«Здоровье учителей и учащихся: здоровьесберегающий подход и здоровьесозидающая среда» учителя биологии ГБОУ гимназия № 209 Центрального района Санкт-Петербурга М.Н.Фурса.
статья по биологии (5 класс) по теме

Фурса Марина Николаевна

Уже много говорить не хочется, а хочется много делать, чтобы здоровье наших учащихся, учителей давало возможность полноценной жизни , творчеству и труду, реализации способностей, планов. Знание причин  и условий ухудшения состояния здоровья должно помочь в оценке ситуации и формировании действенных мер по улучшению ситуации. И на переднем крае оказываемся мы - учителя биологии, дающие знания по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ), анатомии и физиологии, а значит формируем целый комплекс навыков и умений, мировоззрение на свой личный образ жизни, ведь ответственность за здоровье лежит прежде всего на тебе самом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_ot_4_04_13.doc582 КБ

Предварительный просмотр:

                               Выступление на педсовете от 2.04.2013 г.

«Здоровье учителей и учащихся: здоровьесберегающий подход и здоровьесозидающая среда» учителя биологии ГБОУ гимназия № 209 Центрального района Санкт-Петербурга М.Н.Фурса.

                                                   Тезисы выступления:

1. Формула здоровья: на 45-55% здоровье определяется образом жизни, поэтому очень важно формировать у учащихся, их родителей и у учителей принципы здорового образа жизни (ЗОЖ).

2. Анализ анкетирования учащихся 5-х – 11-х классов: участвовало 252 учащихся, анкеты продемонстрировали, что наши учащиеся в большинстве своем имеют представление о ЗОЖ и претворяют его в жизнь, о вредных привычках, о необходимости занятий спортом, об ответственности за свое здоровье.  

АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ  5-х – 11-х классов:

5-е классы – 43 учащихся

6-е классы – 40 учащихся

7-е классы – 40 учащихся

8-е классы – 36 учащихся

9-е классы – 39 учащихся

10-е и 11-а классы – 54 учащихся

ВСЕГО – 252 учащихся.

Вопрос № 1: что вы знаете о ЗОЖ?                            

        

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:        

  1. ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ
  2. ПРАВИЛЬНОЕ И СБАЛАНСИРОВАННОЕ ПИТАНИЕ
  3. РЕЖИМ ДНЯ
  4. ПРОГУЛКИ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ
  5. ОТСУТСТВИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
  6. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА ПРОЖИВАНИЯ
  7. НЕ РУГАТЬСЯ, НЕ РАЗДРАЖАТЬСЯ
  8. НЕ РУГАТЬСЯ МАТОМ

Вопрос №2: что ты считаешь вредными привычками?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:

  1. КУРЕНИЕ
  2. АЛКОГОЛИЗМ
  3. НАРКОМАНИЯ
  4. НЕВОЗДЕРЖАННОСТЬ, ПЛОХОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  5. ОПОЗДАНИЕ В ШКОЛУ
  6. ГРЫЗТЬ НОГТИ, РАЗНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
  7. КОВЫРЯТЬСЯ В НОСУ
  8. РУГАТЬСЯ МАТОМ
  9. ЕСТЬ «ФАСТ-ФУТ», ЧИПСЫ
  10. МНОГО СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР
  11. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
  12. НЕ ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ

Вопрос № 3: есть ли вредные привычки у твоих родных и близких? (учащиеся в анкетах отмечали свое негативное отношение к наличию у родных вредных привычек).

Вопрос № 4: Занимаешься ли ты в спортивной школе, секции, клубе? (преимущественно это секции, бассейн, фитнесс- клубы, рядом с домом или в гимназии.

Вопрос № 5: делаешь ли ты зарядку?

        

Вопрос № 6: как ты думаешь: кто отвечает за твое здоровье?

        

3. Состояние здоровья и причины ухудшения здоровья современных учащихся (по данным медицины).

1) Черты современного подростка:

1. ДЕЦЕЛЕРАЦИЯ

2. ДИСГАРМОНИЧНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

3. ОТСТАВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

  ОТ ПАСПОРТНОГО

4. ПОВЫШЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ

5. АСТЕНИЗАЦИЯ – БЫСТРОЕ УСТАВАНИЕ

6. «ПОМОЛОДЕЛИ»  ЗАБОЛЕВАНИЯ

7. СИНДРОМ ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТИ

8. ОЖИРЕНИЕ И ДИСТРОФИЯ

9. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ЗАВИСИМОСТЕЙ.

 2)  Причины децелерации:

- экологический фактор;

- генные мутации;

- ухудшение социальных условий жизни и, прежде всего, структуры питания;

- всё тот же рост информационных технологий, который начал приводить к перевозбуждению нервной системы и в ответ на это к её торможению;

- снижение физической активности.

3) Основные вредные факторы для здоровья в школе:
1. НЕДОСТАТОК ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ (гипокинезия), приводит к болезненному состоянию (гиподинамии - увеличение кровяного давления, ожирение и т.д.);

 2. НЕДОСТАТОК КИСЛОРОДА (АЭРАЦИИ) В КРОВИ; нужно проветривать классы, активно проводить на свежем воздухе;

3. ПСИХИЧЕСКИЕ ПЕРЕГРУЗКИ (психоэмоциональный стресс - действие психической нагрузки превосходящей обычные адаптивные возможности психики человека; включаются резервные механизмы; психическая нагрузка увеличивается при увеличении ответственности за результаты деятельности);

4. УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ, ВРЕДЯЩИЕ ЗДОРОВЬЮ (САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ) – освещение рабочих мест, расстановка и высота парт и стульев, ограниченные возможности проветривания учебных помещений, расположение доски относительно угла зрения, другое.

4) Осложняющие факторы для здоровья в школе:
-
наличие у детей хронических заболеваний;
- интенсивный процесс развития, которые переживают дети;
- уязвимость по отношению к неблагоприятным факторам.

5) Внешкольные факторы, вредящие здоровью:
- неправильный режим дня;
- неправильное питание;
- нарушение санитарно-гигиенических норм в быту.

6) Школьная дезадаптация - это патологическая реакция на учебную деятельность в виде ухудшения состояния здоровья (психосамотические заболевания), повышенной утомляемости (синдром хронической усталости), повышенной активности (гиперактивные дети), ассоциального поведения (нарушение правил поведения).

7)  Причинами нарушений поведения и неуспеваемости являются:

  • Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка – 13%
  • Низкая школьная мотивация – 21%
  • Недостаточное развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, моторики, речи и т.д.) –23%
  • Неумение контролировать и организовывать свое поведение во время выполнения учебных задач – 42%
  • Несоответствие индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка требованиям педагога – 36%

4. Перспективы работы педагогического коллектива по формированию здоровьесозидающей среды в ГБОУ гимназия № 209, принципов ЗОЖ у учащихся, их родителей, у педагогов гимназии. Проведение обучающих семинаров, разработка различных рекомендаций для учителей и учащихся по реализации программы улучшения здоровья педагогических работников и учащихся общеобразовательных учебных заведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя химии ГБОУ Гимназии №261 г.Санкт-Петербурга Сечиной Н.Н."Формирование универсальных учебных умений учащихся на уроках химии"

Химия - предмет, который позволяет формировать мировоззрение и научную картину мира на протяжении всех четырех лет обучения. Вместе с этим в своей педагогической деятельности я занимаюсь формированием...

Система патриотического воспитания ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга. Традиции и потенциал.

Данная статья была представлена в качестве доклада на Межрайонной научно-практической конференции  "Актуальные аспекты гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения: опыт...

«Использование ресурса медиа-лаборатории при формировании активной гражданской позиции у обучающихся ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга»

Текст статьи был представлен в виде доклада на районной конференции «Воспитание патриотизма и гражданской ответственности обучающихся: современные вызовы и ресурсы» 29.03.2022 года, Д...

Система патриотического воспитания ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга. Традиции и потенциал.

Материал доклада для представления опыта работы школы на районной конференции.Патриотизм - определяется, как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любо...

"Основные принципы работы школьного киноклуба. Из опыта работы ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга"

quot;Основные принципы работы школьного киноклуба. Из опыта работы ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга"...