Главные вкладки

    методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;
    методическая разработка по истории (5 класс) по теме

       В плане  указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная);  

    оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний,

    изучение нового материала, рефлексия). Разработку могут  использовать

    учителя, работающие по учебнику Ф.А. Михайловского.  Также  к разработке  урока 

    прилагается   самоанализ урока.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе.

    Тема: « Цезари Рима»

    Цели урока:

    Образовательная:  сформировать представление о Римской империи в годы императора – тирана Нерона и  периода расцвета  императора Траяна;

    Развивающая:  формировать  информационные компетентности (  умение извлекать историческую информацию, обобщать материал, умение работать с картой);

    Коммуникативные компетентности ( самостоятельно составлять сравнительную характеристику, делать выводы, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные способности);    

    Воспитательная:  воспитывать интерес к истории древних цивилизаций,  способствовать формированию  у учащихся  толерантного отношения друг к другу. 

    Тип урока: изучение нового материала

     Оборудование урока:  учебник « История Древнего мира» автора Михайловского Ф.А., карта  «Римское государство  3 в. до н.э.- 2 в. н.э.»,  контурная карта «Римская империя в 1 в. н.э.», презентация, составленная учителем по теме урока, видеосюжет «Император Нерон» из видеофильма «Древний Рим», «линия времени».

    Опорные понятия и термины:  империя, император,  сенат, гражданская война, царь.

    Основные даты:  54 г. н.э.,  68 г. н.э., 98 г.  н.э.,  117 г. н.э.

    Персоналии: Нерон, Траян, Корнелий Тацит.

    Ход урока:

    1. Организационное начало. Актуализация знаний.

    - Историю какого государства  мы изучаем?  Покажите на карте.

    - Кто был первым императором Рима?

    - Что означает слово император? Империя?

    - Какое значение для Рима имела власть Октавиана?

    - Благодаря чему Октавиан добился расцвета Римской империи?

    - Сколько имен было у Октавиана?

    Слово учителя: Все последующие императоры стали называть себя цезарями.  Созданный Августом государственный строй просуществовал 300 лет. За это время сменились десятки императоров, приходили  они к власти по-разному: по решению сената, в результате государственных переворотов и гражданских войн. Все императоры жили в роскошных дворцах, имели слуг. По-прежнему считалось, что император  управляет Римом вместе  сенатом, но на самом деле император оставался единовластным правителем.  Но запомнила римская история немногих императоров - цезарей, среди них Нерон и Траян.

    Откройте тетради, запишите число и тему урока ( 1 слайд)

    2. Изучение нового материала.

    Сегодня мы  будем знакомиться с правлением императоров Нерона и Траяна и узнаем, почему именно эти императоры запомнились Риму.

    1. Работа в группах – выполнение задания (2 слайд)

    Сравните правление императора Нерона и императора Траяна.

    -  Назовите черты характера императоров.

    -  Что сделали они для Рима?

    Нерон

    Траян

    2. Работа с учебником стр. 266- 269  (император Траян).

    3. Просмотр видеосюжета «Император Нерон»

    4. Заполните таблицу.

    5. Прослушивается выступление каждой группы. ( Какая группа дала более полный ответ?)

    6. Сделаем вывод:

    - Так чем же они отличаются императоры?  ( Нерон убивал людей - Траян прекратил убийства; при Нероне нельзя было говорить правду – при Траяне говорили, что думали;  Нерон  на государственные деньги устраивал пиры – Траян   строил в Риме здания, Нерон не вел завоевательные войны, а Траян вел).  

    -  назовите, какие территории были завоеваны Траяном?  укажите на контурной карте  эти территории; ( поместить на доске); работа в группе.

     7.  А в какие же года правили императоры? Узнаем, выполнив  самостоятельно задание №5, стр. 269.

    - укажите на «линии времени» ( Нерон 54г. – 68 г. н.э., Траян 98 г. – 117 г. н.э .

    ( 4 слайд)

    3. Рефлексия.  А) Подведем итог

    -Каким было время для Рима в годы Нерона и в годы Траяна?

    - какие имена получили императоры? (3 слайд)

    Б)  А теперь проверим,  как вы усвоили знания, полученные на уроке.

    1. Выполните задание « О каком императоре  идет речь»? (5 слайд)  1.

         1. « При нем Римская империя достигла наивысшего могущества. В Риме по его приказу перестроили одну из площадей, получившую название Форум. В центре этой красивейшей площади находилась колонна, поставленная в честь победы над даками».

       2.  « Более всего его увлекала жажда успеха… когда он пел, никому дозволялось выходить из театра… поэтому, говорят.. многие, не в силах более его слушать и хвалить, перебирались через стены, так как ворота были закрыты».

    2. Тест (+  или - )  (6 слайд)

       1. «Лучшим» из римских императоров римляне считали Нерона.

       2.  Траян, придя к власти, прекратил убийства и запретил доносы в Риме.

       3. Самым жестоким императором был Нерон.

       4. При императоре Нероне была образована новая провинция Дакия.

       5. Римский историк Корнелий Тацит о Траяне писал: « Время правления Траяна – это годы редкого счастья».

    - Проверка теста ( 7 слайд)

    -  Оценки ставят учащиеся простым карандашом ( 5 правильных ответов «5», 4 – «4»  и т.д.).

      4. Подведение итогов.  Выставление оценок  за  работу на уроке  (все кто проявил себя).

    Домашнее задание   параграф 50.

    Самоанализ урока.

    Тема урока «Цезари Рима». Это 2 урок по теме «Расцвет и могущество Римской империи», 14 урок в разделе «Древний Рим».

    Цель урока: сформировать  представление о Римской империи в годы императора-тирана Нерона и периода расцвета императора Траяна.

    Задачи:

    1) образовательная - познакомить учащихся с правлением императора Нерона и Императора Траяна;

    2) развивающая - формирование информационной компетентности ( умение извлекать историческую информацию, обобщать материал, формировать умение работы с картой);

      Формирование коммуникативной компетентности (самостоятельно составлять сравнительную характеристику, делать выводы, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные способности);    

    3) Воспитательная:  воспитывать интерес к истории древних цивилизаций,  способствовать формированию  у учащихся  толерантного отношения друг к другу. 

    Тип урока – изучение нового материала.

    Основные этапы урока:

    1. Организационный момент. Актуализация знаний проходила  в виде фронтального опроса.  Здесь были заданы вопросы по  предыдущей теме «Император Октавиан»,  ребята вспомнили, кто был первым императором Рима, что означает слово император, империя, благодаря чему Октавиан добился расцвета Римской империи, вспомнили имена Откована (  Август, Цезарь- царь). Все вопросы подвели нас к новой теме «Цезари Рима».

    2. Изучение нового материала.  Изучение нового материала тоже проходило поэтапно.

    1.  Ребята работали в группах  - самостоятельно  выполняли  задание по составлению сравнительной характеристики императоров, работали с контурной картой. На этом этапе работы использовались наглядные методы работы: учебник ( что очень важно для пятиклассников- чтение должно быть обязательно), контурная карта, видеофрагмент.

    2. Ребята выступали  с подготовленными ответами, здесь было важно, чтобы ребята внимательно слушали друг друга.   Затем мы с ребятами  делаем вывод: чем же отличаются императоры?  Здесь ребята выступают уже индивидуально. При упоминании о завоеваниях Траяна ребята   в группе наносят на контурную карту завоевания Траяна, затем  карты вывешиваются на доску. Учитель проверяет  и делает вывод о проделанной работе.

    3. На уроке истории важным моментом остается работа с хронологией.  Ребята  индивидуально  в тетради выполняют задание №5 из учебника ( вычислите годы правления Нерона, если он получил власть через 40 лет после смерти Августа и правил империей 14 лет).  Когда задание будет выполнено, один из учеников комментирует у доски и отмечает на «линии времени».  Такой прием используется, чтобы помочь ребятам  зрительно представить переход из одной эпохи в другую.  Дату правления Траяна учитель сообщает сам, используя слайд презентации.  Затем ребята также отмечают  дату в тетради и  один ученик на доске на линии времени.  

    3. Рефлексия.  На этом  этапе  конкретизируется изучение нового материала.        Ребята отвечают на  вопрос: Каким было время для Рима в годы Нерона и Траяна?  Какие имена получили императоры?  Учитель показывает слайд  презентации.

    На завершающем этапе урока учитель проверяет знания учащихся, полученные на уроке. Ребята выполняют задание ( используется слайд), « О ком идет речь?», следующие задание «Выполните проверочный тест» (слайд), и проверяют ребята тест  самостоятельно ( слайд),  ставят себе отметки ( за 5 правильных «5», и так далее,   затем ребята  поднятием руки сообщают свои отметки.

    4. Подведение итогов урока. Учитель выставляет оценки за урок, оценивая индивидуально работу каждого ученика на уроке.  Дается домашнее задание параграф 50 прочитать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

    «Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

    Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"

    Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....

    Методическая разработка урока истории 8 класс.

    Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....

    Методическая разработка урока истории 8 класс.

    Причины и предпосылки отмены крепостного права. Император - освободитель....