МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ
методическая разработка по истории (5 класс)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ»

УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ

Педагогические цели:

  • способствовать формированию представлений о биологической эволюции человека;
  • создать условия для определения роли созидательной деятельности человека в условиях похолодания;
  • выделения основных признаков родовой общины.

Основное содержание урока:

  • Наступление ледникового периода (100 тыс. лет назад).
  • Занятия и образ жизни первобытных людей в период похолодания.
  • Расселение первобытных людей.
  • Признаки родовой общины.
  • Появление человека «разумного» (40 тыс. лет назад).
  • Изучаемые термины: человек разумный, человек современного вида, мамонт, копье, наконечник, рубило, лук, стрелы, родовая община

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ»

УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ

(ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА)

Педагогические цели

Способствовать формированию представлений о биологической эволюции человека; создать условия для определения роли созидательной деятельности человека в условиях похолодания, выделения основных признаков родовой общины

Тип и вид урока

Усвоение новых знаний и умений

Планируемые результаты (предметные)

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности

Личностные результаты

Понимание культурного многообразия мира; толерантность; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей

Метапредметные результаты

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Основное содержание темы, понятия и термины

Наступление ледникового периода (100 тыс. лет назад). Занятия и образ жизни первобытных людей в период похолодания. Расселение первобытных людей. Признаки родовой общины. Появление человека «разумного» (40 тыс. лет назад). Человек разумный, человек современного вида, мамонт, копье, наконечник, рубило, лук, стрелы, родовая община

Образовательные ресурсы

Учебник. Электронное приложение. Учебные картины: «Охота на мамонта», «Рыбная ловля первобытных людей», «Родовая община». Аппликации (слайды): «Охота первобытных людей на мамонта», «Изобретение лука и стрел». Рабочая тетрадь № 1

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

характеристика основных видов деятельности

формируемые УУД

Форма контроля

I. Организаци-онный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Проверка выполнения домашнего задания

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с картой, иллюстрацией, рассказ

Организует беседу по вопросам, работу с картой, предлагает объяснить значение терминов, описать рисунок (вопросы и задания к § 1)

Участвуют в обсуждении вопросов; характеризуют условия и образ жизни древней-ших людей, показывают на карте места их расселения; раскрыва-ют значения терминов; описывают рисунок по плану

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

Беседа по вопросам, работа с картой, иллюстра-цией, рассказ

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Знакомит с темой урока.

Сегодня нам предстоит узнать, как и почему изменились орудия труда и жизнь древнейших людей и заверши-лось формирование человека современ-ного типа, что такое родовая община, каковы ее признаки

Слушают учителя, записывают тему урока

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформули-рованную учителем

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Овладение огнем

Фронтальная. Объяснительно-иллюстратив-ный, проблем-ный. Рассказ, работа с иллюст-рациями, беседа

Рассказывает о страхе диких животных и древнейших людей перед огнем, о том, как им овладел человек, как древнейший человек добывал огонь путем трения одного куска сухого дерева о другой, предлагает учащимся потереть одну ладонь о другую.

 Что вы чувствуете? (См. Приложение 1)

Осознают, каким огромным несчастьем была для человека потеря огня

Познавательные: используют знаково-символические средст-ва для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением восприятия рассказа учителя

Беседа по вопросам

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

характеристика основных видов деятельности

формируемые УУД

Форма контроля

Каменный век.

Наступление ледникового периода.

Занятия и образ жизни перво-бытных людей в период похоло-дания

Парная, фронта-льная. Словес-ный, наглядный, практический. Работа с текс-том, учебными картинами, аппликацией (слайдами), иллюстрациями, беседа, рассказ

Рассказывает о каменном веке (опре-деление, свойства камней, новые орудия труда). (См. Приложение 2.) Знакомит с наступлением ледникового периода (100 тыс. лет назад). Предлагает, работая в парах, найти в тексте ответы на вопросы 1-3, 5 к §2.

Организует проверку выполнения заданий

Характеризуют камен-ный век, новые орудия труда, условия и образ жизни первобытных людей в период похоло-дания. Запоминают дату наступления ледникового периода. Находят ответы на вопросы в учебном

тексте

Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рас-суждений.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами; контролируют дейст-вия партнера

Работа с текстом, беседа по вопросам, рассказ

Расселение первобытных людей

Фронтальная.

Словесный, наглядный.

Рассказ учителя, работа с картой

Показывает по карте расселение

первобытных людей по холодным странам Европы и Азии, предлагает найти и показать самостоятельно в атласах места расселения

Читают карту с опо-рой на легенду; показы-вают по карте расселе-ние первобытных людей по холодным странам Европы и Азии

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

Работа с картой

Появление «человека

разумного».

Родовая община

Фронтальная.

Объяснительно-иллюстратив-ный. Рассказ

учителя, работа с картиной,

иллюстрациями, беседа

Рассказывает о появлении «человека

разумного» (40 тыс. лет назад).

Используя аппликации, картину «Родовая община», иллюстрации,

характеризует родовую общину как

новую форму человеческого коллектива

(см. Приложение 3). Предлагает

определить признаки родовой общины

Запоминают дату,

определяют отличите-льные черты «человека

разумного». Из рассказа учителя извлекают при-знаки родовой общины

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу

обучения.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из

прослушанного рассказа и иллюстративного материала

Беседа по вопросам

V. Закрепление

знаний и спосо-бов действий

Фронтальная.

Словесный, про-блемный. Беседа

 Почему древние люди не погибли

во время похолодания на Земле?

Перечислите основные причины.

 Почему только сплоченная группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей?

Рассказывают устно об исторических собы-тиях; раскрывают смысл, значения важ-нейших исторических понятий;

Познавательные: устанавли-вают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков.

Беседа по вопросам

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

характеристика основных видов деятельности

формируемые УУД

Форма контроля

 Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? А какие признаки выражает слово «родовая»?

излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий

Коммуникативные: формули-руют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания

VI. Рефлексия

Фронтальная.

Словесный. Беседа

 Какие цели, задачи стояли перед нами в начале урока?

 Смогли ли вы их достичь?

 Какой материал был трудным, непонятным?

 А что воспринималось легко?

 Попробуйте дать оценку уроку.

Отвечают на вопросы

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогно-зируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

VII. Информа-ция о домаш-нем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание. § 2, вопросы, термины, контурная карта. Индивидуальное сообщение о находках мамонтов на территории России (по учебнику и ресурсам Интернета). Задания 5-11 в рабочей тетради

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Сообщение, вопросы, термины, контурная карта, задания в рабочей тетради

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Приложение 1

         Самые древние следы использования огня человеком найдены в Восточной Африке на стоянке под названием Чесованджа. Археологические данные позволяют утверждать, что люди овладели огнем около полутора миллионов лет назад. Понадобился целый миллион лет, чтобы человек научился использовать огонь повсеместно и добывать его искусственным путем.

         Способы добычи огня различны. Изучено пять древних способов добычи огня: выскабливание (огневой плуг), выпиливание (огневая пила), высверливание (огневое сверло с разными вариантами), высекание, получение огня сжатым воздухом (огневой насос).

         Эти способы известны по этнографическим данным. Их удалось «подглядеть» в XIX веке у племен и народов, сохранявших образ жизни людей каменного века.

         И все-таки, умея добывать огонь, все племена предпочитали поддерживать в жилищах постоянный очаг.

ОВЛАДЕНИЕ ОГНЕМ

          «В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв!

         Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его красные зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости жили только около него. Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в глубине пещер. И вот теперь он мертв!» (Отрывок из книги Ж. Рони-Старшего «Борьба за огонь».)

         Комментарий текста.

         Люди огнем отпугивали хищников («его красные зубы защищали человека...»). Мясо, испеченное на угольях, было вкуснее и питательнее сырого («он извлекал из мяса вкусные запахи...»). Если длинное копье  рогатину  обжечь на огне, то оно станет тверже («...делал твердыми концы рогатин...»).

Приложение 2

ОРУДИЯ ТРУДА

         Каменный век  первый исторический период жизни человечества, выделяемый учеными, длившийся примерно два с половиной миллиона лет. Металл людям еще не был известен, и орудия труда изготавливались преимущественно из камня, дерева и кости. Поскольку этот период был очень продолжительным, то для удобства ученые выделяют в каменном веке три эпохи. Самая древняя  это палеолит (от лат. «древний камень»). За ней следует средняя  мезолит («средний камень»). И последняя, наиболее близкая к нам,  неолит («новый камень»). Продолжительность каменного века в различных областях и для разных народов была неодинаковой. Некоторые племена до наших дней остаются на стадии каменного века.

         Гарпун  метательное оружие, известное с конца палеолита. Состоял из древка, костяного навершия и наконечника (из кости, камня или металла), снабженного боковыми зубцами и соединенного с древком ремнем. При ударе наконечник отделяется от древка и остается в теле животного.

         Рубило  грубо обработанный с двух сторон кусок камня с заостренным концом и закругленным основанием. Одно из главных орудий раннего палеолита.

Приложение 3

         Родовая община  это основанное на кровнородственных связях и общности имущества объединение людей, ведущих совместное хозяйство.

В родовую общину могло входить несколько десятков человек, родственных друг другу. Люди жили в родовой общине не отдельными семьями, а все вместе  в одном или нескольких больших домах. Несколько родовых общин, живущих поблизости друг от друга, составляли племя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровье учителей и учащихся: здоровьесберегающий подход и здоровьесозидающая среда» учителя биологии ГБОУ гимназия № 209 Центрального района Санкт-Петербурга М.Н.Фурса.

Уже много говорить не хочется, а хочется много делать, чтобы здоровье наших учащихся, учителей давало возможность полноценной жизни , творчеству и труду, реализации способностей, планов. Знание причин...

Рабочая программа по географии 7 класс. Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа  по географии 7класс разработана для УМК классической линии к учебнику И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География материков и океанов», изд-ва «Дрофа». Прогр...

Рабочая программа " География, 8 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 8 класса ориентирована на использование учебника Бариновой И.И.«Природа России.»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабоча...

Рабочая программа " География, 9 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану...

Рабочая программа учебного курса «история» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна

Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «Ис...

Рабочая программа учебного курса «история» для 9 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна

Рабочая программа  конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она  рассчитана на 68 учебных часов (2 час...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ

Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Двуречья.Тип урока: комбинированный урок.Форма работы: ф...