Урок музыки в 3-4 классах малокомплектной начальной школы по теме «В детской (Детские и сказочные образы в музыке русских композиторов)»
план-конспект урока по музыке на тему

Манина Светлана Леонидовна

Материал содержит технологическую карту урока, конспект и кроссворд для урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka_muzyki_v_3.doc60.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc34 КБ
Microsoft Office document icon krossvord.doc847 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки в 3-4 классе

Тема раздела «День, полный событий»

Тема урока: «В детской» (Детские и сказочные образы в музыке русских композиторов)

Цели:

Образовательная:

-Сформировать представление об особенностях музыкальной речи М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова в сравнении с музыкой П.И. Чайковского

Развивающая:

-Научить воспринимать и отличать сказочные и детские образы в музыкальных произведениях М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова

Воспитательная:

-Сформировать эмоционально-ценностное отношение к произведениям русских композиторов, раскрывающих детские и сказочные образы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные

- воспринимать и понимать музыку сказочного образного содержания;

- эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям русских композиторов XIX века в пластическом интонировании, драматизации, визуализации, пении;

- слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации;

- узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;

- петь темы из произведений М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова;

-узнавать по звучанию тембры инструментов симфонического оркестра;

-импровизировать мелодию на фрагмент стихотворного текста в соответствии с его эмоционально-образным содержанием;

Метапредметные

Регулятивные

- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев сказочных музыкальных произведений;

-принимать и сохранять музыкально-исполнительскую задачу;

- принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках;

Познавательные

- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

- передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

-проводить сравнение музыкальных интонаций, раскрывающих различные сказочные образы;

Коммуникативные

- принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

- контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;

Личностные

- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения сказочного образного содержания;

- основа для развития чувства прекрасного через знакомство музыкальными произведениями русских композиторов XIX века;

- учебно-познавательный интерес к музыке русских композиторов, раскрывающей сказочные образы, устойчивая мотивация к различным видам музыкально - практической и творческой деятельности: пластическое интонирование, визуализация, драматизация, хоровое пение.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Средства обучения: фортепиано, CD-диск с записью музыкального материала, музыкальный центр, мультимедиа презентации, проектор, экран, учебники музыки для 3 и 4 класса, элементы костюмов для героев сказки, тексты песен, заготовки для игровых моментов: пазлы, кроссворды.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Познаватель

ные

Личностные

Коммуникатив

ные

Регулятивные

1

Организационный момент

Организует вход под музыку в класс, музыкальное приветствие, проверяет готовность к уроку

Входят в класс под музыку, приветствуют учителя, показывают готовность к уроку

-эмоционально отзываться на музыку Чайковского

-исполнять музыкальное приветствие

-психологичес

кая готовность к учебной деятельности

2

Завязка

Создает эмоциональный настрой на деятельность на уроке.

Предлагает уточнить тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в формулировании темы урока.

-мотивация к музыкально-творческой деятельности

-взаимодейст

вовать с учителем

3

Экспозиция

Организует распевание детей в форме игры.

Актуализирует знания детей о «Детском альбоме» Чайковского и об особенностях его музыки.

Вместе с детьми формулирует цель урока.

Участвуют в игре-распевании.

По группам собирают слова из букв.

Слушают «Нянину сказку» из «Детского альбома» Чайковского, вспоминают название музыки, опираясь на предложенные иллюстрации; делают выбор слов, характеризующих выразительные интонации пьесы Чайковского.

Участвуют в формулировании цели урока.

- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

-извлекать необходимую информацию

-эмоционально отзываться на музыку Чайковского;

- развитие чувства прекрасного

-принимать активное участие в пении, импровизации, слушании музыки;

-взаимодейс

вовать с учителем, друг с другом

-принимать и сохранять учебную цель

4

Разработка

Организует работу со словарем и  учебником для ознакомления с вокальным циклом «Детская» М.П. Мусоргского.

Предлагает придумать выразительную интонацию на текст первой строчки песни «С няней».

Организует слушание песни, анализ интонаций песни с использованием приемов визуализации («музыкальный карандаш») и повторное слушание с драматизацией. Предлагает сравнить музыку с пьесой Чайковского и сделать вывод об особенностях песни Мусоргского.

Объясняют слово «цикл» с помощью словаря. Читают текст учебника, находят ответ на вопрос учителя (количество частей цикла), участвуют в импровизации мелодии на заданный текст, слушают песню «С няней», отвечают на вопросы учебника. С помощью «музыкального карандаша» «рисуют» выразительную интонацию песни, изображают героев песни; слушают песню второй раз с драматизацией отдельных эпизодов.

Сравнивают интонации музыки Чайковского и Мусоргского, делают вывод о близости музыкальных интонаций Мусоргского к интонациям человеческой речи (речитатив)

-осуществлять поиск нужной информации в словаре;

-извлекать необходимую информацию из текста;

-проводить сравнение музыкальных интонаций

-эмоционально отзываться на музыку Мусоргского;

-реализовать творческий потенциал в процессе драматизации

-принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

–эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев песни;

-принимать и сохранять музыкально-исполнительскую задачу;

- принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках;

 

5

Кульминация

Создает эмоциональный настрой на слушание фрагментов музыки Н.А. Римского-Корсакова.

Предлагает узнать чудеса из сказок Пушкина с помощью музыкальной интонации.

Организует театрализацию музыки «Три чуда» и слушание музыки с просмотром презентации. Предлагает сравнить музыку Римского-Корсакова с произведениями живописи (палехская роспись) и сделать вывод об особенностях музыки.

Воспринимают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

По интонации узнают три чуда; участвую в театрализации по группам (белка и слуги; богатыри) и индивидуально (царевна Лебедь); слушают фрагмент целиком, рассматривают живописные произведения, представленные в презентации, сравнивают музыку и живопись, приходят к выводу об особенностях музыки Римского-Корсакова (народные  интонации, яркие оркестровые краски)

- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

-проводить сравнение музыкальных интонаций;

-эмоционально отзываться на музыку Римского-Корсакова;

- развития чувства прекрасного;

-реализовать творческий потенциал в процессе театрализации

-принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

- продуктивно сотрудничать со

сверстниками в групповой работе;

-принимать и сохранять музыкально-исполнительскую задачу;

- принимать инициативу в инсценировках;

6

Развязка

Организует первичное закрепление знаний в форме разгадывания кроссворда с фрагментами.

Разгадывают кроссворд

-извлекать необходимую информацию из текста и рисунка

-проявлять учебно-познаватель

ный интерес к материалу урока

-оценивать правильность выполнения задания

7

Последействие

Дает домашнее задание на выбор, организует рефлексию.

Продолжить незаконченное предложение:

«Самым интересным на уроке для меня было…»

«Меня удивило…»

«Теперь я знаю…»

«Я еще хотел бы узнать…»

Выбирают домашнее задание.

Проводят самооценку, высказывают свое мнение, делятся впечатлениями.

-проявлять навыки самооценки музыкально - творческой деятельности

-оформлять свои мысли в устном высказывании

-анализировать достижение учебной цели



Предварительный просмотр:

Урок 12

3-4 класс

Тема раздела: «День, полный событий»

Тема урока: «В детской (Детские и сказочные образы в музыке русских композиторов)»

Цели:

Образовательная:

-Сформировать представление об особенностях музыкальной речи М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова в сравнении с музыкой П.И. Чайковского

Развивающая:

-Научить воспринимать и отличать сказочные и детские образы в музыкальных произведениях М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова

Воспитательная:

-Сформировать эмоционально-ценностное отношение к произведениям русских композиторов, раскрывающих детские и сказочные образы.

Музыкальный материал:

-П.И. Чайковский «Нянина сказка»

-М.П. Мусоргский «С няней»

-Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда»

1.Вход: «Марш деревянных солдатиков».

Задание: Маршировать, услышать «точку» в музыке

Музыкальное приветствие

2.Завязка

Необычное оформление класса: картины Серова «Мика Морозов», «Девочка с персиками», игрушки, слайд – детская комната.

-Что необычное заметили?

-Тема урока – «В детской»

-У кого есть своя детская комната, чем вы там любите заниматься?

-Как думаете, что мы будем делать на уроке в нашей импровизированной детской комнате?

-Мы услышим музыку русских композиторов, рассказывающую о занятиях детей, будем участвовать в ее исполнении, петь, играть.

3.Экспозиция.

1)Распевание.

Все дети любят играть. Давайте и мы поиграем и подготовим наш голосовой аппарат к работе на уроке.

-Угадайте попевку по ритмическому рисунку («Кошку грамоте учили»)

-по движениям («Дон-дон»)

-по интонации («В погреб лезет Жучка»)

2) «Нянина сказка»

-Предлагаю ещё одну игру: сложить пазлы так, чтобы получилась фамилия известного вам композитора, название его музыки и имя мальчика, которому эта музыка посвящена. (выполняют задание по группам)

-Услышим музыку из «ДА» П.И. Чайковского. С помощью слайдов вспомните ее название.

-Какую сказку рассказывает няня? Какие интонации помогают нам это услышать? (выбрать из списка – на слайде)

-Благодаря выразительным интонациям мы узнали музыку П.И. Чайковского.

-Можете ли вы назвать музыку других русских композиторов, современников Чайковского, которая тоже была бы посвящена сказкам или детям?

-Хотите ли ещё встретиться со сказочной детской музыкой?

-Как думаете, что мы узнаем сегодня на уроке и чему научимся?

4.Разаработка.

 «С няней»

-Давайте обратимся  еще к одному музыкальному произведению.

-Его автор – русский композитор М.П. Мусоргский. Он, как и П.И. Чайковский, тоже сочинял музыку для детей. Мы познакомимся с песней из его вокального цикла «Детская»

-Найти слова «вокальный цикл» и «цикл» в словарях.

-Прочитайте стр. 30  в учебнике 3 класса.  Сколько песен в цикле «Детская»?

-Услышим песню «С няней».

-Как думаете, о чем расскажет нам эта музыка? (см. иллюстрацию в учебнике)

-Героиня музыки просит няню рассказать сказку. Давайте вместе попросим. Как ласково обратимся к няне?

-Произнесите обращение с выразительной интонацией.

-А теперь пропойте эту интонацию.

-Давайте послушаем, какую интонацию на эти слова сочинил Мусоргский. Что в ней главное (интонация-просьба)

-Услышим всю песню. Ответим на вопросы учебника.

Слушание (выдать текст)

-Кто исполняет музыку? (сопрано, фортепиано)

-Сама героиня песни рассказывает всю сказку. Какие герои встречаются в сказке?

-Давайте возьмем «музыкальный карандаш» и «нарисуем» интонацию Буки. Что изображает интонация (текст – «И как дети те кричали, плакали»)

-Интонация напоминает настоящий крик и плач.

-Угадайте, чья это интонация? (царь) Что она изображает? (как царь хромает)

-Интересна партия фортепиано, изображающая царицу. Что слышим в ней? (стекла в дребезги)

-О чем просит героиня в конце песни? Как это слышно в музыке? (смена минора-мажора, интонация напоминает речь человека – речитатив)

-Давайте послушаем еще раз и вместе с музыкой изобразим героев с помощью выразительных жестов и движений.

Повторное слушание с драматизацией (физкультминутка)

-Сравните песню «С няней» с пьесой Чайковского «Нянина сказка»? Что особенного есть в музыке Мусоргского? (вокальные интонации очень близки речевым)

5)Кульминация

-Сейчас вас ждет сюрприз – встреча со сказочными героями А.С. Пушкина. Вы уже хорошо знаете, что Пушкин тоже любил сказки и даже их сочинял. Какие сказки Пушкина вы знаете? (слайды)

-На некоторые пушкинские сюжеты сочинил сказочные оперы русский композитор Н.А. Римский-Корсаков. Всего он за свою жизнь сочинил 15 опер, среди них 6 – сказочных. Римского-Корсакова даже называю композитор-сказочник.

-В опере «Сказка о царе Салтане» есть замечательное оркестровое вступление к последней картине – симфоническая картина «Три чуда».

-Угадайте по интонации, о каких чудесах рассказывает эта музыка? (учебник 4 класса, стр.50-51)

Слушают, угадывают.

-Придумайте танцевальные движения для героев оперы по группам (белка и слуги, богатыри; лебедь – индивидуальное задание)

Выполняют движения под музыку.

-Если бы вы были композиторами, каким бы инструментам симфонического оркестра поручили исполнять музыку о чудесах? (по группам выбирают инструменты)

-Услышим симфоническую картину «Три чуда». Рассмотрим иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», созданные Борисом Зворыкиным, Александром Куркиным и др. художниками. Сравните музыку и иллюстрации. Что использует композитор, чтобы рассказать нам о чудесах сказки?

Слушание.

-Яркие краски иллюстраций как бы перекликаются с яркими оркестровыми тембрами. Римский-Корсаков использует интонации народных песен, но расцвечивает их оркестровыми красками, сияющими как палехская роспись.

6.Развязка.

Кроссворд разгадывают индивидуально.

Выполняют самопроверку.

7.Последействие.

1)Д\з – нарисовать героев сказочной музыки или самим сочинить песенку на сказочные стихи:

Если вы не так уж боитесь Кощея,

Или Бармалея, и Бабу Ягу,

Приходите в гости к нам поскорее

Туда, где зеленый дуб на берегу.

2)Рефлексия

Продолжить незаконченное предложение:

«Самым интересным на уроке для меня было…»

«Меня удивило…»

«Теперь я знаю…»

«Я еще хотел бы узнать…» (на слайде)



Предварительный просмотр:

1.-Корсаков                 2.Инструмент, исполняющий тему Белки в симфонической картине «Три чуда»  Купить YAMAHA в Туле, низкие цены, бесплатная доставка, Тула

3.                                                                  4.Высокий женский голос.

        5.Название вокального цикла

           

     

    6.

7.Название пьесы П.И. Чайковского из «Детского альбома»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Презентация и конспект урока "Музыка 1 класс" УМК "Начальная школа XXI век" по теме: "Родина музыки. Маршевый порядок"

Презентация, конспект урока "Родина музыки. Маршевый порядок" и музыкальный материал к учебнику "Музыка В.О. Усачевой, Л.В. Школяр"....

Сценарий урока "Сказочные образы в музыке" (5 класс)

Конспект-сценарий урока по Музыке для 5 классов в соответствии с ФГОС второго поколения...

Конспект урока по географии для 6 класса специальной (коррекционной) школы по теме "Планеты"

Описание материала: предлагаю вам конспект урока географии в 6 классе коррекционной школы по теме "Планеты". Данный материал будет полезен учителям географии и природоведения....

Музыкальный проект «Сказочные образы в творчестве русских композиторов»

Эстетическое воспитание учеников начальной школы через знакомство с классической музыкой....

Презентация урока "Сказочные образы в музыке"3 кл

Цель урока: сформировать представление учащихся о многообразии сказочных музыкальных образов. Задачи: актуализировать знания учащихся о средствах музыкальной выразит...