Главные вкладки

    Технологическая карта и методическая разработка урока истории для 5 класса по теме "Древнее Двуречье".
    план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

    Почтарева Галина Александровна

    Разработка содержит подробную технологическую карту и пошаговый ход урока "Древнее Междуречье" с описанием деятельности учителя и учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока  по истории Древнего мира для 5 класса.

    Тема урока

    Древнее Междуречье

    Тип урока

    Урок открытия нового знания

    Цель урока

    Сформировать у учащихся представление о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях  жителей Древнего Междуречья 

    Образовательные
    ресурсы

    Учебн   Учебник : Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История древнего мира 5 класс, Просвещение, М, 2015,  с. 65-69

       Презентация по теме: «Древнее Междуречье», разработанная учителем.

       Книги для учителя:

    Андреевская Т. П. Страницы истории Древнего Востока. Методические рекомендации, СПб, 1995, с. 24-29

    Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира, М, Просвещение,1996, с. 45-56.

    Годер Г.И. История Древнего мира, рабочая тетрадь часть 1.,М, 2010, с. 39,42-45.

    Петрович В. Г. Петрович Н. М. Уроки истории, М, 2004, с.43-47.

    Атлас история Древнего мира, М, Издательство ДИК, Дрофа, 2010, с. 8-9.

    Мифы древнего мира, Каравелла, СПб, 1995,с.76-101.

    Интернет-ресурсы.

    Структура урока

    1. Вводная беседа.
    2. Изучение нового материала.
    3. Итоговый контроль, закрепление материала.
    4. Домашнее задание.

    План урока (основные вопросы изучения материала)

           I. Междуречье – одна из стран Древнего мира.

    II. Природно-климатические особенности Двуречья:

    1. Происхождение названия страны.

    2. Взаимосвязь природно-климатических условий и образа жизни, занятий шумеров и аккадцев:

    а) трудности развития земледелия;

    б) предпосылки и особенности развития торговли.

    III. Религия Древнего Междуречья:

    1.Зиккурат – главная храмовая постройка шумерских городов;

    2. Пантеон богов Двуречья:

    а) Шамаш;

    б)  Син;

    в)  Иштар;

    г) Эа.

    IV. Глина – главный строительный материал Двуречья.

    V. Обучение в школах Междуречья:

    1. Письменные принадлежности шумерских школьников.

    2. Особенности процесса обучения;

    3. «Миф о потопе» - главное «учебное пособие».

    VI. Вклад учёных Междуречья в развитие математики, астрономии, медицины.

    Методы и формы
    обучения

    Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

    Формы: индивидуальная, фронтальная.

    Основные понятия и термины

      Зиккурат, клинопись

    Домашнее задание

    & 13 пересказ, конкурс на лучший кроссворд по пройденной теме, карточки для желающих получить дополнительную оценку.

    Планируемые результаты

    Предметные

    Метапредметные УУД

    Личностные УУД

     а) познакомятся с  особенностями природы и климата Междуречья;

    б)  осознают, что  Междуречье – страна  торговых городов;

    в)  осознают, что отсутствие в стране иных строительных материалов предопределило большую роль глины в жизни шумер и аккадцев;

    г) актуализируют и углубят  понятия: глина, религия;

    д) познакомятся с пантеоном богов Междуречья;

    е) будут иметь представление о  письме Междуречья и  о его особенностях;

     ж) познакомятся с новыми понятиями : зиккурат, клинопись;

    з) узнают   особенности процесса обучения в школах Междуречья;

    и) познакомятся  с мифом о всемирном потопе и осознают, что  представления древних шумер о богах отразились во многих более поздних религиях;

    к) узнают о  вкладе учёных Месопотамии в развитие математики, медицины, астрономии.

    Познавательные: 

    а)  продолжат  формирование умения работать с исторической картой, ориентирования  по ней, использовать её в качестве источника информации о государстве.

    б) продолжат  формирование умения работать с текстом учебника, применять приобретённые посредством этого знания для ответа на вопросы учебного задания;

    в)  продолжат формирование умения отвечать на вопросы учителя, обобщая известную информацию, делать выводы, рассуждать.

    в) продолжат учиться  работать с наглядностью как с историческим источником;

    г) начнут  формировать умение работать с текстовым историческим источником (на основе чтения записок Геродота);

    д) начнут формировать умение  сравнительного анализа  государств (на основе сопоставления природных особенностей Древнего Египта и Междуречья, религиозных представлений народов).

    е) продолжат  формирование умения устанавливать  причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

    ж) продолжат учиться вести краткий конспект урока, грамотно оформлять свои записи.

    Коммуникативные: продолжат учиться   взаимодействовать друг с другом; обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером.

    Регулятивные: смогут принимать  учебную задачу;  учитывать выделенные учителем ориентиры действия

    Сохранят мотивацию к учебной деятельности;  

    осознают необходимость  восприятия мира во всём его многообразии и готовность менять свои представления о нём.

     

    Деятельность учителя.          Деятельность учащихся.

    Наш с Вами сегодняшний урок  я хочу начать несколько необычно - с обращения к картине  художника Айвазовского.

    Рассмотрите, пожалуйста, картину   на электронной доске.

    • Какой мифологический сюжет, на Ваш взгляд, она отражает?

    В сказаниях многих народов и в Библии говорится о потопе, посланном богами в наказание людям.

    Долгое время описание потопа считали вымыслом. Однако  при раскопках города Ура археологам под слоем ила удалось обнаружить руины поселения, буквально смытого стихией  с лица земли.  Учёные доказали, что это следы великого потопа, некогда бушевавшего в   Древнем Междуречье.

    Итак, сегодня мы с вами начинаем разговор об ещё одной стране Древнего мира – Междуречье.

    • Давайте в наших тетрадочках запишем тему урока «Древнее Междуречье».

    Не забывайте темы уроков выделять цветными ручками или  карандашами, чтобы было легче ориентироваться в собственных записях.

    • Как думаете, что уже можно предположить о стране, зная только то, что её жители  создали миф о потопе?

    • Давайте проверим наши предположения.  А для этого обратимся к исторической карте на  с. 33 ваших учебников (перед темой «Древний Египет») и выясним особенности её географического положения. О чём говорит нам карта?
    • Кто догадался, почему страна носит такое необычное название? Предположите, как ещё могли называть это государство?

    Междуречье, Двуречье, Месопотамия и даже Вавилония (по имени самого крупного города страны Вавилона).

    • А  может быть кто-нибудь знает, какие страны сегодня территориально находятся на землях древней Месопотамии?

    Сегодня это территории Ирака, части Ирана, Сирии и Кувейта.

    • Ещё раз посмотрим на карту. Исходя из условных обозначений, расположения страны предположите, каковы особенности  природы и климата Междуречья?
    • Можно ли утверждать, что природные условия Двуречья были сходны с теми, которые были в Египте?
    • Как вы думаете, как влияли перечисленные вами природные и климатические условия на жизнь и занятия жителей Междуречья?

    Если не прозвучит мысль об отсутствии дерева, можно попросить сделать предположение о  причинах, по которым богатые вавилоняне в завещании среди прочего имущества указывали деревянные кровати и двери.

       Климат на севере и юге Междуречья был неодинаков: на севере  зимой  иногда выпадал снег, а весной и осенью  шли дожди, на юге же всегда было сухо и жарко.

    • Предположите, как приходилось действовать жителям севера и юга страны, чтобы земледелие было одинаково успешным?

    Давайте запишем в наших тетрадках краткий  вывод.

    Для успешного земледелия на севере требовалось строить насыпи (осушать), а на юге – рыть каналы.

    Почва в Междуречье была даже более плодородна, чем в Египте,  и  земля давала богатейший урожай зерновых культур и овощей.

    • Жителей Междуречья повсюду окружала вода.

    Какие преимущества и какие недостатки можно выделить в связи с   наличием в стране двух полноводных рек?

    Ветра, которые дули с Персидского залива гнали на берег большие волны, в результате чего вода в Тигре и Евфрате  поднималась, и происходили наводнения.

    Египтяне, как вы помните, тоже сталкивались с  разливами, предположите, почему в отличие от жителей Двуречья, египтяне их не боялись? (Вспомните, как и когда происходил разлив Нила в стране фараонов)

    • Вернемся к нашему вопросу, можно ли усмотреть что-то положительное в факте существования в стране Тигра и Евфрата?

    И вверх и вниз по Евфрату двигались торговые суда. Их мастерили из ивовых прутьев и обтягивали шкурами животных, а иногда делали  из тростника.

    Случалось, плывущие навстречу друг другу корабли сталкивались. Виновными в Междуречье всегда считались корабельщики того судна, которое шло против течения; они выплачивали штраф.

    • Как думаете, справедливо ли это? Почему?
    • Какие выводы из факта существования такого правила мы можем сделать?
    • Определите, опираясь на нашу карту, какие крупные города Двуречья могли участвовать в торговой деятельности?

    Каждый из названных вами городов являлся, по сути, визитной карточкой страны, а потому правители Месопотамии заботились об их благоустройстве (в городах часто гостили заморские купцы).

    Главной достопримечательностью любого города в Междуречье был зиккурат.  Так назывался храм бога-покровителя города.

    Рассмотрите фотографию сохранившегося до наших дней храма.

    • Какие особенности зиккурата вы могли бы отметить?

    Новые храмы обычно сооружались на месте старых. Вследствие этого платформы храмов становились всё более и более высокими, а сам храм напоминал ступенчатую башню.

    • Предположите, каким ещё целям, кроме религиозных,  могла служить такая башня?

    Зиккурат служил последним прибежищем во время наводнений и нападения врагов.

    Давайте сделаём ещё одну важную запись в наших тетрадочках:

    Зиккурат- главный храм города в виде высокой ступенчатой башни.

    • В честь каких богов древние шумеры и аккадцы  строили свои зиккураты?

    Выясните это, прочитав  п. 3 &13 («Башни от земли до неба») заполнив пропуски в  задании №   в распечатке.  Тот из вас, кто окажется наиболее быстрым и успешным, сможет получить первую пятёрку во второй четверти.

    Дома, я просила вас на дополнительную оценку почитать вавилонские мифы и выяснить, что общего в религиозных представлениях египтян и жителей Древнего Междуречья? Попробовал ли кто-нибудь выполнить это задание? Что получилось?

    Итак, в Междуречье в честь богов мастера возводили величественные зиккураты.

    Однако давайте задумаемся, чтобы построить такие  башни, нужен строительный материал -  камень или дерево! Мы с вами выяснили, что в Междуречье ни того, ни другого не было. Привозные же камень и лес были дороги. Между тем известно, что жители приспособились к таким условиям и нашли  материал, из которого смогли строить дома, изготавливать посуду, печи и даже детские игрушки! Согласно мифам из него боги создали и первых людей!

    • Что это за чудесный материал?  Кто догадался?

    Учёные считают,  что гончарный круг был изобретён именно в Двуречье.

    Известно, что глина применялась даже в вавилонских школах.

    • Есть предположения, каким образом её использовали при обучении детей?

    Папируса в Двуречье не было, а вот глина была самым доступным материалом. Ученики в школах писали на глиняных табличках.  Чтобы табличка сохранялась дольше, глину сначала вымачивали в воде (все примеси оседали на дно),  а затем на мягкую ещё глину наносили заостренной палочкой знаки в форме клинышек.

    Давайте запишем:

    Особое письмо Междуречья – клинопись.

    Чтобы нам с Вами легче было представить, как глина  могла заменить ученикам Двуречья нашу обычную тетрадь, я по каждому ряду пускаю коробочку с кусочком глины и палочку, для выдавливания письменных знаков. Каждый из Вас вполне может представить себя учеником вавилонской школы и даже поупражняться в письменности.

    В клинописи Междуречья было несколько сотен знаков, а потому, читать и писать здесь было не легче, чем в Египте.

    Обратите внимание на иллюстрацию на с. 68 ваших учебников «Школа в Двуречье».

    • Попробуйте объяснить, как происходило обучение?

    Кто этот человек на первом плане, ближе к нам, слева? Чем он занят?

    Сегодня, для исправления ошибок мы используем замазку, египтяне использовали особый материал и даже язык.

    • Предположите, как исправляли ошибки ученики в Месопотамии?

    • Попробуйте сравнить обучение в школах Египта и Междуречья.  Какие общие, а какие отличные черты можно отметить?

    Образованные жители Междуречья подарили миру свои знания по математике, астрономии и медицине.

    Только в XX веке астрономы доказали существование 10-й планеты, находящейся за орбитой Плутона, а описание этой планеты мы находим в шумерских клинописных источниках. Доктора Междуречья успешно лечили переломы, проводили хирургические операции, назначали больным настои лекарственных трав и массажи.

     При наличии времени:

    В законах одного вавилонского царя было сказано:

    «Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию и спас человека, то он может получить 10 сиклей серебра, если вылечил перелом – 5  сиклей».

    В  те времена за 1 сикль серебра можно было купить

     хорошую свинью или запас хлеба на 5 месяцев вперед (на 1 человека).

    • Исходя из этих сведений, предположите, пользовалось ли популярностью обращение к врачам?

    Чаще, согласно описанию греческого историка Геродота, больного просто приносили на рынок.

    • Как думаете, зачем? Кто и чем мог помочь больному на рынке?

    • Насколько, на Ваш взгляд, эффективно такое лечение?

    Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с Древним Междуречьем. Всё ли вы поняли и запомнили?

    Давайте проверим себя, обратившись к заданию № … в распечатках. Ваша задача поставить только + (согласие) или – (несогласие) с утверждением.

    Д/з & 13 читать, карточку подписать и заполнить.

    Деятельность учащихся.

    Миф о всемирном потопе

    Делают записи в тетрадях

    Её жители верили в богов, страна была как-то связана с водой.

    Расположена между двумя реками Тигром и Евфратом, впадающими в Персидский залив.

    Двуречье.

    Ирак, части Ирана, Сирии и Кувейта.

     

    Жаркий климат. Зелёный цвет на карте  говорит о низменностях – много влаги, возможно, болотистые почвы (нужно осушать);

    Да, хотя нет гор.

    Почвы, скорее всего, благоприятны для земледельческих работ;

    Нет гор - нет камня для строительства;

    Наличие двух полноводных рек – условие для развития торговли.

    Делают записи в тетрадях

    --- Существовала угроза наводнения

    +++ Можно было торговать

    Вспомним снежную горку: вниз несутся санки, вверх поднимаются лыжники. Очевидно, что дорогу нужно было уступить тем, кто плывет вниз по течению. Им сложнее затормозить.

    Существовало интенсивное судоходство, была развита торговля; раз существовало правило, значит такие столкновения не были редкостью.

    Ур, Урук, Вавилон, Лагаш, Ниппур и др.

    Зиккурат отличают мощные и высокие стены, сложенные из сырцового кирпича.

    Здесь могли хранить городские богатства, запасы продовольствия.

    Делают записи в тетрадях

    Читают и выполняют задание.

    Шамаш-бог солнца, Син-бог луны, Эа – бог воды, Иштар – богиня любви и плодородия.

    Хотя от долины Нила до берегов Тигра и Евфрата сотни километров пути между египетскими и вавилонскими мифами много общего. Оба народа верили, что мир создан из воды. И египтяне и шумеры поклонялись богу солнца (Ра/Шамаш), природы (Осирис/Тамуз), луны, плодородия (Исида/ Иштар)  и многим другим. И там и там боги во всём похожи на людей, они враждуют, страдают, сплетничают и смеются совсем как обычные люди.

    глина

    Её могли использовать в качестве материала для письма.

    Делают записи.

    Учителем выступал пожилой, мудрый человек. Мальчики писали тексты на глиняных табличках. За дисциплиной на уроке следил помощник учителя, готовый с помощью палки наказать нерадивых учеников.

    Достаточно было просто смять глиняную табличку и написать слово заново.

    Общие черты: 1. обучение было доступно только богатым людям; 2. образование получали только мальчики. 3. основные предметы-

    письмо и счёт.4. не желавших учиться, ленивых строго наказывали.

    Отличительные черты:

    1.разные материалы для письма (папирус/глиняная табличка);

    2. особое письмо (иероглифы/клинописные знаки)

     

    Нет, это очень дорого.

    На рынках бывало немало людей. Всегда можно было попросить помочь советом тех людей, которые когда-то перенесли то же заболевание.

    Проверяют и оценивают собственные знания.

    Материалы домашнего задания.

    Карточка №1

    1. Двуречье  лежит между двумя большими реками __________ и ____________.( Показать реки, их названия)

    Почвы в Южном Двуречье удивительно ______________.

    2. Разливы рек проходили  ______  обрушивались на ____________ и ____________.

    3. Приходилось строить _____________ по берегам, чтобы не смыло  ____________ на полях.

    4. Для орошения  полей и садов  рыли _______________.

    Карточка №2

    1. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были ____________, их поселения вырастая превращались в _______________.

    2. Из многочисленных городов самыми крупными были _________ и _______, в Южном Двуречье не было  ни _______, ни _________.

    3. Дворцы, храмы, жилые дома сооружали из больших __________ __________.

    4. Дерево было дорого – деревянные двери имелись лишь в ____________ домах, в бедных вход закрывали __________.

    Карточка №3

    1. Над городскими постройками возвышалась ____________   башня, уступы которой поднимались к ____________.

    2. Только __________ было позволено подниматься на вершину башни – в __________________.

    3. Покровителем города был бог Солнца __________ или бог Луны _________________

    4.Все почитали бога воды _________________, а к богине плодородия и любви ____________ люди обращались с просьбами о богатых урожаях  зерна и о рождении детей.

    5. Учёные жрецы занимались  ____________ и число ____________ считали священным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

    «Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

    Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"

    Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....

    Методическая разработка урока истории 8 класс.

    Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....

    Методическая разработка урока истории 8 класс.

    Причины и предпосылки отмены крепостного права. Император - освободитель....