тему четверти. Говорят о взаимосвязи музыки и литературы в вокальных жанрах. Фольклор – музыкальный, прикладной, литературный. Тема урока : «Фольклор в музыке русских композиторов» | Решение проблемной ситуации (познавательные УУД) Учащиеся сопоставляют, выделяют главное, находят ответ на вопрос учителя, делают выводы. Анализ и синтез, классификация, обобщение. Распознавание существенных признаков и свойств явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа. (коммуникативные УУД) Коммуникация, потребность поделится со сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других. Совместный поиск ответа на заданные учителем вопросы, участие и взаимодействие в процессе этого поиска. (регулятивные УУД) Оценивают предлагаемые для анализа произведения искусства. Способность принимать и сохранять поставленную на уроке цель. | 7 мин |
3.Проблемное объяснение нового знания, усвоение новых знаний Цель этапа: Обеспечение восприятия и осмысления нового знания об инструментальной музыке, симфонической миниатюре, а так же о взаимодействии музыки с литературой. Формирование целей и задач, необходимых для изучения этой темы. | Учитель подводит учащихся к пониманию того, что симфоническая миниатюра – это небольшое инструментальное «программное» произведение, в основе которого лежит литературное произведение. Выявить единство выразительности и изобразительности в создании музыкального образа «Кикиморы» 1. Звучит вступление к музыке А.Лядова «Кикимора» 2.Учитель просит выдвинуть предположение об образной сфере, в котором написана эта музыка. 3.Организует беседу, выявляющую знания учащихся о жанре «симфоническая миниатюра». 4.Знакомит с автором литературной основы музыки А.Лядова - фольклористом-собирателем И.Сахаровым. | Взаимодействие с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. | Отвечая на вопросы учителя, рассуждают и размышляют о том, что общего в литературной и музыкальной «Кикиморе» | Анализируют настроение, характер, атмосферу, выявляют сходство и различие образов (опираясь на ранее изученный материал). Выделяют существенную информацию из особенностей музыки, выдвигают свои гипотезы и обосновывают их. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Слушают собеседника, высказывают свое мнение, взаимодействуют путем взаимопонимания.. | 17 мин. |
4.Первичное закрепление. Цель этапа: Закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала. | Показ презентации Слушание музыки. Как музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору изобразить эти сказочные события? Сравнить язык двух художественных произведений. Появился бы жанр «симфоническая миниатюра», если бы не было литературы? | Учащиеся читают отрывок И.Сахарова в учебнике, затем слушают музыку А.Лядова. Познают особенности музыкального языка. Сравнивают с литературным описанием Кикиморы. Выявляют неотъемлемую связь музыки и литературы. | (Познавательные УУД) Устанавливают аналогии особенностей музыки русских композиторов. Делают выводы.. (Коммуникативные УУД) Общаются и взаимодействуют в процессе нахождения общего и разного в литературе и музыке. (Регулятивные УУД) Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками. | 10мин. | |
5. Самостоятельная работа Какой из образов музыкального сказа запомнился больше других? Почему? 6. Итог урока (рефлексия) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса. | На доске слайд с вопросами: Сегодня я узнал, что без фольклора… Меня удивило… Сегодняшние знания я смогу применить…. Больше всего мне понравилось….. Я расскажу о Лядове (кому?)… Я понял, что «симфоническая миниатюра» - это…. Я узнал о фольклоре….. | Индивидуальная. Дифферинцированный (разноуровневый подход) | Выполняют в тетради письменно. | Планировали способы и приемы работы. Путем рефлексии на свои действия, корректировали формы совместной работы. Оценивали собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока. | 3 мин. 3 мин |
7.Домашнее задание ( по выбору) | Слайд – учитель комментирует домашнее задание , благодарит за работу на уроке Завершение урока музыкой А.Лядова. | 1 мин. 1 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»
Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...
Технологическая карта урока в 5 классе. Русский язык.
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС. Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение ...
Технологическая карта урока в 5 классе. Русский язык.
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС.Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.Тема урока - Однозначные и многозначные слова.Тип урока – комбинированный (закрепление ...
Технологическая карта урока в 5 классе. Русский язык.
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС.Русский язык 5 класс, Ладыженская Т.А. Тема урока – Прямое и переносное значение слов.Тип урока - изучение нового материала....
Технологическая карта урока географии, 5 класс "Открытия русских путешественников" (системно – деятельностный подход)
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательые – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; ...
Технологическая карта урока литературы 10 класс по теме "Душа народа русского..." Н.А.Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо?"
Урок-исследование по тексту поэмы А.Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...