Технологическая карта урока в 5 классе. Русский язык.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Буркова Наталья Петровна

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС.Русский язык 5 класс, Ладыженская Т.А. Тема урока – Прямое и переносное значение слов.

Тип урока  - изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_no_3.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет – русский язык

Класс 5

Тема урока – Прямое и переносное значение слов

Тип урока  - изучение нового материала

Планируемые результаты обучения:

Личностные - основы российской гражданской идентичности; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 

предметные - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;  сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

метапредметные - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; способы решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

Техники и технологии - модульное обучение, коллективный способ обучения, здоровьесберегающая и игровая  технология.

Ресурс(учебники, наглядные пособия, ИКТ) - Русский язык 5 класс, Ладыженская Т.А.;  словари,   компьютер, мультимедийный проектор,  презентация PowerPoint.

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

I. Организационный момент

Проверка домашнего задания.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим с вами изучать интересный раздел в русском языке «Лексика»

-  Вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?

Однозначные и многозначные слова.

  Что было задано на дом? Проверка упр. 334.

 

Первой группе  – найти в толковом словаре примеры многозначных слов.

Второй - найти примеры из русских народных сказок со словом «красный» (красивый, парадный).

Повторение. Найдите многозначные слова в данных текстах.

1.За  столом сказала мать:

- Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

- А болтать ногами можно?

     (Г. Бойко)

2.Вот  шофер какой чудак:

   Он поесть не мог никак.

   Потому что спозаранку

   Он крутил – вертел баранку.

   А зачем крутил – вертел? –

   Лучше взял бы да и съел!...

                                  (А. Шибаев)

                                 

3.Со столба кричит он: «Есть

Вспыхнул свет в окошке!»

А на столб ему залезть

Помогли две кошки.

                             (Е. Руженцев)

Самостоятельное определение первичного уровня собственных знаний.

Актуализация имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации

Работа в группе

Коллективная работа

Самоопределение.

Готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации.

Формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Анализ объектов с целью выделения  признаков

Словесная функция

учителя.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

 Вступительное слово учителя  

    Ребята! Вчера я познакомилась с удивительным человеком. Он оказался иностранцем.   Мы стали общаться и после  разговора  я сказала ему,   что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки. И он светится от счастья. Но, к сожалению, этот человек не понял меня!

А вы, сможете описать его?

Объясните значения слов, которые помогли описать друга?

Мягкий характер - хороший  характер

Острый ум -  быстро понимающий. Острый как нож

Золотые руки - все умеет делать.

Светится от счастья -  очень рад

Он не смог понять значения слов, потому что это были слова с переносным значением.  

Итак, тема сегодняшнего урока «Прямые и переносные значения слов». Запишите ее в тетради.

На доске написаны следующие словосочетания:

Седая голова - седая зима.

-Ребята, какой корень у этих слов.

- А какое значение  у этих слов?

Седой - побелевший от старости

На основе сходства (зима – тоже белая)

 -А как вы думаете, какое слово появилось первым.

- Правильно, потому что второе «Седая зима» появилось на основе сходства по цвету.

Мы с вами сейчас столкнулись с  явлением русского языка - прямым и переносным значением.

А теперь обратимся к учебнику на странице 140 .

Прочитаем, что выделено жирным шрифтом!

Такой прием в русском языке  называется метафорой.

-В саду горит  костер рябины красной!

-Дуб роняет и под ноги стелет золотое тонкое перо.(4)

Следующий абзац.

А это прием называется олицетворением.

-Попробуйте сами привести примеры.

Разгулялась вьюга

Ветер уснул.

Эти средства мы будем подробнее разбирать на уроках литературы и уроках развития речи.

В толковых словарях в словаре указывается не только прямое, но и переносное значение.

Приведите примеры из толкового словаря.

                           

Самостоятельное «добывание» знаний,

активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.

Работа со словом

Знакомство с новым понятием

«прямое и переносное значение слова»

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы. Выполняют задания.

Работа с учебным материалом

Знакомство с выразительными средствами языка

«метафора. олицетворение»

Выполнить синтаксический разбор

Работа с толковым словарём

Формирование картины мира; формирование позитивной самооценки.

 

Планирование.

Прогнозирование.

Планирование своих действий; адекватное восприятие оценки учителя; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Постановка вопросов.

Сотрудничество в поиске и выборе  информации.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Самостоятельное формулирование цели  темы. Формулирование проблемы.

Самооценка.

3.  Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.        

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

 - А теперь потренируемся.

И выполним упражнение. 338.

Читаем задание .

1 ряд

2ряд

3 ряд    

 Дать прямое значение слову.

Черная (работа , ________).

Ледяной (взгляд,________).

 Острый (ум,_________).

Допишите примеры, чтобы значение было прямым.

-  Запишите в два столбика словосочетания.

Прямое значение

Переносное значение

-Чистые помыслы - без утайки, искренние  

-Чистые руки-  

-Быстрая река-река, которая быстро движется

-Быстрый ум - быстро соображает.

-Холодные руки - от холода  

-Холодное сердце - равнодушное

Почему вы так распределили?

Организация диалога, проблемно-поисковой деятельности.

Групповая работа

Выборочный диктант

Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности

Контроль.

Оценка.

Коррекция.

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

действия

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Самооценка.

Взаимооценка.

Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Артикуляционная  разминка.

У елки иголки колки.

Учащиеся проговаривают предложение

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Словесная функция учителя и ученика.

Самопроверка.

4.Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;

  • координировать деятельность учащихся;

  • контролировать

выполнения заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.

Текст заранее распечатан.

              Закат

Когда с утра до вечера сеял дождь, березка(2) сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар- птица. Запутавшись в ветвях, солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное(2) поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной  каждая серебряная(2) нитка паутины…

-  Прочитать.

-  О чем текст?

-  Озаглавьте текст . Закат

-  Определите основную тему текста. Красота захода солнца.

-  Объяснить орфограммы.

- Найдите слова, употребленные в переносном значении.

Художники бывают разные. Одни художники рисуют кистью. А другие – словом. А слово в переносном значении  помогает художнику сделать эту картину яркой и образной. В каждом художественном произведении  мы встретим такие средства.  

Диалог с классом, организация проблемно-поисковой деятельности.

Анализ текста

Выполнить морфемный разбор

Лексическая работа

Уметь на слух воспринимать информацию

Самоопределение -самооценка личности; формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного -  осуществление итогового и пошагового контроля по результату; адекватное восприятие оценки учителя

Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;. практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

Развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией.

Взаимооценка.

Самопроверка.

7.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности
  • повторить способ нового знания

Организует рефлексию.

Подведём итоги.

Слово учителя:

Чтобы знания были впрок,

Давайте кратко повторим урок!

-  Что нового мы узнали сегодня?

- Сегодня с вами мы познакомились с понятием прямого и переносного значения.

- Как образуются слова с переносным значением?

(На основе сходства)  

- Где используются слова с переносным значением?  

(В художественных текстах)

- Закончите предложения:  

Сегодня я узнал, что…

Теперь я знаю, как…

Я хотел бы узнать…

Выставление оценок.

Актуализация знаний.

Суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.

Смыслообразование - формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Умение выражать свои мысли.

Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Рефлексия - структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование.

 

Самооценка.

Самопроверка.

Домашнее задание:

1)Придумать 5 предложений с переносным значением.

3) Собирание материалов  к проекту «Лексика. Культура речи».

- Урок окончен. До свидания.

Записывают задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. 5 класс русский язык "Распространенные и нераспространенные предложения"

Староверова Наталия Александровна . Технологическая карта урока Русский язык 5 класс...

Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку УМК Рыбченковой (5 класс) "Морфемика, Словообразование, Орфография"

Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку на тему "Морфемика, Словообразование. Орфография". К УМК Рыбченковой 5 класс. Тип урока: повторение и закрепление нового материал...

Технологическая карта урока (с самоанализом) русского языка в 6-м классе по теме "Повторение. Имя числительное".

Тип урока: общеметодологической направленности. Вид урока: урок-совершенствование....

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Технологическая карта урока по родному русскому языку в 6 классе

Технологическая карта урока по родному русскому языку в 6 классе...

Технологическая карта урока по родному русскому языку в 6 классе

Технологическая карта урока по родному русскому языку в 6 классе...