Система патриотического воспитания ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга. Традиции и потенциал.
статья

Румянцева Юлия Алексеевна

Материал доклада для представления опыта работы школы на районной конференции.

Патриотизм - определяется, как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Также это понятие предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, идентификация себя, как гражданина.

            На сегодняшний день основными направлениями патриотического воспитания в школах являются:

Военно-патриотическое;

– Спортивно-патриотическое;

– Патриотическое воспитание средствами культуры и искусства.

Система патриотического воспитания нашей школы позволяет гармонично сочетать все эти направления, не делая упор только на одно из них. Все компоненты системы взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система патриотического воспитания ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга. Традиции и потенциал.

«Патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны».

Н. А. Добролюбов

Патриотизм - определяется, как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Также это понятие предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, идентификация себя, как гражданина.

        На сегодняшний день основными направлениями патриотического воспитания в школах являются:

Военно-патриотическое;

– Спортивно-патриотическое;

– Патриотическое воспитание средствами культуры и искусства.

Система патриотического воспитания нашей школы позволяет гармонично сочетать все эти направления, не делая упор только на одно из них. Все компоненты системы взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

Опыт и Традиции

  1. Школьные и внешкольные мероприятия.

Военно-патриотической направленности:

Встречи с ветеранами, Уроки Мужества, «Книга Памяти», которую ведут педагоги и учащиеся школы, экскурсии на места боевых действий, забота о памятных местах (именная доска Константина Заслонова), посещение музеев. Организация концертов, выставок патриотической направленности, силами учеников школы.

Спортивно-патриотической направленности:

Участие в «Зарницах», ежегодных играх «Зелёный пояс славы», спартакиадах, баскетбольных и волейбольных турнирах, олимпиадах. Военные сборы, выезды в военные части.

Патриотическое воспитание средствами культуры и искусства:

Посещение театров (театральные уроки в Мариинском театре), музеев, литературные выезды. Участие во всероссийских, городских, районных фестивалях, творческих конкурсах, олимпиадах, выставках. Волонтерское движение. Концерты, литературно-музыкальные композиции. Школа давно поддерживает дружеские связи с музыкальной школой им. Серебрякова и Детской библиотекой истории и культуры Санкт-Петербурга.

  1. Отделение дополнительного образования (ОДОД),

(17 групп, общее количество участников - 255 человек):

Школьный спортивный клуб «Сокол-Симаргл» им. А.Н. Клюквина (фото)

Клуб объединяет ребят разных возрастов, и не только учеников и выпускников нашей школы, но и детей из других районов города. Внимание друг к другу, забота, взаимовыручка, милосердие, любовь к своей истории и Родине – это основное, чему уделяют внимание руководители объединения. Ребята не только занимаются спортом, они изучают историю, читают стихи, ставят спектакли. Ежегодные праздники в честь основания клуба собирают большое число зрителей. Все это благодаря преподавателям А.П. Кругликову, Э.В. Медникову, А.В. Нечаеву, И.Р. Клиппенштейну (фото)

Туристско-краеведческие группы

«Город, в котором я живу» преподаватель С.В. Горшкова, «Природа нашего города» преподаватель Т.А. Капитонова (фото), «Петербургские встречи», «Созвездие талантов» – педагог Е.Н. Тимофеева. Основные формы работы, это экскурсии, литературные выезды, посещение мероприятий. (фото)

«История в лицах» – занятия ведет педагог истории И.Л. Фест.

Это цикл занятий, на которых говорят о героях русской земли, начиная от древнерусских князей и заканчивая героями локальных конфликтов (фото).

  1. Детское общественное объединение «Малая Академия наук».

Существует в школе с 2003 года. Ребята с учителями находят актуальны е темы исследований, проектов в области экологии, химии, биологии, литературы. Результаты проделанной работы учащиеся ежегодно представляют на школьной научно-практической конференции Малой Академии наук, посвященной Дню Земли. Для оценки проектов приглашаются эксперты – преподаватели различных вузов нашего города, представители детских объединений и организаций. Школьники презентуют свои работы и проекты на всероссийских, городских, районных конференциях, фестивалях и олимпиадах

  1. Профильные журналистские классы. Газета «Эпиграф».

Обучаясь журналистике у настоящих профессионалов, ребята выпускают газету, под чутким руководством лучших преподавателей СПбГУ. Каждый номер газеты тематический. В каждом из них ребята стараются отразить актуальные проблемы не просто школы, а города, страны и мира. Особое внимание уделяется ежегодному выпуску, который выходит накануне Дня Победы.

За историю существования этих классов, ученики не раз получали значимые премии и награды в журналистских конкурсах, различной тематики. Например, выпуск №13, 2013 года стал финалистом VI Всероссийского конкурса «СМИротворец» на лучшее освещение в СМИ вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений. И в этом учебном году приз за первое место в этом конкурсе был вручён представителю школы в Москве. (фото Егор).

  1. Международный обмен.

В этом году исполняется 15 лет дружбе между школой 309 и гимназией «Ам Виртельтор» города Дюрена, Германия и 20 лет между гимназией имени Песталоцци, города Родевиш (федеральная земля Саксония), Германия. В этих поездках ребята обязательно посещают места захоронений русских солдат, памятники времен Великой Отечественной войны, расположенные на территории Германии. А встречая немецких школьников, рассказывают об истории нашей страны, нашего города, самостоятельно проводят экскурсии для ровесников.

Потенциал.

Заслоновцы.

В рамках поисковой работы, учащиеся и педагоги школы планируют возродить движение «Заслоновцев». Оно появилось еще в 1952 году, когда школе 309 было присвоено имя известного белорусского партизана Константина Заслонова. В этот период учителя и дети проделали огромную работу, ездили в Белоруссию, собирали материалы, и, в конце концов, создали «республику», в которую вошли все школы, носящие имя героя Великой Отечественной войны Константина Заслонова.

Театральная студия.

Спектакли, которые ученики нашей школы ставили полностью самостоятельно (сценарий, подбор актеров, режиссура, декорации, музыкальное оформление), предполагает организацию театральной студии.

Преемственность в патриотическом воспитании.

В 2015 году при школе 309 открывается отделение дошкольного образования. На наш взгляд это позволит создать целостную конструкцию единства обучения, воспитания, развития и преемственности.

В заключении выступления, хочу привести слова Президента Российской Федерации В. В. Путина, в которых он сформулировал стратегические ориентиры воспитания: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданского и патриотического воспитания ГБОУ школы № 495 Московского района Санкт - Петербурга на 2010-2015 годы

 В связи с демократическими трансформациями в нашей стране в последние годы широко обсуждается роль формирования гражданской культуры в становлении демократии. Становление демократического...

«Здоровье учителей и учащихся: здоровьесберегающий подход и здоровьесозидающая среда» учителя биологии ГБОУ гимназия № 209 Центрального района Санкт-Петербурга М.Н.Фурса.

Уже много говорить не хочется, а хочется много делать, чтобы здоровье наших учащихся, учителей давало возможность полноценной жизни , творчеству и труду, реализации способностей, планов. Знание причин...

Система патриотического воспитания ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга. Традиции и потенциал.

Данная статья была представлена в качестве доклада на Межрайонной научно-практической конференции  "Актуальные аспекты гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения: опыт...

«Использование ресурса медиа-лаборатории при формировании активной гражданской позиции у обучающихся ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга»

Текст статьи был представлен в виде доклада на районной конференции «Воспитание патриотизма и гражданской ответственности обучающихся: современные вызовы и ресурсы» 29.03.2022 года, Д...

"Основные принципы работы школьного киноклуба. Из опыта работы ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга"

quot;Основные принципы работы школьного киноклуба. Из опыта работы ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга"...