Урок в 5 классе по произведению Н.В.Гоголя "Заколдованное место". Тема урока: "Тропа к Гоголю. В начале бесконечного пути".
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме

Ильинская Елена Владимировна

 

Первый урок по творчеству Н.В.Гоголя призван пробудить интерес к личности великого писателя , развивать познавательную активность, умение работать с дополнительным материалом, используя возможности Интернета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gogol._v_nachale_beskonechnogo_puti.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Тропа к Гоголю. В начале бесконечного пути.

Цели урока:

Образовательные:

Пробудить интерес к личности Гоголя.

Развивающие: 

Обучить умению находить “ключ” к пониманию личности писателя;

развивать познавательную активность, умение работать с дополнительным материалом, используя возможности Интернета.

Воспитательные:

 Воспитывать самостоятельность, организованность, ответственность и эстетический вкус.

Опережающие задания:

  1. Прочитать повесть Гоголя «Заколдованное место» .

Оборудование урока:

Компьютер для показа презентации и  фрагментов фильма;

Мультимедийный проектор с экраном

Используемая литература:

 Видео для образования «Биографии писателей» часть 2,

 Учебник-хрестоматия «Литература» 5 класс под ред. В.Я. Коровиной;

 И.П. Золотусский «ГОГОЛЬ» Серия: Жизнь замечательных людей. Издательство: Молодая гвардия 1984 г.

Музыкальное оформление: 

П. Лукоянов «Бандурист для гуслей» соло;

Таисия Повалий «Цвiте терен» (украинская народная песня).

Ход урока

1. Вводное слово учителя.

Звучит  народная украинская  музыка( П. Лукоянов «Бандурист для гуслей» соло) 

   Учитель:   Здравствуйте, дорогие ребята. Наш сегодняшний урок литературы открывает нам долгий и интересный путь в мир одного из гениальнейших писателей мировой литературы. Дорога эта, на которую мы сегодня вступаем, действительно долгая – и это только по меркам школьной жизни: на протяжении всех 6 лет обучения нам предстоит раскрывать всё новые и новые грани незабвенного таланта  мастера прозы.

Обращение к портрету писателя художника Моллера (слайды  1,2).

  • Знаете ли вы, кто изображен на этом портрете?
  • Каким представляется вам писатель по этому портрету? (необычная прическа, добрые внимательные глаза, смотрит насмешливо)
  • Дома вы прочитали  повесть «Заколдованное место». Каким  человеком вам представился писатель по этому произведению? Ваши предположения. (Приблизительный ответ: повествователь — человек с юмором.

 (слайд 4)

Учитель:  перед нами  Николай Васильевич Гоголь.  Невероятный Гоголь, Веселый Гоголь, Поэтический Гоголь, Печальный Гоголь, Таинственный Гоголь – такими эпитетами называли и называют этого писателя.

(слайд 3)

Сегодня на уроке  мы попробуем сделать  открытия и приступить к разгадке тайн творчества Гоголя. Возьмем с союой в дорогу знания, сообразительнось, вдохновение и вместе пойдем дорогами его жизни, его творчества.  И хочется верить, что школьное изучение творчества Николая Васильевича станет лишь началом бесконечного пути в художественный мир его, и путь этот будет длиться всю вашу жизнь.

Поэтому и тема нашего сегодняшнего урока звучит именно так: " Тропа к  Гоголю. В начале бесконечного пути…" Открываем тетради, записываем тему урока.

  На уроке мы будем продолжать работу по заполнению таблиц из рабочей тетради о жизни и творчестве писателей и поэтов. В течение урока в ходе сообщений и просмотра фильма вы заполняете правую графу «Мои замечания об услышанном».

 Перечитайте правый столбик. Посмотрите, что вы должны заполнить. Итак, в путь…

  1. Рассказ о писателе:

просмотр фрагмента видеофильма (2 мин)  с записью в таблице из рабоч. тетради

(из фильма)

Н.В. Гоголь родился 20 марта (1 апреля)  1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, который  обладал литературными способностями и передал сыну юмор и писательский талант.

   Мать Гоголя, Марья Ивановна, - женщина добрая, нежная, суеверная. Она происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет.

Кроме Николая у Василия и Марии Гоголей было пятеро детей — сын Иван (1810 — 1819), дочери Мария (1811 — 1844), Анна (1821 — 1893), Елизавета (1823 — 1864), Ольга (1825 — 1907).

 

Учитель: чтобы лучше узнать человека и писателя, необходимо знать,  как прошло его детство, годы учебы в школе. Урок мы готовили с вами вместе,  и ваши сообщения  помогут нам продолжить путешествие.

(Сообщения учеников) (слайды  5,6,7)

1 ученик: о детстве Гоголя

Никоша научился говорить в три года: природа как бы замедлила его развитие, чтоб затем дать выплеснуться его силам. Первые годы он находился при своих родных. Особенно любил он бабушку Татьяну Семеновну, которая жила в отдельном домике, стоящем поодаль от большого дома. Бабушка научила его рисовать, вышивать гарусом.  Она рассказывала ему о травах, которые висели у нее по стенам, о том, от чего какая трава лечит, от нее же услышал Гоголь и казацкие песни.

     Бывали дни, когда он убегал в степь и лежал там часами, глядя в небо и слушая подземные звуки, когда ни докликаться, ни найти его было невозможно. Но бывали часы, когда нельзя его было оторвать от матери, от бабушки, от дома. В такие часы он предавался тихим домашним занятиям — рисовал, раскрашивал географические карты, помогал женщинам разматывать нитки. Он был кроток, послушен, молчалив, ласков.

  Детей было много, забот тоже много, и Никоша проводил время один. Так привык он к одиночеству — к одиночеству среди людей и одиночеству наедине с собой. Это создало характер скрытный, закрытый, но и способный сосредоточиться на себе.  

     До десяти лет рядом  был брат Иван, но разница натур сказывалась в их отношениях. Оставались иные собеседники — парк, пруд, дорога и степь. За церковью, стоящей на возвышении против дома, начиналась дорога в  яворовый лес, идя которым можно было добрести до сельца Жуки, а оттуда до Диканьки.

  Быт детства Гоголя соединял прозаическое настоящее с призрачносказочным прошлым. Рядом была Диканька, про которую рассказывали много легенд. Когдато там стояли густые дубовые леса — дикие леса, оттого и место назвали Диканькой. В их заросли не попадал солнечный луч, они пугали своей таинственной темнотой и глубиной.

2 ученик: о  друге

        Позже его одинокие прогулки стал разделять Саша Данилевский — сосед и ровесник, — с которым сошлись они в одночасье — сошлись прочно, навсегда. На всю жизнь запомнил Гоголь тот день, когда Саша вдруг оказался у его постели, и внимательные, добрые, живые черные глаза взглянули на него сквозь туман: у Никоши был жар, он болел. Перед постелью на столике стояла чашка с клюквой — Никоша предложил Саше отведать ее, тот вежливо взял несколько ягод. И этот жест доброты, согласия, участия соединил их сердца. Вместе гуляли они по окрестностям Васильевки, вместе встречали праздники, шатались с ряжеными в ночь под рождество, разрисовывали для родителей подарки — картинки из книг, пейзажи, вместе мечтали о служении на пользу отечеству.

      «Ближайший мой», «брат», «ненаглядный» — такими словами станет называть взрослый Гоголь своего друга Данилевского. К нему он будет привязан крепче, чем к комулибо. Ему станет прощать обиды, молчание, охлаждение. О нем будет тосковать в своих путешествиях, ему писать нежнейшие письма. Вместе пройдут они через  учебу в гимназии , через жизнь в Петербурге, вместе покинут Россию, но и расставшись, не расстанутся душою.

Слово учителя:   дом Гоголей был весёлым, хлебосольным и весьма изобильным, несмотря на то, что семья никогда не была богата. Отец брал его с братом с собой в коляску, когда объезжал имение. А дома Николай с удовольствием рассказывал об увиденном всем домашним, и они восхищались тем, как хорошо он умеет всё подметить и описать. На кухне что-то постоянно варилось, парилось и жарилось, было тепло, уютно и привольно.

Из всех гостей, какие приезжали в Васильевку, Никоша любил только одного. Он загорался счастьем, когда еще издали слышал бубенчики его коляски. Хлопчик тотчас выбегал на дорогу, цеплялся за коляску, помогал гостю сойти на землю, принимал шляпу, целовал руку. И, сияя от удовольствия, бежал рядом. Большой загадкой была для Василия Афанасьевича эта дружба маленького ребенка с 60-летним стариком, прославленным сочинителем Василием Васильевичем Капнистом.       Все началось с шутки…Василий Афанасьевич, отец Никоши, сказал, что, чего доброго появится трагедия, которую напишет его сынок…Капнист, засмеявшись, всплеснул руками: Где же этот милый малыш, собрат по вдохновению? В эту минуту собрат по вдохновению сидел за столом в соседней комнате. Левой рукой он нервно теребил свои волосы, в правой же руке красовалось судорожно сжатое перо.

Василий Афанасьевич и Капнист на цыпочках подошли к Никоше. И тут старый поэт негромко проскандировал: “На чем запнулся, о поэт?”,  испуганный Никоша вскочил со стула. Капнист ласково ему сказал: “Нет, хлопче, ты не должен прятаться со своим вдохновением: ведь ты же вверял его бумаге для того, чтобы сказать людям слово. Ну-ка покажи нам свою триумфальную песню”. Никоша еще крепче прижал листок к своей груди. Василий Васильевич Капнист, усмехнувшись, промолвил:

- Понимаю. Стало быть ты стыдишься простых смертных? Но ведь мы с тобой родные братья по музе.

Исписанный листок слегка дрогнул в руке Никоши. И тут старый поэт понял, что коснулся нужной струны.

- Конечно, ты не привык еще к большой аудитории. Но мы с тобой пойдем туда, где нас будет только трое: ты, я, и муза нашей поэзии…

Капнист взял его под руку и , сияя улыбкой, удалился с ним в соседнюю комнату. Наконец двери отворились…Старый поэт молчал. И только поднимаясь в коляску, неожиданно сказал почти шепотом:

- А ведь у хлопца, пожалуй, талант. Кажется, напрасно мы с вами шутили. Но кто бы мог подумать!

Учитель: В мае 1821 г. Гоголь успешно поступает в гимназию в Нежине (слайд 8)

                просмотр фрагмента видеофильма (2 мин)  с записью в таблице из рабоч. тетради

   1821-1828 гг. Десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву для приготовления в Гимназию, к одному из тамошних учителей; затем он поступил в гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 г. по июнь 1828 г.), где был сначала своекоштным, потом пансионером гимназии. Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, в несколько дней подготовлялся к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности. Гоголь учится в Нежинской гимназии. Время отрочества  - время сложной и глубокой внутренней работы, внешне  носящей печать замкнутости и скрытности. В это время, как и все  в юности, он испытывает романтические влияния: «он загадочный,  одинокий и гонимый светом мечтатель».

   Из письма к матери в 1828 г.: «Я почитаюсь загадкой для всех; никто не разгадал меня совершенно. Здесь меня называют смиренником, идеалом кротости и терпения.  В одном месте я самый тихий, скромный, учтивый; в другом -  угрюмый, задумчивый, неотесанный и проч.; в третьем - болтлив  и докучлив до чрезвычайности; у иных умен - у других глуп.  И обязательное гонение света».

   Его называли «таинственный карла». Юный Гоголь мечтает о подвиге,  об исключительной миссии. В основе его мечтаний лежит желание самоутвердиться.

Учитель:  В последних классах гимназии Гоголь завел “Книгу всякой всячины”. В эту толстую тетрадь в коричневом кожаном переплете он в алфавитном порядке заносил разнообразные полезные сведения, были здесь и словарь украинских слов с переводом на русский, описание игр и увеселений малороссиян, их обрядов, обычаев, запись песен, загадок, пословиц, названия малороссийских кушаний. Не случайно Гоголь назвал свои записи «подручной энциклопедией», ведь этот материал он активно использовал при работе над своими произведениями. Некоторыми объяснениями малорусских слов, внесенными в эту записную книгу, Гоголь пользовался, например,  при издании «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

В 1829 г. едет в Петербург. Ему 20 лет. Столица встретила его неприветливо.

                  просмотр фрагмента видеофильма (2 мин)  с записью в таблице из рабоч. тетради

Приехав в Петербург, он с изумлением увидел, как велик интерес в столице ко всему украинскому. В столичных журналах печатали сочинения украинских писателей, издавались сборники песен, книги по истории Украины.

Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Его детство и юность прошли на Украине. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь атмосферу глубокого интереса к украинской культуре. “Здесь так занимает всех все малороссийское”, -  с радостным изумлением сообщает матери Гоголь через несколько месяцев после своего приезда в Петербург.

 Итак, Гоголь работал над “Вечерами…” вечером, ночью, в свободное время. Может быть, поэтому в них так вдохновенны сны. Гоголь – поэт ночи: “Ночь перед Рождеством”, “Майская ночь, или Утопленница”. На ночь падают фантастические события “Сорочинской ярмарки”, ночью совершается убийство в “Вечере накануне Ивана Купала”, месть в “Страшной мести”. По ночам морочат черти героев в “Пропавшей грамоте” и “Заколдованном месте”.

      III. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место»

Учитель:   На этом мы пока прервем свой путь по жизни Николая Гоголя и перейдем к его творчеству. В основу «Вечеров на хуторе близ Диканьки»  Гоголь положил одно из народных преданий. Кто знает, может быть и такое?

  3 ученик:  «Жил-был бедняк-бобыль, и терпел он страшную нужду. Вот однажды довелось пахать ему свою пашенку, а пашня находилась невдалеке от курганов. Вечерело. Вот на одном могилище видит бобыль коня, весь будто из золота и горит как огонь. Бобыль не струсил: погнался за конем. С кургана на курган прыгала чудная лошадь; но наконец умаялась и остановилась на одном из курганов. Бобыль к ней, — почти касается лошадиной гривы и готовится ухватиться за нее. Глядь — расступилась земля, — и конь исчез под курганом. На другой день, на том же самом кургане, поблазнилось ему, что теплится свечка. Бобыль был человек досужливый и тотчас смекнул, что под курганом находится клад, которому пришла очередь выйти на свет Божий. Знал бобыль, как добываются клады, и, хотя много вытерпел от нечистой силы, достал-таки себе кучи серебра и золота и сделался первым богачом в своем обществе».

IV. Анализ текста. «Заколдованное место».

- Дома вы читали повесть „Заколдованное место“. Понравилось произведение?

- Вам страшно было читать эту историю ? Почему? (смешное и выдуманное, нереальное - слайд 9)

- Кто рассказчик  в повествовании  Гоголя  о заколдованном месте.? (быль, рассказанная дьячком  …ской церкви)

- Какие слова он использует? Все ли слова были понятны? (слайд 10)

 нечистый дух

 обморочить

 батько 

 худо

 уши развешивать

 россказни

 раздобары

 нанимали её у батька под баштан

Учитель:   Рассмотрим иллюстрации к повести. Таким  ли вы представляли себе это фантастическое место? И почему фантастическое?  (слайды 11 - 15)

Учитель:  В письмах к матери Н.В. Гоголь прочит написать ему “об Иване Купале, о русалках... Множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий...” Какие из них Гоголь использовал в прочитанной вами повести?  Отразилось ли  народное предание о кладах в тексте Гоголя? Что не похоже на народное предание? Чем занимательнее текст Гоголя?

Вывод: Писатель переосмыслил текст  предания по-своему: «нечистое» богатство» превращается в мусор. Почему? (достается даром) 

  1. Какое любимое занятие было у деда? (Послушать разные байки от проезжих.)
  2. Что случилось однажды, как он пошел плясать? (На одном месте руки-ноги слушаться отказывались.)
  3. Где горела свечка? (На кладбище, это верный знак, что припрятан клад.)
  4. Как дед попал в нужное место во второй раз? (Ударил в сердцах по «заколдованному месту», где не плясалось.)
  5. Понравился ли вам клад, который с таким трудом «добыл» дед? Какой клад ему достался? (Котел с мусором.)
  6. Что росло на заколдованном месте? (Ничего доброго там не росло: «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что такое!»)

      Таким образом, повесть „Заколдованное место“, как и другие повести „Вечеров“, опирается на традиционные фольклорные мотивы. Но и в этой повести, как и в других, Гоголь не воспроизводит в точности фольклорный материал, а создает свое собственное произведение. Для „Заколдованного места“ особенно характерен юмористический тон изложения. Фантастические элементы вставлены в бытовую реалистическую рамку, автор вводит множество бытовых деталей комического характера и самой речи придает сугубо-житейский разговорный характер.

V. Домашнее задание. 

Повесть «Заколдованное место» является завершающей в сборнике «Вечеров…». Литературовед Н. Л. Степанов отмечает, что в ней «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями». Выписать реальное и фантастическое, оформив в виде таблицы. (слайд 17)

VI.  Общие выводы по уроку.

Итак, вернемся к  началу  урока. (На слайде портрет Гоголя) (слайд 18)

Понравился ли вам урок?  Что показалось интересным?  О чем хотелось бы узнать?

  На фоне тихой музыки (Таисия Повалий «Цвiте терен , украинская народная песня).

Любой человек – это мир. А у каждого свой мир. Писатели, поэты – особенные люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных людей по-своему. Сегодня мы сделали первые шаги в мир удивительного писателя. Пусть сегодняшняя тропинка не прерывается, пусть она перерастет в большую дорогу. И пусть творчество Гоголя находит в вашей душе скромное место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

Проверочный тест по литературе для учащихся 8 класса по произведениям А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н.В.Г.оголя...

Тест по произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

Проверочный тест по литературе для учащихся 8 класса по произведениям А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н.В.Г.оголя...

Всероссийский семинар для учителей естественно-научного цикла участников и победителей Всероссийского конкурса «Мой лучший урок». Мастер – класс учителя географии ГБОУ СОШ № 2006 по теме: «Апробирование учебно-исследовательских работ в формате взаимо

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнею перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план ...

Разработка урока литературы в 8а классе по произведению Н.В. Гоголя «Ревизор» Литературная игра «Суд над Хлестаковым»

Основная задача суда - не только осудить Хлестакова, но и в ходе процесса раскрыть моральный облик потерпевших - городничего и чиновников, показать их истинное лицо, страх перед возмездием за совершен...

Конспект урока 11 класс алгебра и начала математического анализа по теме "Производная. Правила вычисления производной."

Методическая разработка урока посвящается обобщению и систематизации знаний по теме «Производная. Правила вычисления производной». Урок сопровождается презентацией. К методической разработ...

Тест для 7 класса по произведению Н.В.Гоголя "Шинель"

Тест для 7 класса по произведению Гоголя  "Шинель"....