Главные вкладки

    Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"
    план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

    Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ermak_urok.docx22.46 КБ
    Office presentation icon proekt_ermak1.ppt1.93 МБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока истории России (10 класс)

    Тема: «Можно ли назвать поход Ермака колониальным завоеванием Сибири?»

    Тип урока: применение знаний и умений.

    Вид урока: урок-семинар с решением проблемной задачи.

    Педагогическая цель: создать условия для выяснения проблемной ситуации, чем является освоение Западной Сибири – колониальным захватом её территории и насильственным порабощением проживающего на ней коренного населения или мирным освоением новых территорий и защитой государства от набегов хана Кучума.

    Форма и метод обучения: индивидуальная, фронтальная; проблемно-поисковый.

    Подготовка  к уроку –семинару: учащиеся делятся на группы и каждая группа получает опережающее задание по подбору информации к вопросам семинара, готовит публичное выступление по своему вопросу:

    1. Общественно-историческое развитие казаков на Дону во второй половине XVI века
    2. Биографическая справка казачьего атамана Ермака Тимофеевича.
    3. Народы Западной Сибири в XVI веке.
    4. Хронология сибирского похода Ермака.
    5. Гибель Ермака.
    6. Развитие Западной Сибири в конце XVI века.

    Образовательные ресурсы:

    • Карта «государство Российское во второй половине XVI века»
    • Книжная выставка:
    • Гнутов В. П. Подвиг Ермака / В. П. Гнутов. – Ростов – н/Д., 1989.
    • Карамзин Н. М. Предание веков / Н. М. Карамзин. – М.: Просвещение, 1987.
    • Венков А. В. История донского казачества / А. В. Венков. – М.: Молодая гвардия, 1987.
    • Ишимова А. О. История России для детей / А. О. Ишимова. – М.: Олма-Пресс, 2003.

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные:

    Научатся: определять основные задачи, стоящие перед казаками атамана Ермака во время сибирского похода; давать оценку завоеванию и присоединению Западной Сибири к государству Российскому во второй половине XVI века; характеризовать личность казачьего атамана Ермака.

    Получат возможность научиться: сопоставлять различные мнения, анализировать исторические события, делать собственные выводы, аргументированно отстаивать собственную точку зрения.

    Личностные результаты: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.

    Метапредметные:

    Познавательные – дополняют и расширяют имеющиеся знания, осуществляют поиск необходимой информации.

    Коммуникативные – применяют правила делового сотрудничества; участвуют в коллективном обсуждении проблемы; допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнёра высказывания.

    Регулятивные – учитывают выделенные учителем ориентиры действия; принимают и сохраняют учебную задачу; определяют уровень усвоения изучаемого материала.

    Эпиграф урока: «Сей герой погиб безвременно, но совершив главное дело…» (Н. М. Карамзин)

    Организационная структура урока

    1. Организационный момент
    2. Подготовка к восприятию проблемы – актуализация знаний.

    Звучит музыка: мелодия казачьей песни, и зачитывается эпиграф урока.

    Вступительное слово учителя:

    По первым минутам урока вы, ученики, можете уже назвать тему нашего урока. (Заслушиваются все варианты, которые могут назвать ученики.)

    В результате выбранной темы мы можем определить проблемную задачу урока.

    1. Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы.

    Проблемная задача (раздаётся в распечатанном виде каждому ученику).

    Многие современные историки считают, что покорение Сибири Ермаком во главе своего казачьего отряда ничем не отличалось от завоевания Мексики и Перу европейцами: также горсть людей, стреляя огнём, побеждала тысячи вооруженных стрелами и копьями. Ибо северные моголы и татары не умели пользоваться изобретением пороха в конце XVI века, «они действовали единственно оружием Чингис-хана».

    Давайте попытаемся в процессе нашего семинара разобраться в этой исторической проблеме

    1. Процесс решения проблемы.

    Каждая группа выступает по подготовленному вопросу:

    1. Общественно-историческое развитие казаков на Дону во второй половине XVI века
    2. Биографическая справка казачьего атамана Ермака Тимофеевича.
    3. Народы Западной Сибири в XVI веке.
    4. Хронология сибирского похода Ермака.
    5. Гибель Ермака.
    6. Развитие Западной Сибири в конце XVI века.
    1. Доказательства правильности решения.

    Обсуждая вопросы семинара, мы получили сведения о жизни казаков и сибирских народов во второй половине XVI века, подробнее познакомились с биографией Ермака, хронологически проследили, как казаки продвигались во время своего похода по Сибири, а теперь на основе этого материала попытаемся решить историческую проблему: «Кто же Ермак со товарищами – завоеватель или освободитель?»

    Во второй части урока ведётся обсуждение проблемного задания. Ученики высказывают различные точки зрения, доказывая их примерами из материалов семинара. Приводятся доказательства, которые записываются на доске.

    Завоеватель:

    1. Казаки использовали огнестрельное оружие, а значит на их стороне было явное преимущество.
    2. Ермаку за покорение Сибири был дарован царём титул «князь Сибирский», а значит, он лично имел выгоду из этого похода.
    3. Сибирские народы после присоединения к государству Российскому обязаны были платить дань – ясак.

    Освободитель:

    1. Ермак с казаками обезопасил русские границы от нападения хана Кучума.
    2. Сибирские народы находились в вассальной зависимости, платили сибирскому хану ясак, им насаждалось мусульманство.
    3. В русской литературе и эпосе сибирских народов Ермак и казаки воспеваются как герои.
    4. Благодаря походу Ермака Западная Сибирь получила своё развитие. Были построены города.

    1. Итоги урока. Рефлексия.
    1. Заключительное слово учителя:

    Перед нами стояла задача: выяснить, можно ли считать поход Ермака колониальным завоеванием Сибири, а его самого завоевателем? 9ученики делают обобщающие выводы по уроку. Возможно принять любую точку зрения, т. е. дать однозначную оценку походу Ермака нельзя).

    Мы смогли решить нашу историческую проблему, более подробно познакомились с яркой исторической личностью – атаманом Ермаком.

    Хочется закончить наш урок замечательной казачьей песней. Автор которой неизвестен.

    Ермак

    За Уральским хребтом, за рекой Иртышом,

    На далёких отрогах Алтая,

    Холм стоит и на нём, под кедровым шатром,

    Есть могила, совсем забытая.

    Говорят, что под ним великан-исполин,

    И в броню, и в кольчугу одетый,

    Беспокойно лежит, потому что зарыт –

    По обряду отцов не отпетый.

    Есть в народе молва, что порою слова

    Можно слышать: «К могиле склонитесь.

    Я донской был  казак, по прозванью Ермак;

    О покое моём помолитесь».

    1. Выставление оценок за урок.
    2.  Рефлексия: ученики на чистых листах записывают свои ощущения от урока (словами, рисунками, символами)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Проект урока по истории России 10 класс Тема: «Можно ли назвать поход Ермака колониальным завоеванием Сибири» Выполнила: Родина Л.И. Учитель истории МБОУ «Каштановская СОШ»

    Слайд 2

    Тип урока : применения знаний и умений. Вид урока : урок-семинар с решением проблемной задачи. Формы и метод обучения : индивидуальная, фронтальная; проблемно-поисковый. Технология : ситуативная.

    Слайд 3

    Педагогическая цель : создать условия для выяснения проблемной ситуации, чем явилось освоение Западной Сибири- колониальным захватом ее территории и насильственным порабощением проживающего на ней коренного населения или мирным освоением новых территорий и защиты государства от набегов хана Кучума. Подготовка к уроку-семинару : учащиеся делятся на группы и каждая группа получает опережающее задание по подбору информации к вопросам семинара, готовит публичное выступление по своему вопросу.

    Слайд 4

    Вопросы к семинару : Общественно-историческое развитие казаков на Дону во второй половине XVI века. Биографическая справка казачьего атамана Ермака Тимофеевича. Народы Западной Сибири в XVI веке. Хронология сибирского похода Ермака. Гибель Ермака (исторические факты, легенды). Развитие Западной Сибири в конце XVI века.

    Слайд 5

    Образовательные ресурсы: Карта «Государство Российское во второй половине XVI века». Книжная выставка: Гнутов В.П. Подвиг Ермака / В.П. Гнутов.-Ростов-н/Д., 1989. Карамзин Н.М. Предание веков/Н.М. Карамзин.-М.:Просвещение, 1987. Венков А.В. История донского казачества/А.В. Венков.-М.: Молодая гвардия,1987. Коняев Н.М. Легенда о Ермаке/Н.М. Коняев.-М.: Молодая гвардия, 1987.

    Слайд 6

    Планируемые образовательные результаты : Предметные : Научатся : определять основные задачи, стоящие перед казаками Ермака во время сибирского похода; давать оценку завоеванию и присоединению Западной Сибири к государству Российскому во второй половине XVI века; характеризовать личность казачьего атамана Ермака. Получат возможность научиться : сопоставлять различные мнения, анализировать исторические события, делать собственные выводы, аргументированно отстаивать собственную точку зрения. Личностные результаты : сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.

    Слайд 7

    Метапредметные: Познавательные - дополняют и расширяют имеющиеся знания, осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные - применяют правила делового сотрудничества; участвуют в коллективном обсуждении проблемы; допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания. Регулятивные - учитывают выделенные учителем ориентиры действия; принимают и сохраняют учебную задачу; определяют уровень усвоения изучаемого материала.

    Слайд 8

    Организационный момент. Подготовка к восприятию проблемы- актуализация знаний. « Сей герой погиб безвременно, но совершив главное дело…» (Н.М. Карамзин)

    Слайд 9

    III . Создание проблемной ситуации: Многие современные историки считают, что покорение Сибири Ермаком во главе своего казачьего отряда не отличалось от завоевания Мексики и Перу европейцами: также горсть людей, стреляя огнем, побеждала тысячи вооруженных стрелами и копьями. Ибо северные моголы и татары не умели пользоваться изобретением пороха в конце XVI века, «они действовали единственно оружием времен Чингис-хана».

    Слайд 10

    IV . Процесс решения проблемы. Каждая группа выступает по подготовленному вопросу. V. Доказательства правильности решения. «Кто же Ермак со товарищами- завоеватель или освободитель?»

    Слайд 11

    Завоеватель: Казаки использовали огнестрельное оружие, а значит, на их стороне было явное преимущество. Ермаку за покорение Сибири был дарован царем титул «князь сибирский», а значит, он лично имел выгоду из этого похода. Сибирские народы после присоединения к государству Российскому обязаны были платить дань- ясак.

    Слайд 12

    Освободитель: Ермак с казаками обезопасил русские границы от нападения хана Кучума. Сибирские народы находились в вассальной зависимости, платили сибирскому хану ясак, им насаждалось мусульманство. В русской литературе и эпосе сибирских народов Ермак и казаки воспеваются как герои. Благодаря походу Ермака Западная Сибирь получила свое развитие. Были построены города.

    Слайд 13

    VI . Итоги урока. Рефлексия. Заключительное слово учителя. Выводы учащихся. Однозначную оценку походу Ермака дать нельзя. Возможно принять любую точку зрения. Выставление оценок за урок. Рефлексия : ученики на чистых листах записывают свои ощущения от урока (словами, рисунками, символами).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

    В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

    Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

    Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

    Методическая разработка урока истории в 5 классе "История Древней Индии" по ФГОС

    Надеюсь, что разработка поможет коллегам при подготовке к уроку в 5 классе....

    Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: «XIV век в истории Европы. Восстания крестьян в Англии и Франции».

    Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме:  «XIV век в истории Европы. Восстания крестьян в Англии и Франции" соответствует  требованиям ФГОС второго поколения....

    Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "

    Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...

    Методическая разработка урока истории "Итоговый урок по курсу "История Средних веков" "

    Тип урока: повторительно-обобщающийМесто урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Средних веков. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необх...