Сценарий урока "Сказочные образы в музыке" (5 класс)
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Конспект-сценарий урока по Музыке для 5 классов в соответствии с ФГОС второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx34.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка (сценарий) урока

СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ

Класс: 5

Тема урока: Сказочные образы в музыке.

Цель урока: сформировать представление учащихся о многообразии сказочных музыкальных образов.

Задачи:

  • актуализировать знания учащихся о средствах музыкальной выразительности;
  •  познакомить с разнообразными музыкальными образами на примере произведений А.Лядова  и Е.Птичкина;
  • формировать образное восприятие музыки;
  •   развивать музыкальное мышление в процессе сравнения музыкальных тем с симфонической миниатюре А.К.Лядова "Кикимора";
  •   продолжить накопление слуховых представлений учащихся об интонационно-стилистических особенностях русской музыки;
  •  сформировать представление об истории, внешнем облике, способе звукоизвлечения тембральной окраске английского рожка и челесты;
  • работать над развитием основных певческих навыков;
  • воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству и русской музыке.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  • эмоциональной драматургии;
  • сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
  • ретроспективы и перспективы;
  • театрализации;
  • словесные методы: беседы, рассказа, диалога;
  • слуховой и зрительной наглядности;
  • вокально-хоровой работы (высотного тактирования, свободного дирижирования, ритмизации, пластического интонирования и др.).

Задания для учащихся:

  • сравнить, охарактеризовать и выявить специфические музыкально-выразительные средства различных сказочных тем в симфонической миниатюре А.К.Лядова "Кикимора";
  • проследить развитие сказочного образа Кикиморы;
  • назвать стилистические особенности русской музыки;
  • работать над формированием кантиленного  звуковедения;
  •    разучить первый куплет песни Е.Птичкина на сл. М.Пляцковского из кинофильма  "Оленья охота" "Сказки гуляют по свету".

Материал урока: 

  • музыкальный  - А.К.Лядов народное сказание для оркестра "Кикимора" (запись в формате mp3: тема колыбельной Кота-Баюна (19 сек.), тема хрустальчатой колыбельки (1 мин. 31 сек.), фортепианное переложение симфонической миниатюры), А.К.Лядов Колыбельная "У кота, кота" из цикла "Детские песни" соч.18, тетрадь II, муз. Е.Птичкина сл. М.Пляцковского "Сказки гуляют по свету" (запись в формате mp3 (плюс и минус), нотный материал для фортепиано и голоса);
  • литературный - А.Н.Толстой сказка "Кикимора", Сказание русского народа И.П.Сахарова "Кикимора", стихи о сказках и сказочных героях.
  • мультимедийный - презентация (фотографии, музыкальное сопровождение в формате mp3, справочный материал) "английский рожок", презентация (фотографии, музыкальное сопровождение в формате mp3, справочный материал) "челеста", презентация (фотографии и картинки, справочный материал)  "сказочный образ Кикиморы", презентация по творчеству А.К.Лядова (фотографии, рисунки, стихи композитора, справочный материал).

Оборудование урока: доска, музыкальный центр, рояль, игрушка "Кот-Баюн", портреты А.К.Лядова, интерактивная доска, ноутбук.

Структура урока:

1. Организация.

2. Слушание музыки.

3. Певческая деятельность.

4. Обобщение.

Результаты урока:

Метапредметные: учащиеся учатся логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

Предметные: 

  • у учащихся формируются основы музыкальной культуры, художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; представления о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества;
  • учащиеся учатся наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
  • воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении), выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Используемые сокращения: У - учитель, Д- дети.

Ход урока (основные этапы урока)

1. Организация.

Учащиеся входят в класс под музыку симфонической миниатюры А.К.Лядова "Кикимора". Рассаживаются по своим местам и в тишине ждут окончания звучания музыкального фрагмента.

2. Слушание музыки.

Задачи:

  •  создать оптимальные условия, способствующие восприятию целостного образа симфонической миниатюры А.К.Лядова "Кикимора";
  • актуализировать знания учащихся о средствах музыкальной выразительности;
  •    воспитывать любовь у устному народному творчеству посредством симфонической музыки.

У: Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, в каком мире (реальном или сказочном) мы с вами оказались. Атмосферу какого музыкального мира  нарисовала нам музыка?

Д:  В сказочном,  атмосферу сказочного мира. (Учитель обращает внимание учащихся на доску, где написан эпиграф урока: "Дорога открывается... здесь сказка начинается, и в путь пускаясь свой, по лестнице волшебной уводит нас с собой")

У: Правильно, но почему вы так решили? Как музыка  помогла вам? (Звучит тема вступления в инструментальном исполнении педагога).

Д: Музыка была сказочная, таинственная, сумрачная, затаенная, как будто в ожидании, предвосхищении чего-либо необычного.

У: Да, ребята, вы правы. Мы оказались в сказочных каменных горах, но мы здесь не одни. По узкой, извилистой, горной тропинке  нас с вами ведет один сказочный персонаж. Помните, у А.С.Пушкина   этот персонаж "все ходит по цепи кругом, пойдет направо - песнь заводит, налево - сказки говорит...." Кто же это?

Д:  Это - кот.

У: Правильно, познакомьтесь, это Кот-Баюн. (Показываю мягкую игрушку Кота). А почему же он Кот-Баюн и что он делает в нашей сказке? Подумайте, пожалуйста, внимательно послушав музыку.  (Звучит тема колыбельной из симфонической миниатюры А.К.Лядова "Кикимора" в инструментальном исполнении педагога).

Д: Он поет песенку.

У: А что это за песня, каков ее характер? (Учитель исполняет тему колыбельной вокализом на звук "а").

Д: Характер этой песни плавный, напевный, спокойный; музыка мягкая, убаюкивающая. Это колыбельная.

У: Молодцы ребята. А сейчас мы послушаем эту колыбельную еще раз в оркестровой исполнении, и у меня к вам будет вопрос: какой солирующий музыкальный инструмент вы услышали, какова окраска звука (тембр) этого инструмента? (Звучит фрагмент из симфонической миниатюры "Кикимора" ).

Д: Солировал деревянный духовой инструмент: флейта или гобой. Звук мягкий, глубокий, насыщенный.

У: Действительно, это был инструмент деревянной духовой группы симфонического оркестра, а называется он - английский рожок. Внимание на экран (на интерактивной доске, на фоне звучащей музыки в исполнении английского рожка, слайды с изображением инструмента и справочным материалом).

А теперь вместе с Котом-Баюном мы попробуем спеть эту колыбельную песню. Займите правильную певческую посадку, внимательно послушайте тему колыбельной еще раз.

Учитель повторно показывает мелодию, затем учащиеся выстраивают первый звук на слог "лю" и исполняют тему колыбельной песни самостоятельно. При повторном исполнении колыбельной темы детьми подключается музыкально-пластической деятельность: изображение укачивающих, баюкающих движений.

У: Ребята, а как вы думаете какому сказочному персонажу Кот-Баюн поет колыбельную: доброму или злому, положительному или отрицательному? (Звучит тема Кикиморы в исполнении симфонического оркестра).

Д: Злому, недоброму, отрицательному.

У:  Как музыка помогла ответить вам на этот вопрос? (Характеризуя звучащие музыкальные фрагменты учащиеся используют в работе музыкальные словари)

Д:  Музыка была резкая, визгливая, диссонирующая.

У:  А каких злых сказочных персонажей вы знаете?

Д:  Бабя-Яга, Водяной, Леший, Змей Горыныч, Кащей Бессмертный.

У: Молодцы! Много читаете и знаете много разных героев сказок. А сейчас внимательно послушайте,  Кот-Баюн расскажет вам какому же персонажу он поет колыбельную:

Педагог  читает фрагмент сказки А.Н.Толстого про Кикимору, предложив в дальнейшем детям самостоятельно ознакомиться с этой сказкой дома: "Над глиняным яром - избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшую зовут Моря, младшую Дуничка. Один раз - ночью - лежит Моря на печи, - не спится. Свесила голову и видит. отворилась дверь, вошла какая-то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и - в дверь - и была такова. Закричала Моря. Бабынька, бабынька, Дуньку страшная баба унесла... А была та баба - Кикимора, что крадет детей , а в люльку подкладывает вместо них полено."

У: Итак, о каком сказочном персонаже идет речь?

Д: О Кикиморе.

У: А кто-нибудь из вас знает кто такая Кикимора?

Д: Это злая ведьма, которая живет в лесу.

У: Сегодня я расскажу вам сказку о Кикиморе (на интерактивной доске друг за  другом следуют  слайды, изображающие Кикимору).

"Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн - говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору в колыбельке..."

У: Сейчас прозвучит музыка, а вы подумайте, в какой колыбельке качает Кот-Баюн Кикимору. (Звучит тема "хрустальчатой колыбельки" в инструментальном исполнении учителя).

Д: В маленькой, в необычной, в стеклянной, так как музыка звучала в высоком регистре, звонко, мелодия как бы раскачивалась.

У: Правильно, молодцы ребята. Действительно качает Кикимору Кот-Баюн в хрустальной, "хрустальчатой" колыбельке. А сейчас мы послушаем как же эта тема звучит в исполнении инструментов симфонического оркестра и какому музыкальному инструменту поручена тема необычной колыбельки. (Звучит фрагмент из симфонической миниатюры А.К.Лядова "Кикимора").

Д:  Колокольчикам, треугольникам.

У: Это новый, еще неизвестный вам музыкальный инструмент, тембр (окраска) которого действительно напоминает звучание нежного, звенящего, хрустального колокольчика. Называется этот инструмент челеста. Внимание на экран (на интерактивной доске, на фоне звучащей музыки в исполнении челесты, слайды с изображением инструмента и кратким справочным материалом).

У: Так вот, ровно через семь лет Кикимора вырастает. А вот какой она становится мы узнаем послушав целиком симфоническую миниатюру (сказку в которую мы с вами попали) петербургского композитора А.К.Лядова (показываю портрет композитора) , которую он назвал народным сказанием для оркестра "Кикимора". Садитесь поудобнее, слушаем внимательно.

Прослушивание фрагмента "Кикиморы" с выключенным светом.

У:  Итак, кто услышал какой же стала Кикимора, когда выросла?

Д: Она стала страшной, огромной. Скакала по лесам, по горам, дружила с нечистью и совершала свои недобрые, злые, коварные поступки. Музыка была быстрой, стремительной, резкой, красочной, причудливой, но в то же время диссонирующей, несколько агрессивной.

У: Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывок русской сказки о Кикморе, которая и стала эпиграфом (программой) для произведения А.К.Лядова:

"Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька со наперсточек, а толовище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньклвую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной (Сказание русского народа. И.П.Сахаров)".

У: Похожа ли Кикимора в сказке на ту музыку, которую мы сейчас слушали?

Д: Похожа, только она еще страшнее, коварнее.

У: Те, кто хочет может к следующему уроку создать свою Кикимору: нарисовать, сшить, вылепить, сконструировать из бумаги.

3. Певческая деятельность.

У: Ребята Коту-Баюну очень понравилось рассказывать нам сказки, а теперь он хочет чтобы вы показали ему свои способности и таланты, и спели для него колыбельную песенку.

3.1. Распевание.

Задачи:

  • подготовить учащихся к певческой деятельности;
  • совершенствовать основные певческие навыки.

В качестве распевки используется Колыбельная А.К.Лядова "У кота, кота" Из цикла "Детские песни" (текст подлинный фольклорный).

Происходит работа над звукообразованием  (округлый, легкий, полетный, светлый, нежный, ласковый) и звуковедением (пропетый, певучий, кантиленный). Дети жестами рук показывают убаюкивающие движения для Кота-Баюна (используется метод пластического интонирования).

3.2. Разучивание песни.

Задачи:

  • способствовать эмоциональному восприятию учащимися музыкального образа песни;
  • разучить первый куплет песни
  •  добиваться чистого интонирования, четкого и правильного произнесения текста, точного выполнения ритмического рисунка, кантилены, осмысленного исполнения.

У: Итак мы с вами сегодня говорили о том, что сказочные герои бывают разные, добрые и злые, положительные и отрицательные, многих из них мы с вами вспомнили.  Сейчас прозвучит песня композитора Е.Птичкина на слова М.Пляцковского "Сказки гуляют по свету". Кот-Баюн просит вас ответить о каких сказочных персонажах упоминается в этом произведении, какова основная идея  песни и можно ли назвать ее колыбельной (Звучит песня в исполнении В.Толкуновой).

Д: Белоснежка, Василиса Прекрасная, Золушка, Фея, Сивка-Бурка. Основная идея заключается в том, что добро всегда побеждает зло. Песня нежная, ласкова, добрая, характер движения неспешный, спокойный, качающийся, поэтому ее можно отнести к колыбельным песням.

У: Молодцы, вы абсолютно правы. Сейчас мы с вами начнем разучивать эту песню.

Учитель напоминает детям о певческой установке.

Исполняю первую и вторую фразы, используя метод высотного тактирования. Анализируем движение мелодии. Учим фразы, добиваясь пропевания долгих звуков, прошу учащихся пропеть их рукой (метод свободного дирижирования). В последующих двух фразах обращаю внимание на различное движение мелодии и ритмические несхожее окончание фраз (метод ритмизации). Работаю над характером звука, добиваясь льющегося звука, выразительного исполнения каждой фразы.

В последующих двух фразах обращаю внимание на сходную мелодическую линию при  различном тесте (метод сравнения), широкий восходящий скачок и распевы.  Скачок разучиваю опираясь на графическую запись на доске (используя метод высотного тактирования и свободного дирижирования). Кроме того, в этих фразах происходит работа над ясной дикцией, округлым певческим звуком легкого и нежного характера (метод осмысленного пения). Заключительные две фразы предполагают работу над звукообразованием, четкой дикцией и распевами (метод собственного показа, свободного дирижирования).

Завершаем работу по разучиванию песни целостным и выразительно-осмысленным исполнением первого куплета.

4. Обобщение.

У: Ребята, давайте вспомним какую музыкальную сказку и какого композитора мы сегодня с вами слушали?

Д: Сказку А.К.Лядова "Кикимора".

У: Итак, сказочные герои и сказочная атмосфера встречается в музыке как инструментальной, написанной, например, для симфонического оркестра, так и вокальной, написанной для голоса человека; в песнях народных и композиторских. А передавать сказочную атмосферу могут совершенно различные инструменты оркестра с необычными тембрами и красками, с двумя из которых мы с вами сегодня и познакомились - это английский рожок и челеста. Хочется завершить наш урок следующими строками:

Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек?

Может быть добро и ласку, может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает, сказка учит нас любить.

В сказке звери оживаю, начинают говорить.

В сказке все бывает честно: и начало, и конец.

Смелый принц ведет принцессу непременно под венец.

Белоснежка и русалка, старый карлик, добрый гном -

Покидать нам сказку жалко, как уютный милый дом.

Прочитайте сказки дети! научитесь их любить.

Может быть, на этом свете станет легче людям жить.

Список используемых источников:

  • Сергеева Г. Музыка. 5 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2011.
  • Сергеева Г. Музыка. 5 класс. Творческая тетрадь [Текст]: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.
  • Сергеева Г. Уроки музыки. 5-6 классы [Текст]: пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.
  • Абдуллин Э., Николаева Е. Методика музыкального образования. М., Музыка, 2006.
  • Лукьянович О. Сказочные образы в музыке А.К.Лядова (лекции-беседы к предметам эстетического цикла). Урок музыки в современной школе //Методические и методологические проблемы  современного общего музыкального образования. Вып. 4, СПб, 2010.
  • Рачина Б. О современных подходах к содержанию общего музыкального образования. Урок музыки в современной школе //Методические и методологические проблемы  современного общего музыкального образования. Вып. 6, СПб, 2012.
  • Михайлов М. А.К.Лядов. Очерк жизни и творчества. Изд. 2-ое, дополненное, Л., Музыка, 1985.
  • www.ru.wikipedia.org
  • www.belcanto.ru
  • www.dic.academic.ru
  • www.notomania.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

урок музыки для 6 класса "Мир образов симфонической музыки"

Разработка урока музыки для 6 класса по теме "Василий Сергеевич Калинников. Симфония жизни в 4- х частях"...

Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....

План-конспект урока музыки в 5 классе "Героические образы в музыке и изобразительном искусстве"

План-конспект урока музыки в 5 классе "Героические образы в музыке и изобразительном искусстве"...