урок музыки для 6 класса "Мир образов симфонической музыки"
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

Дерюгина Елена Александровна

Разработка урока музыки для 6 класса по теме "Василий Сергеевич Калинников. Симфония жизни в 4- х частях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc40 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 6 классе.

Тема четверти «Мир образов  симфонической музыки».

Тема урока «Василий Сергеевич Калинников. Симфония жизни в 4- х частях».

Цель – развитие у обучающихся музыкально – образного мышления. Воспитание на этой основе эмоционально – ценностного отношения к жизни и искусству.

Задачи:

 -  раскрытие обучающимися одной из вечных тем музыкального искусства и жизни – тему Родины, России;

 -  развитие слухового внимания при определении музыкального образа;

 -  усвоение знаний о построении симфонии и характерных особенностях её частей;

Основные используемые методы:

 - метод художественного контекста, предполагающий «выходы за пределы» музыкального искусства и создание художественно – педагогической среды;

 - метод размышления;

Ход урока:

(Учитель играет и поет музыкальное приветствие)

«Сейчас музыкальный начнется урок!

Об этом сказал нам веселый звонок!

 Сказал, заливаясь, на ноте высокой!

Друзья, поздравляю, с началом урока!».

Учитель: начнем наш урок с того, что послушаем фрагмент одного музыкального произведения, вам незнакомого. Постарайтесь определить: кто исполняет его, как называется жанр музыкального произведения?

(Ответы детей).

Слайд с темой урока

Учитель: Прозвучал фрагмент из Первой симфонии В. С. Калинникова.

А что такое симфония?

Обучающиеся: Это музыкальный жанр!

Слайд  - СИМФОНИЯ – в переводе с греческого означает созвучие, согласованное звучание.

Обычно симфонии состоят из 4-х частей

1-я часть АЛЛЕГРО – что в переводе с итальянского означает «БЫСТРО». В этой части симфонии обычно закладываются основные ее темы – музыкальные образы, характеры, главные идеи и «действующие лица».

Учитель: И как вы успели заметить, здесь звучат 2 разнохарактерные темы.

Слайд

2-я часть АНДАНТЕ - буквально «ИДУЩИЙ ШАГОМ» - носит умеренный, спокойный характер, не равнодушный, а размышляющий, иногда  мечтательно – созерцающий.

3-я часть СКЕРЦО – по – итальянски «ШУТКА», имеет темп быстрый, характеризуется свободной сменой музыкальных мыслей, неожиданными эффектами, насмешливо – веселым настроением.

4-я часть ФИНАЛ – подтверждает главную идею сочинения.

Учитель: Ребята, симфония – как жизнь: серьезна, сложна и интересна. Симфонии похожи на романы. Романы – толще других книг, а симфонии дольше других музыкальных произведений звучат. Очень уж о многом хочется поведать композитору. Не словами, конечно, а всякого рода музыкальными звучаниями. А за каждым звучанием стоит какое-нибудь переживание.

Слайд с портретом композитора В. С. Калинникова

Учитель: Жизнь Калинникова, как в симфонии, можно представить в четырех частях. У него было четыре главных адреса в жизни: село Воин, города Орел, Москва и Ялта. Они же, эти адреса, совпадали с важнейшими циклами его жизни.

Как вы думаете, какой был 1й период?

Обучающиеся: Детство!

Учитель: правильно, детство (описание места, где прошло детство композитора.     ( отрывок из книги ))

Учитель: Отрочество и юность прошли сначала в духовном училище, потом в семинарии. Затем были годы обучения в консерватории, и последний период – жизнь свободного художника. Последние семь лет своей жизни он прожил в Ялте. Его сочинения появлялись в перерывах между приступами болезни. ОН не мог зарабатывать себе на жизнь и существовал только благодаря бескорыстной помощи друзей – музыкантов.

Сколько прожил композитор?

Обучающиеся: 34 года!

Учитель: Василий Сергеевич прожил очень мало и умер в возрасте 34 –х лет от чахотки. То, что он совершил в жизни поразительно не только по качеству музыки, но и по тому, что все создавалось в невыносимых бытовых условиях, постоянной нужде, при беспрерывных физических страданиях. Но при этом его музыка – светлый гимн жизни!

Как по – вашему, какую из частей первой симфонии вы слышали, какой музыкальный образ вы себе представляли?

Повторное слушание фрагмента

Обучающиеся: 1-я Часть!

Учитель: Конечно – первая часть. Все начинается с детства, с родного дома, родного края, где он начал свою жизнь. Тут его прописка была указана точно – Россия!

Послушайте две темы из 1й части.

(учитель играет две темы).

Учитель: Как вы думаете, отличаются они по характеру?

Давайте обратимся к словарю эстетических эмоций В. Г. Ражникова

Слайд со словами, характеризующими первую и вторую темы

ВЯЛО
СДЕРЖАННО
СТЕПЕННО
ТЯГУЧЕ
БЕЗРАЗЛИЧНО
НАПЕВНО
ВЗВОЛНОВАННО
ПОЭТИЧНО
УНЫЛО
ЛАСКОВО
ГРУБО
НАСМЕШЛИВО
ТРЕВОЖНО
ШИРОКО
РАДУШНО
ПРОНИКНОВЕННО
МИРНО

Учитель: Давайте попробуем спеть 1ю тему и охарактеризуем ее;
(поют). Какая эта тема?

Обучающиеся: взволнованная, тревожная…

Учитель: Хорошо, молодцы, а теперь споем вторую тему

(поют)

Обучающиеся: Эта тема поэтичная, ласковая, проникновенная.

Учитель: Конечно – первая часть. Все начинается с детства, с родного дома, родного края, места, где он начал свою жизнь. Тут его прописка была указана точно – Россия.

(учитель зачитывает)

Современники В. С. Калинникова так писали и говорили о симфонии: - «Вся прелесть симфонии заключается в том, что автор положил в основание её народную песнь, которую он сумел возвести на высокую ступень художественности».

«Первая часть симфонии напоминает нам что – то родное… симфония вылилась как бы из недр народного самобытного искусства, изобилуя картинами и образами чисто русского пошиба».

Учитель: Известный русский композитор и музыковед Б. В. Асафьев назвал Калинникова «жаворонком» русского песенного симфонизма, сравнивая его творчество с впечатлениями от картин русских художников А. К. Саврасова и, особенно, Ф. Васильева.

Слайды с картинами художников

Учитель: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», скажет всякий наш соотечественник, прослушав симфонию Калинникова. Русь, Россия, Родина….Давайте попробуем подобрать однокоренные слова.

Обучающиеся: Род, родной, родители…

Учитель: Молодцы ребята.

Слайд со словами

Учитель: А с чего начинается Родина? Ответ на этот вопрос заложен в песне В. Баснера «С чего начинается Родина». Давайте разучим ее.

Разучивание песни

Учитель: а с чего для вас начинается Родина?

Обучающиеся: С родителей, с родного дома, с родного города…

Учитель: Сколько  разных мнений! У каждого есть свой уголок России, который мы можем назвать своей Родиной. У В. С. Калинникова тоже был такой уголок, его село Воин.

А сейчас давайте исполним ранее выученную нами песню В. Шаинского «уголок России».

Исполнение песни

Учитель: Симфония – самая сложная, самая развитая и богатая форма музыки. Умение прочитать симфонию дается не сразу. Порой пугает само слово «симфония» своей «ученостью». Чтобы понять симфонию нужно научиться слушать. Услышать жизнь в звуках. И вы сегодня смогли это сделать. Молодцы! Я с большим удовольствием оцениваю вашу работу на уроке на «отлично».

Мы с вами слушали фрагмент первой части 1-й симфонии русского композитора Василия Сергеевича Калинникова, одного из самых забытых в мире композиторов, забытых незаслуженно, несправедливо, необъяснимо, которого часто называют  композитором одной симфонии, несмотря на то, что у него есть и другие произведения.

Домашнее задание: В ваших учебниках вы не найдете о нем никаких сведений. Зато там есть раздел, который называется «исследовательский проект». Я предлагаю вам тему для исследования: «Василий Сергеевич Калинников.  Симфония жизни в 4 – х частях».

Желаю успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»

- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...

Урок музыки в 8 классе "Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».

Презентация к уроку музыки в 8 классе, тема урока - "Музыка в кино. Музыка к кинофильму "Властелин колец"". В презентации представлены главные музыкальные темы фильма "Властел...

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...