методическая разработка урока по творчеству А.П. Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М.
методическая разработка по литературе на тему

Асхадуллина Гульнар Мансуровна

 

 

 

 

          Теоретическое занятие № 5 «Чехов и русский театр» (1 час.) рекомендуем как вводное занятие по драматургии А.П. Чехова в разделе «Особенности развития русской литературы второй половины ХIX века». Всего на изучение творчества А.П. Чехова отведено 8 часов, из них 4 часа (теоретические занятия) и 4 часа (практические занятия), также в рамках освоения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература: Литература» для самостоятельной работы студентов предусмотрено 5 часов.

           В результате освоения данной темы студенты должны овладеть следующими компетенциями:

ОК-2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность.

ОК-5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной  деятельности.

ОК-6 .   Работать в коллективе и в команде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

           Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература: Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего звена в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена с учетом требований ФГОС общего среднего образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

          Теоретическое занятие № 5 «Чехов и русский театр» (1 час.) рекомендуем как вводное занятие по драматургии А.П. Чехова в разделе «Особенности развития русской литературы второй половины ХIX века». Всего на изучение творчества А.П. Чехова отведено 8 часов, из них 4 часа (теоретические занятия) и 4 часа (практические занятия), также в рамках освоения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература: Литература» для самостоятельной работы студентов предусмотрено 5 часов.

           В результате освоения данной темы студенты должны овладеть следующими компетенциями:

ОК-2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность.

ОК-5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной  деятельности.

ОК-6 .   Работать в коллективе и в команде.

           

 

Тема занятия:  Чехов и Русский театр 

Дисциплина: Русский язык и литература: Литература

Цели урока:

познакомить студентов с особенностью драматургического творчества А.П.Чехова;

помочь уловить чеховское восприятие жизни, почувствовать художественное своеобразие пьес, поставленных на сцене МХАТ, выявить взаимосвязь творчества и судьбы писателя;

ввести драматургию Чехова в общий контекст развития литературы второй половины 19 века, (слайд №2)

Обучающие задачи:

Показать перелом в восприятии жизни Чеховым.

Ознакомить студентов с содержанием основных пьес драматурга, показать их связь с идейно-эстетическими исканиями времени.

Показать своеобразие чеховских пьес.

Представить ресурсы ИНТЕРНЕТ о творчестве Чехова.

Развивающие задачи:

Мотивирование изучения русской драматургии.

Предоставление студентам свободы выбора при выполнении заданий.

Форма урока: рассказ-лекция с игровыми элементами.

Материалы и оборудование:

мультимедийная презентация,

компьютер с доступом к сети ИНТЕРНЕТ.

Ход урока

Эпиграф: “Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их сердца”. А.П.Чехов, (слайд №1)

1. Слово учителя:

“Никто не понимал так ясно и тонко, как Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденности”, - писал М.Горький, (слайд № 4) И здесь нельзя не сказать о пьесах Чехова, в которых отразился этот трагизм.

Значение А.П.Чехова в истории русского театра трудно переоценить. К написанию драматургических произведений Чехов обращался на протяжении всей жизни - от первой незаконченной пьесы “Безотцовщина” (1878г.) до пьесы “Вишневый сад” (1903г.) Драматургическое наследие писателя составляет более 20 пьес. “Чайка” (1896г), “Дядя Ваня” (1896г.), “Три сестры” (1900г.) и “Вишневый сад” открыли новую эпоху в русской и мировой драматургии. Чехов выступил в своих пьесах как реформатор классического театра. Хрестоматийно утверждение о том, что Чехов заложил основы “новой драмы”, создал “театр философского настроения”. Однако в начале века это положение не представлялось бесспорным. Современникам писателя его пьесы казались несценичными, лишенными действия, нарушающими традиции.

Жизнь Чехова была связана с Московским Художественным театром, (слайд №3).

“Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их сердца”, (слайд №4). Эти слова станут эпиграфом к нашему уроку, тема которого “Чехов и  русский театр”.  Зададимся вопросами:

В чем заслуга Чехова - драматурга?

Какой театр создал Чехов?

Что завещал Чехов читателям, театру, будущему веку?

Чехов в течение всей своей писательской жизни, начиная еще с гимназических времен, увлекался драматургией. К.С.Станиславский вспоминал, что Чехов любил театр не только с показной его стороны, но и “с изнанки”, с каким-то детским удовольствием бывал и за сценой, среди кулис и театральных машин.

Когда Чехов стал писателем, был еще жив А.Н.Островский - основатель русского драматического театра (слайд №5). Но, чем гуще становилась над Россией тень реакции, тем энергичнее лезли на сцену бойкие драмоделы. Для театра, говоря словами Островского, наступила пора “безвременья и безлюдья”, (слайд №7). Молодой Чехов иронически говорил об одной модной пьесе: “Герои и героини бросаются в пропасти, топятся, стреляются, вешаются, заболевают водобоязнью... Умирают они обыкновенно от таких ужасных болезней, каких нет даже и в самых полных медицинских учебниках”. Как же создавались пьесы Чехова? Послушаем студентов. Слушая сообщения, отметьте отношение режиссеров театра и зрителей к пьесе.

2. Сообщение студентов: Создание и постановка на сцене пьесы “Чайка”, (слайд №9).

Первый студент: работая над комедией “Чайка” (1896г), Чехов признавался в одном из писем: “Пишу её не без удовольствия, хотя страшно против условий сцены, много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви”. Писатель дерзко нарушил привычные для массы зрителей драматургические законы.

Пьеса требовала от зрителей внутренней сосредоточенности, внимания к звучанию каждого слова, напряженной работы мысли, умения чувствовать настроение спектакля и незримое присутствие автора. На сцене - самые обыкновенные люди. “Они плачут, удят рыбу, играют в карты, смеются и сердятся, как все...”- писал Чехов. “Чайка” называлась комедией, и это тоже было необычным, потому что в “Чайке” смешного не больше, чем бывает в жизни. И, как и в жизни, радость, любовь, успех достаются героям пьесы очень скупо или вовсе не достаются, жизненные пути их не гладки, характеры сложны.

Обманутые надежды, несчастная любовь, мысли о зря прожитой жизни - удел почти всех героев пьесы. И все-таки “Чайка” вызывает впечатление света, возможного, близкого счастья. Это впечатление создает и картина чудесного “колдовского” озера, на берегу которого происходит действие, и стремление героев к настоящей жизни, и лирическая интонация, пронизывающая весь спектакль

Первая постановка знаменитой чеховской «Чайки» состоялась 17 октября 1896 года в Александрийском театре Петербурга. Это был полный провал: актеры играли так скверно, публика была так равнодушна и рассержена, что сам Чехов, присутствовавший в театре, покинул его незадолго до конца, а на следующий день и вовсе уехал из Петербурга. (По иронии судьбы, именно на этой сцене когда-то провалился и гоголевский «Ревизор», и Гоголь тогда так же, спешно и без всякого предупреждения, покинул город).

Чехов нашел в себе достаточно мужества, чтобы шутить над своей неудачей, но премьера “Чайки” обошлась ему очень дорого: здоровье его резко ухудшилось.

Единственной, кто выделялся на общем унылом фоне,  была Вера Комиссаржевская в роли Нины Заречной, но и она не спасла ситуации. Позже актриса вспоминала: «Ни одна, кажется, пьеса так мучительно плохо не исполнялась на сцене Александринского театра и никогда не случалось нам слышать не только шиканья, но именно такого дружного шиканья на попытки аплодисментов и криков "всех" или "автора". Исполнители погрузились во тьму провала». Второй раз, по ее воспоминаниям, спектакль принимали уже лучше.

Второй студент: Через два года В.И. Немирович-Данченко, только что создавший вместе с К.С.Станиславским (слайд №7 Чехов в театре на репетиции) Московский Художественный театр, уговорил Чехова разрешить новую постановку “Чайки”, (слайд №8 афиша).  Ставить пьесу, уже однажды провалившуюся, было делом рискованным: и потому, что театр был еще слишком молод и не завоевал прочного положения, и потому, что новый провал мог тяжело отразиться на состоянии больного Чехова, находящегося тогда в Ялте. Но руководители театра и артисты считали пьесу по духу своей. Театр ставил перед собой ту же задачу, что и драматург: показать жизнь во всей её истине, отказавшись от надуманных ситуаций, от декламаций, от театральных штампов, (слайд №9 сцены из “Чайки”). Станиславский рассказывает, что, когда закончился первый акт, “занавес закрылся при гробовом молчании. Актеры пугливо прижались друг к другу и прислушивались к публике. Гробовая тишина... Кто-то заплакал. Мы, молча, двинулись за кулисы. В этот момент публика разразилась стоном и аплодисментами”. Успех был поистине колоссальный, небывалый. “Мы сумасшедшие от счастья”,- телеграфировал Немирович-Данченко Чехову, (слайд №10)

Чехов подарил Немировичу-Данченко медальон с надписью: “Ты дал моей “Чайке” жизнь. Спасибо!” Но и “Чайка” дала жизнь новому театру. Потому-то с тех пор на занавесе и программах этого прославленного театра зрители видят его эмблему: широко раскинутые крылья летящей чайки, (слайд №11 Чайка).

3. Преподаватель:

- Что было близко в драматургии Чехова руководителям Московского Художественного театра?

Как объяснить провал и триумф чеховской “Чайки”?

За “Чайкой” последовали “Дядя Ваня” (1897г.), “Три сестры” (1901г.), “Вишневый сад” (1903г.), поставленные Художественным театром и многими другими театрами страны. Широким философским смыслом наполнена пьеса “Три сестры”.

4. Сообщение студента: “Создание и постановка пьесы “Три сестры”.

Это было предгрозовое время. Чехов остро чувствовал обстановку в стране. По воспоминаниям многих его друзей, он говорил о переменах, “которые неизбежно и скоро будут в России”. Ощущением грядущих перемен, мечтой о будущем, которое представляется радостным праздником труда, проникнуты последние пьесы Чехова. Один из героев пьесы “Три сестры”, Тузенбах, говорит: “Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку”, (слайд №12).

Спектакль по пьесе Чехова «Три сестры» был впервые поставлен в Художественном театре в 1901 году.

Сам автор отзывался о постановке довольно скромно: «…"Три сестры" идут великолепно, с блеском, идут гораздо лучше, чем написана пьеса».

 Чехову было «ужасно трудно» писать «Трех сестер».

Пьесу «Три сестры» Чехов писал в августе – декабре 1900 года, специально для Художественного театра. Руководители МХАТа торопили Чехова. По словам Станиславского, судьба «художественников» «находилась в руках Антона Павловича: будет пьеса – будет и сезон, не будет пьесы – театр потеряет свой аромат».

Работа шла довольно тяжело. 16 октября 1900 года Чехов писал Горькому: «Ужасно трудно было писать "Трех сестер". Ведь три героини, каждая должна быть на свой образец, и все три – генеральские дочки!»

Премьера “Трех сестер” состоялась на сцене Художественного театра 31января 1901 года. Роль Ольги исполняла М.Г.Савицкая, Маши - О.Л. Книппер, Ирины - М.Ф.Андреева, (слайд №13). 

Уже передав пьесу в театр в декабре 1900 года, Чехов продолжал работать над ней, посылая добавления и поправки.

Потом хозяином постановки сделался Немирович-Данченко, и он довел дело до конца.

Главная работа проходила уже в отсутствие Чехова, но он в письмах давал актерам советы, разъяснения. Ольге Леонардовне Книппер (Чехов и Ольга Книппер поженились в 1901-м) он писал, что не надо делать сердитого лица, а только печальное: “Люди, которые давно носят в себе горе и привыкли к нему, только посвистывают и задумываются часто”.

Спектакль имел успех в Москве, Петербурге. О впечатлениях от “Трех сестер” писал М.Горький. Успех объяснялся не только великими достоинствами пьесы и её исполнением, но и тем, что публика, молодая зрительская аудитория, с особенной живостью воспринимала слова о надвигающейся здоровой, сильной буре. А в 1901 году уже чувствовалось дыхание общественных перемен.

5. Преподаватель:

- Драматургию Чехова, начиная с “Трех сестер”, стали принимать театры других систем, давно сложившихся традиций. М.Н.Ермолова, посмотрев “Трех сестер” в сезон 1902-1903 годов, восторгалась игрой, “ужасно плакала” и долго стоя аплодировала. Просили у Чехова для своих бенефисов эту пьесу В.Ф.Комиссаржевская, В.К. Лешковская. Новая волна успехов ожидала Чехова с последней его пьесой “Вишневый сад” (1903год).

6. Сообщение студентов: “История создания пьесы “Вишневый сад”. (Слайд №13 вся Россия - наш сад)

Третий студент:

С весны 1901 года в письмах А.П.Чехова встречаются мысли о новой пьесе. Она задумывалась как комедия, “как смешная пьеса, где бы черт ходил коромыслом”. В пору работы над “Вишневым садом” в 1903 году А.П.Чехов писал друзьям: “Вся пьеса веселая, легкомысленная”. Тема её - “имение идет с молотка” - была не нова для Чехова. Впервые она прозвучала в его ранней драме “Безотцовщина” (1878-1881 годы). Сюжетная ситуация продажи имения, утраты дома интересовала и волновала писателя на протяжении всего творческого пути, (слайд №15 по 2-му действию).

В последней пьесе Чехова отразились многие жизненные впечатления. Это и память о продаже родного дома в Таганроге (слайд №16), и наблюдения над судьбой А.С.и М.В. Киселевых - владельцев имения Бабкино под Москвой; где Чеховы жили на даче (1884-1886г). Так, А.С.Киселев, который после продажи Бабкино стал банковским служащим в Калуге, во многом оказался жизненным прототипом Гаева.  Лето 1902 года Чехов провел вместе с Ольгой Книппер-Чеховой в имении К.С.Станиславского Любимовка. В это время в сознании писателя шел творческий процесс внутреннего вызревания замысла, и многие подробности жизни подмосковной Любимовки и особенности её обитателей отразились в “Вишневом саде”, (слайд №17)

Чехов писал «Вишневый сад» в 1903-м году, находясь в Ялте из-за прогрессирующей болезни, работа над пьесой продвигалась тяжело – порой писателю приходилось работать в спальне, полулежа. «Все чаще я заставал Чехова в кресле или на диване, уже без книжек и газет в руках, и он впервые не избегал говорить о своей работе, а жаловался, как трудно ему дописывать и переписывать пьесу, - он мог делать это только урывками», - вспоминал лечащий врач Чехова И. Н. Альтшуллер. И все же к октябрю пьеса была завершена и отправлена в Москву.

Четвертый студент: Неоценимо значение писем Чехова режиссерам и актерам, в которых он комментирует отдельные сцены “Вишневого сада”, дает характеристики её персонажам, высказывается о жанре своего творения.

В этом вопросе А.П.Чехов разошелся с К.С.Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Основатели Художественного театра, высоко оценив пьесу, восприняли её как драму. Чтение “Вишневого сада” в труппе имело “блестящий успех”. По словам Станиславского, она была принята “единодушно восторженно”. После её чтения в труппе Станиславский писал Чехову: “Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Слышу, как Вы говорите: “Позвольте, но ведь это же фарс”. Нет, для простого человека это трагедия... Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь”.

Было очевидно, что пьеса потребует нового театрального языка, особых интонаций, и это отчетливо понимали и её создатель, и актеры. М.П.Липина (первая исполнительница роли Ани) писала Чехову 2го ноября 1903 года: “...мне представилось, что “Вишневый сад” не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, но без реальных грубостей”. А Книппер-Чехова писала “Я зарыдала..”  (слайд №19)

Постановка Станиславского не понравилась Чехову. После премьеры он сказал в сердцах, что тот «сгубил» его пьесу, а потом обреченно прибавил – «ну, да ладно…». Сам Станиславский писал: «Мы осуждали себя за то, что не сумели, с первого же раза, показать наиболее важное, прекрасное и ценное в пьесе».

(слайд №20 сцена из “Вишневого сада”).

Станиславский в свою очередь жаловался в декабре 1903 года: “Он (“Вишневый сад”) пока не цветет. Только что появились было первые цветы, приехал автор, спутал всех нас. Цветы опали, а теперь появляются только первые почки”.

И все же, несмотря на неизбежные сложности репетиционной работы, спектакль был подготовлен к выпуску. Его премьера состоялась в день рождения А.П.Чехова - 17 января 1904 года. МХАТ чествовал в первый и последний раз своего любимого писателя и автора в связи с 25-летнем его литературной деятельности, (слайд №19 сцена из “Вишневого сада”).

Появление Чехова в зале в антракте после третьего действия вызвало гром аплодисментов. Среди зрителей находились Андрей Белый, Валерий Брюсов, Максим Горький, Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, (слайд №21).

Чехов писал свою последнюю пьесу о доме, о родине, о любви, об утрате, о безжалостно ускользающем времени, (слайд №22). Пронзительно-печальная комедия “Вишневый сад” стала завещанием читателям, театру, 21 веку, (слайд №23)

          Преподаватель: Заслуги А.П. Чехова  в области литературы и искусства неоспоримы. Но сам Чехов никоим образом не стремился  их увековечить.

 В 1900 году Чехову было присвоено почетное звание академика Петербургской академии наук. Правда, уже пару лет он и Короленко отказались от своих титулов из-за писательской солидарности: когда в академики по причине политической неблагонадежности не пустили Максима Горького. У писателя вообще было «особое» отношение к разного рода регалиям: когда Николай II пожаловал ему, потомку крепостного крестьянина, титул дворянина, Антон Павлович отказался от этой чести.  Чехов был уверен, что его творчество мимолетно и спустя годы будет забыто. Но ошибся, хотя настоящая мировая известность пришла к нему только в 20-е годы 20-го столетия. Западным читателям Чехов известен в первую очередь как драматург: юмор его рассказов понимают далеко не все. (25 минут)

Проведем  с вами тест (приложение А). (1-2 минуты)

Просмотр видеоролика (театральный конкурс «В человеке все должно быть прекрасно», посвященный 155-летию со дня рождения А.П. Чехова» на базе ГБОУ СПО ННК г. Нижнекамск  - «Вишневый сад» (начало пьесы))

 (слайд №24). (5 минут)

Оценивание по результатам теста. (1мин.)

«Мозговой штурм» работа в группах (приложение Б) (3 минуты)

  Зачитывают характеристику на героя пьесы.  Определяют, кому из героев принадлежит художественная деталь: телеграмма (Раневская), кий (Гаев), студенческий билет (Трофимов), ключи (Варя), сапоги (Епиходов), поднос (Фирс). (6 минут)

Подведение итогов, оценки за урок: (2 минуты)

Домашнее задание: (2 минуты)

Перечитать пьесу “Вишневый сад”.

Написать сочинение на тему (по выбору):

Новаторство драматургии А.П. Чехова.
«Вишневый сад» – драма или трагедия?
«Вся Россия – наш сад!»
«Старые» и «новые» хозяева вишневого сада.

Источники:

Для преподавателей

УМК: И.Н.Сухих учебник «Литература. 10 класс» в 2-х частях, С.П.Белокурова, И.Н.Сухих  Практикум к учебнику И.Н.Сухих «Литература, 10 класс», С.П.Белокурова, И.Н.Сухих  Книга для учителя «Русская литература в 10 классе».

Рекомендуемая литература

Громов М. П. Книга о Чехове. М.: Современник, 1989.

А. П. Чехов. Собрание сочинений в 12 томах / Под ред. В.В. Ермилова, К.Д. Муратовой, З.С. Паперного, А.И. Ревякина. М.: Художественная литература, 1960.

Библиография сочинений А. П. Чехова/ Сост. И. Ф. Масанов. М.: Университетская типография, 1906.

Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1987.

И. П. Видуэцкая. А. П. Чехов и его издатель А. Ф. Маркс. М.: изд-во «Наука», 1977.

Паперный З.С. Записные книжки Чехова. М.: Советский писатель, 1976.

Чуковский К.И. Чехов. М.: ДетГИЗ, 1958.

Чеховские интернет ресурсы

Сайт посвященный творчеству А.П. Чехова.– Режим доступа: www.chehov.niv.ru

А. П. Чехов / Library.Ru | Ресурсы интернет.

Приложение А.

ТЕСТ.

  1. С каким театром тесно сотрудничал Чехов?

А) Малый театр

Б) «Современник»

В) Художественный театр

Г) Театр имени Станиславского

  1. Темой пьесы «Вишневый сад» является:

А) Судьба России и её будущее

Б) Вторжение в жизнь поместного дворянства капиталиста   Лопахина

В) Судьба Раневской и Гаева

Г) Финальная сцена — своего рода подведение итогов жизни

  1. К кому из героев можно отнести высказывание Фирса (возможно несколько ответов) «Жизнь-то прошла, словно и не жил»?

А) Гаеву

Б) Раневской

В) Лопахину

Г) Трофимову

  1. Пьеса «Вишневый сад», написанная в 1903 году, является по авторскому замыслу:

А) трагедией

Б) комедией

В) фарсом

5. Символ — один из тропов, скрытое сравнение. Определите, символом чего   является вишневый сад в одноименной пьесе:

А) символ прошлого

Б) символ красоты Родины и жизни

В) символ конца старой жизни

  6. Кто из современников Чехова сказал, что для театра в 90 годы наступила пора     «безвременья  и безлюдья»:

А) И.А.Гончаров

Б) А.Н.Островский

В) М.Горький

       7. В каком театре впервые была поставлена  пьеса «Чайка»?

А) «Современник»

Б) Александринский театр

В) МХАТ

Г) театр имени Станиславского

       8.  Кому Чехов подарил медальон с надписью: «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!»

А) А.Н.Островскому

Б) К.Станиславскому

В) Немировичу-Данченко

Г) М.Горькому

       9. В какой пьесе звучат слова: «Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку?

А) « Чайка»

Б) «Вишневый сад»

В) «Три сестры»

Г) «Безотцовщина».

        10. Первая постановка пьесы «Вишневый сад» была осуществлена Художественным театром в:

А) 1901 г.                

Б) 1904 г.                          

В) 1899 г.                                

Ответы:

  1. В
  2. А
  3. А, Б, Г
  4. Б
  5. В
  6. Б
  7. В
  8. В
  9. В
  10.  А

Приложение Б.

Герои пьесы «Вишневый сад»

(1-7 групп)

Сведения о героях пьесы «Вишневый сад»

1 . Любовь Андреевна Раневская

2. Леонид Андреевич Гаев

3. Ермолай Алексеевич Лопахин

4.  Варя

   

5.Петр Сергеевич Трофимов

6. Епиходов Семен Пантелеевич

7. Фирс

Помещица, «старая хозяйка усадьбы» (1)

Приемная дочь помещицы,24 лет (4)

Достает из кармана телеграмму, рвёт её(1)

Брат Раневской «старый хозяин усадьбы»(2)

Прожила за границей пять лет (1)

Лакей, старик 87 лет (7)

Конторщик у « старых хозяев» (6)

Сделал предложение Дуняше (6)

«Вечный студент», 26-27 лет (5)

«Облезлый барин» (5)

«Дорогой, многоуважаемый шкаф!»(2)

«От шара направо в угол! Режу в среднюю!»(2)

«Все города окружены дачами» (3)

Купец, «новый хозяин усадьбы» (3)

«В белой жилетке, желтых башмаках»(3)

«Я люблю родину, люблю нежно» (1)

«В прежние времена вишню сушили, мочили» (7)

«Что-то ослабел я. Сургуч принимаю каждый день» (7)

«Двадцать два несчастья» (6)

«Мадам Лопахина» (4)

«Если бы были деньги. В монастырь бы ушла»(4)

Бильярдный кий сломал (6)

«Про меня забыли. Жизнь-то прошла словно и не жил» (7)

«Покидая этот дом навсегда»(2)

«Здравствуй, новая жизнь!»(5)

«О, мои грехи… Я всегда сорила деньгами…» (1)

« Я купил его. Вишневый сад теперь мой! Мой!» (3)

Снимает с пояса ключи, бросает их на пол (4)

«Продано ли  сегодня имение или не продано – не все ли равно?»(5)

«Мой муж умер от шампанского, вот тут на реке утонул мой мальчик»(1)

«Купил третьего дня сапоги… Скрипят…. Чем бы смазать?»(6)

«Смотрите, покойная мать идет по саду…» (1)

«Уедем и здесь не останется ни души»( 1)

Два раза в университет поступал (5)

«Кто за меня подаст, кто распорядится? Один на весь дом» (7)

«Мозговой штурм» - работа в группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна

Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна...

Методическая разработка урока по музыке в 7 классе "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи" по программе Сергеевой, Критской

Методическая разработка интегрированного урока по музыке и литературе в 7 классе по теме "Героическая тема в русской музыке, литературе. живописи". Материал может пригодиться учителям ИЗО, МХК, музыки...

Методическая разработка урока истории в 6 классе (базовый уровень). Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» (урок изучения нового материала)

Данная методическая разработка позволяет успешно достичь следующих целей:В предметном направлении:формирование  у учащихся представления о сущности  исторического периода его важности и необ...

Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"

Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...

Методическая разработка урока по творчеству русских поэтов 19 века.

Методическая разработка урока по творчеству  русских поэтов 19 века. Для обучающихся 6 класса...