Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Рябова  Ирина  Ивановна

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре

 

Задачи:

-формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искусства, выразительного чтения;

- знакомство с различными способами создания художественного образа (словесные приемы, краски, музыка - воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей  природы и искусство;

-закрепить умения учащихся в анализе поэтических картин природы;

-выявить элементы устного народного творчества “Майской ночи”;

-обогащение словарного запаса учащихся;

-воспитание интереса к художественному слову, к творчеству Н.В. Гоголя.

-вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать в творческой работе.

 

Оборудование:

Мультимедийный проектор;

Репродукция картины А. Куинджи “Ночь на Днепре”.

Аудиокнига "Н.В. Гоголь - «Майская ночь, или Утопленница»

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_mayskaya_noch_ili_utoplennitsa_6_kl.zip30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Даниловская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

интегрированного  урока литературы  и ИЗО в 6 классе

«Художественный  образ ночи  в  повести Н.В.  Гоголя  "Майская  ночь,   или  Утопленница»

Автор – составитель:

Рябова И.И.,

учитель русского языка и литературы,

1 квалификационная категория

2011г

Тема  урока: Художественный образ ночи  в повести  Н.В. Гоголя

"Майская ночь, или Утопленница"

“Гоголь не пишет, а рисует,

его изображения дышат живыми красками действительности.

 Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определённо,

 рельефно выражает у него мысль…”

(В.Г. Белинский)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре

Задачи:

-формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искусства, выразительного чтения;

- знакомство с различными способами создания художественного образа (словесные приемы, краски, музыка - воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей  природы и искусство;

-закрепить умения учащихся в анализе поэтических картин природы;

-выявить элементы устного народного творчества “Майской ночи”;

-обогащение словарного запаса учащихся;

-воспитание интереса к художественному слову, к творчеству Н.В. Гоголя.

-вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать в творческой работе.

Оборудование:

Мультимедийный проектор;

Репродукция картины А. Куинджи “Ночь на Днепре”.

Аудиокнига "Н.В. Гоголь - «Майская ночь, или Утопленница»

Словарная работа: ландшафт, божественный, очаровательный, благочестивый, олицетворение, эпитет, сравнение,  

Ход урока

1 часть.  Урок  литературы. (25 мин.)

СЛАЙД  ……(Портрет Гоголя)

I.  Вступление к теме урока.

-Ребята,  сегодня  у нас тритий урок по творчеству Н.В. Гоголя

-Что знаем по теме урока?  

-Познакомились  с биографией Н.В. Гоголя

-Узнали как  создавался сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки”?

-Прочитали повесть «Майская ночь, или Утопленница»:  познакомились с гл. героями, узнали интересную легенду…

-Может быть кто-то из  вас отметил для себя ещё что-то интересное, необыкновенное… в повести,  необыкновенное описание природы?

СЛАЙД  ……(Тема урока)

- Изображенная в повести  украинская природа поражает буйной яркостью красок, каким-то неистовым размахом и мощью, захватывая нас, читателей.  Я не могла не остановиться более подробно на  изучении отрывка  с описанием «украинской ночи».  Мне хотелось, чтобы вы увидели и почувствовали, как мастерски владеет Гоголь словом при описании  пейзажа.

 СЛАЙД  ……(ЭПИГРАФ)

Можно ли назвать Н.В. Гоголя  художником?

- К работе с эпиграфом  мы  вернёмся в конце урока.

II.  ФОНОГРАММА  с описанием украинской ночи.

– Послушайте чтение отрывка  с описанием  украинской ночи  в исполнении мастера художественного  слова,  народного артиста СССР Евгения Вестника. Обратите  внимание на интонацию, ударение,  произношение  слов.

 

СЛАЙД  …(Текст УКРАИНСКАЯ НОЧЬ) + щелчок ЗВУК

 

Мотивация  к  деятельности

-Понравилось ли вам? Чем именно? (Действительно, как всё точно, красиво, восхитительно.)

-Д/з:  выучить1,2 части наизусть.

-Я предвидела вашу реакцию: слушать нравится,  а  учить - нет?  

-Сегодня на уроке мы с вами проделаем большую работу, нам будут помогать картины,  музыка…,  мы дотронемся с вами до каждого  слова в этом отрывке,  а в конце урока вы сделаете себе …………………шпаргалки.

III.     Проверка домашнего задания.

д/з:  Выделить части текста “Украинская ночь»

1 часть  (до слов: “недвижно, вдохновенно стали леса…”)

-С чего автор  начинает зарисовку ночи? (С риторического вопроса: “Знаете ли вы украинскую ночь?” и тотчас же восклицает: “О, вы не знаете украинской ночи!”).

- С какой целью автор начинает зарисовку ночи риторическим вопросом? (Таким приемом он сразу привлекает внимание читателя (т.е. нас)  и создает у нас своеобразную настороженность – готовность услышать от автора о чем-то исключительном, из ряда вон выходящем, уже наполнившем душу поэта непреодолимым желанием излиться, высказаться…)

-Что же взволновало автора?

(“Необъятный небесный свод”, представляющийся ему живым, “горящим” и “дышащим” и все более разрастающимся).

-Сочетания “необъятного” с полнотой жизни и ароматом благоухания и вызывает у автора, восторженный возглас: “Божественная ночь! Очаровательная ночь!”

- Как вы понимаете значение слов “божественный”, “очаровательный”? (Обращение к “Словарю русского языка” С.И.Ожегова).

Божественный – очаровательный, прекрасный.   Очаровательный – способный очаровывать,  прекрасный,  восхитительный.

2  часть (от слов: “Недвижно, вдохновенно стали леса…” до повторяющегося возгласа “Божественная ночь! Очаровательная ночь!”), художник акцентирует определенные черты, какими характеризуется украинская ночь.

-Какие черты украинской ночи вы можете отметить?  Это ее тишина и покой. “Недвижно… стали леса”, “тихи и покойны пруды”, “чащи черемух, … изредка лепечут листьями”, как бы боясь нарушить торжественную тишину ночи.

Создается ландшафт, навевающий впечатление всеобщей дремоты и сна в природе или, по меньшей мере, полной успокоенности, согреваемый дыханием неба.

- Как вы понимаете значение слова  “ландшафт”.

  Ландшафт – вид земной поверхности,  общий вид местности.

-Что происходит с автором? - он погружается в мир “серебряных видений” и, упоенный всем окружающим, вновь восклицает: “Божественная ночь! Очаровательная ночь!”

Вывод: так мог писать, конечно, только романтик, для которого гораздо важнее найти словесные краски для передачи читателю своих реакций на созерцаемые красоты природы, чем быть точным в воспроизведении объекта изображения.

3 часть.

-Что внесено в картину ночи? (Мотив движения. Краски меняются).

Мир, покой и тишину здесь сменяет движение в природе: оживают леса, пруды; все вокруг наполняется громом соловья, к его пению прислушивается даже месяц… “Как очарованное, дремлет на возвышении село”.

  Пением соловья заслушивается и сам поэт, окончательно побежденный красотой ночи, сочетающей в себе ласковые зрительные впечатления со звуковыми - с мелодией песни соловья.

-Долго ли длится  оживление? Однако это оживление оказывается коротким: тишина и покой вновь разливаются в природе, умолкают песни, и “благочестивые люди уже спят… Все тихо”. Так заканчивает Гоголь свою картину очаровательной украинской ночи.

- Как вы понимаете значение слова  “благочестивый”?

Благочестивый – соблюдающий  предписания  религии

Вывод: 

- В чем заключена основная идейная тональность картины украинской ночи? В очаровании поэта мирной красотой ночи, данной в сочетании с ее ширью и “необъятностью”.

Вывод: в этом покое и заключена сила очарования “божественной” украинской ночи.

- Что связывает “Майскую ночь” с устным народным творчеством. (Употребления эпитетов, восклицаний, олицетворений).

СЛАЙД  ………(Таблица: Эпитеты,  сравнения,  олицетворения)

Д/з. Выписать определения понятий “эпитет”, “сравнение”, “олицетворение”. Заполнить таблицу примерами.

– Что такое эпитет?   (определение,  помогающее  ярче  представить  особенности  изображаемого  предмета или явления и воспринять  чувство автора по отношению к нему)

Сравнение? (Определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим.)

Олицетворение? (Изображение  неодушевлённого  предмета  как  одушевлённого)

– Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется Гоголь, описывая ночь на Украине?

Эпитеты        

Сравнения        

Олицетворения

Божественная ночь

Очаровательная ночь

Необъятный небесный свод Серебряный цвет месяца Величественный гром соловья Ключевой холод

Как очарованное дремлет село Прекрасный ветреник – ночной ветер Листья лепечут, будто сердясь и негодуя

Месяц глядит; Мрак вод угрюмо заключён; Листья лепечут; Ландшафт спит; Вверху всё дышит; Село дремлет; Ветер целует; Месяц заслушался

– Какова роль данных художественных средств в повести? (Они нужны, для того чтобы показать торжественную красоту украинской ночи, передать чувство восхищения автора этой красотой. Очеловечивая, одухотворяя природу, Гоголь тем самым создает атмосферу таинственную, чудесную, сказочную.)

СЛАЙД  ……… (А. И. Куинджи “Ночь на Днепре”.  )

VI.  Работа с репродукцией   КАРТИНЫ   А. И. Куинджи “Ночь на Днепре”.  

– А теперь посмотрите на картину  известного художника Архипа Ивановича Куинджи “Ночь на Днепре”.   Именно эта  картина  написана под впечатлением гоголевского пейзажа.

СЛАЙД  ……… ( Историческая справка  )

-Историческая справка:

Когда в 1880 году в Обществе поощрения художников была выставлена картина А.Куинджи “Ночь на Днепре”, все были потрясены необычайной силой её воздействия. Некоторые даже пытались заглянуть за раму картины в надежде увидеть: не скрывается ли там какой-нибудь “волшебный фонарь”, создающий полную иллюзию струящегося, трепещущего лунного света, плавно и величаво движущихся днепровских вод.

СЛАЙД  ……… (А. И. Куинджи “Ночь на Днепре”.  )

   Украинское село изображено на картине А. И. Куинджи на контрасте света и тени. Пространство погружается во мрак, белые хаты, потонувшие в садах, освещаются последними солнечными лучами. Возникает ощущение, что именно в этом селе, расположенном на пригорке, и происходило действие гоголевских повестей.

– Чем отличается описание картины природы в литературе от пейзажа живописного? (В живописи художник изображает картину статическую, использует краски, светотень, рисунок.    Писатель же даёт описание в движении, изменении. Кроме цвета, света, рисунка, он может словами передать звуки, запахи, осязательные ощущения; рассказать о своих чувствах, переживаниях.)

V.  Работа  с  таблицей  на  уроке.

- Давайте попробуем найти в описании майской ночи слова, передающие цвета, звуки, запахи, и заполним  таблицу.

Краски (цвет)

Звуки        

Запахи

Серебряный цвет месяца

Леса, полные мрака (чёрный)

Стены садов тёмно-зелёные

Девственные чащи черёмух и черешен (чистые, белые); Белея, блестят при месяце толпы хат

Шелест листьев

Шум ветерка

Величественный гром соловья

Тишина

Черёмуха; Черешня

Океан благоуханий

Чудный воздух и прохладно-душен и полон неги

СЛАЙД  ……… (Таблица: краски, звуки, запахи - ПРОВЕРЯЕМ  )

СЛАЙД  ……… (А. И. Куинджи “Ночь на Днепре”.  )

– Какой цвет в пейзаже доминирующий, главный? Посмотрите на картину А.И. Куинджи “Лунная ночь на Днепре”. Она подскажет вам ответ на этот вопрос. (Серебряный цвет) То есть какой? (Блестяще белый, с блеском)

– А какую обстановку создаёт серебряный цвет? Каков он по настроению? (Загадочный, таинственный, сказочный.)

– А какие звуки? Посмотрите на их диапазон, то есть интервал между самым низким и самым высоким звуками мелодии, голоса. (От “величественного грома соловья” до “тишины”. В основном звуки тихие, громких почти нет.)

– А запахи? (Множество запахов, причем приятных.)

– Какую роль выполняют эти краски, звуки, запахи? (Помогают точнее представить украинскую ночь.)

– Какое чувство они помогают передать писателю? (Восхищение природой, её красоту, чувство любви к родной земле, природе.)

– Поистине красив и богат наш русский язык! В нём так много слов, с помощью которых Гоголь передаёт не только цвета, но и звуки, даже запахи украинской ночи. Пейзаж – это не только описание природы, фон, на котором происходят события, но и средство выражения настроения автора, его состояния души (“А на душе и необъятно, и чудно…”) Складывается такое впечатление, что человек и природа – нечто целое, единое, неразрывно связанное. И, конечно же, прав В.Г. Белинский, сказав, что “Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их”. Можно добавить сюда слова “и чувствуешь”.

СЛАЙД  ……… (ЭПИГРАФ)

 VI.  Чтение отрывка  учителем.

VII.   Подведение итогов урока

-Ребята, у кого-то возникло желание выразительно прочитать  данный  отрывок? (Чтение отрывка  учащимися)

СЛАЙД  ……… (Текст УКРАИНСКАЯ НОЧЬ)

-Ребята, а теперь вы сможете легко выучить  описание ночи?

-В начале урока я обещала, что вы сделаете себе шпаргалки… (Раздать листы А4)

-Попробуйте отобразить то, что вы почувствовали…, образы, которые возникли у вас во время  слушания и чтения отрывка.

2 часть.  Урок  ИЗО. (15 мин.)

УЧИТЕЛЬ ИЗО   даёт детям рекомендации как правильно  положить   лист  и  расположить  на  нём  предметы, описанные в отрывке.  Какую технику рисования  лучше  использовать.  Обращает  внимание  на последовательность, в которой  идёт описание ночи.  

СЛАЙД  ……… (Домашнее  задание )

Д/з:  выучить1,2 части наизусть.  Закончить работу над рисунком.

  Т.к. мы познакомились лишь с фрагментами фильма "Майская ночь, или Утопленница",   то в социальных сетях(«Одноклассники»,  «Вконтакте»), а вы там бываете часто, я вам оставила ссылку  - можете посмотреть фильм полностью.  Аудиокнига   Н.В. Гоголь.  «Майская ночь, или Утопленница»  находится  в  школьной   медиатеке

VIII.  Рефлексия деятельности на уроке

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется        

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»  ВВЕДЕНИЕ       Выбор нашей темы обусловлен тем, что нам по ...

Методическая разработкаурока по теме "История космических исследований"

Данный материал можно использовать на уроке в 7-8 классах по теме "Наши достижения" или как  материал для проведения внеклассного мероприятия по теме "Космос"...

Урок в 5 классе по произведению Н.В.Гоголя "Заколдованное место". Тема урока: "Тропа к Гоголю. В начале бесконечного пути".

Первый урок по творчеству Н.В.Гоголя призван пробудить интерес к личности великого писателя , развивать познавательную активность, умение работать с дополнительным материалом, используя воз...

Методическая разработка Урок литературы по повести Н.В.гоголя "Портрет"

В методической разработке предлагается конспект урока по повести Н.В.Гоголя "Портрет". Приложения прилагаются....

Методическая разработка "Цикл уроков по повести Н.В. Гоголя "Шинель"

Данная методическая разработка может быть использована при изучении повести Н.В. Гоголя "Шинель" на уроках литературы в 8 классе. Цикл включает в себя 3 урока....

Методическая разработка. Урок-игра по произведениям Н.В. Гоголя.

Предлагаемая разработка является результатом совместного проекта учащихся и учителей по итогам изучения произведений Н.В.Гоголя в 6 классе в рамках образовательной системы «Школа 2100». Проект осущест...

Методическая разработкаурока английского языка по внеурочной деятельности Cambridge Movers

Методическая разработка урока английского языка по внеурочной деятельности Cambridge  Moversучителя английского языкаГБОУ СОШ № 283 Кировского районаСанкт-Петербурга Поповой Натальи Павловны...


 

Комментарии

Просто замечательный урок! Только учитель ИЗО вам совершенно не нужен. Вы ведь всю работу по мировой художественной культуре вели. Причём сами, за двоих. Пусть дома рисуют.