Рабочая программа " География, 9 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Хамедова Елена Евгеньевна

Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство»  – М.: Дрофа, 2014г.


Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабочая программа для 9 классов предусматривает обучение в объеме 2 часа в неделю,  всего 68 часов в год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 446

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Согласовано»

Руководитель МО учителей

общественных наук

 гимназии № 446

_________ (Т.Е.Лев)

Протокол № ___ от

«____»___________2015 г.

«Рекомендована к использованию»

Решение педагогического совета ГБОУ гимназии №446

Протокол №___________ от

«____»___________2015 г.

 

«Утверждаю»

Директор гимназии № 446

__________ (И.А. Лев)

«___»______________2015 г.

Рабочая программа учебного предмета

«География»

для 9 класса

Составитель: учитель географии

ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Хамедова Елена Евгеньевна

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;
  • Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении   Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего  образования»;
  • Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект. –

2-еизд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. -75 с. (стандарты второго поколения);

  • Авторская программа по географии. 5-9 классы / Под редакцией И.В. Душиной, И.И.Бариновой, В.П.Дронова, В.И.Сиротина. - М.: Дрофа, 2014.
  • сборник серии «Новый образовательный стандарт» «Рабочие программы по географии» 6 – 11 классы автора-составителя Н.В.Болотниковой, Изд. «Глобус», 2010 год
  • Приказ № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Письмо Комитета по образованию от 10.06.2014 № 03-20-2419/14-0-0 «О направлении методических рекомендаций»;
  • Образовательная программа гимназии № 446;
  •      Учебный план гимназии № 446.

Курс «География России» изучается два года:
в 8-ом классе изучается физическая география «Природа России», а в 9-ом классе экономическая география «Население и хозяйство России». Эти два курса географии взаимно дополняют друг друга. Знания, полученные на уроках географии в 8-ом классе, являются дополнением при изучении географии в 9-ом классе.

Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство»  – М.: Дрофа, 2014г.


Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабочая программа для 9 классов предусматривает обучение в объеме 2 часа в неделю,  всего 68 часов в год.

 Главная цель курса «География России» — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.


  Цель курса 9 класса: Создать у учащихся целостное представление о своей Родине, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.

Задачи:

  • приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
  • изучение природно-ресурсного потенциала России;
  • анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;
  • изучение отраслевой структуры экономики России;
  • знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.
  • изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;
  • анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.

Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

                Предполагаемые результаты  освоения программы

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их
 индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по-знавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

                             Содержание учебного предмета

       Название разделов и тем

        Основное содержание

Введение

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России.

Раздел 1. Общая экономико-географическая характеристика Российской Федерации:

Тема 1. Население России

Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение стуктуры занятости населения. Проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Тема 2. Экономика Российской Федерации.

. Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа  хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства.

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география:

Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры.

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанцийций и факторы их размещения. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения.

Значение АПК в хозяйстве, состав АПК. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пмщевой и легкой промышленности.

Сфера услуг, здравоохронение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры.

Раздел 2. География крупных районов :

Тема1. Территориальная организация и районирование  России

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования

Тема 2. Западный макрорегион – Европейская Россия

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.

Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Тема 3.  Восточный макрорегион – Азиатская Россия

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток . Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.

Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Тема 4. Изучение своего региона

Роль Санкт-Петербурга в жизни страны. Экономико-географическое положение СПб и Ленинградской области. Отрасли специализации. Особенности развития С-Петербуржского региона на современном этапе. Экологические проблемы. Перспективы развития. Население и трудовые ресурсы С-Петербурга. Колпинский район. Современный уровень развития. Перспективы.

Раздел 3. Россия в Мире

Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Резерв-3часа

Всего-68асов.

                                     Контингент обучающихся.

Учащиеся 9-х классов с разноуровневой подготовкой.

Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

 В результате изучения географии ученик 9 класса должен
знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экoпроблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

 Описывать:

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

 Объяснять:

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

 Прогнозировать:

  1. возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Технологии и методики, используемые в процессе обучения

Методы обучения:

словесные - рассказ, беседа;

 наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;

практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

 

Технологии обучения:

дифференцированное,

 модульное,

проблемное

развивающее

 разноуровневое

классно-урочная технология обучения

 групповая технология обучения

 игровая технология (дидактическая игра) 

технология поиска информации

Программа проектно-исследовательской деятельности учащихся на     уроках географии.

Цель: 

развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основные задачи:

  • развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;
  • воспитание сознательного отношения к труду;
  • развитие навыков самостоятельной поисковой работы;
  • научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
  • приобретение детьми опыта сотрудничества с различными организациями при написании работы;
  • пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;
  • научить культуре работы с архивными публицистическими материалами.

Проекты по географии 9класс (на выбор учащихся):

1.Проблема рационального использования природопользования в России.

2.«На родине жар-птицы»

3.«Я - горожанин»

4.Дневник исследователя. «Великий Новгород».

5.Мини-проект по теме: 
 «Связь химической промышленности с пищевой» 

6. Исследовательский проект «Чистую воду – в каждый дом»

7. «Памятники всемирного культурного наследия на территории России»,

 8.«Создание экологической карты области»,

 9.«Этнические традиции народов Поволжья»

10.Проект телепередачи «Экспедиции Русского географического общества»;

11.«Научное значение путешествий русских землепроходцев в 16–17 вв.»

12. «Северный морской путь. История освоения, современное значение»

13.Разработка проекта “Золотой российский чернозём»

14.Исследовательский проект "Природные зоны в жизни людей"

15.«Моя малая Родина».

Предполагаемый результат проектно-исследовательской деятельности

Учащиеся должны знать: 

  • основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
  • структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.

Учащиеся должны уметь: 

  • формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
  • составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
  •  выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
  • определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
  • работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  •  выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
  •  рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;
  •  наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
  •  описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
  •  проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
  •  проводить измерения с помощью различных приборов;
  •  выполнять инструкции по технике безопасности;
  •  оформлять результаты исследования.

Учащиеся должны владеть понятиями: 

анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, закон, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, сравнение, теория, факт, эксперимент.

Критерии оценки проектной деятельности

Критерии

 Баллы

 10

20 

1. Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы.

 

 

 

2. Объем разработок и количество предлагаемых решений.

 

 

 

3. Реальность и практическая ценность.

 

 

 

4. Уровень самостоятельности.

 

 

 

5. Качество оформления продукта.

 

 

 

6. Оценка рецензентом.

 

 

 

7. Качество доклада.

 

 

 

8. Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме.

 

 

 

9. Проявление глубины и широты знаний по данному предмету.

 

 

 

10. Ответы на вопросы преподавателя.

 

 

 

11. Ответы на вопросы учащихся.

 

 

 

12. Оценка творческих способностей докладчика.

 

 

 

13. Субъективная оценка деловых качеств докладчика.

 

 

 

Итоговая оценка (балл)

180–220 – отлично; 120–175 – хорошо; 90–115 – удовлетворительно.

                         Тематическое планирование

урока

             Раздел и темы

Кол-во часов по плану

Фактически дано

В том числе

примечание

9-а

9-б

9-в

Пр/р

Контр.

работы

    Введение-                           2часа

1

Роль географической науки в решении практических задач страны. Источники географической информации.

1

2

Территория Р Ф. Физико-географическое и экономико-географическое положение страны. Государственные границы.

1

Пр/р №1

Раздел 1. Общая

экономико-

географическая                    27час.:

характеристика Р.Ф.

Тема 1. Население

Российской Федерации -    ( 8час.)

3

Этапы заселения территории России и формирование государства.

1

4

Изменение численности населения Земли и России. Демографические кризисы. Типы воспроизводства. Половозрастной состав населения России.

1

Пр/р№2

5

Миграции населения. Причины миграций, их виды. Направления миграционных потоков.

1

6

Расселение. Городское и сельское население. Плотность, Главная полоса расселения. Типы населенных пунктов.

1

7

Урбанизация. Различие городов по людности и функциям. Города РФ.

1

8

Трудовые ресурсы. Колличество и качество трудовых ресурсов, их роль в экономической жизни страны.

1

9

Этнический состав населения. География народов РФ. Религии. Административно-территориальное деление страны. Субьекты РФ.

1

10

Обобщение.

1

тест

Тема 2.Хозяйство Р.Ф.       ( 19час.)

11

Развитие хозяйства России. Переход к рыночной экономике.

1

12

Структура хозяйства России.Отраслевая и территориальная структура хозяйства, ее изменения.

1

Пр/р№3

13

Природные условия и ресурсы-основа отраслей первичного сектора. Рациональное природопользование.

1

14

Топливно-энергетический комплекс. Рамещение угольной, нефтяной и газовой промышленности.

1

Пр/р№4

15

Электроэнергетика. Типы эл/станций. Единая энергосистема

1

Пр/р№5

16

Черная и цветная металлургия. Металлургическое производство. Экологические проблемы.

1

17

География металлургии. Факторы, влияющие на размещение предприятий.

1

Пр/р№6

18

Лесная промышленность. Продукция. Целлюлозно-бумажное производство.

1

19

Химическая промышленность. Значение. Состав. Влияние на окружающую среду.

1

Пр/р №7

20

Машиностроение. Роль, состав, отраслевой состав.

1

21

География машиностроения. Факторы, влияющие на размещение предприятий.

1

22

Военно-промышленный комплекс. Роль. Перспективы развития.

1

23

Научный комплекс. Значение научных разработок и их внедрение в производство.

1

24

Сельское хозяйство. Отраслевой состав. Зональная специализация.

1

Пр/р №8

25

Агро-промышленный комплекс. Пищевая и легкая промышленность.

1

26

Инфраструктурный комплекс. Транспорт.Коммуникационные системы.

1

27

Виды транспорта. Проблемы. Перспективы.

1

Пр/р№9

28

Сфера обслуживания. Состав и роль.

1

29

Обобщение.

1

тест

Раздел 2. География

крупных

регионов России.                 32часа:

Тема 1. Районирование         (1ч)

30

Специализация территории. Географическое разделение труда. Экономическое районирование.

1

Тема 2. Западный

 макрорегион

-Европейская Россия           (16ч.)

31

Центральная России. Состав. ЭГП. Природные условия и ресурсы.

1

32

Центральная России. Хозяйство. Специализация.

1

Пр/р№10

33

Центральный экономический район-административный, научный, торгово-финансовый, культурный центр страны.

1

34

Центрально-черноземный район. Русские черноземы и гигант КМА, проблемы и перспективы развития.

1

35

Волго-Вятский район.Тяготение к Центральному району, Поволжью, Европейскому Северу.

1

36

Северо-Запад.Особая роль Санкт-Петербурга. Специализация.

1

Пр/р№11

37

Калининградская область. Особенности ЭГП. Специализация. Свободная экономическая зона.

1

38

Европейский Север. История освоения. Природное и культурное наследие.

1

39

Европейский Север.Специализация. Проблемы развития.

1

Пр/р№12

40

Северный Кавказ. ЭГП. Население. Национальный состав.

1

41

Северный Кавказ. Климатические ресурсы- основа с/х  и рекреационной специализации.

1

Пр/р№13

42

Поволжье. Волга-экономический стержень района. Специализация.

1

43

Поволжье. Население. Крупные города. Экологические проблемы.

1

44

Урал. Природные условия и ресурсы.

1

45

Современная специализация Урала. Пути развития. Экология.

1

Пр/р№

14

46

Обобщение. Западный макрорегион. Общие черты и перспективы развития.

1

тест

Тема 3. Восточный

макрорегион

–Азиатская часть                 ( 6ч.)

47

Восточный макрорегион. Природа, население и перспективы развития.

1

48

Западная Сибирь.Нефтегазоносное Приобье. Угольно-металлургический комплекс Кузбасса.

1

Пр/р№15

49

Восточная Сибирь. Природные и хозяйственные контрасты. Добывающие отрасли промышленности. Пути развития.

1

50

Дальний Восток. ЭГП. Специализация. Города.

1

Пр/р№16

51

Обобщение по теме "Восточный макрорегион"

1

тест

52

Обобщение и контроль знаний по теме «География крупных районов Р.Ф.»

1

К/Р

Тема 4. Изучение

своего региона                       ( 9ч.)

                                   

53

Роль Санкт-Петербурга в жизни страны.

1

54

Экономико-географическое (и транспортное) положение С-Пб и Лен.области.

1

Пр/р№17

55

Отрасли специализации С-Петербуржского региона

1

56

Особенности развития С-Петербуржского региона на современном этапе.

1

57

Экологические проблемы С-Петербурга и области.

1

58

Перспективы развития С-Петербуржского региона

1

59

Население С-Петербурга

1

60

Колпинский район. Современный уровень развития. Перспективы.

1

61

Обобщение по теме "Свой район"

1

Тест

Раздел 3. Россия в

Мире                                        4часа

62

Россия в мировой экономике. Россия в МГРТ.

1

63

Россия и ближнее зарубежье. Внешнеэкономические, политические и культурные связи России со странами ближнего зарубежья

1

Пр/р№18

64

Объекты мирового природного и культурного наследия России.

1

65

Обобщение за весь курс

1

Годовая К/Р

66

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ

1

67

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ

1

68

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ

1

 Итого: 68часов.

Контроль уровня обученности

 Форма контроля.

Тестовый контроль, проверочные работы, терминологические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная.письменная работа.

 

Практические работы:

Пр/р№1: работа с картой, определение особенностей ЭГП России и направлений изменения ГП во времени и пространстве.

Обозначение на к/к республик, автономных округов, автономных областей,  входящих в состав РФ

Пр/р№2: строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения

Пр/р№3:анализ картографических и статистических материалов, отражающих этапы социально-экономического развития России.

Пр/р№4: характеристика одного из районов добычи угля (нефти,газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов.

Пр/р№5: сравнительная характеристика разных видов электростанций. (Выявление преимуществ и недостатков)

Пр/р№6: составление характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим.Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.

Пр/р№7: выявление  факторов, влияющих на размещение предприятий химической промышленности. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам

Пр/р№8: определение по карте размещения отраслей АПК. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Пр/р№9: анализ технико-экономических и экологических характеристик различных видов транспорта.

Заполнение таблицы «Виды транспорта».

Пр/р№10: изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России

Пр/р№11: сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга

Пр/р№12: характеристика ТПК Европейского Севера

Пр/р№13: выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе

Пр/р№14: оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение пути решения экологических проблем

 Пр/р№15: характеристика ТПК Западной Сибири

Пр/р№16: сравнительная характеристика транспортной обеспеченности Восточной Сибири и ДВ.

 Пр/р№17: определение по картам ГП области, работа по к/к.

 Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов области

Пр/р№18: составление  характеристики внешнеэкономических, политических и культурных связей России со странами ближнего зарубежья на основе разнообразных источников географической информации

                            Критерии оценки устного ответа по географии:

Отметка"5" ставится, если ученик: 

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Отметка"4" ставится, если ученик: 

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить

самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

 6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; 9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

 11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Отметка"3" ставится, если ученик: 

 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

 10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

 

Отметка"2" ставится, если ученик: 

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

 

 Отметка"1" ставится, если ученик:

 

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежности в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленными и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
  2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. не приступал к выполнению работы;
  2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Учебно-методическое обеспечение программы

Для учащихся:

п/п

Автор

Название, класс

Год издания

Издательство

1.

Дронов В.П., Ром В.Я

Учебник «География России. Население и хозяйство»

2014

М.: Дрофа

2.

В.П.Дронов.

География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России.. 9 класс,

2015

М.: Дрофа

3.

Атлас.

География России. 8-9 класс.

2014

ФГУП «Омская картографическая фабрика»

Для учителя:

п/п

Автор

Название, класс

Год издания

Издательство

1.

Дронов В.П. -

Методическое пособие, 8-9 кл

2010.

М.: Дрофа,

2.

БеньковиТ.М

Опорные конспекты в обучении географии России: 8-9

1997.

М.: Просвещение

3.

Воробцова Т.П. - -

Поурочные планы 9 кл. (по уч. В.Л. Дронова)

2013.

Волгоград: Учитель-АСТ,

4.

Перепечеева Н.Н.

Нестандартные уроки, 8–9 кл.

2004

Волгоград: Учитель-АСТ

5.

Баринова И.И.

Дидактич. материалы по геогр. России. 8-9кл.

 2011.

М.: Просвещение,

6.

Арефьев И.П.

Экономика России в опорных схемах и таблицах

2010.

М.: НЦ  ЭНАС,

7.

Современный урок географии: 8-9 кл.

2009.

М.: Школьная пресса,

 

 Контрольно-измерительные материалы:

п/п

Автор

Название, класс

Год издания

Издательство

1.

Летягин А.А.

Тесты: 8-9 кл.

2010.

М.: Аквариум

2.

Элькин Г.Н. –

Тесты, 8-9 кл.

2010.

СПб.: Паритет

3.

Монакова Г.Г., Яковлева Н.В.

Олимпиадные задания по географии. 9-11 кл.

2009.

Волгоград: Учитель,

4.

Моргунова А.Б.

Олимпиадные задания по географии, 9 кл.

2006.

Волгоград: Учитель,

5.

Лисенкова Г.Я. -

Разноуровневые практич. работы: 9 кл.-

2004

М.:Дрофа,

6.

Пятунин В.Б.

Новые контрольные и проверочные работы по географии 8-9кл.

2010

М.:Дрофа,

7

Сиротин В.И.

Тесты для итогового контроля. 8-9кл.

2013

М.:Дрофа,

8

Дюкова С.Е,

               

Тематический контроль по географии

2012  

М.: Интеллект –Центр

9

Евдокимов В.И

Сборник заданий и упражнений по географии

2010

М.: Экзамен,

10

Перлов Л.Е

Дидактические карточки – задания по географии

2014

 М.: Экзамен ,

11.

Амбарцумова Э.М. и др.

География. Тематические тренировочные задания. 9 класс.

2014

http//www.alleng,ru/d/gtjg/geo032

Электронные издания, Интернет-ресурсы

1. Мультимедийная программа: География 8-9 классы. География России.

 2.География: 9 класс, «1С»

3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии 9 класс»

4.terrus.ru - Сайт "Территориальное устройство России"

5.geo2000.nm.ru - Cайт ГЕОГРАФИЯ".

6.geo.1september.ru  - сайт "Я иду на урок географии" 

7. georus.by.ru - "География России".

8.afromberg.narod.ru - сайт Электронные уроки                 

9.htth://nanion.geoman.ru/ - Народы мира –

политико- этнографический  справочник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования-  Примерной учебной  программы основного общего образо...

Рабочая программа по географии 7 класс. Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа  по географии 7класс разработана для УМК классической линии к учебнику И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География материков и океанов», изд-ва «Дрофа». Прогр...

Рабочая программа " География, 8 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 8 класса ориентирована на использование учебника Бариновой И.И.«Природа России.»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабоча...

Статья "Формирование самостоятельности учащихся на уроках географии" Автор: Хамедова Елена Евгеньевна, учитель географии ГБОУ гимназия № 446

Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса.В статье приводятся примеры самостоятельной работы с учебником и картами на разны...

Рабочая программа учебного курса «история» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна

Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «Ис...

Рабочая программа учебного курса «история» для 9 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна

Рабочая программа  конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она  рассчитана на 68 учебных часов (2 час...

Методическая система учителя химии ГБОУ Гимназии №261 г.Санкт-Петербурга Сечиной Н.Н."Формирование универсальных учебных умений учащихся на уроках химии"

Химия - предмет, который позволяет формировать мировоззрение и научную картину мира на протяжении всех четырех лет обучения. Вместе с этим в своей педагогической деятельности я занимаюсь формированием...