Методическая разработка урока на тему "Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура"
методическая разработка (5 класс)
Данный урок по истории Древнего мира для 5 класса посвящен изучению жизни и деятельности Гая Юлия Цезаря, одной из самых знаковых фигур римской истории. Урок разработан в соответствии с требованиями обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и ориентирован на представление учащихся информации о личности Цезаря, его пути к власти и установлении диктатуры в Древнем Риме.
В ходе урока рассмотрено возвышение Цезаря, этапы его политической карьеры, условия перехода власти в его руки и особенности периода диктатуры. Особое внимание уделено анализу положительных и отрицательных аспектов правления Цезаря, а также причин, приведших к его трагической гибели.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: История Древнего мира
Класс: 5
Тема: Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура
Тип урока: Изучение нового материала с элементами проблемного обучения
Цель урока: Сформировать у учащихся представления о личности Гая Юлия Цезаря, его пути к власти и установлении диктатуры в Древнем Риме.
- Задачи урока:
- Образовательные:
- Познакомить учащихся с жизнью и личностью Гая Юлия Цезаря.
- Рассмотреть причины возвышения Цезаря.
- Охарактеризовать этапы его политической карьеры.
- Объяснить, как Цезарь пришел к власти и установил диктатуру.
- Ввести понятия «триумвират», «диктатор».
- Развивающие:
- Развивать навыки работы с историческим текстом, картой, иллюстрациями.
- Формировать умение анализировать исторические события и делать выводы.
- Развивать навыки критического мышления и уметь высказывать свою точку зрения.
- Воспитательные:
- Формировать интерес к истории Древнего мира.
- Воспитывать уважение к историческому наследию.
- Способствовать формированию государственной позиции и критического отношения к власти.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
- Предметные:
- Знание основных фактов биографии Гая Юлия Цезаря.
- Понимание причин возвышения Цезаря.
- Знание понятий «триумвират», «диктатор».
- Умение описывать путь Цезаря к власти.
- Умение характеризовать период его диктатуры.
- Метапредметные:
- Регулятивные:
- Определение целей учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
- Оценка результатов своей деятельности и внесение корректив.
- Познавательные:
- Поиск и извлечение информации из различных источников (учебник, интернет, дополнительные материалы).
- Анализ, сравнение, обобщение информации, формулирование выводов.
- Установление причинно-следственных связей.
- Коммуникативные:
- Умение слушать других и понимать, выражать свои мысли устно и письменно.
- Умение работать в группе, договариваться и находить общее решение.
- Умение вести дискуссию и аргументировать свою точку зрения.
- Личностные:
- Формирование ценностного отношения к знаниям.
- Развитие познавательных интересов и учебной мотивации.
- Формирование уважительного отношения к другим людям.
- Осознание своей роли в обществе.
- Критическое отношение к проявлениям авторитаризма.
- Оборудование: Учебник истории Древнего мира для 5 класса (под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой)
- Мультимедийный проектор, экран.
- Презентация к уроку (с картой, иллюстрациями, портретами Цезаря).
- Раздаточный материал (карточки с заданиями, тексты для анализа).
- Историческая карта «Древний Рим».
Ход урока:
(Звонок прозвенел. Учащиеся входят в класс и занимают свои места.)
I. Организационный момент:
- (Действие учителя):
Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке истории!» (Учитель создаёт атмосферу доброжелательности)
Проверка готовности: «Пожалуйста, проверьте, все ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и карандаш. Если чего-то не хватает, поднимите руку». (Учитель осматривает класс)
Решение проблем: Учитель помогает ученикам, у которых нет необходимых принадлежностей, например, предлагает запасную ручку или карандаш
Настрой на работу: «Отлично! Теперь, когда мы все готовы, давайте настроимся на интересную и продуктивную работу. Помните, что каждое ваше участие и каждый ваш ответ важны для нас всех. Готовы к новым открытиям?» (Учитель ободряюще улыбается, учащиеся отвечают)
- (Действие учащихся):
- Приветствуют учителя.
- Проверяют наличие учебных принадлежностей.
- Сообщают учителю о проблемах.
- Настраиваются на работу.
II. Актуализация знаний:
- (Действие учителя):
Вопрос 1: «И так, ребята, по какой древнего мира стране мы продолжаем наше путешествие? (Учитель делает паузу, давая возможность ученикам ответить) Правильно, это Древний Рим!» (Учитель пишет «Древний Рим» на доске)
Вопрос 2: «Что вы помните о Древнем Риме? Чем занимались его жители, как было устроено общество?» (Учитель использует ранее изученный материал, стимулируя детей к объяснению)
Выслушивание ответов и обобщение: (Учитель слушает ответы, хвалит детей за ответы и помогает сформулировать более точные ответы. Например: «Да, верно, Древний Рим располагался на Апеннинском полуострове. Жители занимались земледелием, скотоводством, торговлей и делились на патрициев и плебеев».) (Учитель кратко обобщает ответы, напоминая Рим)
Вопрос 3: «Какие знаменитые личности Древнего Рима вам известны? (Учитель подталкивает детей к упоминанию известного исторического деятеля)
Выслушивание ответов (Учитель принимает любые ответы, даже если они не совсем точны, и направляет учащихся к правильным ответам. Например: «Молодцы, что вспомнили Спартака! А кто еще прав Римом? Может быть, кто-то слышал о…»
(Действие учащихся):
- Отвечают на вопросы учителю, вспоминая изученный материал.
- Приводят примеры известных личностей Древнего Рима.
- Взаимодействуют друг с другом.
III. Мотивация учебной деятельности:
- (Действие учителя):
Демонстрация портрета Цезаря на слайде презентации: «А сейчас посмотрите на экран. Кто изображен на этом портрете? Возможно, кто-то его узнает?» (Учитель показывает портрет Гая Юлия Цезаря, давая возможность ученикам узнать его)
Выслушивание ответов: (Учитель слушает ответы, поощряя их объяснить всем, что им известно о Цезаре. Например: «Да, это Гай Юлий Цезарь! Кто он был? Что он сделал?»)
Создание проблемной ситуации: «Цезарь, безусловно, был выдающимся полководцем, политиком и писателем. Но многие историки считают его узурпатором власти, то есть человеком, захватившим власть незаконным путем. Как вы думаете, почему они так считают? Что такого он сделал?»
Сообщение темы и цели урока: «Сегодня на уроке мы пробуем разобраться, как Гай Юлий Цезарь пришел к власти в Древнем Риме, и почему его правление закончилось так трагично. Мы узнаем о его жизни, его политической карьере и о том, как он стал диктатором. Итак, тема нашего урока – «Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура».)
- (Действие учащихся):
- Рассматривают портрет Цезаря.
- Высказывают свои предположения о том, кто такой Цезарь.
- Размышляют над проблемным вопросом.
- Записывают тему урока в тетрадь.
IV. Изучение нового материала:
- Детство и юность Цезаря:
- (Действие учителя):
Краткое сообщение учителя: «Гай Юлий Цезарь родился в знатной, но обедневшей римской семье. Он получил хорошее образование, серьезно изучал риторику и философию. С самого детства он был очень амбициозным и стремился к власти. Уже в юности он проявлял себя как талантливый политик и оратор. Он не боялся вступать в конфликты с влиятельными людьми и всегда отстаивал свою точку зрения». (Учитель кратко рассказывает о детстве и юности Цезаря, акцентируя внимание на его амбициях и целеустремленности)
Демонстрация слайдов с портретами Цезаря: «Посмотрите на эти портреты Цезаря разных лет. Как вы думаете, каким он был человеком?» (Учитель показывает слайды с портретами Цезаря, чтобы создать визуальный образ)
Вопрос к классу: «Как вы думаете, что повлияло на характеристики такого характера Цезаря? Может быть, его знатное происхождение? Или его амбиции?» (Учитель напоминает ученикам рекомендации о факторах, повлиявших на личность Цезаря)
Выслушивание ответов: (Учитель выслушивает ответы, направляя их к правильным выводам. Например: «Да, верно, его знатное происхождение давало ему лидерство, но и возлагало на него ответственность. А его амбиции, решительно, подтолкнули к действиям.»)
- (Действие учащихся):
- Слушают рассказ учителя.
- Рассматривают портреты Цезаря.
- Высказывают свои предположения о характере Цезаря.
- Начало политической карьеры. Первый триумвират:
- (Действие учителя):
Объяснение понятия «триумвират»: «Чтобы добиться власти, Цезарь заключил союз с двумя другими влиятельными римскими политиками – Помпеем и Крассом. Этот союз получил название триумвират. Триумвират – это союз трех влиятельных людей для достижения общих целей». (Учитель понятия «триумвират» и записывает его на доске)
Рассказ о создании триумвирата: «Цезарь, Помпей и Красс были очень разными людьми, но их объединило стремление к власти. Каждый из них имел сильные стороны: Цезарь был талантливым полководцем и оратором, Помпей - опытным военачальником, а Красс - богатым человеком. Вместе они проявили такую огромную силу». (Учитель рассказывает о создании триумвирата и его участниках)
Работа с картой: (Учитель показывает на карте территории, находившиеся под контролем Цезаря, Помпеи и Крассы, и рассказывает, как это помогло им укрепить свою власть)
Вопрос к классу: «Как вы думаете, почему триумвират был выгоден каждому из его участников? Что каждый из них получил от этого союза?» (Учитель предлагает ученикам подумать о преимуществах триумвирата для каждого участника)
Работа с текстом учебника: «А сейчас просмотрите учебник на странице… (указывает страницу) и прочитайте отрывок о том, как Цезарь ведет себя на Галльской войне». (Учитель дает задание на самостоятельную работу с учебником)
- (Действие учащихся):
- Слушают объяснение учителя.
- Записывают определение «триумвират» в тетрадь.
- Рассматривают карту и анализируют территории, находившиеся под контролем триумвиров.
- Высказывают свои предположения о выгодах триумвирата.
- Читают текст в учебнике о Галльской войне.
- Борьба за власть. Диктатура Цезаря:
- (Действие учителя):
Рассказ о конфликте и гражданской войне: «После смерти Крассы между Цезарем и Помпеем началась борьба за власть. Помпей, пользуясь поддержкой Сената, хотел лишить Цезаря его власти и обвинить в государственной измене. Но Цезарь не собирался сдаваться. Он перешел реку Рубикон со своим войском и начал гражданскую войну». (Учитель рассказывает о конфликте между Цезарем и Помпеем и началом Гражданской войны)
Объяснение значения «перейти Рубикон»: «Выражение «перейти Рубикон» стало крылатым. (Учитель объясняет значение крылатого выражения)
Рассказ о победе Цезаря: «В гражданской войне Цезарь одержал победу над Помпеем и его сторонниками. Помпей бежал в Египет, где был убит. Цезарь стал единоличным правителем Рима». (Учитель рассказывает о победе Цезаря в Гражданской войне)
Объяснение понятия «диктатор»: «Цезарь был провозглашен диктатором. Диктатор – это правитель, обладающий неограниченной властью». (Учитель объясняет понятие «диктатор» и записывает его на доске)
Учитель рассказывает о положительных и отрицательных сторонах правления Цезаря
Вопрос к классу: «Как вы думаете, можно ли оправдать захват власти Цезарем? Было ли это необходимо для Рима?» (Учитель предлагает ученикам размышления о правомерности действий Цезаря)
(Действие учащихся):
- Слушают рассказ учителя.
- Записывают определение «диктатор» в тетрадь.
- Размышляют о причинах и последствиях гражданской войны.
- Анализируют правление Цезаря.
- Высказывают свои мнения о правомерности действий Цезаря.
- Гибель Цезаря:
(Действие учителя):
- Рассказ о заговоре и убийстве Цезаря: «Правление Цезаря как диктатора не всем нравилось. В Сенате зрел заговор». (Учитель рассказывает о заговоре и убийстве Цезаря)
- Обсуждение причин заговора: «Почему Цезаря убили? Что не устроило заговорщиков?» (Учитель предлагает ученикам объяснение причин заговора)
- Вопрос к классу: «Что стало с Римом после смерти Цезаря? Воцарился ли мир и порядок? Или началась новая борьба за власть?» (Учитель задает вопрос, чтобы объяснить, что после смерти Цезаря в Риме начались новые эпохи смуты и судебной войны)
- (Действие учащихся):
- Слушают рассказ учителя.
- Размышляют о причинах разговора.
- Высказывают свои предположения о последствиях смерти Цезаря.
V. Первичное закрепление материала:
- (Действие учителя):
- Задание 1: Составление хронологической таблицы: "Сейчас я предлагаю вам организовать хронологическую таблицу основных событий в жизни Гая Юлия Цезаря. Вспомните все ключевые моменты его биографии и составьте их в логической последовательности". (Учитель сердечного задания и дает время на выполнение)
- Задание 2: Объяснение понятий «триумвират» и «диктатор»: «А теперь объясните значение понятий «триумвират» и «диктатор». (Учитель просит дать определение понятий, чтобы проверить их понимание)
- (Задание 3: Правда или ложь (Приложение 1): (Учитель зачитывает положения и просит помочь ответить «правда» или «ложь»)
- Проверка заданий: (Учитель проверяет, правильно ли учащиеся ответили)
- Действие учащихся:
- Активно участвуют в обсуждении.
VI. Рефлексия:
- (Действие учителя):
- Вопрос 1: «Что нового вы узнали на уроке?
- Вопрос 2: «Что было самым интересным на уроке? Какой этап урока вам понравился больше всего?»
- Вопрос 3: «Что вызвало затруднения?
- Вопрос 4: «Как вы оцениваете свою работу на уроке?» (Учитель предлагает ученикам оценить свою работу на уроке)
- Действие учащихся:
- Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги урока.
- Оценивают свою работу на уроке.
VII. Домашнее задание:
- Действие учителя:
- Задание 1: «Прочитайте параграф учебника, посвященный Гаю Юлии Цезарю (указывается номер параграфа)».
- Задание 2: «Ответьте на вопросы после параграфа (указываются номера вопросов)».
- Задание 3 (по выбору): «Подготовьте сообщение о реформах Цезаря или напишите небольшое эссе на тему «Цезарь: герой или тиран?» Выберите задание, которое вам больше нравится». (Учитель задает домашнее задание и предлагает более сильным учащимся выполнить задание повышенного уровня)
- Действие учащихся:
- Записывают домашнее задание в дневник.
- Задают вопросы по домашнему заданию, если они возникнут.
(Звонок. Учащиеся собирают вещи и выходят из класса.)
Приложение
Задание 3 «Правда или ложь»
Инструкция: Внимательно прочитайте каждое утверждение. Если вы считаете, что утверждение правильно, поставьте рядом с ним знак «+». Если вы считаете, что утверждение ложное, поставьте рядом с ним знак «-».
- Гай Юлий Цезарь родился в простой крестьянской семье.
- Цезарь был талантливым полководцем и оратором.
- Триумвират – это союз двух влиятельных людей для достижения общих целей.
- В первый триумвират вошли Цезарь, Помпей и Спартак.
- Цезарь прославился благодаря победам в Галльской войне.
- «Перейти Рубикон» означает принятие важного и бесповоротного решения.
- Помпей был другом и союзником Цезаря до самой смерти.
- После победы в гражданской войне Цезарь стал диктатором.
- Диктатор – это правитель, избранный народом на текущий срок.
- Цезарь провел много полезных реформ для Римского государства.
- Цезарь убил своих врагов, чтобы спасти Римскую республику.
- После смерти Цезаря в Риме сразу же наступил мир и спокойствие.
- Брут был одним из самых преданных друзей Цезаря.
- Цезарь стремился к учреждению монархии в Риме.
- Цезарь правил Римом более 20 лет.
Ключ к заданию:
- -
- +
- -
- -
- +
- +
- -
- +
- -
- +
- +
- -
- -
- +
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;
В плане указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная); оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...
методическая разработка урока по обществознанию "Роль местных органов власти в жизни общества"
Урок посвящён дню местного самоуправления. На уроке в качестве равноправных объектов принимали участие руководитель отделения партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Кумов В. Г., председатель ТИК Царёва С. И. На уроке...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира для 5 класса по теме «Единовластие Цезаря»
Разработка урока по истории Древнего мира для 5 классов...

Методическая разработка урока обществознания по теме «Многообразие путей познания мира»
Урок с использованием ТРКМ...
Методическая разработка урока истории по теме " Власть и народ в период Смутного времени" с презентацией
Урок построен на основе использования компьютерной презентации. Данный методический прием позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, делает урок более эффективным...

Методическая разработка урока по обществознанию "Политическая власть"
Тема данного урока является началом новой темы. Специфика его заключается втом, что учащиеся должны осознать решающее значение в процесс становления общества,раскрыть содержание понятия «политическая ...

Методическая разработка урока с применением ИКТ "На пути к знаниям"
Данная разработка предназначена для организации учебного процесса по теме «Культура Западной Европы в XI-XIII веках». Материал разработки используется при работе по учебному комплекту...