Главные вкладки

    Элективный курс: «История родного края с древнейших времен до конца XIX века»
    элективный курс по краеведению (9 класс) по теме

    Лущикова Галина Степановна

    Элективный предмет «История родного края с древнейших времен до конца XIX века» посвящен изучению регионального компонента по истории Отечества в рамках профильной школы и рассчитан на 34 часа. Программа составлена на основе примерной базовой и рабочей программы по курсу «Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время» авторского коллектива Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандта М.Ю

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kraevedenie_9_kl.doc228.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    Элективный предмет «История родного края с древнейших времен до конца XIX века» посвящен изучению регионального компонента по истории Отечества в рамках профильной школы и рассчитан на 34 часа. Программа составлена на основе примерной базовой и рабочей программы по курсу «Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время» авторского коллектива Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандта М.Ю.

    Изучение краеведческого материала в рамках изучения отечественной истории позволяет создать у учащихся полноценные знания и представления об основных этапах развития человечества в целом, нашей страны и нашей малой Родины в частности. Настоящая программа предоставляет учащимся возможность получить необходимый минимум знаний по истории родного края. В курсе вводится знакомство с источниками и историографией. Акцент делается на проблемном подходе к изучению тем, более широкое привлечение источников и исторической литературы. Кроме традиционных лекционно - зачетных уроков и тестирования, здесь используются и нетрадиционные: конференции, диспуты, семинары, практикумы, составление портретов исторических лиц. Основные задачи предмета:

    Расширить у учащихся целостные представления об истории
    человеческого общества, месте в ней истории края;

    Развивать у старшеклассников умения анализировать и оценивать
    события, определять свое отношение к ним;

    Способствовать социализации молодых людей, их патриотическому и
    гражданскому воспитанию; воспитывать гражданственность,
    национальную идентичность и толерантность мышления.

    УМК:

    Учебное пособие «Люби и знай свой край» под редакцией Б.Я.
    Табачникова. Воронеж, 2008

    Афанасьев И., Товкациер А. Хроника старинного русского села
    Колыбелка. Лиски, 2005

    Атлас «Воронежская область». Воронеж, 2008

    Тематическое распределение материала:

    1. Введение: место краеведения в системе гуманитарных наук. Основные

    источники и историография. (1 час)

    Раздел 1. Древнейшая история Воронежского края ( 5 час)

    Тема 1. Воронежский край во времена первобытно-общинного строя.(2

    час)

    Тема 2. Воронежский край в составе Древнерусского государства и

    феодальных княжеств . (3 час)

    Раздел 2. Новое время в истории края: эпоха модернизации ( 23 час)

    Тема 3. Воронежский край в Х\^^П вв. Образование и развитие Воронежского уезда ( 2 час)

    Тема 4. Воронеж и Воронежский край в конце XVII- первой четверти XVIII в. ( 6 час)

    Тема 5. Воронежская губерния в середине - второй половине XVIII века ( 8 час)

    Тема 6. Воронежский край в первой половине XIX века ( 3 час) Тема 7. Воронежская губерния в пореформенный период ( 4 час) Раздел III. История старинного русского села Колыбелка ( 3 час) Итоговое повторение -2 часа

              КАЛЕНДАРНО-

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ

    ПЛАНИРОВАНИЕ

    Тема урока

    Кол

      Тип урока

    Основное

    Дата

    п/

    -во

    содержание

    проведен

    п

    часов

    урока

    ния

    План

    Фа

    кт

    1.

    Введение

    1

    Изучение

    нового

    материала

    Что такое краеведение и его место. Источники и историографи я

    Раздел 1. Древнейшая и

    стория Воронежского

    края ( 5 час)

    Тема

    1.Первобытнообщинный строй

    на территории

    края

    5 час

    2-

    Позднепалеолити

    Изучение

    Стоянки

    3

    ческие стоянки

    нового

    древнего

    древнего человека

    2 час

    материала

    человека, орудия труда, занятия

    Тема 2.

    Воронежский

    край в составе Древнерусского

    государства и феодальных

    3

    княжеств

    час

    4.

    Славянские

    Изучение

    Места

    поселения на Дону и его притоках

    1 час

    нового материала

    расселения,

    занятия,

    верования

    5-

    6

    Воронежские земли в составе Рязанского княжества

    2 час

    Комбинирова иные уроки

    Летописный Воронеж.Монг оло-татары в пределах края

    Раздел 2. Новое время в истории края: эпоха модернизации (23 час)

    Тема 3. Воронежский край в XVI- XVII вв

    2 час

    7-8

    Образование и развитие Воронежского уезда

    2 час

    Комбинирова иные уроки

    Образование

    Воронежской

    крепости,

    «Белгородская

    черта».

    Монастыри.

    Тема4.Воронежск ий край в конце 17 - первой четверти 18 вв

    6 час

    9-10

    Наш край и азовские походы Петра 1.

    2 час

    Изучение

    нового

    материала

    Строительств

    о верфей.

    Первые

    корабли.

    Изменение

    жизни.

    Школы.

    Святитель

    Митрофан

    11 12

    Новые явления в жизни края

    2 час

    Урок-практикум

    13 14

    Заселение

    Воронежского

    края.

    Воронежская

    губерния -

    земледельческий

    район

    2

    Комбинирова иные уроки

    Заселение края.

    Земледелие и ремесло.

    Тема 6. Воронежский край в середине -второй половине 18 в

    8 час

    15 16

    Изменения в хозяйственной жизни края

    Изучение

    нового

    материала

    Разведение племенных лошадей. Граф Орлов-Чесменский.

    17

    Изменения в административно-территориальной характеристике края

    Комбинирова нный

    Церковная

    реформа

    Екатерины

    Второй.

    Учреждение

    наместничеств

    а

    18 19

    Бытовые изменения в жизни края

    Комбинирова нный с элементами практикума

    Каменное строительство Перестройка Воронежа по проекту И.Е Огарева.

    20 21

    Культурное развитие Воронежского края

    Лекция с

    элементами

    беседы

    Открытие

    духовной

    семинарии и

    народного

    училища.

    Любительски

    й

    театр.Создани

    е

    болховитинск

    ого кружка

    краеведов

    22

    Итоговое обобщение по теме

    Контроль знаний

    Тема 6. Воронежский край в первой половине XIX века

    Зч

    23

    25

    Воронежская губерния в дореформенный период

    Зч

    Комбинирова иные уроки

    Отечественна я война 1812 г и край. Декабристы и Воронеж. Экономико-социальные изменения в жизни края. Культурная жизнь края.

    Тема 7. Воронежская губерния в пореформенный период

    4 ч

    26

    27

    Изменения в социально-экономическом развитии края в пореформенный период

    Изучение нового материала с элементами практикума

    Обнищание

    крестьянства.

    Рост городов.

    Железнодорож

    ное

    строительство

    28

    Культурная жизнь края во второй половине XIX в

    Практикум

    Сад

    «Эрмитаж». Открытие церковноприходских и земских школ. Открытие публичной библиотеки.Га зеты и журналы. Издание книг для народа. Интерес к народному творчеству. М.Е.Пятницк ий

    29

    Итоговое повторение по темам 6- 7

    Контрольное тестирование

    и


    30

    32

    Раздел III. История старинного русского села Колыбелка

    Зч

    Практикум

    Изучение местного материала

    33 34

    Итоговое повторение

    Уроки обобщения


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элективный курс "Культура России с древнейших времен до конца XIX века" 10 класс

           Данный элективный курс продолжительностью 34 часа рассчитан на профильную школу.         Курс содержит теоретическую и практическую части. Те...

    Урок-игра "Турнир знатоков истории" (обобщающий урок по курсу Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века)

    Цель урока: Повторить и закрепить знания, полученные на уроках по курсу всемирной истории с древнейших времен до конца  19 века.Задачи урока:Способствовать закреплению знаний учащихся о мировом и...

    Рабочая учебная программа курса для дистанционного обучения по истории, 9 класс. «История России с древнейших времен до конца ХIХ века»

    Данная программа предполагает изучение истории  России дистанционным способом. Формирует мотивацию успешного изучения дисциплины с применением ИКТ, Интернета, электронной почты, различных компьют...

    Курс «ИСТОРИЯ СИБИРИ» (Рассказы по истории г. Томска с древнейших времен до конца XIX века). (ФГОС)

    Курс «ИСТОРИЯ СИБИРИ» (Рассказы по истории г. Томска с древнейших времен до конца XIX века) разработан в соответствии с требованием ФГОС ООО для изучения в 5 классе....

    Рабочая программа к курсу "История" 10 класс. УМК: "История. С древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч.1./ А.Н.Сахаров, Н.В.Загладин.

      Рабочая программа по истории для 10 классов на 2019-2020 годы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерн...