Методическая разработка урока для 4-го класса "Путешествие по страницам истории"
методическая разработка по истории по теме

Ягофарова Людмила Маратовна

Урок завершает изучение первого раздела программы "Страницы всемирной истории". Занятие построено в форме игры-викторины  с использованием ИКТ технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема программы: Страницы всемирной истории

Тема урока: Викторина Что? Где? Когда?

Класс: 4

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Вид урока: игра

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщить знания учащихся по теме раздела;
  • проверить усвоение материала по теме;
  • расширить терминологический запас ребят.

Развивающие:

  • формирование навыков поискового чтения с целью извлечения интересующей информации;
  • развивать речь учащихся, внимание, память;
  • умения сравнивать, анализировать и обобщать материал;
  • умение работать с разными историческими источниками.

Воспитательные:

  •  прививать навыки коммуникативной культуры;
  •  воспитывать интерес к родной истории и истории других народов, культуру учебного труда.
  • учиться работать в группе, вступать в диалог.

Методы обучения: частично-поисковый, наглядно-информационные, словесные.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Информационно-методическое обеспечение урока: учебник Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир Учебник для 4 кл. общеобразовательных учреждений 2-я часть М.: Просвещение, 2012. Конверты с раздаточным материалом (стихи с сонетами в переводе С.Маршака для рыцарского турнира);  карточки с филвордами по теме «Технические изобретения средневековья и нового времени»;  тексты для 4 групп с распечатками заданий для конкурса «Зашифруй надпись». Иллюстрации средневекового рыцаря.   Мультимедийная установка, проектор и компьютер. Презентация «Памятники архитектуры».

I. Организационный момент – учитель совместно с учащимися формулирует цели урока. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Вступление учителя: Начинаем мы опять
По истории шагать.
Чтобы все понятным стало
Потрудились мы немало.

Сегодня в рамках проведения недели истории в школе, мы проводим необычный урок-путешествие по «Страницам всемирной истории». Давайте вспомним, а что такое история?

Ученики: дают определение этой науки. Это наука о прошлом. Она изучает, как жили народы, какие события происходили, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, какая она сейчас.

Учитель: Вы правы. История – это дорога во времени. Мы начинаем наше путешествие по страницам всемирной истории на машине времени? Но для этого нам надо набрать команды, которые будут соревноваться за звание «лучшего знатока истории».

Организационный момент: Формирование команд-участников.

Формирование 4-х команд. Учитель предлагает четырех лидеров из класса в качестве первых игроков, а те, в свою очередь, приглашают в команду еще по одному участнику. Дальше выбор осуществляется по цепочке, при условии, что все учащиеся класса должны быть выбраны в ту или иную команду, и никто не остается «лишним».

А теперь мы готовы представить наше жюри, которое будет оценивать работу наших команд  (представление жюри и критерии их работы).

ЖЮРИ      

Оценочный лист

п.п

Критерии оценки

Баллы от 1 до 10 (Общее количество баллов за конкретный этап не должно быть больше 10)

1

Культура речи

2

Организованность и слаженность действий

3

Умение работать в команде, умение защищать свою точку зрения, аргументированность

4

Оформление работы

5

Время выполнения задания

Учитель предлагает выполнить учащимся задания:

Первый конкурс  «Грамотей»

Вы знаете, как важно быть в жизни грамотным человеком, а для историка особенно. Впишите недостающую букву  (ы).

П А Р – Е Н О Н                        П А Р – Е Н О Н                        П А Р – Е Н О Н

К   - Л И З Е Й                                К   - Л И З Е Й                                К   - Л И З Е Й

И – Р О Г – И Ф                        И – Р О Г – И Ф                        И – Р О Г – И Ф

Х Р – С Т И А Н С Т В О                Х Р – С Т И А Н С Т В О                Х Р – С Т И А Н С Т В О

Р Ы Ц А Р –                                Р Ы Ц А Р –                                Р Ы Ц А Р –

Б У Д – И З М                                Б У Д – И З М                                Б У Д – И З М

П И Р – М И Д А                        П И Р – М И Д А                        П И Р – М И Д А

А К Р О – О Л Ь                        А К Р О – О Л Ь                        А К Р О – О Л Ь

Ф – Р А О Н                                Ф – Р А О Н                                Ф – Р А О Н

А М – Р И К А                                А М – Р И К А                                А М – Р И К А

Второй конкурс «Каким должен быть рыцарь?»

Задание: составить словесный портрет рыцаря «Каким должен быть рыцарь?»

Здесь учитель может разместить  иллюстрации рыцарей.

Каждая команда за 3 минуты должна написать как можно больше качеств, соответствующих образу «рыцарю без страха и упрека». Далее команды по очереди называют эти качества. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.

Возможные варианты ответа: религиозность, храбрость, преданность, воинственность,  презрительное отношение к народу, грубость, щедрость, благородство, невежественность, справедливость, галантность, честность, жестокость, презрение к смерти,  стремление к наживе (алчность).

Третий конкурс «Зашифруй надпись»

В 9 веке братья Кирилл и Мефодий создали письменность для славянского языка, названную впоследствии кириллицей.

Задание:

  1. Изучите таблицу русских азбук кириллицы и глаголицы (глаголица часто использовалась как тайнопись). Напишите с помощью азбук кириллицы и глаголицы следующую фразу: Крещение Руси способствовало развитию просвещения.
  2. Используя цифровые значения кириллицы, придумайте и решите несколько арифметических примеров, например,

ТКД + СПГ = ХЗ

            ФН  –  КЕ  =  ФКЕ

Современная  азбука

глаголица

Название  

кириллица

Числовое значение

А

Аз

1

Б

Буки

В

Веди

2

Г

Глаголи

3

Д

Добро

4

Е

Есть

5

Ж

Живете

6

з

Зело

7

i

,

Иже (I)

8

И

И (Иже)

10

К

Како

20

Л

Люди

30

М

Мыслете

40

Н

Наш

50

О

Он

70

П

Покой

80

Р

Рцы

100

С

Слово

200

Т

Твердо

300

У

Ук

400

Ф

Ферт

500

Х

Хер

600

Ц

Цы

900

Ч

Червь

90

Ш

Ша

Щ

Шта

Ъ

Ер

Ы

Еры

Ь

Ерь

Я

Ять

Ю

Ю

Ответы на это задание выглядит так:

           

    

                     

                        

            

Четвертое задание «Презентация о памятниках архитектуры»

Задание: ребята должны внимательно рассмотреть  слайды и в соответствующих листочках написать название архитектурного памятника и где он находится? (Приложение 1).

Пятое задание Филворд «Технические изобретения средневековья и нового времени»

Задание: найти технические  изобретения средневековья и нового времени. Слова в филворде могут изгибаться, но только под прямым углом (по диагонали слова не располагаются), с другими словами не могут иметь общих букв. Слова должны только соприкасаться друг с другом.  Все буквы найденного слова необходимо вычеркнуть. Два раза одна и та же буква не может быть зачеркнута.

Ответы: фотография, пароход, метро, телефон, автомобиль, часы, телеграф, радио, электричество, пуговицы, очки, паровоз. 12 слов.

Филворд по теме «Технические изобретения средневековья и нового времени»

Ф

Ф

Ы

В

А

П

Р

О

А

Э

П

О

Л

О

П

А

Р

О

Х

О

Д

В

Л

У

А

П

Т

Ъ

Х

М

Е

Т

Р

О

Т

Е

Г

Б

А

О

Ц

Ч

А

С

Ы

З

Щ

О

К

О

О

Р

Г

Й

Л

Д

Ж

Э

Э

Д

М

Т

В

Ч

О

Р

Т

Е

Л

Е

Ф

О

Н

О

Р

И

К

В

А

Ц

Г

Ш

Щ

Ь

Л

И

Б

И

Ц

И

О

Ф

Т

Е

Л

Е

Г

Р

А

Ф

Ч

Ы

Ь

З

И

Й

Ц

Р

А

Д

И

О

Т

Е

Ь

Б

Ю

Я

А

Ы

Я

Ч

С

С

М

И

С

Т

В

О

Конкурс    Блиц-турнир для команд.

Отвечать нужно как можно быстро, главное за определенное время дать как можно больше правильных ответов.

  1. Какое животное древний человек приручил первым?
  2. Кто они: поляне, древляне, вятичи?
  3. Что значит топить избу по-черному?
  4. Какой мореплаватель первым открыл Америку?
  5. Один век это сколько лет?
  6. Какое событие произошло 12 апреля 1961 года?
  7. Как мы называем самых первых людей на Земле?
  8. Как называют ученых, ведущих раскопки?
  9. Первым кругосветную экспедицию совершил…
  10. Древние люди жили отдельными семьями или вместе?
  11. Каких животных изображали древние люди?
  12. Где на территории нашей страны были найдены изображения древнейших животных?
  13. Царь в Египте – это…
  14. Как называли письменность в Египте?
  15. Каких животных египтяне считали священными?
  16. Как называются люди, исповедующие ислам?
  17. Металлическая пластинка с прорезями для глаз? 
  18. Конный воин?
  19. Доспехи их стальных пластин?
  20. Жилище рыцаря и его крепость?
  21.  Краткое изречение, обычно объясняющее смысл герба?
  22. Рубаха, сплетенная из железных колец?
  23. Отличительный знак рода?
  24. Военное состязание рыцарей в силе и ловкости?  

Конкурс   Рыцарский турнир (чтение стихов)

От каждой команды выступает рыцарь. Рыцари читают Даме сонеты. Побеждает тот рыцарь, которому Дама отдаст цветок.

Сонет № 109 (перевод С.Маршака)

Меня неверным другом не зови.

Как мог я изменить иль измениться?

Моя душа, душа моей любви,

В твоей груди, как мой залог, хранится.


Ты - мой приют, дарованный судьбой.

Я уходил и приходил обратно

Таким, как был, и приносил с собой

Живую воду, что смывает пятна.


Пускай грехи мою сжигают кровь,

Но не дошел я до последней грани,

Чтоб из скитаний не вернуться вновь

К тебе, источник всех благодеяний.


Что без тебя просторный этот свет?

Ты в нем одна. Другого счастья нет.

Сонет № 110 (перевод С.Маршака)

Да, это правда: где я ни бывал,

Пред кем шута ни корчил площадного,

Как дешево богатство продавал

И оскорблял любовь любовью новой!


Да, это правда: правде не в упор

В глаза смотрел я, а куда-то мимо,

Но юность вновь нашел мой беглый взор,

Блуждая, он признал тебя любимой.


Все кончено, и я не буду вновь

Искать того, что обостряет страсти,

Любовью новой проверять любовь.

Ты - божество, и весь в твоей я власти.


Вблизи небес ты мне приют найди

На этой чистой, любящей груди.

Сонет № 102 (перевод С.Маршака)

Люблю, - но реже говорю об этом,

Люблю нежней, - но не для многих глаз.

Торгует чувством тот, что перед светом

Всю душу выставляет напоказ.


Тебя встречал я песней, как приветом,

Когда любовь нова была для нас.

Так соловей гремит в полночный час

Весной, но флейту забывает летом.


Ночь не лишится прелести своей,

Когда его умолкнут излиянья.

Но музыка, звуча со всех ветвей,

Обычной став, теряет обаянье.


И я умолк подобно соловью:

Свое пропел и больше не пою.

Сонет № 10  (перевод С.Маршака)

По совести скажи: кого ты любишь?

Ты знаешь, любят многие тебя.

Но так беспечно молодость ты губишь,

Что ясно всем - живешь ты, не любя.


Свои лютый враг, не зная сожаленья,

Ты разрушаешь тайно день за днем

Великолепный, ждущий обновленья,

К тебе в наследство перешедший дом.


Переменись - и я прощу обиду,

В душе любовь, а не вражду пригрей.

Будь так же нежен, как прекрасен с виду,

И стань к себе щедрее и добрей.


Пусть красота живет не только ныне,

Но повторит себя в любимом сыне.


В конце урока учитель предлагает слово представителям жюри, где они оценивают работу команд, каждого учащегося в отдельности, награждают победителей.

Рефлексия. Что понравилось на уроке? Чему ты научился?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Памятники архитектуры ГБОУ СОШ № 280 им. М.Ю.Лермонтова Учитель: Ягофарова Людмила Маратовна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока кубановедения "Природные объекты и памятники природы, истории и культуры"

Форма урока: урок – путешествиеМетоды: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: групповая, индивидуальная.Технологии, используемые п...

Методическая разработка урока "Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру"

Данная разработка предназначена для углубления и систематизации знаний учащихся 5 класса по теме "Древний Восток". организация урока в форме игры-путешествия позволяет заинтересовать учащихся не тольк...

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...

Методическая разработка урока "Спорт в Архангельской области: страницы истории"

Разработка на тему "Спорт в Архангельской области". Игровой урок для 2-3 классов....

Методическая разработка урока по технологии, раздел кулинария. Тема: "Кулинария. История возникновения кулинарии".

Данная методическая разработка познакомит учащихся с историей возникновения кулинарии и когда на земле появились первые повара....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ»УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГАЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫПедагогические цели:...