Технологическая карта и методическая разработка урока истории для 5 класса по теме "Древнее Двуречье".
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Почтарева Галина Александровна

Разработка содержит подробную технологическую карту и пошаговый ход урока "Древнее Междуречье" с описанием деятельности учителя и учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  по истории Древнего мира для 5 класса.

Тема урока

Древнее Междуречье

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Сформировать у учащихся представление о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях  жителей Древнего Междуречья 

Образовательные
ресурсы

Учебн   Учебник : Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История древнего мира 5 класс, Просвещение, М, 2015,  с. 65-69

   Презентация по теме: «Древнее Междуречье», разработанная учителем.

   Книги для учителя:

Андреевская Т. П. Страницы истории Древнего Востока. Методические рекомендации, СПб, 1995, с. 24-29

Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира, М, Просвещение,1996, с. 45-56.

Годер Г.И. История Древнего мира, рабочая тетрадь часть 1.,М, 2010, с. 39,42-45.

Петрович В. Г. Петрович Н. М. Уроки истории, М, 2004, с.43-47.

Атлас история Древнего мира, М, Издательство ДИК, Дрофа, 2010, с. 8-9.

Мифы древнего мира, Каравелла, СПб, 1995,с.76-101.

Интернет-ресурсы.

Структура урока

  1. Вводная беседа.
  2. Изучение нового материала.
  3. Итоговый контроль, закрепление материала.
  4. Домашнее задание.

План урока (основные вопросы изучения материала)

       I. Междуречье – одна из стран Древнего мира.

II. Природно-климатические особенности Двуречья:

1. Происхождение названия страны.

2. Взаимосвязь природно-климатических условий и образа жизни, занятий шумеров и аккадцев:

а) трудности развития земледелия;

б) предпосылки и особенности развития торговли.

III. Религия Древнего Междуречья:

1.Зиккурат – главная храмовая постройка шумерских городов;

2. Пантеон богов Двуречья:

а) Шамаш;

б)  Син;

в)  Иштар;

г) Эа.

IV. Глина – главный строительный материал Двуречья.

V. Обучение в школах Междуречья:

1. Письменные принадлежности шумерских школьников.

2. Особенности процесса обучения;

3. «Миф о потопе» - главное «учебное пособие».

VI. Вклад учёных Междуречья в развитие математики, астрономии, медицины.

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины

  Зиккурат, клинопись

Домашнее задание

& 13 пересказ, конкурс на лучший кроссворд по пройденной теме, карточки для желающих получить дополнительную оценку.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

 а) познакомятся с  особенностями природы и климата Междуречья;

б)  осознают, что  Междуречье – страна  торговых городов;

в)  осознают, что отсутствие в стране иных строительных материалов предопределило большую роль глины в жизни шумер и аккадцев;

г) актуализируют и углубят  понятия: глина, религия;

д) познакомятся с пантеоном богов Междуречья;

е) будут иметь представление о  письме Междуречья и  о его особенностях;

 ж) познакомятся с новыми понятиями : зиккурат, клинопись;

з) узнают   особенности процесса обучения в школах Междуречья;

и) познакомятся  с мифом о всемирном потопе и осознают, что  представления древних шумер о богах отразились во многих более поздних религиях;

к) узнают о  вкладе учёных Месопотамии в развитие математики, медицины, астрономии.

Познавательные: 

а)  продолжат  формирование умения работать с исторической картой, ориентирования  по ней, использовать её в качестве источника информации о государстве.

б) продолжат  формирование умения работать с текстом учебника, применять приобретённые посредством этого знания для ответа на вопросы учебного задания;

в)  продолжат формирование умения отвечать на вопросы учителя, обобщая известную информацию, делать выводы, рассуждать.

в) продолжат учиться  работать с наглядностью как с историческим источником;

г) начнут  формировать умение работать с текстовым историческим источником (на основе чтения записок Геродота);

д) начнут формировать умение  сравнительного анализа  государств (на основе сопоставления природных особенностей Древнего Египта и Междуречья, религиозных представлений народов).

е) продолжат  формирование умения устанавливать  причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

ж) продолжат учиться вести краткий конспект урока, грамотно оформлять свои записи.

Коммуникативные: продолжат учиться   взаимодействовать друг с другом; обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером.

Регулятивные: смогут принимать  учебную задачу;  учитывать выделенные учителем ориентиры действия

Сохранят мотивацию к учебной деятельности;  

осознают необходимость  восприятия мира во всём его многообразии и готовность менять свои представления о нём.

 

Деятельность учителя.          Деятельность учащихся.

Наш с Вами сегодняшний урок  я хочу начать несколько необычно - с обращения к картине  художника Айвазовского.

Рассмотрите, пожалуйста, картину   на электронной доске.

  • Какой мифологический сюжет, на Ваш взгляд, она отражает?

В сказаниях многих народов и в Библии говорится о потопе, посланном богами в наказание людям.

Долгое время описание потопа считали вымыслом. Однако  при раскопках города Ура археологам под слоем ила удалось обнаружить руины поселения, буквально смытого стихией  с лица земли.  Учёные доказали, что это следы великого потопа, некогда бушевавшего в   Древнем Междуречье.

Итак, сегодня мы с вами начинаем разговор об ещё одной стране Древнего мира – Междуречье.

  • Давайте в наших тетрадочках запишем тему урока «Древнее Междуречье».

Не забывайте темы уроков выделять цветными ручками или  карандашами, чтобы было легче ориентироваться в собственных записях.

  • Как думаете, что уже можно предположить о стране, зная только то, что её жители  создали миф о потопе?

  • Давайте проверим наши предположения.  А для этого обратимся к исторической карте на  с. 33 ваших учебников (перед темой «Древний Египет») и выясним особенности её географического положения. О чём говорит нам карта?
  • Кто догадался, почему страна носит такое необычное название? Предположите, как ещё могли называть это государство?

Междуречье, Двуречье, Месопотамия и даже Вавилония (по имени самого крупного города страны Вавилона).

  • А  может быть кто-нибудь знает, какие страны сегодня территориально находятся на землях древней Месопотамии?

Сегодня это территории Ирака, части Ирана, Сирии и Кувейта.

  • Ещё раз посмотрим на карту. Исходя из условных обозначений, расположения страны предположите, каковы особенности  природы и климата Междуречья?
  • Можно ли утверждать, что природные условия Двуречья были сходны с теми, которые были в Египте?
  • Как вы думаете, как влияли перечисленные вами природные и климатические условия на жизнь и занятия жителей Междуречья?

Если не прозвучит мысль об отсутствии дерева, можно попросить сделать предположение о  причинах, по которым богатые вавилоняне в завещании среди прочего имущества указывали деревянные кровати и двери.

   Климат на севере и юге Междуречья был неодинаков: на севере  зимой  иногда выпадал снег, а весной и осенью  шли дожди, на юге же всегда было сухо и жарко.

  • Предположите, как приходилось действовать жителям севера и юга страны, чтобы земледелие было одинаково успешным?

Давайте запишем в наших тетрадках краткий  вывод.

Для успешного земледелия на севере требовалось строить насыпи (осушать), а на юге – рыть каналы.

Почва в Междуречье была даже более плодородна, чем в Египте,  и  земля давала богатейший урожай зерновых культур и овощей.

  • Жителей Междуречья повсюду окружала вода.

Какие преимущества и какие недостатки можно выделить в связи с   наличием в стране двух полноводных рек?

Ветра, которые дули с Персидского залива гнали на берег большие волны, в результате чего вода в Тигре и Евфрате  поднималась, и происходили наводнения.

Египтяне, как вы помните, тоже сталкивались с  разливами, предположите, почему в отличие от жителей Двуречья, египтяне их не боялись? (Вспомните, как и когда происходил разлив Нила в стране фараонов)

  • Вернемся к нашему вопросу, можно ли усмотреть что-то положительное в факте существования в стране Тигра и Евфрата?

И вверх и вниз по Евфрату двигались торговые суда. Их мастерили из ивовых прутьев и обтягивали шкурами животных, а иногда делали  из тростника.

Случалось, плывущие навстречу друг другу корабли сталкивались. Виновными в Междуречье всегда считались корабельщики того судна, которое шло против течения; они выплачивали штраф.

  • Как думаете, справедливо ли это? Почему?
  • Какие выводы из факта существования такого правила мы можем сделать?
  • Определите, опираясь на нашу карту, какие крупные города Двуречья могли участвовать в торговой деятельности?

Каждый из названных вами городов являлся, по сути, визитной карточкой страны, а потому правители Месопотамии заботились об их благоустройстве (в городах часто гостили заморские купцы).

Главной достопримечательностью любого города в Междуречье был зиккурат.  Так назывался храм бога-покровителя города.

Рассмотрите фотографию сохранившегося до наших дней храма.

  • Какие особенности зиккурата вы могли бы отметить?

Новые храмы обычно сооружались на месте старых. Вследствие этого платформы храмов становились всё более и более высокими, а сам храм напоминал ступенчатую башню.

  • Предположите, каким ещё целям, кроме религиозных,  могла служить такая башня?

Зиккурат служил последним прибежищем во время наводнений и нападения врагов.

Давайте сделаём ещё одну важную запись в наших тетрадочках:

Зиккурат- главный храм города в виде высокой ступенчатой башни.

  • В честь каких богов древние шумеры и аккадцы  строили свои зиккураты?

Выясните это, прочитав  п. 3 &13 («Башни от земли до неба») заполнив пропуски в  задании №   в распечатке.  Тот из вас, кто окажется наиболее быстрым и успешным, сможет получить первую пятёрку во второй четверти.

Дома, я просила вас на дополнительную оценку почитать вавилонские мифы и выяснить, что общего в религиозных представлениях египтян и жителей Древнего Междуречья? Попробовал ли кто-нибудь выполнить это задание? Что получилось?

Итак, в Междуречье в честь богов мастера возводили величественные зиккураты.

Однако давайте задумаемся, чтобы построить такие  башни, нужен строительный материал -  камень или дерево! Мы с вами выяснили, что в Междуречье ни того, ни другого не было. Привозные же камень и лес были дороги. Между тем известно, что жители приспособились к таким условиям и нашли  материал, из которого смогли строить дома, изготавливать посуду, печи и даже детские игрушки! Согласно мифам из него боги создали и первых людей!

  • Что это за чудесный материал?  Кто догадался?

Учёные считают,  что гончарный круг был изобретён именно в Двуречье.

Известно, что глина применялась даже в вавилонских школах.

  • Есть предположения, каким образом её использовали при обучении детей?

Папируса в Двуречье не было, а вот глина была самым доступным материалом. Ученики в школах писали на глиняных табличках.  Чтобы табличка сохранялась дольше, глину сначала вымачивали в воде (все примеси оседали на дно),  а затем на мягкую ещё глину наносили заостренной палочкой знаки в форме клинышек.

Давайте запишем:

Особое письмо Междуречья – клинопись.

Чтобы нам с Вами легче было представить, как глина  могла заменить ученикам Двуречья нашу обычную тетрадь, я по каждому ряду пускаю коробочку с кусочком глины и палочку, для выдавливания письменных знаков. Каждый из Вас вполне может представить себя учеником вавилонской школы и даже поупражняться в письменности.

В клинописи Междуречья было несколько сотен знаков, а потому, читать и писать здесь было не легче, чем в Египте.

Обратите внимание на иллюстрацию на с. 68 ваших учебников «Школа в Двуречье».

  • Попробуйте объяснить, как происходило обучение?

Кто этот человек на первом плане, ближе к нам, слева? Чем он занят?

Сегодня, для исправления ошибок мы используем замазку, египтяне использовали особый материал и даже язык.

  • Предположите, как исправляли ошибки ученики в Месопотамии?

  • Попробуйте сравнить обучение в школах Египта и Междуречья.  Какие общие, а какие отличные черты можно отметить?

Образованные жители Междуречья подарили миру свои знания по математике, астрономии и медицине.

Только в XX веке астрономы доказали существование 10-й планеты, находящейся за орбитой Плутона, а описание этой планеты мы находим в шумерских клинописных источниках. Доктора Междуречья успешно лечили переломы, проводили хирургические операции, назначали больным настои лекарственных трав и массажи.

 При наличии времени:

В законах одного вавилонского царя было сказано:

«Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию и спас человека, то он может получить 10 сиклей серебра, если вылечил перелом – 5  сиклей».

В  те времена за 1 сикль серебра можно было купить

 хорошую свинью или запас хлеба на 5 месяцев вперед (на 1 человека).

  • Исходя из этих сведений, предположите, пользовалось ли популярностью обращение к врачам?

Чаще, согласно описанию греческого историка Геродота, больного просто приносили на рынок.

  • Как думаете, зачем? Кто и чем мог помочь больному на рынке?

  • Насколько, на Ваш взгляд, эффективно такое лечение?

Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с Древним Междуречьем. Всё ли вы поняли и запомнили?

Давайте проверим себя, обратившись к заданию № … в распечатках. Ваша задача поставить только + (согласие) или – (несогласие) с утверждением.

Д/з & 13 читать, карточку подписать и заполнить.

Деятельность учащихся.

Миф о всемирном потопе

Делают записи в тетрадях

Её жители верили в богов, страна была как-то связана с водой.

Расположена между двумя реками Тигром и Евфратом, впадающими в Персидский залив.

Двуречье.

Ирак, части Ирана, Сирии и Кувейта.

 

Жаркий климат. Зелёный цвет на карте  говорит о низменностях – много влаги, возможно, болотистые почвы (нужно осушать);

Да, хотя нет гор.

Почвы, скорее всего, благоприятны для земледельческих работ;

Нет гор - нет камня для строительства;

Наличие двух полноводных рек – условие для развития торговли.

Делают записи в тетрадях

--- Существовала угроза наводнения

+++ Можно было торговать

Вспомним снежную горку: вниз несутся санки, вверх поднимаются лыжники. Очевидно, что дорогу нужно было уступить тем, кто плывет вниз по течению. Им сложнее затормозить.

Существовало интенсивное судоходство, была развита торговля; раз существовало правило, значит такие столкновения не были редкостью.

Ур, Урук, Вавилон, Лагаш, Ниппур и др.

Зиккурат отличают мощные и высокие стены, сложенные из сырцового кирпича.

Здесь могли хранить городские богатства, запасы продовольствия.

Делают записи в тетрадях

Читают и выполняют задание.

Шамаш-бог солнца, Син-бог луны, Эа – бог воды, Иштар – богиня любви и плодородия.

Хотя от долины Нила до берегов Тигра и Евфрата сотни километров пути между египетскими и вавилонскими мифами много общего. Оба народа верили, что мир создан из воды. И египтяне и шумеры поклонялись богу солнца (Ра/Шамаш), природы (Осирис/Тамуз), луны, плодородия (Исида/ Иштар)  и многим другим. И там и там боги во всём похожи на людей, они враждуют, страдают, сплетничают и смеются совсем как обычные люди.

глина

Её могли использовать в качестве материала для письма.

Делают записи.

Учителем выступал пожилой, мудрый человек. Мальчики писали тексты на глиняных табличках. За дисциплиной на уроке следил помощник учителя, готовый с помощью палки наказать нерадивых учеников.

Достаточно было просто смять глиняную табличку и написать слово заново.

Общие черты: 1. обучение было доступно только богатым людям; 2. образование получали только мальчики. 3. основные предметы-

письмо и счёт.4. не желавших учиться, ленивых строго наказывали.

Отличительные черты:

1.разные материалы для письма (папирус/глиняная табличка);

2. особое письмо (иероглифы/клинописные знаки)

 

Нет, это очень дорого.

На рынках бывало немало людей. Всегда можно было попросить помочь советом тех людей, которые когда-то перенесли то же заболевание.

Проверяют и оценивают собственные знания.

Материалы домашнего задания.

Карточка №1

1. Двуречье  лежит между двумя большими реками __________ и ____________.( Показать реки, их названия)

Почвы в Южном Двуречье удивительно ______________.

2. Разливы рек проходили  ______  обрушивались на ____________ и ____________.

3. Приходилось строить _____________ по берегам, чтобы не смыло  ____________ на полях.

4. Для орошения  полей и садов  рыли _______________.

Карточка №2

1. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были ____________, их поселения вырастая превращались в _______________.

2. Из многочисленных городов самыми крупными были _________ и _______, в Южном Двуречье не было  ни _______, ни _________.

3. Дворцы, храмы, жилые дома сооружали из больших __________ __________.

4. Дерево было дорого – деревянные двери имелись лишь в ____________ домах, в бедных вход закрывали __________.

Карточка №3

1. Над городскими постройками возвышалась ____________   башня, уступы которой поднимались к ____________.

2. Только __________ было позволено подниматься на вершину башни – в __________________.

3. Покровителем города был бог Солнца __________ или бог Луны _________________

4.Все почитали бога воды _________________, а к богине плодородия и любви ____________ люди обращались с просьбами о богатых урожаях  зерна и о рождении детей.

5. Учёные жрецы занимались  ____________ и число ____________ считали священным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"

Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Причины и предпосылки отмены крепостного права. Император - освободитель....