Статья "Формирование самостоятельности учащихся на уроках географии" Автор: Хамедова Елена Евгеньевна, учитель географии ГБОУ гимназия № 446
статья по географии

Хамедова Елена Евгеньевна

Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса.

В статье приводятся примеры самостоятельной работы с учебником и картами на разных этапах урока и при подготовке домашнего задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование самостоятельности учащихся на уроках географии.

Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса.

Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

 Целью Государственной программы развития образования является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики. Существенным качеством новой парадигмы образования является переход от механического заучивания к самостоятельности мышления.

Современному учителю важно знать, какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи.

Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

 Сегодня остро встаёт необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.

 Самостоятельная работа представляет собой особый вид учебной деятельности применяется на уроке на различных его этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний и формировании определённых навыков и умений; при обобщении и систематизации знаний.

 Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А именно – наблюдения, выводы, творческое применение знаний.

Самостоятельность - это качество личности; это деятельность: волевая, интеллектуальная и практическая; это выход к творческим силам детской души.

 

ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Формирование системы географических знаний, умений и навыков. 2ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Формировании самостоятельности, навыков учебного труда. 3.РАЗВИВАЮЩИЕ: Формирование приемов умственной деятельности

СТРУКТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

 В структуру самостоятельной работы включают три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов.

 Эту структуру учащиеся должны знать и уметь применять на практике.

На первом этапе предполагается совместная работа учителя и ученика по алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определённого действия:

  1. выполнение воспроизводящих самостоятельных работ по образцу;
  2. выполнение конструктивных самостоятельных работ (воспроизведение не просто знаний, а структуры знаний в целом, расширение сферы их применения, собственные выводы, достижение уровня продуктивной деятельности);
  3.  выполнение эвристических работ (разрешение проблемных ситуаций, создаваемых учителем, приобретение опыта поисковой деятельности, овладение элементами творчества);
  4. выполнение исследовательских работ, приобретение опыта высказывания собственных суждений, умения оценивания на основе анализа.

На втором этапе возможна полная самостоятельность (видение и формирование проблем в заданной ситуации, выдвижение гипотез их решения, разработка программы реализации, реализация, результат, рефлексия).

Постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности приведёт к возможности выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и в последующем выполнении домашнего задания, а также к готовности к работе в библиотеке. Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем.

Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

 При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов:

1. по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие);

 2. по оформлению ответов (устно и письменно, схематически и практически);

3. по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);

4. по месту выполнения (на уроке, вне урока);

5.по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик).

 

В результате правильно организованной самостоятельной работы происходит осознание учащимися результатов своих достижений.

Группировка учащихся всегда должна быть гибкой (нельзя постоянно группировать сильных и слабых).

 Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются в классе.

Индивидуально проработанный материал можно обсудить в парах, в общеклассной фронтальной беседе; опережающее индивидуальное творческое задание можно предложить для рецензирования с последующим обсуждением в группах или всем классом; общее групповое задание делится на индивидуальные, итоги которого обсуждаются группой или всем классом вместе с учителем.

 И домашняя работа действительно может стать самостоятельной.

 ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ:

1.РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

2.РАБОТА С КАРТОЙ

3. ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦ

4. ДОКЛАДЫ- СООБЩЕНИЯ

5. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПОКАЗАЛ :

1. Снижение страха перед неудачей, перед возможным критическим замечанием.

2. Появления у школьников уверенности в себе, в своих возможностях.

 3. Формирования привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению.

4. Развития способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике.

5. Развития такой формы самосознания, которая приводит к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также к поиску их творческого решения.

6. Развития творческого воображения у школьников.

7. Повышения активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характера.

 8. Достижения высокого уровня развития личности ученика.

Таким образом, самостоятельная работа учащихся является одной из важнейших функций учителя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими каждый ученик должен самостоятельно.

 Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

 Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

 Объектом изучения является самостоятельная деятельность школьника, а предметом – условия ее реализации.

 И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Примеры самостоятельной работы на уроках географии

Учебник по географии — один из основных источнитков географических знаний. Существует несколько приемов работы с учебником:

сравнение новых знаний со старыми; выделение в парагрофе главного;

умение составлять тезисы и план прочитанного (устный или письменный) ; конспектирование прочитанного текста;

 составление схем, таблиц по тексту учебника;

написание рефератов и дакладов на основе текста учебника и научно- популярной литературы;

 работа с рисунками учебника;

самостоятельная работа с заданиями учебника;выписывание из текста причин географических явлений и следствий,обусловленных этими причинами,при этом школьники обучаются установлению прямых и обратных связей.

 Эти приемы в практике своей работы применяю на различных этапах ведения урока. Так, выделение главного в тексте, сопоставление новых знаний со старыми, составление плана прочитанного чаще применяю в начале урока, работа с рисунками, вопросами и заданиями учебника — после опроса, а подготовка рефератов, докладов, самостоятельное вычерчивание таблиц и схем — в домашних условиях.

Приведу примеры применения этих приемов.

Предлагаю ученикам прочитать в учебнике 6 класса «Изменение равнин под влиянием ветра» и пересказать вслух основные его положения. С помощью вопросов выясняю, что нового они узнали из прочитанного текста. Выделение в тексте главных положений формирует у школьников умение находить и выделять главное в тексте.

 Этот прием широко применяю во всех классах.

Но начинать его формирование желательно уже в младших классах.

Так в 6 классе методика приема такова: ученики самостоятельно читают предложенный текст в учебнике, осмысливают его, выписывают главное, затем рассказывают.

Например, при изучении темы «Атмосфера» учащиеся выделяют такие смысловые части в тексте параграфа:1) понятие «атмосфера» и ее значение для жизнедеятельности живых организмов; 2) строение атмосферы и ее изучение; 3) борьба с загрязнением атмосферы. Первые две части учащиеся сравнительно легко выделяют и довольно правильно объясняют. Им помогает в этом рисунок «строение атмосферы» в учебнике.

Третью часть выделяют как правило не все учащиеся.

 Предлагаю еще раз просмотреть материал параграфа и отметить то, что сказано в нем об охране окружающей среды.

Таким образом учащиеся с помощью учителя выделяют и третью часть.

Бывает, что, прочитав параграф, учащиеся не все понимают.

В таких случаях предлагаю выделить эти места в тексте.

Затем прошу тех учащихся, которые разобрались с данным вопросом, разъяснить его или делаю это сама.

Умение составлять план и тезисы прочитанного материала. Эти два приема известны всем учителям географии.

Так при изучении Канады в 11 классе учащиеся самостоятельно читают текст учебника, а потом составляют тезисы .

Темы «Германия». «Япония» предлагаю самостоятельно законспектировать.

В 8 классе при изучении нового материала часто предлагаю составлять план прочитанного текста учебника.

Этот прием используется с целью систематизации знаний учащихся.

При изучении географии промышленности, сельского хозяйства, транспорта России предлагаю вычерчивать схемы или таблицы, используя статистические данные.

Важна работа с рисунками, схемами, таблицами и заданиями учебника.

Так, изучая вулканы в 6 классе предлагаю рассмотреть рисунки в учебнике и даю такое задание: «Определить принципы извержений вулканов».

Учащиеся самостоятельно пытаются доказать причины извержений. Если же они затрудняются это сделать, предлагаю им найти ответ на этот вопрос в учебнике или даю его сама.

Такая работа активизирует умственную деятельность учащихся, формирует навыки понимания иллюстраций.

Учебники по географии содержат вопросы и задания для закрепления знаний, проверки домашнего задания .

Самостоятельная работа с картой.

При организации самостоятельной работы с картой следует учитывать возрастные особенности учащихся.

Формирование приемов самостоятельной работы с учебными картами продолжается в течение всех лет обучения, но большее внимание желательно уделять этому в 6 классе. Каждый прием самостоятельной работы должен сопровождаться рекомендациями, указаниями, советами учителя.

 Применять приемы самостоятельной учебной работы с картой можно на разных этапах проведения урока.

Важна работа на уроках географии с контурной картой.

Задания по работе с контурной картой трудоемки по времени, дидактическая ценность их ограничена закреплением пространственных представлений и целью обучить учащихся элементарному картографированию природных и хозяйственных объектов и явлений на уже готовой основе карты.

Использую следующие виды работы с контурной картой:

 1.Цифровое оформление(все необходимые объекты записаны на доске с указанием порядкового номера. Учащиеся расставляют в контурной карте цифры, характеризующие географическое положение объекта).

2. Работа с заготовленным контуром (на контурной карте расставлены цифры. Учащимся необходимо записать географические объекты, соответствующие этим цифрам). 3.Проверка знаний номенклатуры устно по контурной карте: учитель называет объект, а ученик показывает район его размещения; учитель показывает определенный район, а ученик называет объект.

4.Географический диктант (учитель называет географический объект, а учащиеся подписывают его наизусть при закрытом атласе)

Использование приемов работы с учебником и картами атласа дает большие возможности учителю развивать познавательную самостоятельность учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота." 8 класс. Автор: Хамедова Елена Евгеньевна, учитель географии гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Цель урока:·        расширить и углубить знания об озёрах России и происхождении озёрных котловин, о болотах, подземных водах, ледниках, многолетней мерзлоте....

Рабочая программа по географии 7 класс. Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа  по географии 7класс разработана для УМК классической линии к учебнику И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География материков и океанов», изд-ва «Дрофа». Прогр...

Рабочая программа " География, 8 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 8 класса ориентирована на использование учебника Бариновой И.И.«Природа России.»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабоча...

Рабочая программа " География, 9 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану...

Статья «Применение технологии разноуровнего обучения на уроках географии». Учитель географии гимназии №446 Хамедова Елена Евгеньевна

Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации.Обучение принято считать дифференцированным, если в его проце...

Презентация "Как древние люди представляли себе Вселенную". Автор: Хамедова Елена Евгеньевна

Предлагаемая презентация создана как изобразительный ряд к уроку географии в 5 классе "Как древние люди представляли себе Вселенную" в  помощь обучаемому целостно воспринимать предлагае...

Статья "Классификация методов обучения географии в условиях внедрения ФГОС". Учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Хамедова Е.Е.

С учётом  требований ФГОС ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий (способов деятельности) учащихся. Новые задачи реша...