Главные вкладки

    Методическая разработка урока истории в 6 классе (базовый уровень). Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» (урок изучения нового материала)
    методическая разработка по истории (6 класс) на тему

    Осадчая Наталия Николаевна

    Данная методическая разработка позволяет успешно достичь следующих целей:

    1. В предметном направлении:

    формирование  у учащихся представления о сущности  исторического периода его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории. Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала. Пробудить интерес к  изучению темы. Сформировать у учащихся умение представлять и обобщать изученную на уроке информацию.

    1. В метапредметном направлении:

    формирование коммуникативных и регулятивных умений, навыков групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале.

    Развитие у учащихся умения искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление.

    1. В направлении личностного развития:

    развитие логического и критического мышления, способности внимательно относиться к документации любого рода, развитие навыков делового сотрудничества.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_6_klass.docx488.44 КБ
    Файл otkrytyy_urok_v_6_klasse.pptx1.53 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок истории в 6  классе (базовый уровень)

    Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» (урок изучения нового материала)

    Осадчая Н.Н., учитель истории и обществознания, школа №436

    Цели:

    1. В предметном направлении:

    формирование  у учащихся представления о сущности  исторического периода его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории. Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала. Пробудить интерес к  изучению темы. Сформировать у учащихся умение представлять и обобщать изученную на уроке информацию.

    1. В метапредметном направлении:

    формирование коммуникативных и регулятивных умений, навыков групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале.

    Развитие у учащихся умения искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление.

    1. В направлении личностного развития:

    развитие логического и критического мышления, способности внимательно относиться к документации любого рода, развитие навыков делового сотрудничества.

    Задачи:

    - развивать интерес к истории, развивать навыки делового общения;

    - учить узнавать и применять пройденный материал в нестандартной ситуации;

    - воспитывать внимание, ответственность за качественное выполнение своего задания, формировать навыки самооценки.

    Тип урока:

    Урок изучения нового материала.

    Оборудование и материалы к уроку:

    1. Презентация в Microsoft Power Point, т.к. в этой программе возможно создание красочных образов.
    2. Раздаточный дидактический материал .
    3. Компьютер, проектор.

    Методы контроля учебной деятельности на уроке:

    1. Устный и письменный
    2. Фронтальный, индивидуальный, групповой
    3. Самопроверка и взаимопроверка.

    На уроке использованы индивидуальные, групповые формы работы. Индивидуальная работа проходит по теоретическим вопросам, с последующей самопроверкой и взаимопроверкой. Групповая работа необходима при выполнении более сложных заданий т.к. сильные учащиеся правилами работы в группах стимулируются на помощь своим менее знающим  товарищам. Последующая интерактивная фронтальная проверка позволяет устранить недочеты в решениях, глубже закрепить пройденный материал. Кроме того, все работы сдаются на проверку учителю, что позволяет учителю адекватно оценить знания класса в целом. Учащиеся также сами имеют возможность по итогам урока оценить свои знания. Все данные методические приемы вместе позволяют устранить пробелы в знаниях учащихся, заставляют детей сотрудничать со сверстниками, слушать, вступать в диалог, контролировать свои действия, вносить коррективы.

    Кроме того, на уроке использованы игровые приемы, которые снимают напряжение в классе. В течение урока развитие интриги позволяет поддерживать интерес учащихся.

    Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.

    Этапы урока.

    Деятельность учителя.

    Время

    Методы и приемы

    Деятельность учащихся

    Организационный момент

    Учитель описывает ситуацию, создавая интригу урока, предлагает самостоятельно определить тему урока.

    3 мин.

    Игровой прием

    Получают и заполняют раздаточный дидактический материал,
    слушают задание, задают вопросы.

    Актуализация знаний учащихся

    Учитель проводит фронтальный опрос, формирующий представление о сущности периода

    5 мин.

    Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой

    Работа с текстом исторического источника, фрагментом генеалогического древа династии Рюриковичей.

    Изучение нового материала

    Учитель наблюдает за работой учащихся, отвечает на вопросы детей

    27 мин.

    Работа в группах и индивидуально.

    Выполняют задания,
    дают друг другу консультации.

    Проверка усвоения нового материала
    Учитель организует совместно с учащимися проверку ответов всех заданий и дает советы при разборе наиболее сложных

    5 мин.

    Индивидуальная и групповая работа

    Проверяют правильность ответов, работа на местах, самооценка знаний

    Подведение итогов урока

    Учитель вместе с учащимися анализирует и оценивает деятельность на уроке, объясняет домашнее задание

    5 мин.

    Самооценка и взаимооценка работы на уроке

    Анализируют свою работу на уроке и оценивают результат.

    Данное занятие соответствует требованиям ФОГС

    Ход урока:

     Презентация слайд 1

    Вступительное слово учителя: Н.М. Карамзин – великий российский историк, с книгой которого мы уже знакомы. Это  «Предания веков», где раскрывается история правления первых русских князей: поход Олега на Царьград и смерть князя от укуса змеи, гибель Игоря от рук древлян, месть Ольги и ее первая государственная реформа, походы Святослава и славные дела Владимира.

     Еще один труд историка – это многотомное произведение «История государства российского». Прочитайте отрывок из этого исторического источника и дайте ответ на вопрос: «Какую политику продолжал проводить князь, заслуги которого так высоко ценили современники?»

    Раздаточный дидактический материал 1:

    «Современники князя высоко ценили его за заслуги перед отечеством. Правление князя началось в 1359 году и продолжалось 30 лет. Князь всегда был любим народом и охотно принимал знаки его внимания и благодарности. Князь и московские бояре продолжали политику Ивана Калиты по собиранию и объединению русских земель вокруг Москвы. Прочно встав на ноги, князь не допускал раздоров и усобиц в подвластных ему землях. Митрополит нередко отправлялся как посланник Москвы в другие княжества, призывая их к миру. Чтобы подчинить непокорных, митрополит Алексей запрещал на их территории  вести церковную службу. Боясь негодования народа, князья были вынуждены принимать условия Москвы. Князь был первым, кто поднялся на борьбу за освобождение от монголо-татарского ига, объединив вокруг Москвы большое число русских воинов и показав возросшую силу Руси».

    Ответ на вопрос: ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ. (Записываем в тетрадь тему урока) Презентация 2

      Презентация 3         Раздаточный материал 2

     Посмотрите на фрагмент генеалогического древа княжеской династии Рюриковичей, найдите Московское княжество и определите имя князя, о котором шла речь в историческом отрывке.

    Имя князя: Дмитрий Иванович (Донской) 1359-1389 годы. (Запись в тетрадь)

    Кем является князь по отношению к Ивану Калите? (Внук)

     D:\Профиль\Desktop\59c87a238eafb02ea518c1ec36adb76b.jpg

    В 1359 году на московском престоле оказался 9-летний внук Ивана Калиты. Конечно, в начале он не мог править самостоятельно. Главой московского правительства стал митрополит Алексей. Он приложил все усилия к тому, чтобы Орда признала Дмитрия, смышленого не по годам мальчика, великим владимирским князем. Поддержку юному князю оказывал и основатель Троицкого монастыря Сергий Радонежский.

     Презентация 4

    Посланник Москвы прошел сотни километров пешком, т. к. монахам запрещалось использовать для передвижения лошадей, для того, чтобы «тихими словами» склонить к союзу с Дмитрием ростовского, нижегородского и других князей.

    Современники: (запись в тетрадь)

    Русская народная поговорка гласит: «Смотри дерево в плодах, а человека в делах»; «По твоим делам о тебе судят». Давайте посмотрим, какие дела совершил князь:

    1. Учебник: иллюстрация стр. 49.

    «Подумав и погадав с боярами» принял Дмитрий решение о строительстве Белокаменного Кремля. На берегу реки был известняк, настолько белый, что зимой  на солнце слепил глаза. 200 лошадей ежедневно в санях возили огромные глыбы камня. Везли к строителям, превращавшим бесформенные глыбы в огромные ровные кирпичи. Звон от их молотков был слышен в Москве. Бояре следили за работой: у каждого своя башня. Строители тщательно замешивали раствор в больших ямах, добавляя для прочности сырые куриные яйца.

    Презентация 5

    Сравните два изображения Москвы на картинах художника Васнецова.  

    • Кремль при Иване Калите
    • Кремль при Дмитрии Донском

    Какое значение имело строительство Белокаменного Кремля? 

    Запись в тетрадь первое дело: укрепил Москву, построив белокаменный Кремль

    D:\Профиль\Desktop\7.jpg                        D:\Профиль\Desktop\1565.jpg

    2.Дмитрий Иванович рос в атмосфере неповиновения ордынскому хану. За время «тишины великой», установленной Калитой, москвичи отвыкли от страха перед монголо-татарами. Московские князья привыкли рассчитывать не только на свои силы, но и на помощь зависимых от них князей. Золотая Орда в это время разделилась на западную и восточную. Власть в западной захватил коварный военачальник Мамай. Прекратив усобицы, он пытался восстановить могущество Орды. Для укрепления своей власти ему было необходимо восстановить господство над Русью. Князь Дмитрий отказался выплачивать дань Орде. Он увеличил свою дружину, заключил союз со многими князьями.

    Презентация 6

    Встреча русских полков и отдельных отрядов Мамая состоялась у реки Вожа в 1378 году. Дмитрий разбил ордынцев. Мамай стал готовить большой поход против Руси.

    Запись в тетрадь: второе дело: разбил отряды Орды на реке Вожа в 1378 году, отказался выплачивать дань Орде, стал готовиться к сражению

    3.Решающая битва. Какой она была?

     

    Подготовка к решающей битве:

    Огромную поддержку князю оказала русская православная церковь. Рис. Стр. 51 учебник

    Благославение, полученное князем

    Монахи-богатыри (Пересвет и Ослябю)

    Какое значение имели эти действия?

    Священное дело, общее для всей Руси

    Дмитрий объединил ополчения и дружины из многих русских земель, ядро войска составляли москвичи.

    Рис. Стр. 50 Дмитрий принял решение биться среди «небывальцев».

    Какое значение имели эти действия? Как они характеризуют князя?

    Выбор места сражения: Куликово поле

    Птичка кулик делает гнездышки из небольших норок-углублений в земле.

    Какую особенность монгольского войска учел князь?

    Действия монгольской конницы не столь эффективны.

    Разрушение мостов перед боем. Схема стр. 53 учебник

    О чем говорит этот факт?

    Презентация 7

    Запись в тетрадь: третье дело: Куликовская битва 8 сентября 1380 года.

    Рис. Стр. 52.  Поединок Пересвета и Челубея….   На полном скаку пронзили друг друга копьями, несколько мгновений тишины и две рати двинулись навстречу друг другу…

    Схема стр. 53. Учебник.  Как проходила битва?

    Учащиеся под руководством учителя анализируют и описывают ход битвы.

    Мамай в шатре по обычаю ханов. Мечтал о победе. Из-за пыли не смог понять хода битвы,  бросил свое войско и бежал с телохранителями. За ним все войско Орды покинуло поле битвы.……

    Раздатка 3

    Используя строки из исторических источников,  дайте ответ на вопрос: Почему русские отряды  не стали преследовать убегающих  монголов?

    «Жития Сергия Радонежского»

    «Началось сражение, и многие пали на поле Куликовом, но помог Бог Дмитрию, и побеждены были татары…. Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришел к Сергию, благодарность принеся за добрый совет….»

    «Сказание о Мамаевом побоище»

    «И сказал князь великий: «Слава Тебе, Царь Небесный, что помиловал нас, не отдал в руки врагов наших….. А вам, братья князья, и бояре, и воеводы, и младшая дружина, и многие русские сыны, что сложили свои головы на поле битвы,  навеки суждено место между Доном и Непрядвой, на поле Куликове. Положили вы свои головы за землю Русскую, за веру христианскую. Простите меня, братья, и благословите с сей жизни и в будущей!» И плакал долгое время над многими погибшими…..»

    Презентация 8 Государственный музей «Куликово поле»

    D:\Профиль\Desktop\kulikovo1.jpg        D:\Профиль\Desktop\f0a62e665129753bef94242250643229.jpg        D:\Профиль\Desktop\2275329.jpg

    Мамай был убит своими врагами в Орде, а Дмитрий вернулся домой с победой, получив прозвание Донской..

    Раздатка 4

    В чем было значение победы на Куликовом поле?  Выполните тест, используя раздаточный материал.

    Прочитайте материал на стр. 55 учебника и проверьте, правильно ли вы ответили на вопрос.

    Презентация 9

    Домашнее задание: прочитать параграф 21,

     синквейн про Дмитрия Донского («3»),

     характеристика князя по плану («4-5»):

    • Черты характера князя
    • Главные дела и их значение для Руси
    • Ваша оценка правления Дмитрия Донского.

    Примечание: на уроке используется УМК «История России»  часть 2 под редакцией академика РАН А.В. Торкунова Москва «Просвещение» 2016 год.

    Приложение: раздаточный дидактический материал.

    1. Отрывок из работы историка Н.М. Карамзина «История государства российского».

    Прочитайте отрывок и дайте ответ на вопрос:

    «Какую политику продолжал проводить князь, заслуги которого так высоко ценили современники?»

     «Современники князя высоко ценили его за заслуги перед отечеством. Правление князя началось в 1359 году и продолжалось 30 лет. Князь всегда был любим народом и охотно принимал знаки его внимания и благодарности. Князь и московские бояре продолжали вести политику Ивана Калиты по собиранию и объединению русских земель вокруг Москвы. Прочно встав на ноги, князь не допускал раздоров и усобиц в подвластных ему землях. Митрополит нередко отправлялся как посланник Москвы в другие княжества, призывая их к миру. Чтобы подчинить непокорных, митрополит Алексей запрещал на их территории  вести церковную службу. Боясь негодования народа, князья были вынуждены принимать условия Москвы. Князь был первым, кто поднялся на борьбу за освобождение от монголо-татарского ига, объединив вокруг Москвы большое число русских воинов и показав возросшую силу Руси».

    1. Посмотрите на фрагмент генеалогического древа княжеской династии Рюриковичей, найдите Московское царство и определите имя князя, о котором шла речь в историческом отрывке.

    D:\Профиль\Desktop\59c87a238eafb02ea518c1ec36adb76b.jpg

    1. Используя строки из исторических источников,  дайте ответ на вопрос: Почему русские отряды  не стали преследовать убегающих  монголов?

    «Жития Сергия Радонежского»

    «Началось сражение, и многие пали на поле Куликовом, но помог Бог Дмитрию, и побеждены были татары…. Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришел к Сергию, благодарность принеся за добрый совет и благословенную помощь».

    «Сказание о Мамаевом побоище»

    «И сказал князь великий: «Слава Тебе, Царь Небесный, что помиловал нас, не отдал в руки врагов наших. А вам, братья князья, и бояре, и воеводы, и младшая дружина, и многие русские сыны, что сложили свои головы на поле битвы, навеки суждено место между Доном и Непрядвой, на поле Куликове. Положили вы свои головы за землю Русскую, за веру христианскую. Простите меня, братья, и благословите в сей жизни и в будущей!» И плакал долгое время над многими погибшими».

    1. Дайте два правильных ответа на вопрос теста:

    В чем было значение победы на Куликовом поле?

    1. Было окончательно уничтожено ордынское владычество над Русью
    2. Впервые русские воска одержали победу над главными силами Золотой Орды
    3. Победа доказала всем русским княжествам, что единственным способом избавления от ненавистного владычества монголо-татар является объединение всех русских земель и их совместная борьба под единым руководством.
    4. Победа укрепила положение каждого русского князя как самостоятельного правителя в своем княжестве.

    Прочитайте материал учебника на стр. 55 и проверьте, правильно ли вы ответили на вопрос теста.

    1. Домашнее задание: прочитать параграф 21,

     синквейн про Дмитрия Донского («3»),

     характеристика князя по плану («4-5»):

    • Черты характера князя
    • Главные дела и их значение для Руси
    • Ваша оценка правления Дмитрия Донского.

    При наличии свободного времени для закрепления нового материала можно предложить учащимся тестовую работу:

    1.Московский князь, получивший от хана право сбора дани с русских земель для Золотой Орды, в правление которого стояла «тишина великая», это

    1. Дмитрий Иванович (Донской)
    2. Иван I Калита
    3. Александр Невский

    2.Найдите лишнее.

    Кто был современником московского князя Дмитрия Ивановича (Донского)?

    1. Сергий Радонежский
    2. Александр Невский
    3. Мамай
    4. Хан Тохтамыш

    3.Куликовская битва произошла

    1. 8 октября 1380 года
    2. 8 сентября 1380 года
    3. 8 сентября 1378 года

    4.Пересвет, Ослябя, Дмитрий Боброк были участниками

    1. Невской битвы
    2. Ледового побоища
    3. Битвы на реке Воже
    4. Куликовской битвы

    5.Куликовская битва началась с поединка

    1. Русского монаха Пересвета и ордынского воина Челубея
    2. Ордынского воина Челубея и князя Дмитрия Ивановича
    3. Воеводы Дмитрия Боброка и ордынского воина Челубея
    4. Русского монаха Ослябя и ордынского воина Челубея

    6.Превращение Москвы в центр объединения русских земель связано с деятельностью

    1. Владимира Мономаха и Мстислава Удалого
    2. Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского
    3. Ивана Калиты и Дмитрия Донского
    4. Ярослава Всеволодовича и Александра Невского

    7.На Куликовом поле русскими войсками командовал князь Дмитрий Иванович, а ордынскими войсками

    1. Хан Узбек                  3. Хан Тохтамыш
    2. Хан Мамай                 4. Хан Батый


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Н.М. Карамзин

    Слайд 2

    Объединение русских земель вокруг Москвы

    Слайд 4

    Сергий Радонежский – с овременник московского князя Дмитрия Ивановича

    Слайд 5

    Московский Кремль при Иване Калите Московский Кремль при князе Дмитрии

    Слайд 6

    Битва на реке Вожа 1378 год

    Слайд 7

    Куликовская битва 1380 год

    Слайд 8

    Государственный музей-заповедник «Куликово поле»

    Слайд 9

    Домашнее задание: прочитать параграф 21 и выполнить задание: Составить синквейн про Дмитрия Ивановича Дать характеристику князю Дмитрию по плану: Черты характера князя; Главные дела и их значение для Руси; Ваша оценка правления Дмитрия Донского.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Объединение русских земель вокруг Москвы

    Конспект урока  истории предназначен для школьников 10 класса базового уровня.  На уроке раскрывается политика Ивана Великого, его присоединения к Москве....

    Технологическая карта к уроку истории в 6 классе по теме "Начало объединения русских земель вокруг Москвы " к учебнику И.Л. Андреева

    Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...

    план урока по теме начало объединения русских земель вокруг Москвы

    задания для дистанционного обучения (6 класс)...

    Объединение русских земель вокруг Москвы

    презентация для 6 класса по истории...

    Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

    Тема: Объединение русских земель вокруг Москвы.  Куликовская битва. Источник: История России. 6 класс (учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб. Для общеобр...