Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"
методическая разработка по литературе (9, 11 класс)

Бедретдинова Светлана Владимировна

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_kontsept_put.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

Безимени-1

Муниципальное образование городской округ «город Нижний Новгород»

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 67»

ул. Софьи Перовской, д. 5, г. Нижний Новгород, 603014, тел. (831) 270-03-69, факс (831) 270-03-69,

e-mail: lingym@list.ru

ОКПО 25662268 ОГРН 1025202844116 ИНН 5259012845

Конспект урока литературы  в 9-11 классах

Тема: «Мотив дороги в произведениях русской литературы

(концепт «Путь»)»

                                                            Выполнила:

                                                            Учитель русского языка и литературы

                                                            Бедретдинова Светлана Владимировна

Тип урока:  урок-обобщение.

Цели: 

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о литературе начала 19 века;
  • развивать умение анализировать текст;
  • развивать творческие способности и вкус учащихся, их исследовательские навыки;
  • развивать образное мышление учащихся при анализе стихотворений поэтов;
  • развивать умение ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах;
  • способствовать повышению общей эрудиции учащихся, внимательного отношения к окружающим, эстетики, любви к литературе. 

Тип урока:  Урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование : презентация, раздаточный материал (стихотворения), словари.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Погружение.
  1. Составление ассоциативного ряда

 Деятельность  учащихся

Отвечают на вопросы.

  1. Деление на группы: работа со словарями.

1 группа: толковый словарь

2 группа: словарь синонимов, словообразовательный

3 группа: подбор пословиц и поговорок

Деятельность  учащихся

Составление словарного определения.

*Варианты для классов:

9 класс

III. Чтение и анализ стихотворений

1 группа: А.С.Пушкин «Бесы»

2 группа: М.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»

3 группа: Н.Некрасов «Пьяница»

Какие значения слова реализуются в стихотворениях?

IV.Чтение и анализ эпизодов поэмы Н.Гоголя «Мертвые души».

11 класс:

  1. Чтение и анализ эпизодов романов Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого.
  2. Реализация концепта «дорога» в современной литературе. Анализ рассказа С.Залыгина «Санный путь».
  1. Чтение. Беседа по вопросам:
  • Какое впечатление произвел на вас рассказ? О чем он?
  • Кто главный герой?
  • С чего начинается рассказ? (пейзаж)
  • Какие краски преобладают? Что символизируют цвета?

(землисто-серый, красный – цвет жизни, любви и одновременно крови, войны, тревоги; желтый – символ солнца, жизни, зеленый – рост, природное, черный – символизирует зло, плохое).

  1. Класс разделяется на группы экспертов. Каждая группа во время анализа эпизодов наблюдает за своим аспектом.
  1. Группа: Цветовая символика.
  2. Группа: Время и пространство.
  3. Группа: Символические образы.

  1. Беседа по вопросам.
  2. Возникают картины прошлого. Как называется такой прием? (ретроспекция).
  3. 1 эпизод – детство. Эксперты отвечают.

Группа 1: цвета символичны. Белый и черный. В детстве все видится именно так.

Группа 3: символический образ подковы – арка -  ворота. Какой возникает лейтмотив? (путь). Куда эти ворота?

Группа 2 отвечают на вопросы:  как реализуется время и пространство? Какие ощущения испытывает герой?

  1. Следующий эпизод.

Какое значение приобретает здесь концепт Путь?

Группа 1: черный и зеленый цвета символизируют смерть и жизнь.

Группа 2: время делится на тогда и сейчас.

Группа 3: символические образы старика и ребенка. Символ подковы, ворота в небо (вечность).

Что в этом эпизоде происходит с ребенком? Он взрослеет. Происходит взросление, осознание чувства жизни.

Какой смысл имеет слово путь в данном эпизоде?  

(дорога между жизнью и смертью)

  1. Эпизод в степи. Общие вопросы:
  • Где и когда происходит действие? (лес, ночь, снег. Война).
  • Какая цветовая гамма? (цвета контрастны).
  • Что помогло герою спастись? (помогла лошадь).
  • Символом чего является лошадь? (жизни, судьбы). В одной из метафор конь символизирует бег времени. Это символ движения.
  1. Эпизод в настоящем времени.
  • Какие впечатления?
  • Зачем едет Иванов?
  • Кого встречает?
  • Какие ощущения испытывает?
  • К каким приходит выводам?

(О своем месте в жизни. Переосмысление ценностей. Происходит изменение героя)

  1. Финал.

Какое настроение преобладает?

Когда человек размышляет о вечном?

(когда он соприкасается с ним)

В чем особенности композиции рассказа? (условно можно поделить на 2 части: прошлое и настоящее, тогда и сейчас).

отчет группы 2: Каково время и пространство в рассказе?(время растяжимо. Человек ощущает себя вне времени и вместе с ним. Пространства леса и тайги неограниченны – пространство русской природы. В финале время будущее. Герой как бы заглядывает вперед из той точки, где он находится. Общий тон финала – сожаление.)

  1.  Вывод. Какое значение вкладывает автор в понятие «путь»? какие авторские  приращения смысла появляются? (путь – прожитые годы. Дорога – путь к смерти. Путь – ворота – начало жизни.

О чем же этот рассказ? О пути человека к самому себе.

  1. Какие переклички могут быть с другими произведениями литературы? (Радищев «Путешествие…», А.С.Пушкин «Бесы», М.Ю.Лермонтов «Выхожу…», «Чаша жизни» и др.)
  2. Афоризмы о пути.
  • У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе. Г.Гессе.
  • Только тогда, когда уже очень далеко зайдешь по жизненному пути, замечаешь, что попал не на свою дорогу. П.Буаст.
  • Либо я найду свой путь, либо проложу его сам. Ф.Сидней.

  1. Домашнее задание. Эссе «Либо я найду свой путь, либо проложу его сам».Ф.Сидней»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока истории в 8 классе "Загадки "золотого века" русской культуры"

Тема урока: Загадки «Золотого века» русской культуры.      Цель: развитие социально – адаптивной и когнитивной (познавательной) компетентности через овладение учащимися знания...

методическая разработка урока по творчеству А.П. Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М.

Теоретическое занятие № 5 «Чехов и русский театр» (1 час.) рекомендуем как вводное занятие по драматургии А.П. Чехова в р...

Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку.

Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку....

Методическая разработка урока. Презентация. Тема: Декоративные композиции по мотивам стихотворений русских поэтов. Зима.

Методическая разработка и презентация  к уроку.  Используя условный язык силуэта, приемы силуэтного, симметричного вырезания, учащиеся научатся передавать красоту образов природы в технике к...

Методическая разработка урока ИЗО в 6 классе по теме "Эскиз русского народного костюма"

Технологическая карта урока ИЗО в 6 классе по теме "Эскиз русского народного костюма" - 1 час...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....

Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Народные промыслы России и русского севера" (5 класс)

Урок обобщение изученного материала. Ребята работают в группах самостоятельно. Каждая группа обобщает произведения художественных промыслов (Гжель, Жостово, Дымково, Загорские матрёшки).На уроке ...