Главные вкладки

    Методическая разработка урока истории в 6-м классе "История семьи – страница многовековой истории Отечества"
    методическая разработка по истории (6 класс) на тему

    Данченко Андрей Александрович

    методическая рабработка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_istorii_v_6.docx21.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока истории в 6-м классе "История семьи – страница многовековой истории Отечества"

    Цели: 

    • Образовательные – закрепить знания учащихся о происхождении своих имен и фамилий; составление родословных и изучение истории своих семей, характеристика видных представителей своего рода
    • Развивающие – формирование навыков групповой работы; развитие умения составления родословной, характеристики представителей рода; формирование толерантности, умения доказывать свое мнение, выступать с защитой презентации перед аудиторией
    • Воспитательные – воспитание патриотизма,  любви к малой и большой Родине

    Тип урока: изучение нового материала.

    Вид урока: семинар.

    Основные понятия: родословная, генеалогия.

    Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентации детей, родословные, книга «Моя родословная».

    Подготовительная работа – опережающее домашнее задание детям:

    • узнать происхождение своего имени (с какого языка пришло и что означает, в честь кого назвали родители)
    • узнать происхождение своей фамилии
    • составить родословную на отдельном альбомном листе, подготовить 1 выступление от группы
    • найти 3 своих тезок по имени и своих полных тезок
    • подготовить рассказ о своем самом знаменитом предке и его вкладе в историю Ленинск-Кузнецкого  (от каждой группы 1 презентация – выступление по этой теме)

    ХОД УРОКА

    I. Оргмомент (проверка готовности, наличия учеников, дежурных, настрой учащихся).

    Выбор жюри  – из гостей (могут быть приглашены учителя, старшеклассники, родители)

    II. Работа по теме (сопровождается презентацией учителя)

    • объявление цели урока
    • домашнее задание: продолжить работу над составлением своей родословной и написать рассказ (или составить презентацию) о своей семье и ее вкладе в историю Красноармейского района, республики, страны

    В ходе семинара учителем проводятся конкурсы по теме. Работа идет по 3 группам, созданным заранее: «Великолепная семейка», «Моя семья», «Веселая семейка». Жюри оценивает конкурсы, в конце урока подводит итоги, объявляет победителей, выставляет оценки.

    III. Конкурсы

    1. Разминка (ответы на вопросы-тесты, подъем табличек с номерами)

    1) Наука, изучающая историю семей, родов, происхождение фамилий и имен называется:

    1 – палеография  2 – генеалогия  3 – геральдика  4 – сфрагистика

    2) В истории России было 2 династии правителей:

    1 – Романовы  2 – Петровы  3 – Рюриковичи  4 – Федоровы

    3) Наш земляк – Герой Советского Союза

    1 – Г. Степанов  2 – Л.Спасов  3 – Н.Янкас  4 – А.Шилин 

    4) Ленинск-Кузнецкому в 2016 году будет праздновать юбилей со дня образования:

    1 – 70 лет  2 – 90 лет  3 – 80 лет  4 – 100 лет

    5) Первый директор нашей школы:

    1 Юлсуков В. А.  2 – Кускова И.В..  3 – Николаева С.М.  4 – Ефимова Н.В.

    7) Раньше наш город назывался:

    1 – Инской  2 – Ленино  3 – Кольчугино  4 – Красногвардейский

    8) Впервые ввели употребление 3 имен (имени, фамилии и отчества):

    1 – египтяне   2 – греки  3 – китайцы  4 – римляне

    9) Слово «фамилия» в переводе означает:

    1 – род  2 – семья  3 – племя  4 – человек

    Пополняем словарный запас (записи в тетрадях)

    1. Генеалогия – историческая наука, изучающая происхождение, историю и родственные связи семей.

    2. Родословная – это перечень поколений одного рода.

    3. Слово «фамилия» означает семья, общесемейное имя.

    Впервые употребление имени, фамилии, отчества ввели древние римляне. Каждый римлянин имел три имени. Например, Тиберий Семпроний Гракх. Первое – Тиберий – было личным именем. Второе указывало на принадлежность к тому или иному патрицианскому или плебейскому роду (Тиберий был из рода Семпрониев). Третье имя – Гракх – являлось семейным прозвищем.

    2. Имя человека несет в себе огромную информацию.  С древнейших времен человечество трепетно относилось к имени. Как правило,  оно свидетельствовало о предназначении новорожденного, и, давая имя, родители рассчитывали на покровительство и защиту Бога.

    В классе у всех ребят очень красивые имена.  Следующий конкурс называется «Тайна имени». Командам было дано домашнее задание – узнать происхождение своего имени: что оно означает, и с какого языка к нам пришло и в честь кого дано имя. Оценивается в 5 баллов.

    Каждый ученик кратко  рассказывает о тайне происхождения своего имени.

    3. Фамилия человека тоже играет важную роль в жизни человека и имеет свое происхождение и значение. Следующий конкурс называется «Моя фамилия". Членам команд было дано домашнее задание – узнать происхождение своей фамилии. Конкурс оценивается в 5 баллов.

    Каждый ученик кратко  рассказывает о  происхождения своей фамилии.

    Вывод: свои фамилии люди чаще всего получали:

    1) от имени, данного при крещении, или имени отца (например Иванов, Петров)

    2) от профессии отца (например, Столяров, Кузнецов)

    3) от собственного прозвища (например, Лихачев)

    4) от места рождения (например, Сибирцев, Донцов)

    5) от национальности (например, Татаринцев, Украинцев)

    6) от профессии или должности (Генералов, Лекарев)

    Как бы странно не звучала ваша фамилия, стыдиться ее не надо. Нужно сделать все, чтобы прославить ее свои трудом и заслугами!

    Физкультминутка

    А теперь немного поиграем. Встаньте те, у кого имя Анна; Владимир; Дмитрий; Екатерина; Станислав. У кого фамилия Григорьев; Иванов; Николаев. У кого отчество …

    4. У каждого человека есть своя семья, а значит, и своя родословная. Каждому человеку следует знать историю своей семьи. И это не менее интересно, чем родословная русских царей. Возможно, какой-нибудь ваш  предок был полководцем, или известным кузнецом,  а может быть знатным дворянином. Ведь ваша родословная – это документ, которым будут пользоваться ваши дети, внуки и правнуки. Все, что вы напишите, может оказаться для них единственной информацией об их предках. Эту работу ты делаешь не только для себя, но и для будущих поколений. Поэтому сведения должны быть точными и аккуратными.  Следующий конкурс «Моя родословная». Сейчас члены команд представят их нашему жюри.

    Один представитель из каждой команды показывает и рассказывает свою родословную.

    В каждой семье наверняка были, есть и надеюсь, будут выдающиеся и знаменитые люди, которые внесли определенный вклад в историю нашего района, а значит и частичку в историю нашей страны. Командам было дано задание, составить свою родословную, подготовить рассказ и презентацию про одного знаменитого предка, прославившего свое имя в истории Красноармейского района. Наше  жюри оценят правильность составления и содержание родословных. А остальные члены команд представят свои генеалогические древа к концу 2 четверти.

    Один представитель из каждой команды показывает презентацию о своем самом знаменитом предке.

    Итак, запомним правила составления родословной: 

    • Соберитесь на семейный совет и решите, кто будет вести летопись. Вы даже можете определить постоянный день, когда будете собираться на семейный совет, и это станет началом новой семейной традиции.
    • Начните с приобретения специального альбома или папки с файлами, сбора документов, фотографий, дневников, писем, которые хранятся в вашем доме, соберите их. Они вам пригодятся при заполнении летописи. Сначала определитесь – какие сведения вы хотите поместить на страницах вашей «семейной родословной». Это могут быть рубрики:
    • История нашей семьи
    • Откуда наши корни
    • Летопись рода отца
    • Летопись рода матери
    • Служение Отечеству
    • Важные события в истории семьи
    • Таланты и способности
    • Семейные святыни
    • Любимые занятия, увлечения, коллекции
    • Семейные традиции и праздники
    • Наши друзья
    • Наш дом 
    • Домашние животные и т.п.
    • Заполните страницы, которые вам известны. Каждое событие, информацию о каждом предке описывайте на отдельной странице или в отдельной строке соответствующей страницы.
    • Затем заполняйте то, что вы узнаете из других источников: 

    1. Воспоминания бабушек и дедушек. 
    2.  Обращаться в государственные архивы, военкоматы, сельсоветы тех городов и сёл, в которых жили ваши предки.
    3. Созвонитесь и спишитесь с родственниками, знакомыми. Вы сможете не только восстановить прерванную родственную связь, но и узнать интересные факты из жизни вашей семьи.

    • У каждой семьи свои семейные традиции и праздники. У одних это памятная дата, связанная с тем или иным событием, когда все родственники собираются в родительском доме или приезжают на малую родину, у других – выбор из рода в род одной профессии, у третьих – определённое время воскресного семейного обеда или постоянное место семейного отдыха, посещение одной церкви...
    • Напишите, что помогло вашей семье выстоять в годы войны и других испытаний, как вы преодолели испытание.
    • Родных по отцовской линии записывайте в синие прямоугольники, по материнской линии – в красные
    • Родословную можно составить по восходящей линии (начиная с себя) или нисходящей линии (начиная с предка). По восходящей линии: 1 ряд – вы и ваши братья или сестры, 2 ряд – ваши родители, 3 ряд – дедушки и бабушки, 4 ряд – прадедушки и прабабушки и т.д.
    • Не забывайте иллюстрировать ваш рассказ фотографиями. Можно завести специальный фотоальбом, согласно рубрикам вашей «родословной».
    • Не огорчайтесь, если утеряны безвозвратно сведения о далёких предках. Начните «Семейную родословную» со своих дедушек и бабушек, которые ещё живы и могут многое рассказать о себе.

    5. Есть такие люди, у которых одинаковые имена. Таких людей называют тезками. Наш 5 конкурс так и называется «Тезки». Каждый в команде должен назвать не менее трех известных и знаменитых своих тезок, желательно  и полных тезок. Это было домашнее задание.
    Например, имя Александр. Знаменитые тезки: Александр Невский, Александр Македонский, Александр Пушкин. Конкурс оценивается в 5 баллов.

    IV. Подведение итогов

    Оценка учащихся: жюри оценивает работу команд, а капитаны – членов своей команды. Ученики ставят оценки в дневники и оставляют открытыми.

    Вопросы ученикам: (а в это время учитель подписывает дневники учащихся):

    • Должен ли человек знать историю своей семьи и почему?
    • Что вам понравилось на уроке, что запомнилось, что нового узнали?

    Выводы по теме: Род, родник, родители, родственники, родные, Родина – какие это тёплые и прекрасные слова. Их объединяет не только общий корень – "род", но и необыкновенная энергия, сила, заключённая в их содержании. Энергия надёжности, родственности, тепла, света, доверия, любви. Будем же помнить свой род, свои истоки. Так мы  приобретём неосязаемую ценность – своё прошлое, духовное наследство. И через несколько поколений ваши потомки непременно скажут вам «спасибо». Ваш труд защитит род от забвения, в памяти потомков навсегда останутся яркие свидетельства истории семейства. Собравшись за семейным столом, сообща вспоминая памятные даты и события, взрослые и дети получат истинное удовольствие от путешествия во времени. А какую радость доставят записи внукам и правнукам, для которых мир их предков станет роднее и ближе!

    – Завершить наш урок хотелось бы строками известного автора  Ю. Баласагунского: 

    Нам только имя навсегда дается,
    Уходим мы, но имя остается.
    Прославленному имени почет
    Мир не одно столетье воздает.
    И поминает до скончанья века
    Проклятьем имя злого человека.

    – Хочется пожелать всем ученикам, чтобы ваши имена были прославлены, и чтобы каждый из вас внес свой достойный вклад в многовековую историю нашей любимой и великой страны.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока для 4-го класса "Путешествие по страницам истории"

    Урок завершает изучение первого раздела программы "Страницы всемирной истории". Занятие построено в форме игры-викторины  с использованием ИКТ технологий....

    Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

    В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

    Технологическая карта и методическая разработка к уроку в 6 классе "Восточные славяне" по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»

    Данная разработка предназначена для проведения комбинированного урока в 6 классе по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»....

    Методическая разработка урока Истории Отечества "Первые русские князья" с использованием ЭОР

    Разработка урока с использованием Базы электронных образовательных ресурсов ФЦИОР...

    Методическая разработка урока обществознания в 8 – 9 классах по теме: «Семья и Отечество в моей жизни » (к Международному Дню семьи) с использованием критической технологии.

    Публикация представляет собой сценарий урока "Семья и Отечество в моей жизни", подгототовленного к Международному Дню семьи. Сценарий выполнен в виде подробной технологической карты....

    Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»

    В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...

    Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "

    Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...