Рабочая программа " География, 8 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Хамедова Елена Евгеньевна

Рабочая программа 8 класса ориентирована на использование учебника Бариновой И.И.«Природа России.»  – М.: Дрофа, 2014г.
Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабочая программа для 8 классов предусматривает обучение в объеме 2 часа в неделю,  всего 68 часов в год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 446

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Согласовано»

Руководитель МО учителей

общественных наук

 гимназии № 446

_________ (Т.Е.Лев)

Протокол № ___ от

«____»___________2015 г.

«Рекомендована к использованию»

Решение педагогического совета ГБОУ гимназии №446

Протокол №___________ от

«____»___________2015 г.

 

«Утверждаю»

Директор гимназии № 446

__________ (И.А. Лев)

«___»______________2015 г.

Рабочая программа учебного предмета

«География»

для 8 класса

Составитель: учитель географии

ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Хамедова Елена Евгеньевна

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;
  • Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении   Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего  образования»;
  • Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект. –

2-еизд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. -75 с. (стандарты второго поколения);

  • Авторская программа по географии. 5-9 классы / Под редакцией И.В. Душиной, И.И.Бариновой, В.П.Дронова, В.И.Сиротина. - М.: Дрофа, 2014.
  • сборник серии «Новый образовательный стандарт» «Рабочие программы по географии» 6 – 11 классы автора-составителя Н.В.Болотниковой, Изд. «Глобус», 2010 год
  • Приказ № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Письмо Комитета по образованию от 10.06.2014 № 03-20-2419/14-0-0 «О направлении методических рекомендаций»;
  • Образовательная программа гимназии № 446;
  •      Учебный план гимназии № 446.

Курс «География России» изучается два года:
в 8-ом классе изучается физическая география «Природа России», а в 9-ом классе экономическая география «Население и хозяйство России». Эти два курса географии взаимно дополняют друг друга. Знания, полученные на уроках географии в 8-ом классе, являются дополнением при изучении географии в 9-ом классе.

Рабочая программа 8класса ориентирована на использование учебника Бариновой И.И.«Природа России.»  – М.: Дрофа, 2014г.
Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабочая программа для 8 классов предусматривает обучение в объеме 2 часа в неделю,  всего 68 часов в год.

 Главная цель курса «География России» — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

 Цель курса 8 класса: создать у учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов.
Задачи,  решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России, о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Предполагаемые результаты  освоения программы

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

- российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;

- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

- эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия народов России.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- ставить учебные задачи;

- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

- оценивать свою работу в сравнении с соответствующими требованиями;

- классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- систематизировать информацию;

- формулировать проблемные проблемы, искать пути решения проблемной ситуации;

- владеть навыками анализа и синтеза;

- искать и отбирать необходимые источники информации;

- представлять информацию в различных формах и видах;

- использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и  передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий  и сети Интернет;

- работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой;

- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

- создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

- составлять рецензии, аннотации;

- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

- вести дискуссию, диалог;

- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

       

Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.

- работать с разными источниками географической информации;

- определять географическое положение России, показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

- определять поясное время.

- объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;

- объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

- вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
- применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

- соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

Содержание учебного предмета

Название разделов и тем

Основное содержание

Введение        

Источники географической информации.

 Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения России. Часовые пояса.

Раздел 1.Особенности природы и природные ресурсы.

Тема 1. Рельеф и недра России

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землятресений и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы и проблемы их рационального использования.

Тема 2. Климат и климатические ресурсы

Факторы формирования климата. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Сезонность климата, чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические условия.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход,  годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота.

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения.

Тема 5. Растительность и животный мир

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России.

Раздел 2. Природные комплексы России.

Тема 1. Природное районирование

Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как природный комплекс; взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.

Тема 2. Природа регионов России

Природные регионы России. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав природных районов России. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие районов. Историко-географические этапы развития районов. Специфика природы районов, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность населения.

Раздел 3.Человек и природа.                                             

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Экологическая ситуация в России.

Раздел 4.  География своей области. 

Особенности географического положения Ленинградской области. Влияние географического положения на жизнедеятельность населения. История географического познания территории области. Особенности строения земной коры на территории  Ленинградской области. Минерально-сырьевая база. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры. Основные формы и типы рельефа Ленинградской области. Влияние на рельеф строения земной коры и экзогенных процессов. Факторы, определяющие особенности климата. Закономерности распределения основных элементов климата на территории Ленинградской области. Неблагоприятные метеорологические условия. Климат города. Влияние климата на жизнь и деятельность населения. Агроклиматические ресурсы. Загрязнение атмосферного воздуха. Зональные типы почв. Мелиорация земель Ленинградской области. Почвенные и земельные ресурсы, их экологическое состояние. Охрана почв.

Всего-68часов.

                                     Контингент обучающихся.

Учащиеся 8-х классов с разноуровневой подготовкой.

        Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

знать/понимать 

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1.  выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;
  • основные средства и методы получения географической информации:
  • субъекты Российской Федерации;
  • пограничные государств;
  • особенности   географического  положения,   размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
  • границы часовых поясов:
  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
  • климатообразующие факторы, особенности  погоды в циклонах и антициклонах;
  • распределение рек страны  по бассейнам  океанов;
  • основные  области  современного  оледенения  и крупные ледники:
  • зональные   типы   почв,   их   главные   свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
  • важнейшие   природные объекты страны,    в   том   числе   центры:    рекреационные, культурно-исторические;  
  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
  • районы, подверженные воздействию стихийных природных   явлений   (засухи,   наводнения,   сели, землетрясения и т. д.);
  • экологически неблагополучные районы России:
  • маршруты и территории  первооткрывателей и исследователей территории России.

Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;
  • разницу в поясном времени территорий;
  • погоду по синоптической карте;
  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

Описывать:

  • географическое  положение   страны,   отдельных регионов и географических объектов;
  • образы    природных объектов,    
  • особенности природных зон.

Объяснять:

  • роль   географических   знаний   в   решении   социально-экономических,   экологических   проблем
  • страны;
  • влияние географического положения на особенности природы и жизни населения России;
  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
  • как составляют прогноз погоды;
  • распространение    многолетней    мерзлоты,    ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
  • почвообразовательные    процессы,    особенности растительного и животного мира природных зон;
  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
  • разнообразие природных комплексов на территории страны;
  • особенности природы  отдельных регионов;
  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
  • причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
  • особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
  • объяснять   причины   географических   явлений на  основе   применения   понятий:   «геологическое летоисчисление»;  «циклон», «антициклон»,  «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»;

Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;
  • экологическую ситуацию в стране, регионе
  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

Технологии и методики, используемые в процессе обучения

Методы обучения:

словесные - рассказ, беседа;

 наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;

практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Технологии обучения:

дифференцированное,

 модульное,

проблемное,

развивающее,

 разноуровневое,

классно-урочная технология обучения,

 групповая технология обучения,

 игровая технология (дидактическая игра),

технология поиска информации.

Программа проектно-исследовательской деятельности учащихся на     уроках географии.

Цель: 

развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основные задачи:

  • развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;
  • воспитание сознательного отношения к труду;
  • развитие навыков самостоятельной поисковой работы;
  • научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
  • приобретение детьми опыта сотрудничества с различными организациями при написании работы;
  • пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;
  • научить культуре работы с архивными публицистическими материалами.

Проекты по географии 9класс (на выбор учащихся):

1.Проект телепередачи «Экспедиции Русского географического общества»;

2.«Научное значение путешествий русских землепроходцев в 16–17 вв.»

3. «Северный морской путь. История освоения, современное значение»

4.Разработка проекта “Золотой российский чернозём»

5. «Метеослужба в России. От основания до наших дней.»

6.Изучение  условий образования соленых озер юга России

(на примере озер Баскунчак и Эльтон)

7.«Путешествие по заповедникам России»(экскурсионный проект)

8.Исследовательский проект "Природные зоны в жизни людей"

9.Создание карты с кратким описанием природных уникумов «Памятники  Всемирного наследия в стране»

10.Туристический проект «Круиз по Дальнему Востоку».

11.Конкурс презентаций: "Жемчужина Восточной Сибири - озеро Байкал".

12.«Моя малая Родина».

13.«У природы нет плохой погоды…»

Предполагаемый результат проектно-исследовательской деятельности

Учащиеся должны знать: 

  • основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
  • структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.

Учащиеся должны уметь: 

  • формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
  • составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
  •  выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
  • определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
  • работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  •  выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
  •  рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;
  •  наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
  •  описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
  •  проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
  •  проводить измерения с помощью различных приборов;
  •  выполнять инструкции по технике безопасности;
  •  оформлять результаты исследования.

Учащиеся должны владеть понятиями: 

анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, закон, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, сравнение, теория, факт, эксперимент.

Критерии оценки проектной деятельности

Критерии

 Баллы

 10

20 

1. Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы.

 

 

 

2. Объем разработок и количество предлагаемых решений.

 

 

 

3. Реальность и практическая ценность.

 

 

 

4. Уровень самостоятельности.

 

 

 

5. Качество оформления продукта.

 

 

 

6. Оценка рецензентом.

 

 

 

7. Качество доклада.

 

 

 

8. Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме.

 

 

 

9. Проявление глубины и широты знаний по данному предмету.

 

 

 

10. Ответы на вопросы преподавателя.

 

 

 

11. Ответы на вопросы учащихся.

 

 

 

12. Оценка творческих способностей докладчика.

 

 

 

13. Субъективная оценка деловых качеств докладчика.

 

 

 

Итоговая оценка (балл)

180–220 – отлично; 120–175 – хорошо; 90–115 – удовлетворительно.

Тематическое планирование

п/п

    Раздел и темы

Кол-во часов по плану

Фактически дано

В том числе

Примечание

8-а

8-б

8-в

Пр/р

К/Р

                Введение-               6часов        

1

Что изучает география России Источники географической информации.

1

2

Географическое положение России.

1

Пр/1

3

Моря, омывающие территорию России.

1

4

Россия на карте часовых поясов

1

П/р2

5

История освоения и изучения территории России.

1

6

Современные исследования территории России.

1

Раздел 1. Особенности

 Природы и природные      

ресурсы.                                 22час.:

Тема 1. Рельеф                      (6час.)                                                                   

7      

Особенности рельефа России          

1

8

Связь тектонического строения с современным рельефом.

1

П/р3

9

Геологическое строение территории России

1

10

Минеральные ресурсы России.

1

11

Развитие форм рельефа.

1

12

Обобщение по теме "Рельеф"

1

Геогр.диктант

Тема 2. Климат и

климатические ресурсы     (5час.)                

13

Климат России. Климатообразующие факторы.

1

14

Распределение тепла и влаги по территории России.

1

П/р4

15

Типы климатов России.

1

П/р5

16

Климат и человек.

1

17

Итоговый урок по теме "Климат"

1

Тема 3. Внутренние воды

и водные ресурсы               (4часа) 

18

Внутренние воды России. Реки.

1

П/р6

19

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

1

20

Водные ресурсы России.

1

21

Обобщение по теме "Внутренние воды и водные ресурсы"

1

Тест

Тема 4. Почвы почвенные

ресурсы                                 (3часа)                    

22

Почвы и их разнообразие.

1

23

Типы почв России.

1

П/р7

24

Почвенные ресурсы России.

1

Тема 5. Растительный и

животный мир.

Биологические ресурсы     (4часа)        

25

Растительный и животный  мир России.

1

26

Биологические ресурсы России. Охрана природы.

1

27

Природно-ресурсный потенциал России.

1

28

Обобщение по теме "Природа России"

1

Раздел 2. Природные

комплексы России              29час.:

Тема 1. Природное

Районирование                    (6час.)                                     

29

Природное районирование России.

1

30

Моря как крупные ПК России.

1

31

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра.

1

32

Лесные зоны

1

33

Безлесные зоны на юге России.

1

34

Высотная поясность. Обобщение.

1

Тест

Тема 2. Природа регионов(23час.)

35

Русская (Восточно-Европейская)

равнина.

1

36

Природные комплексы Русской равнины.

1

П/р8

37

Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их рационального использования.

1

38

Северный Кавказ.

1

39

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

40

Урал - каменный пояс земли русской.

1

41

Природа Урала.

1

42

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала

1

43

Размещение природных ресурсов по европейской территории России и возможности их использования.

1

44

Обобщение по теме "ПК Европейской части России".

1

Тест

45

Западная Сибирь. Особенности природы.

1

46

Природные ресурсы Западной Сибири.

1

47

Условия работы и быта человека в Западной Сибири

1

П/р9

48

. Восточная

Сибирь: величие и суровость природы.

1

49

Восточная

1

49

Природные комплексы Восточной Сибири.

1

50

Что в имени твоем, Байкал?

1

51

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

1

52

Обобщение по теме "Западная и Восточная Сибирь".

1

53

Дальний Восток - край контрастов.

1

54

Природные комплексы Дальнего Востока.

1

55

Природные ресурсы Дальнего Востока

1

56

Обобщение по теме "Дальний Восток".

1

Тест

Раздел 3.Человек и

природа.                                  4часа.                                             

57

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

1

58

Антропогенное воздействие на природу.

1

59

Рациональное пиродопользование

 Экологическая ситуация в России.

1

П/р

10

60

Обобщение по теме "Человек и природа"

1

Раздел 4.  География

 своей области.                      6часов.                                               

61

Географическое положение Санкт - Петербурга и Ленинградской области.

1

62

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Лен.области.

1

63

Климат и внутренние воды. Почвы Лен. области.

1

64

Растительный и животный мир  Лен. области.

1

65

Экологические проблемы  Лен. области.

1

66

Колпинский район Санкт-Петербурга

1

67

Обобщение за весь курс

1

Тест

68

Резервный урок

1

        Итого: 68часов

Контроль уровня обученности

 Форма контроля.

Тестовый контроль, проверочные работы, терминологические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная.письменная работа.

      Оценочные практические работы:

  1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
  2. Определение поясного времени для разных пунктов России.
  3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
  4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
  5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
  6. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования.
  7. Характеристика основных типов почв России и оценка их качества.
  8. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе общегеографических и тематических карт.
  9. Характеристика условий работы и человека в экстремальных условиях.
  10. Оценка экологической ситуации России.

Критерии оценки устного ответа по географии:

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
  2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. не приступал к выполнению работы;
  2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Учебно-методическое обеспечение программы

Для учащихся

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издания

Издательство

1.

И.И.Баринова.

Учебник «Природа России», 8 класс

2014

М.: Дрофа

2.

И.И.Баринова

География. «Природа России. Рабочая тетрадь», 8 класс

2015.

М.: Дрофа,

3.

Атлас. География России.. 8-9 класс.

2015.

ФГУП «Омская картографическая фабрика»,

Для учителя:

п/п

Автор

Название, класс

Год издания

Издательство

1.

Дронов В.П. -

Методическое пособие, 8-9 кл

2003.

М.: Дрофа,

2.

БеньковиТ.М

Опорные конспекты в обучении географии России: 8-9

1997.

М.: Просвещение

3.

Перепечеева Н.Н.

Нестандартные уроки, 8–9 кл.

2004

Волгоград: Учитель-АСТ

5.

Баринова И.И.

Дидактич. материалы по геогр. России. 8-9кл.

 2002.

М.: Просвещение,

6.

Маерова Н.Ю.

Уроки географии.8-9кл.

2006.

М.: Дрофа,

7.

Баринова И.И.

Современный урок географии: 8-9 кл.

2014.

М.: Школьная пресса,

9.

Е. А. Жижина.

Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.-

2014

М. : «ВАКО»,

10.

О.В. Антушева.

География России. Природа. Поурочные разработки. 8 класс.

2007

Волгоград: «Учитель»,

Контрольно-измерительные материалы:

п/п

Автор

Название, класс

Год издания

Издательство

1.

Летягин А.А.

Тесты: 8-9 кл.

2010.

М.: Аквариум

2.

Элькин Г.Н. –

Тесты, 8-9 кл.

2010.

СПб.: Паритет

3.

Монакова Г.Г., Яковлева Н.В.

Олимпиадные задания по географии.8- 9кл

2009.

Волгоград: Учитель,

4.

Моргунова А.Б.

Олимпиадные задания по географии, 8кл.

2006.

Волгоград: Учитель,

5.

Лисенкова Г.Я. -

Разноуровневые практич. работы:8- 9 кл.-

2004

М.:Дрофа,

6.

Пятунин Б.Б.

Новые контрольные и провеоочные работы по географии 8-9кл.

2010

М.:Дрофа,

7.

Сиротин В.И.

Тесты для итогового контроля. 8-9кл.

2013

М.:Дрофа,

8.

Дюкова С.Е,

               

Тематический контроль по географии

2012  

М.: Интеллект –Центр

9.

Евдокимов В.И

Сборник заданий и упражнений по географии

2010

М.: Экзамен,

10.

Перлов Л.Е

Дидактические карточки – задания по географии

2014

 М.: Экзамен ,

11.

Амбарцумова Э.М. и др.

География. Тематические тренировочные задания. 8 класс.

2010

http//www.alleng,ru/d/gtjg/geo032

Электронные издания, Интернет-ресурсы

                      1. Мультимедийная программа: География 8-9 классы. География России.

                   2.География: 8 класс, «1С»

                      3. Уроки географии (Кирилла и Мефодия)

                      4.terrus.ru - Сайт "Территориальное устройство России"

                   5.geo2000.nm.ru - Cайт ГЕОГРАФИЯ".

                   6.geo.1september.ru  - сайт "Я иду на урок географии" 

                   7. georus.by.ru - "География России".

                         8.afromberg.narod.ru - сайт Электронные уроки (частично), практические

                          работы, справочные материалы

                         9.htth://nanion.geoman.ru/ - Народы мира –

                          политико- этнографический  справочник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования-  Примерной учебной  программы основного общего образо...

Рабочая программа по географии 7 класс. Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа  по географии 7класс разработана для УМК классической линии к учебнику И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География материков и океанов», изд-ва «Дрофа». Прогр...

Статья "Формирование самостоятельности учащихся на уроках географии" Автор: Хамедова Елена Евгеньевна, учитель географии ГБОУ гимназия № 446

Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса.В статье приводятся примеры самостоятельной работы с учебником и картами на разны...

Рабочая программа " География, 9 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану...

Рабочая программа учебного курса «история» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна

Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «Ис...

Рабочая программа учебного курса «история» для 9 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна

Рабочая программа  конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она  рассчитана на 68 учебных часов (2 час...

Методическая система учителя химии ГБОУ Гимназии №261 г.Санкт-Петербурга Сечиной Н.Н."Формирование универсальных учебных умений учащихся на уроках химии"

Химия - предмет, который позволяет формировать мировоззрение и научную картину мира на протяжении всех четырех лет обучения. Вместе с этим в своей педагогической деятельности я занимаюсь формированием...