Технологическая карта и методическая разработка к уроку в 6 классе "Восточные славяне" по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Ильина Татьяна Евгеньевна

Данная разработка предназначена для проведения комбинированного урока в 6 классе по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку в 6 классе по курсу

«История Отечества с древнейших времён до конца 16 века».

Учитель истории Ильина Т.Е.

Тема урока, план урока, возможная значимая проблема.

Восточные славяне в древности.

План:

  1. Происхождение и расселение восточных славян.
  2. Занятия восточных славян.
  3. Быт и нравы.
  4. Верования.

Возможная личностно значимая проблема:

Понимание связи эпох – древние славяне и русская народность (через среду обитания, занятия и ценности).

Цель урока.

Дать представление о древних славянах, охарактеризовать особенности занятий, общественного строя и верований славян.

Планируемые результаты изучения материала.

Учащиеся усваивают географию расселения племенных союзов славян; понимают, как повлияли природные и климатические условия на занятия и быт восточных славян; устанавливают связи верований славян с их занятиями.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности.

Метод критического мышления:  работа с историческими источниками.

Частично поисковый метод: анализ славянского «пантеона» богов и установление связи с природными особенностями и занятиями.

Метод формирования исторических понятий и представлений: подсечно-огневая и переложная системы землепользования, язычество, святилище, идол, волхв.

Репродуктивный метод: описание славянского поселения, занятия славян.

Сигнально-логический метод: опорно-сигнальные рисунки, работа с картой «Расселение восточных славян».

Форма урока: комбинированный урок.

Приёмы деятельности учителя: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, сигнальные рисунки, таблица, работа с картой, организация работы с текстом учебника, источника.

Развитие умений учащихся.

Учатся использовать ранее изученный материал для решения проблемных и познавательных задач; учатся анализу источников, осмыслению теоретического и описанию иллюстративного материала, оценке исторических источников; развивают картографические умения, навыки устной повествовательной речи; анализируют исторические явления, процессы и факты; обобщают и систематизируют полученную информацию; дают на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними.

Основные понятия и термины.

Союзы племён славян, подсечно-огневая и переложная система земледелия, бортничество, язычество, идол, святилище, вервь, вече, народное ополчение, быт, нравы.

Источники информации.

Учебник «История Росси» А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. Карта «Расселение восточных племён в древности». Отрывки из летописи «Повесть временных лет», «Византийский писатель Прокопий Кесарийский о восточных славянах», ИКТ – презентация.

План урока.

  1. Проверка домашнего задания. (10 мин.)

Назвать группы исторических источников. Привести примеры.

Заслушать 2-3 сообщения об исторических источниках.

  1. Актуализация знаний. (5 мин.)

Какие исторические источники мы можем применить при изучении истории Древней Руси?

(письменные: летописи, записки иностранных историков и путешественников; вещественные: данные археологических раскопок)

  1. Сообщение темы и цели урока. (См. технологическую карту). (2 мин.)
  2. Изучение нового материала. (20 мин.)
  1. Работа с историческим источником отрывок из летописи «Повесть временных лет» - презентация:

«И после этих братьев стал род их княжить у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами».

Вопросы:

  • Назовите племена, перечисленные в летописи?
  • Какие из них являются славянскими?
  • Найдите их на карте.
  1. Работа с картой «Расселение восточных славян».

Задание: найдите территории расселения восточных славян и занесите их в таблицу.

  1. Работа с таблицей.

Название племенного союза

Место расселения

  1. Поляне

  1. Древляне

  1. Дреговичи

  1. Полочане

  1. Ильменские  словене  

  1. Северяне  

  1. Радимичи

  1. Кривичи

  1. Вятичи

  1. Волыняне

  1. Уличи

  1. Тиверцы

  1. Работа с текстом учебника.

Прочесть и выписать основные занятия и промыслы славян.  (Учебник стр. 8-10).

Бортничество -

  1. Работа с сигнальными рисунками.

Зарисовать  в тетради две системы землепользования: подсечно-огневая и переложная.

  1. Работа с иллюстрацией Славянский посёлок».  (Презентация. Учебник стр. 10).

Составить описание расположения посёлка, жилища славян.

  1. Анализ исторического источника византийского писателя Прокопия Кесарийского «О восточных славянах». (Учебник стр. 13-14).
  • На какие черты жизни обращает внимание византийский писатель?
  • Как вы думаете, почему именно эта сторона жизни восточных славян ему особенно интересна?
  1. Рассказ учителя.

Древние славяне по-своему представляли мир и объясняли явления природы. Они верили, что всё в природе живое и имеет своего хозяина – бога или духа. Такое восприятие мира называется язычество.

Язычество – (словарь на стр.14).

  1. Закрепление понятия.

Докажите, что это было так в действительности, проанализируя текст.

  • Назовите богов восточных славян и явления природы, которым они покровительствовали?
  • Какие занятия отражаются в верованиях славян?
  • Какую роль играли в жизни славян духи?
  1. Работа с понятиями.

Святилище –

Идол (истукан)-

Волхв (кудесник)-

  1. Закрепление изученного материала. (5 мин.)

Задание: с закрытыми учебниками, выделить главную мысль в каждом пункте плана.  Выслушать ответы учащихся. Сравнить с выводом в учебнике на стр. 12:

Таким образом, в 5-8 веках просторы Восточно-Европейской равнины заселили восточнославянские племена. Их главным занятием было земледелие. Они обожествляли природу. Славяне были хорошими воинами, отличались любовью к свободе.

  1. Домашнее задание. (3 мин.)

& 1 , чтение, ответы на вопросы стр. 13. Сообщение о богах восточных славян.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...

Элективный курс: «История родного края с древнейших времен до конца XIX века»

Элективный предмет «История родного края с древнейших времен до конца XIX века» посвящен изучению регионального компонента по истории Отечества в рамках профильной школы и рассчитан на 34 часа. Програ...

Методическая разработка интегрированного урока. 7 класс.Тема: «Быт и нравы России XVII века языком фразеологии»

Изучение быта и традиций русского народа языком фразеологизмов играет большую роль в духовно-нравтсвенном воспитании учащихся, помогает лучше понять душу народа, его менталитет....

Методическая разработка открытого урока 8 класс.

Методическая разработка открытого урока 8 класс....

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Технологическая карта и методическая разработка урока истории для 5 класса по теме "Древнее Двуречье".

Разработка содержит подробную технологическую карту и пошаговый ход урока "Древнее Междуречье" с описанием деятельности учителя и учащихся....