Рабочая программа курса "История Владимирского края с древнейших времен до наших дней ", 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Пуряева Наталья Васильевна

Программа составлена в контексте ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа курса ИВК88.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. ВЛАДИМИРА

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

РАССМОТРЕНО

На заседании МО

________________

«____» сентября 201 г

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

___________

«____» сентября 201 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №16»__________________

«___»  сентября 201 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по краеведческому курсу

 «История Владимирского края с древнейших времен до наших дней»

9 класс

Пуряевой Н.В.,

учителя истории и обществознания

 1 квалификационной категории

             Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Пр. №____________

от ___________201 г.

2013-2014 учебный год

г. Владимир

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

краеведческому курсу

 «История Владимирского края с древнейших времен до наших дней»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       

Рабочая программа по краеведческому курсу  «История Владимирского края с древнейших времен до наших дней» предназначена для 9 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа   № 16».

Рабочая программа составлена на основе авторской программы краеведческого курса  «История Владимирского края с древнейших времен до наших дней»,9 класс (Авторы: С.В. Михайлова, методист кафедры гуманитарного образования ВИПКРО,

О.И. Петрова, методист кафедры гуманитарного образования ВИПКРО).

    Программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта 2004 года,  на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 классов для образовательных учреждений,  и на основе нормативных документов:

  • Концепция модернизации Российского образования;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Концепция содержания непрерывного образования;
  • Образовательная программа школы;
  • Положение о Рабочей программе.

Основной направленностью программы курса является:

  • изучение родного края, построение содержания курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений сформированных у детей при изучении курсов Отечественной и зарубежной истории с 5 по 9 классы;
  • воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм, ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

Краеведческий курс представляет собой изучение отдельного историко-краеведческого учебного модуля «История родного края» в 9 классе. Такой подход наиболее эффективен и данная программа разработана для изучения истории родного края в форме модуля. Создание 35-часового учебного модуля в 9 классе позволяет выйти за рамки традиционной схемы историко-краеведческих курсов и усилить социальный контекст этого компонента исторического образования, его деятельностную направленность. Следует также учитывать, что по новому учебному плану в 9 классе на треть сокращено количество часов на изучение  истории ХХ века, тогда как именно этот период является одним из наиболее сложных  в изучении проблем отечественной истории, актуальных для успешной социализации современных школьников, воспитания патриотизма и гражданственности, уважения  к истории и традициям нашей Родины.  

На изучение истории родного края с древнейших времен и до начала ХХ века отводится не более 30 % учебного времени. Основной объем времени отведен на изучение истории родного края ХХ – начала XXI века.

Историко-краеведческий модуль ориентирован на приоритетное изучение новейшей и современной истории региона.

Наш земляк, владимирский писатель В.А.Солоухин, справедливо замечал, что любовь к «Родине, которую мы пишем всегда с заглавной буквы» начинается с «любви к родным местам», которая вырастает из детских «жизненных впечатлений». Но только те впечатления станут стержнем истинного патриотизма и сознательной гражданской позиции, которые основаны на осознании сопричастности к героическому прошлому, талантам земляков и возможности, сохраняя традиции, быть достойными творцами современной истории.                  

Цель   курса.                                                                                                                                

Главной целью  курса «История Владимирского края» является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего историю своего края, города, села (его традиции, памятники истории и культуры),  любящего его и желающего принять активное участие в   развитии края.

Задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни  родного края  и его населения с древнейших времен и до наших дней;  

 - развитие гражданских качеств учащихся, патриотизма по  отношения к России и своей малой   родине; 

- формирование способности и готовности школьников к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

Предполагаемые результаты обучения

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов:

 овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.

Это предполагает:

- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать одно из важнейших информационных средств – карту, статистические материалы, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных; применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;

- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

В ходе изучения курса у учащихся должны сформироваться:

  • знания  основных дат и событий истории Владимирского края;
  • знания об истории основания Владимира и Владимирского губернии;
  • знания о развитии края с древности до наших дней;
  • знания важнейших достижений культуры и системы ценностей края;
  • знания культуры народов края, конфессии;
  • умения высказывать собственные суждения об историческом наследии народов   Владимирского края;
  • умения использовать знания об историческом пути и традициях народов Владимирского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
  • умения  определять приблизительный возраст архитектурных памятников;
  • умения  ориентироваться в специфике различных наций и народностей, конфессий,    представленных в нашем регионе;
  • умения объяснять смысл изученных исторических событий и явлений;
  • умения определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, касающихся различных периодов истории края.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  КУРСА

«ИСТОРИЯ ВЛАДИМИРСКОГО КРАЯ

№п/п

Название темы

количество часов

1.

Введение. Что изучает краеведение.   

1

2.

Древнейшая история  Владимирского края

2

3.

 Ростово – Суздальская  земля в составе Киевской Руси

1

4.

 Владимиро-Суздальская Русь в XII – XIII вв.

2

5.

 Владимирский край в составе Московской Руси

2

6.

 Владимирский край в составе Российской империи

4

7.

  Владимирский край в  начале  XX века

3

8.

 Владимирский  край в 1920-40 гг.

2

9.

Наш край в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период

6

10.

Владимирская область в 1950-60-е гг.: от сталинизма к «оттепели»

2

11.

Владимирская область во  второй половине 1960-х – первой половине 80-х  гг.

 2

12.

 Владимирская  земля в годы перестройки и рыночных реформ (1985-90-е гг.)

2

13.

Владимирская область в начале XXI века

4

14.

Обобщающий урок  «Роль и место Владимирской области   в современной России»

2

                                                                                              Всего

35

Тема 1. Введение. Что изучает краеведение (1 час)  

Что изучает краеведение.  Значение изучения краеведения. Источники краеведческих знаний.  История изучения края.  Вклад  ученых  и краеведов  в исследование истории края.

Тема 2. Древнейшая история  Владимирского  края (2 часа)

  Археологические  памятники на территории  Владимирской области. Древнейшие  стоянки первобытных людей на территории края. Сунгирь. Наши далекие предки: финно-угорские племена. Славянская колонизация края.

Тема 3.  Ростово – Суздальская  земля в составе Киевской Руси (1 час)

  Появление первых городов: Ростова, Мурома, Суздаля, Владимира.  Дата основания г. Владимира.  Распространение христианства в Ростово - Суздальской земле. Князья Борис и Глеб. Князь Ю. Долгорукий.

Тема 4. Владимиро-Суздальская Русь в XII – XIII вв. (2 часа)

Расцвет  Владимиро – Суздальского княжества. Владимир – политический центр Северо – Восточной Руси. Андрей Боголюбский – «первый российский самовластец». Противостояние между князем и боярами. Князь Всеволод III Большое Гнездо и его сыновья. Быт и нравы населения края. Культура Северо-Восточной Руси.  Памятники белокаменного зодчества. Вторжение монгольских завоевателей  во  Владимиро-Суздальскую  Русь. Героическая оборона Владимира. Князь  Юрий Всеволодович. Битва на реке Сити.   Александр Невский – великий князь Владимирский.  

Тема 5. Владимирский край в составе Московской Руси (2 часа)

Политическое ослабление Владимиро – Суздальского княжества. Развитие хозяйства.  Феодальное землевладение.  Владимирская земля в составе Московского княжества. События в Александровой слободе. Опричнина.  Владимирская земля в Смутное время.  Д. Пожарский – князь Суздальский, участие владимирцев в народном ополчении.   Культура края в XIV – XVI вв. Владимирские святые: Петр и Феврония  Муромские, митрополит Алексий, Андрей Рублев и др.

Тема 6. Владимирский край в составе Российской империи (4 часа)

Петр Первый и его сподвижники в крае.  Первые мануфактуры на территории края. Строительство  первых кораблей на Переяславском озере.   Учреждение Владимирской губернии и губернская администрация. Екатерина Великая во Владимире.   М.М.Сперанский и начало преобразований Александра I.   Роль Владимирского ополчения в Отечественной войне 1812г. Идеи декабристов и их распространение в нашем крае. Ссыльный А.И.Герцен во Владимире, его литературная и общественная деятельность в крае. «Золотой век» русской культуры. Знаменитые люди в нашем крае (А.Суворов, Е. Дашкова, Д. Виноградов,  М.Лазарев, А.Радищев, А. Пушкин, А.Грибоедов и др.). Либеральные реформы  Александра II и их  реализация в нашем крае. Генерал Н.Г.Столетов в русско-турецкой войне 1877-1878гг.   Культура края  второй половины XIX века. Процесс над участниками Морозовской стачки 1885г. во Владимире. Первые марксисты в крае.

Тема 7. Владимирский край в  начале  XX века (3 часа)

 Развитие капиталистической промышленности, рост рабочего класса, рабочее движение. Революция 1905 г. во Владимирской  губернии.  Иваново-Вознесенская стачка, первый общегородской совет рабочих депутатов. Февральская и Октябрьская революции 1917 г. Установление  советской  власти в  крае.   Выборы в Учредительное собрание.   Владимирцы  на фронтах первой мировой и гражданской войн.

Тема 8. Владимирский  край в 1920-40 гг. (2 часа)

Социально-экономическое, политическое и культурное развитие края в 20-40 –ые годы ХХ века. НЭП в промышленности Владимирского края.  Процессы индустриализации и коллективизации в нашем крае. Общественно-политическая жизнь. Политические репрессии 20-30-х гг. Уроженцы Владимирского края – деятели науки и культуры. Владимирский край накануне войны:  население, органы власти, учебные заведения, заводы и фабрики, сельское хозяйство.

 Тема 9. Наш край в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период     (6 часов) 

  Владимирский край  военной поры.  Трудовой героизм в тылу: предприятия,  сельское хозяйство, вклад  школьников в Победу.  Эвакогоспитали.  Церковь в годы войны. Образование Владимирской области. Быт владимирцев в годы войны.  Владимирцы на фронтах Великой Отечественной войны. Герои Советского Союза - фронтовики, уроженцы и жители нашего  края.  Семейные архивы о вкладе  родных и близких в Победу. Экономическое развитие области в послевоенный период.

Тема 10.  Владимирская область в 1950-60-е гг.: от сталинизма к «оттепели»               (2 часа)

 Состояние промышленности и сельского хозяйства области в начале 50-х годов.   Аграрная реформа и другие эксперименты Н.С. Хрущева в сельском хозяйстве: методы их проведения и результаты  (на примере Владимирской области). Уровень жизни, быт  населения области. Культурная жизнь края в период «оттепели», признаки либерализации и демократизации.

Тема 11. Владимирская область во второй половине  1960-х – первой половине 80-х  гг.  (2 часа)

Усилия по обновлению колхозов и совхозов. Быстрый рост городского населения. Появление новых отраслей промышленности. «Застойные» явления в обществе и экономике в 70-80-е годы. Культурная жизнь края  во второй половине  1960-х – первой половине 80-х  гг. Сотрудничество городов Владимирской области с городами государств Восточной  Европы.

 Тема 12. Владимирская  земля в годы перестройки и рыночных реформ (1985-90-е гг.) (2 часа)

Перестройка как средство ускорения социально-экономического развития   Владимирской  области. Активизация политической жизни.  Процессы демократизации.   Проблемы в развитии промышленности и сельского хозяйства. Становление рыночных отношений на территории области.  Социальное расслоение населения края.   Культурная жизнь.

Тема 13. Владимирская область в начале XXI века (4 часа)

Экономические реформы и их социальные последствия. Местное самоуправление. Демографический портрет населения края.  Многопартийная система на территории области. Символика Владимирской области. Перемены в духовной жизни населения края. Повседневная жизнь людей в эпоху глобальных перемен.

Тема 14. Обобщающий урок  «Роль и место Владимирской области  в современной России» (2 часа)

Приоритетные национальные проекты: их реализация во Владимирской области. Владимирская область в начале XXI века: историческое проектирование. Перспективы участия молодежи Владимирской области в становлении гражданского общества и будущей России.

Тематическое планирование курса

 «История Владимирского края с древнейших времен до наших дней»

9 класс

На 2011/2012 учебный год

1 час в неделю 35 часов

Пуряева Н.В., учитель истории и обществознания

 МБОУ СОШ №16 г.Владимира

№ урока

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Элементы содержания материала урока

Деятельность учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Универсальные

учебные действия

Источники, формы работы учащихся

Раздел 1:Введение. Что изучает краеведение.    1 час

1

урок

Что изучает краеведение.  Значение изучения краеведения. Источники краеведческих знаний.  История изучения края.  Вклад  ученых  и краеведов  в исследование истории края.

1

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний.  История изучения края.  Вклад  ученых  и краеведов  в исследование истории края.

Отработка навыка объяснять смысл изученных исторических терминов; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия,  высказывать суждения об обоснованности различных версий и оценок.

Знать основные понятия темы.

- исторические источники по археологии края;

- хронологию археологических периодов на территории  края;

- характеристику археологических культур.

Уметь

- отвечать на поставленные вопросы;

- давать определение

- обнаруживать межпредметные связи;

- обобщать, систематизировать учебный материал в пределах учебной темы;

- работать с картой;

- делать записи в тетради на основе рассказа учителя и визуального ряда.

Развивать умения:

- перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу).

Познавательные

Общеучебные

  • Структурирование знаний
  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
  • И т.д.

Логические

  • Анализ источников
  • Синтез
  • Сравнение
  • Классификация исторических источников
  • И т.д.

Постановка решения проблемы

  • Самостоятельное создание способов изучения истории родного края
  • И т.д.

Коммуникативные

  • Планирование
  • Постановка вопросов
  • Разрешение конфликтов
  • Умение полно и точно выражать свои мысли
  • И т.д.

Регулятивные

  • Целеполагание
  • Волевая саморегуляция
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • И т.д.

Личностные

  • Смыслополагание
  • И т.д.

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

Литература 

1. Археологическая карта России. Владимирская область. М., 1995.
2. Бадер О.Н. Сунгирь. Верхнепалеолитическая стоянка. – М.: Наука, 1978
Бадер О., Зыбковец В. Следы эпох.// Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа земли Владимирской. Краеведческий сборник. Ярославль, Верх.-Волж. кн.изд., 1973
3. Бейлекчи. В. Истина прячется в земле. Альманах « Памятники Отечества», № 54.
4. Лебедев В.А.История Вязниковского края с древнейших времен до н. ХХ века. Учебное пособие. Вязники, 2003
5. Искусство каменного века (Лесная зона Восточной Европы) / С.В. Ошибкина, Д.А. Крайнов, М.П. Зимина. – М.: Наука, 1992
6. История Владимирского края. Учебное пособие для старших классов школ Владимирской области/ Под ред. д.п.н., профессора ВГПУ Д.И.Копылова. - ООО "Дюна", Владимир, 2001.
7. История Мурома и Муромского края сдревнейших времен до конца двадцатого века. Учебное пособие.- Муром, 2001.
8. Окский бассейн в эпоху камня и бронзы / Под ред. В.М.Раушенбах. – М.: Сов. Россия, 1970
9. Уваров А.С. Археология России. Каменный век. М.1881
10. Фролов Н.В., Фролова Э.В. История земли Ковровской. Часть I. С древнейших времён до 1804 года. – Ковров, БЭСТ-В, 1997.
11. http://www.museum.murom.ru/ 12. http://www.museum.vladimir.ru

13.http://muromarh.narod.ru/

14.http://www.rc.ru/~ladygin/sungir/

15.http://donsmaps.com/sungaea.html

Раздел 2:Древнейшая история  Владимирского края. 2 часа

2

урок

Археологические  памятники на территории  Владимирской области. Древнейшие  стоянки первобытных людей на территории края. Сунгирь.

1

Расселение древних людей на территории нашего края.

Изменение образа жизни и основных занятий людей в различные археологические периоды

Формирование навыка объяснять смысл изученных исторических терминов; образно рассказывать о главных событиях периода и их участниках. Отработка навыка проводить поиск необходимой информации в учебнике, документах и других источниках; сравнивать однородные исторические факты

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

3

урок

Наши далекие предки: финно-угорские племена. Славянская колонизация края.

1

Славянская колонизации Залесского края

Отработка навыка  использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников, работы с исторической картой

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

Раздел 3:Ростово – Суздальская  земля в составе Киевской Руси. 1  час

4

урок

 Появление первых городов: Ростова, Мурома, Суздаля, Владимира.  Дата основания                    г. Владимира.  Распространение христианства в Ростово - Суздальской земле. Князья Борис и Глеб. Князь Ю. Долгорукий.

1

Древнейшие города на территории края.

1 .Ростово-Суздальская земля.

2 . Владимиро-Суздальское княжество.

Культура Северо-Восточной Руси.

Соседи славян на верхней Волге.

Колонизация края славянами.

Занятия славян.

Из истории русского костюма.

От язычества к христианству. Возникновение городов.

Отработка навыка  использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников, работы с исторической картой

Знать основные понятия темы:

- причины переселения славян;

- каким языческим богам поклонялись славяне;

- особенности православия на Руси (двоеверие)

- историю принятия христианства;

- распространение христианства на территории нашего края.

Уметь:

- делать записи в тетради на основе рассказа учителя и визуального ряда.

- работать с исторической картой

- описывать образ жизни, основные занятия древних славян;

- давать определения;

- описывать древнейшие города Владимирского края;

- работать с тестовыми заданиями.

Развивать умения

- самопроверки

- извлечения необходимой информации из различных источников (в том числе  Интернет)

Исторический проект: «Планировка древнерусского города»

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

                Раздел 4: Владимиро-Суздальская Русь в XII – XIII вв. 2 часа.

- работать с исторической картой

- описывать образ жизни, основные занятия древних славян;

- давать определение

- описывать древнейшие города Ивановской области.

- работать с тестовыми заданиями.

Развивать умения

- самопроверки

- извлечения необходимой информации из различных источников ( в том числе  Интернет)

5

урок

Расцвет  Владимиро – Суздальского княжества. Владимир – политический центр Северо – Восточной Руси. Андрей Боголюбский – «первый российский самовластец». Противостояние между князем и боярами. Князь Всеволод III Большое Гнездо и его сыновья.

1

Расцвет  Владимиро – Суздальского княжества. Владимир – политический центр Северо – Восточной Руси. Андрей Боголюбский – «первый российский самовластец». Противостояние между князем и боярами. Князь Всеволод III Большое Гнездо и его сыновья.

Формирование навыка объяснять смысл изученных исторических терминов; образно рассказывать о главных событиях периода и их участниках. Отработка навыка проводить поиск необходимой информации в учебнике, документах и других источниках; сравнивать однородные исторические факты

Знать основные понятия темы

- объяснять понятия и термины: иго,

« ордынский выход», удел;

- показывать по карте территории нашего края, которых коснулось м-т иго.

Уметь

- делать записи в тетради на основе рассказа учителя и визуального ряда;

- отвечать на поставленные вопросы;

- давать определения;

- делать краткие выводы по теме.

Развивать умения

- извлечения необходимой информации из различных источников.

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

6

урок

Быт и нравы населения края. Культура Северо-Восточной Руси.  Памятники белокаменного зодчества. Вторжение монгольских завоевателей  во  Владимиро-Суздальскую  Русь. Героическая оборона Владимира. Князь  Юрий Всеволодович. Битва на реке Сити.   Александр Невский – великий князь Владимирский.  

1

Александр Невский - великий князь Владимирский.

Отработка навыка объяснять смысл изученных исторических терминов, давать описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала.

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

Презентация

Раздел 5:Владимирский край в составе Московской Руси. 2 часа.

7

урок

Политическое ослабление Владимиро – Суздальского княжества. Развитие хозяйства.  Феодальное землевладение.  Владимирская земля в составе Московского княжества. События в Александровой слободе. Опричнина.  Владимирская земля в Смутное время.  Д. Пожарский – князь Суздальский, участие владимирцев в народном ополчении.  

1

Изменение направленности истории Владимирского края по сравнению с предыдущим периодом истории и передача роли политического первенства и политической преемственности Москве при сохранении значимости культурного и духовного центра.

Обращение к героическому прошлому и личностям, прославившим родной край, установление преемственности в истории.

Отработка навыка излагать суждения о причинно-следственных связях; рассказывать об основных событиях и  их участниках; умения сравнивать, анализировать, делать вывод, слушать, доказывать свою точку зрения, работать с документом.

Знать основные понятия темы

-- политика опричнины на территории нашего края

- события Смутного времени на территории нашего края;

- исторические личности данного периода;

- роль Д.М. Пожарского в изгнании польских интервентов.

Уметь

- делать записи в тетради на основе рассказа учителя и визуального ряда.

- работать с исторической картой

-делать выводы на основе текста

- выполнять тестовые задания с выбором ответа

Познавательные

1.Общеучебные

  • Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
  • Моделирование исторической ситуации
  • Выделение познавательной цели
  • Смысловое чтение исторических текстов
  • Планирование.
  • И т.д.

2. Логические

  • Анализ объектов
  • Синтез как составление частей целого
  • Выбор критериев для сравнения объектов
  • Классификация объектов
  • Доказательство
  • Установление причинно-следственных связей
  • Построение логической цепи рассуждений
  • И т.д.

Коммуникативные

  • Постановка вопросов
  • Разрешение конфликтов
  • Умение полно и точно выражать свои мысли
  • Управление действиями партнера (оценка, коррекция
  • И т.д.

Регулятивные

Це

  • Волевая саморегуляция
  • И т.д.

Личностные

Смыслообразование

  • И т.д.

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

Поисково- исследовательские проекты

Презентации

8

урок

Культура края в XIV – XVI вв. Владимирские святые: Петр и Феврония  Муромские, митрополит Алексий, Андрей Рублев и др.

1

Установление причинно-следственных связей в развитии духовной жизни общества, знакомство с культурными достижениями и личностями, внесшими вклад в развитие культуры края и страны.

Отработка навыка объяснять смысл изученных исторических терминов, давать описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника.

Развивать умения.

- перевода информации из одной знаковой системы

в другую.

Закрепление навыка написания сочинения-эссе

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

Раздел 6:Владимирский край в составе Российской империи. 4 часа.

9

урок

Петр Первый и его сподвижники в крае.  Первые мануфактуры на территории края. Строительство  первых кораблей на Переяславском озере.  

1

Петр Первый и его сподвижники в крае.  Первые мануфактуры на территории края. Строительство  первых кораблей на Переяславском озере.  

Отработка навыка сравнивать однородные факты, события; высказывать свое мнение и аргументировать его по важнейшим событиям периода.

Знать основные понятия и термины темы

- влияние реформ Петра 1 на развитие Владимирского  края.

- выдающихся людей 18 века, связанных с историей родного края.

Уметь

- делать записи в тетради на основе рассказа учителя и визуального ряда.

- выстраивать моноответ

- осуществлять проектную деятельность

- работать в программе Power Point

Развивать умения

- поиск дополнительной информации в других источниках, в т.ч. в Интернет

- выступления с сообщениями

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

10

урок

Учреждение Владимирской губернии и губернская администрация. Екатерина Великая во Владимире. М.М.Сперанский и начало преобразований Александра I.   Роль Владимирского ополчения в Отечественной войне 1812г.   

1

Образование Владимирской губернии. Первые губернаторы.

Роль известных личностей в истории Владимирского края 19в.

Отработка навыка  использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников, работы с исторической картой

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

Приложение №1

11

урок

Идеи декабристов и их распространение в нашем крае. Ссыльный А.И.Герцен во Владимире, его литературная и общественная деятельность в крае. «Золотой век» русской культуры. Знаменитые люди в нашем крае (А.Суворов, Е. Дашкова, Д. Виноградов,  М.Лазарев, А.Радищев, А. Пушкин, А.Грибоедов и др.).

1

Идеи декабристов и их распространение в нашем крае. Ссыльный А.И.Герцен во Владимире, его литературная и общественная деятельность в крае. «Золотой век» русской культуры. Знаменитые люди в нашем крае (А.Суворов, Е. Дашкова, Д. Виноградов,  М.Лазарев, А.Радищев, А. Пушкин, А.Грибоедов и др.).

Отработка навыка сравнивать, анализировать, решать проблемные задания, участвовать в дискуссии.

Знать основные понятия и термины темы

- выдающихся людей 19 века, связанных с историей родного края.

Уметь

- делать записи в тетради на основе рассказа учителя и визуального ряда.

- выстраивать моноответ

- осуществлять проектную деятельность

- работать в программе Power Point

Развивать умения

- поиск дополнительной информации в других источниках, в т.ч. в Интернет

- выступления с сообщениями

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

12

урок

Либеральные реформы  Александра II и их  реализация в нашем крае. Генерал Н.Г.Столетов в русско-турецкой войне 1877-1878гг.   Культура края  второй половины XIX века. Процесс над участниками Морозовской стачки 1885г. во Владимире. Первые марксисты в крае.

1

Морозовская стачка 1885 г. Суд над руководителями во Владимире.

Формирование навыка объяснять смысл изученных исторических терминов; образно рассказывать о главных событиях периода и их участниках. Отработка навыка проводить поиск необходимой информации в учебнике, документах и других источниках; сравнивать однородные исторические факты

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

Раздел 7:Владимирский край в  начале  XX века.  3 часа.

13

урок

 Развитие капиталистической промышленности, рост рабочего класса, рабочее движение. Революция 1905 г. во Владимирской  губернии.  Иваново-Вознесенская стачка, первый общегородской совет рабочих депутатов.

1

Промышленность, концентрация производства. Структура промышленности по отраслям.

Революция 1905 - 07 г.г. Создание первого Совета в Иваново-Вознесенске. Начало формирования политических партий в губернии. Владимирские депутаты I - IV Государственной Думы.

Формирование навыка объяснять смысл изученных исторических терминов; образно рассказывать о главных событиях периода и их участниках. Отработка навыка проводить поиск необходимой информации в учебнике, документах и других источниках; сравнивать однородные исторические факты

Знать основные понятия и термины темы

- значение железных дорог

- процесс формирования рабочего класса в нашем регионе

- условия труда и быта рабочих

- особенности рабочего движения

- социал – демократическое движение в регионе;

- роль земства и органов городского самоуправления

в развитии нашего края;

- представителей марксистских организаций.

Уметь

- делать записи в тетради на основе рассказа учителя и визуального ряда.

- давать характеристику по плану

-работать с текстом учебного пособия

- аргументировать свой ответ

- решать проблемные задания

Развивать умения

- обнаруживать межпредметные связи

- обобщать, систематизировать учебный материал в пределах учебной темы

Литература


1. Владимирская энциклопедия: биобиблиографический словарь. Вл. 2002.
2. Владимир. Буклет, изданный администрацией города Владимира, 2004.
3. Владимирская область. Бизнес-путеводитель. Владимир, 2004.
4. Заворина Т. В. "Храм Рождества Богородицы".
5. Записки владимирских краеведов, сб. 2. Изд. "Посад", Вл., 1998.
6. Справочник муниципальных учреждений культуры г. Владимира. Владимир, 2004.
7. Тимофеева Т. П. "Лежит в развалинах твой храм...". Вл., 1999.
8. Тихонравов К.Н. "Богородице-Рождественский монастырь во Владимире". Изд. "Фолиант", Вл., 1997.
9. Торопов А.В. "Достояние истории". Литературно-художественный и краеведческий сборник "Владимир", № 10, 1997.
10. История Владимирского края. Учебное пособие для старших классов школ Владимирской области/ Под ред. д.п.н., профессора ВГПУ Д.И.Копылова. - ООО "Дюна", Владимир, 2001.
11. Владимирская энциклопедия: биобиблиографический словарь: А-Я. - Владимир, 2002, 536 стр.
12. Диск "Законодательное собрание Владимирской области -10 лет"
13. www.avo.ru
14.
www.vladimir-city.ru/meria/
15.
vlculture.narod.ru
16.
www.museum.vladimir.ru 

14

урок

Февральская и Октябрьская революции 1917 г. Установление  советской  власти в  крае.   Выборы в Учредительное собрание.  

1

Перевод промышленности на военные рельсы. Нарастание продовольственного и топливного кризиса. Рост стачечного движения. Отклики на события Февральской революции в крае. Изменения административно-территориального устройства губернии 1918г Начало формирования новой социально-экономической системы. Претворение в жизнь декрета о земле. Крестьянские волнения в крае. Владимирские делегаты учредительного собрания.

Формирование навыка объяснять смысл изученных исторических терминов; образно рассказывать о главных событиях периода и их участниках. Отработка навыка проводить поиск необходимой информации в учебнике, документах и других источниках; сравнивать однородные исторические факты

Знать основные понятия и термины темы

- события Февральской революции;

- преобразования советской власти на территории нашего края

- события гражданской войны

Уметь

- делать записи в тетради на основе рассказа учителя и визуального ряда.

- объяснять факты из источника

- сопоставлять события в регионе с общероссийскими событиями .

Развивать умения

- поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах

- владение основными видами публичных выступлений

- обнаруживать межпредметные связи

- обобщать, систематизировать учебный материал .

15

урок

Владимирцы  на фронтах первой мировой и гражданской войн.

1

Формирование полков Красной армии.

Формирование навыка объяснять смысл изученных исторических терминов; образно рассказывать о главных событиях периода и их участниках. Отработка навыка проводить поиск необходимой информации в учебнике, документах и других источниках; сравнивать однородные исторические факты

Знать основные понятия и термины темы

-- преобразования советской власти на территории нашего края

- события гражданской войны

Уметь

- делать записи в тетради на основе рассказа учителя и визуального ряда.

- объяснять факты из источника

- сопоставлять события в регионе с общероссийскими событиями .

Развивать умения

- поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах

- владение основными видами публичных выступлений

- обнаруживать межпредметные связи

- обобщать, систематизировать учебный материал.

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

Раздел 8:Владимирский  край в 1920-40 гг. 2 часа.

16

урок

Социально-экономическое, политическое и культурное развитие края в 20-40 –ые годы ХХ века. НЭП в промышленности Владимирского края.  Процессы индустриализации и коллективизации в нашем крае. Общественно-политическая жизнь. Политические репрессии 20-30-х гг.

1

Административно-территориальное устройство губернии.

Экономическое развитие

(кризис и попытка выйти

из тупика). НЭП в

промышленности.

Политические репрессии

в крае. Культурная жизнь

в крае.

Отработка навыка давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, отчётов об экскурсиях, рефератов, сочинений;

Знать основные понятия и термины темы

- истории предприятий, построенных в годы первых пятилеток;

- развитие социалистического соревнования в нашем крае

- коллективизация в нашем регионе;

- итоги культурной революции

-  политики в отношении церкви и местной власти;

- как затронули наш край сталинские репрессии;

Уметь

- представлять исслед. работу

- делать записи в тетради на основе рассказа учителя и визуального ряда.

- решать проблемные задания

- оценивать проблемы и явления

Развивать умения

- поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах

- владение основными видами публичных выступлений

Исследовательские работы

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

17

урок

Уроженцы Владимирского края – деятели науки и культуры. Владимирский край накануне войны:  население, органы власти, учебные заведения, заводы и фабрики, сельское хозяйство.

1

Формирование навыка объяснять смысл изученных исторических терминов; образно рассказывать о главных событиях периода и их участниках. Отработка навыка проводить поиск необходимой информации в учебнике, документах и других источниках; сравнивать однородные исторические факты

Исследовательские, поисковые работы

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

Раздел 9:Наш край в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. 6 часов.

18

урок

Владимирский край  военной поры.  

1

Участие жителей области

в защите Отечества.

Земляки, удостоенные

высоких наград.

Отработка навыка работы с различными историческими источниками, выделение главного, сравнение, анализ, вывод, доказывать свою точку зрения.

Знать основные понятия и термины темы

- боевой путь дивизий, сформированных на территории нашего края

- людей, прославивших наш край в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945)

Уметь

- делать записи в тетради на основе рассказа учителя и визуального ряда.

- подготавливать сообщения о знаменитых земляках

Экскурсия в школьный

музей.

Сочинение «Моя семья в

годы ВОВ».

Исследование -

экскурсия «Их именами

названы улицы города»

19

урок

Трудовой героизм в тылу: предприятия,  сельское хозяйство, вклад  школьников в Победу.  Эвакогоспитали.  

1

Трудовой фронт в крае.

Вклад каждой семьи в

Победу

Отработка навыка работы с различными историческими источниками, выделение главного, сравнение, анализ, вывод, доказывать свою точку зрения.

- писать эссе.

Развивать умения

- поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из

источников, созданных в  

различных знаковых системах;

- владение основными видами публичных выступлений

Экскурсия в школьный

музей.

Сочинение «Моя семья в

годы ВОВ».

Исследование -

экскурсия «Их именами

названы улицы города»

Презентации учащихся

20

урок

Церковь в годы войны.  

1

Церковь в годы войны.  

Отработка навыка работы с различными историческими источниками, выделение главного, сравнение, анализ, вывод, доказывать свою точку зрения.

Знать основные понятия и термины темы

Роль церкви в духовном сподвижничестве

Уметь

- делать записи в тетради на основе рассказа учителя и визуального ряда.

- давать характеристику деятельности  православным священнослужителям в годы Вов.

Развивать умения.

- перевода информации из

одной знаковой системы

в другую.

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

21

урок

Образование Владимирской области. Быт владимирцев в годы войны.  

1

Образование Владимирской области. Быт владимирцев в годы войны.  

Отработка навыка давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, отчётов об экскурсиях, рефератов, сочинений;

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

22

урок

Владимирцы на фронтах Великой Отечественной войны. Герои Советского Союза - фронтовики, уроженцы и жители нашего  края.  

1

Владимирцы на фронтах Великой Отечественной войны. Герои Советского Союза - фронтовики, уроженцы и жители нашего  края.  Людское милосердие.

Повседневная жизнь в чрезвычайных обстоятельствах

Отработка навыка давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, отчётов об экскурсиях, рефератов, сочинений;

Презентация

См.

Приложение

23

урок

Семейные архивы о вкладе  родных и близких в Победу. Экономическое развитие области в послевоенный период.

1

Семейные архивы о вкладе  родных и близких в Победу. Экономическое развитие области в послевоенный период.

Отработка навыка поисковой работы

Творческие проекты

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

Раздел 10:Владимирская область в 1950-60-е гг.: от сталинизма к «оттепели».  2 часа.

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

24

урок

Состояние промышленности и сельского хозяйства области в начале 50-х годов.   Аграрная реформа и другие эксперименты Н.С. Хрущева в сельском хозяйстве: методы их проведения и результаты  (на примере Владимирской области).

1

Восстановление

Владимирской области

как административно-

территориальной

единицы. Переход

промышленности на

мирные рельсы.

Экономика края в

условиях нового

экономического подъема

середины 60-х.

Сельское хозяйство в

после-военный период,

укрупнение колхозов,

появление

«неперспективных

деревень в области».

Участие Владимирцев в

освоении целины.

Отработка навыка соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;   общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

Знать основные понятия и термины темы

- последствия военного времени и пути преодолениях в послевоенное двадцатилетие

- где находились ведущие промышленные объекты

- специфика восстановления хозяйства в нашей области

- суть изменений в системе управления

- с/х в послевоенный период

- цели  и итоги денежной реформы

- развитие культуры в данный период

Уметь

- делать записи в тетради на основе рассказа учителя и визуального ряда

- работать с исторической картой историческими источниками

- делать оценочные выводы

- решать проблемные вопросы

Развивать умения

- поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах

- владение основными видами публичных выступлений

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

25

урок

Уровень жизни, быт  населения области. Культурная жизнь края в период «оттепели», признаки либерализации и демократизации.

1

Первые

реабилитации. Наши

земляки -

реабилитированные на

процессах 30-х - II пол.

40-х начала 50-х годов.

Шульгин В. В. во

Владимирской области.

Отработка навыка работы с различными историческими источниками, выделение главного, сравнение, анализ, вывод, доказывать свою точку зрения.

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

Раздел 11:Владимирская область во  второй половине 1960-х – первой половине 80-х  гг. 2 часа.

26

урок

Усилия по обновлению колхозов и совхозов. Быстрый рост городского населения. Появление новых отраслей промышленности. «Застойные» явления в обществе и экономике в 70-80-е годы.    

1

Промышленное развитие в 1960 -1980 г.г.

Развитие с/х.

Успехи и проблемы.

В мире культуры и искусства.

Отработка навыка работы с различными историческими источниками, выделение главного, сравнение, анализ, вывод, доказывать свою точку зрения.

Знать основные понятия и термины темы

- как реализовалась хозяйственная реформа 1965 года в нашем крае

- развитие с/х в данный  период

- развитие области в « брежневский» период

- причины кризисных явлений в экономике в регионе в 80-е годы

Уметь

- делать записи в тетради на основе рассказа учителя и визуального ряда

- выступать перед аудиторией с сообщением

- аргументировать свою точку зрения

- подбирать эпитеты к исторической эпохе

Развивать умения

- поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах

- владение основными видами публичных выступлений

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

27

урок

Культурная жизнь края  во второй половине  1960-х – первой половине 80-х  гг. Сотрудничество городов Владимирской области с городами государств Восточной  Европы.

1

В мире культуры и искусства.

Отработка навыка работы с различными историческими источниками, выделение главного, сравнение, анализ, вывод, доказывать свою точку зрения.

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

Раздел 12:Владимирская  земля в годы перестройки и рыночных реформ (1985-90-е гг.). 2 часа.

28

урок

Перестройка как средство ускорения социально-экономического развития   Владимирской  области. Активизация политической жизни.  Процессы демократизации.  

1

Перестройка в области.

Начало перехода к рынку.

Появление частных фирм

и компаний. Культурное

развитие в области.

Формирование навыка объяснять смысл изученных исторических терминов; образно рассказывать о главных событиях периода и их участниках. Отработка навыка проводить поиск необходимой информации в учебнике, документах и других источниках; сравнивать однородные исторические факты

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

29

урок

Проблемы в развитии промышленности и сельского хозяйства. Становление рыночных отношений на территории области.  Социальное расслоение населения края.   Культурная жизнь.  

1

Перестройка в области.

Начало перехода к рынку.

Появление частных фирм

и компаний. Культурное

развитие в области.

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

Раздел 13: Владимирская область в начале XXI века.  4 часа.

30

урок

Экономические реформы и их социальные последствия.

1

Отработка навыка работы с различными историческими источниками, выделение главного, сравнение, анализ, вывод, доказывать свою точку зрения.

Знать основные понятия и термины темы

- радикальное обновление в Владимирской  области в 90- годах 20 столетия.

- современную историю Владимирского края, его геральдическую символику.

Уметь

- интервьюировать

- писать эссе

- дискутировать

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

31

урок

Местное самоуправление. Демографический портрет населения края.

1

Местное самоуправление. Демографический портрет населения края.

Отработка навыка работы с различными историческими источниками, выделение главного, сравнение, анализ, вывод, доказывать свою точку зрения.

Развивать умения

- поиска нужной информации по

заданной теме в источниках

различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах

- владение основными видами публичных выступлений

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

32

урок

Многопартийная система на территории области. Символика Владимирской области.

1

Многопартийная система на территории области. Символика Владимирской области.

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

33

урок

Перемены в духовной жизни населения края. Повседневная жизнь людей в эпоху глобальных перемен.

1

Перемены в духовной жизни населения края. Повседневная жизнь людей в эпоху глобальных перемен.

Формирование навыка объяснять смысл изученных исторических терминов; образно рассказывать о главных событиях периода и их участниках. Отработка навыка проводить поиск необходимой информации в учебнике, документах и других источниках; сравнивать однородные исторические факты

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

Раздел 14: Обобщающий урок  «Роль и место Владимирской области   в современной России». 2 часа.

34

урок

Приоритетные национальные проекты: их реализация во Владимирской области. Владимирская область в начале XXI века: историческое проектирование.

1

Приоритетные национальные проекты: их реализация во Владимирской области. Владимирская область в начале XXI века: историческое проектирование.

Отработка навыка работы с различными историческими источниками, выделение главного, сравнение, анализ, вывод, доказывать свою точку зрения.

Знать основные понятия и термины темы

- приоритетные национальные проекты

Уметь

- интервьюировать

- писать эссе

- дискутировать

Интервью очевидцев событий: членов семей

35

урок

Перспективы участия молодежи Владимирской области в становлении гражданского общества и будущей России.

1

Перспективы участия молодежи Владимирской области в становлении гражданского общества и будущей России.

Отработка навыка работы с различными историческими источниками, выделение главного, сравнение, анализ, вывод, доказывать свою точку зрения.

Развивать умения

- поиска нужной информации по заданной теме в источниках

различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах

- владение основными видами публичных выступлений

«История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.

Ученические проекты

Логические связи  краеведческого курса и предметов естественнонаучного цикла расширяют знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом

Интегративное взаимодействие курсов краеведение и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе.

 Формирование системы интегративных связей краеведения и предметов гуманитарного цикла значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков.

Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство». 


                                                                                                                     

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса истории.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

        При тестировании используется гибкая система оценивания результатов, при которой ученик имеет право на ошибку. Все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

80% от максимальной суммы баллов

отлично

60-80 %

хорошо

40-60 %

удовлетворительно

0-40 %

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания истории.

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

      Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали. Из усвоенного материала самостоятельно делаются выводы, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащийся хорошо ориентируется в материале.

Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная. Учащийся ориентируется в материале, выводы делаются с помощью учителя.

Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильная, остальная неверная, неточная или отсутствует. Учащийся не может делать выводы из материала урока.

Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу. Обнаружено непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить даже при дополнительных вопросах.

ОБОРУДОВАНИЕ

Мультимедийный проектор

Компьютер

Интерактивная доска.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ    

ХРОНОС: Всемирная история в Интернете

http://www.hrono.ru

Всемирная история: Единое научно- образовательное пространство

http://www.worldhist.ru

История Отечества «СГУ»  УМК том 1.882 – 1801 гг. «статпро» 2006

 Всеобщая история “CorDis” УМК  2004

Электронная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Электронная энциклопедия «Энциклопедия история России (862-1917 гг.)»

Литература

  1. Археологическая карта России. Владимирская область. М., 1995
  2. Бадер О.Н. Сунгирь. Верхнепалеолитическая стоянка. – М.: Наука, 1978
  3. Бадер О., Зыбковец В. Следы эпох.// Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа земли Владимирской. Краеведческий сборник. Ярославль, Верх.-Волж. кн.изд., 1973
  4. Бардина Р. Художественные промыслы Владимирской области. Ярославль,1975.
  5. Бейлекчи В. Истина прячется в земле. Альманах « Памятники Отечества», № 54
  6. Владимирская область. Бизнес-путеводитель. Владимир, 2004.                                          
  7. Владимирская энциклопедия биобиблиографический словарь, Владимир, 2002
  8. Владимирское народное ополчение в Отечественной войне 1812 года: Сб. док. Владимир: Книжное издательство, 1963. 
  9. Воронин Н. Н., Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской, 3 изд., М., 1967
  10. Воронин Н.Н. «Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков». т.1 М., 1961            
  11. Георгиевский В. "Город Владимир на Клязьме и его достопримечательности", 1896  
  12. Дектярев А, Дубов Н. «Начало Отечества. Исторические очерки» М., 1990
  13. Днесь светло красуется: Владимир в старой открытке. Владимир, 1993                                
  14. Записки владимирских краеведов. Вып.1. Владимир: Отдел культуры администрации г. Владимира, 1998
  15. Записки владимирских краеведов. Вып.6. Владимир: Отдел культуры администрации г. Владимира, 2004
  16.  «Интересное о крае», Ярославль, 1973
  17. История Владимирского края. Под ред. Д.И. Копылова Владимир, 2001
  18. История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века. Учебное пособие.- Муром, 2001
  19. История Отечества в терминах и понятиях: учебный словарь-справочник./ Под ред. Блохина В.Ф. Смоленск. «Русич».- 1999                                                                                                                                          
  20. Искусство каменного века (Лесная зона Восточной Европы) / С.В. Ошибкина, Д.А. Крайнов, М.П. Зимина. – М.: Наука, 1992
  21. Кичигин М.И., Иванов А.Л. «Владимирское ополье», Владимир, 1993                              
  22. Кучкин В.А. «Формирование государственной территории северо-восточной Руси
    в X-XIV вв.» http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/K/KuchkinVA/index.html
  23. Лебедев А.В.История Вязниковского края с древнейших времен до н. ХХ века. Учебное пособие. Вязники, 2003
  24. Минин С.Н. «Очерки по истории Владимирской епархии X – XX вв. Владимир, 2004
  25.  Михайлова С. В., Ищенко В. М. История России с древнейших времен до XX в. Хрестоматия школьника. Ч. 1. – Владимир, 1998                                                                              
  26. Окский бассейн в эпоху камня и бронзы / Под ред. В.М.Раушенбах. – М.: Сов. Россия, 1970
  27. Общественные деятели г. Владимира середины XIX - начала XX веков. Сост. Хромушин П.Н. Владимир: Издательский дом «Посад», 2006                                                  
  28. Памятники русского права. Под ред. П. В. Черепнина. М., 1995, вып. 3                            
  29. Пиголицына Ф. Мстерский летописец. Ярославль, 1991                                                            
  30. Попова М.К. И поиск длится целый век… Владимир: Нива, 2002.                                    
  31. Почетные граждане города Владимира. Владимир: Фолиант, 2003                                        
  32. Предприниматели и меценаты Владимирской губернии. Владимир, 1999                            
  33. Софронов Н.С. «Это интересно знать», Ярославль, 1980                                                      
  34. Справочник муниципальных учреждений культуры г. Владимира. Владимир, 2004            
  35. Старая столица: краеведческий альманах. Вып.1, Управление культуры администрации г. Владимира, Центральная городская библиотека. Владимир, 2006                
  36. Тимофеева Т. П. "Лежит в развалинах твой храм...". Вл., 1999                                                
  37. Тихомиров М. Н., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956
  38.  Тихонравов К.Н. "Богородице-Рождественский монастырь во Владимире". Изд. "Фолиант", Вл., 1997
  39.  Уваров А.С. Археология России. Каменный век. М.1881                                                                                      
  40. Фоминцева Л.А. «Земля Владимирская. Географический словарь», Владимир, 1991
  41. Фролов Н.В., Фролова Э.В. История земли Ковровской. Часть I. С древнейших времён до 1804 года. – Ковров, БЭСТ-В, 1997
  42. Хрестоматия по истории государства и права СССР. М., «Юридическая литература», 1990.                                                                                                                                                                                               
                                                                                                                               

Вопросы к зачету по курсу «История Владимирского края»

  1. Владимирский край в древности.
  2. Финно-угорские племена и славянская колонизация края.
  3. Владимиро-Суздальское княжество в XII - XIII вв.
  4. Монголо-татарское нашествие и Владимирское княжество.
  5. Александр Невский.
  6. Великое Владимирское княжество в XIV - XV вв.
  7. Экономическое развитие края в XVI - XVII вв.
  8. Иван Грозный в Александровой  Слободе.
  9. Смутное время во Владимирском крае. Д.М. Пожарский.
  10. Пётр I и Владимирский край.
  11. Екатерина II и Владимирский край.
  12. Экономическое развитие края в первой половине XIX в.
  13. Отечественная война 1812 г. и Владимирский край.
  14. Декабристы-владимирцы.
  15. Экономическое развитие губернии во второй половине XIX в.
  16. Буржуазные реформы в губернии.
  17. Владимирский край в годы первой русской революции.
  18. Владимирский край в годы Первой мировой войны.
  19. Владимирский край в 1917 г.
  20. Владимирский край в годы Гражданской войны.
  21. Владимирский край в годы НЭПа.
  22. Индустриализация на территории Владимирского края.
  23. Коллективизация на территории Владимирского края.
  24. Великая Отечественная война и Владимирский  край.
  25. Экономическое развитие области в послевоенный период.
  26. Владимирская область в конце XX – начале XXI вв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по истории Белгородчины с древнейших времен до наших дней

Программа данного курса «История Белгородчины» является самостоятельной дисциплиной для учащихся 5-7 классов школы.Курс рассчитан на 1 час в неделю, но предусмотрена большая внеурочная творческая деят...

История России с древнейших времен до наших дней (в документах)

Программа дополнительного образования (факультатива, кружка, спецкурса) для учащихся 10-11 классов....

Памятники архитектуры с древнейших времен до наших дней ( тренажёр по подготовке к ЕГЭ).

Тренажёр по подготовке к ЕГЭ по истории для 11 класса на тему "Памятники архитектуры с древнейших времен до наших дней".Может быть использован для проработки заданий части В при подготовки к сда...

Статья. История развития логики с древних времен до наших дней.

Логика – это наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий, в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений. Особую роль в ускорении ...

Тест по теме " Все о происхождении вышивки с древних времен до наших дней"

Тест по теме " Все о происхождении вышивки с древних времен до наших дней"...

Рабочая программа по учебному предмету "История Тайшетского района с древнейших времен до наших дней" для обучающихся 11 классов

Данная программа и ее реализация соответствуют современным требованиям к историческому образованию школьников. Поэтому при составлении программы серьезное внимание уделялось выбору объектов познания, ...

Рабочая программа по учебному предмету "История Тайшетского района с древнейших времен до наших дней" для обучающихся 11 классов

Данная программа и ее реализация соответствуют современным требованиям к историческому образованию школьников. Поэтому при составлении программы серьезное внимание уделялось выбору объектов познания, ...