Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»
презентация к уроку по истории (7 класс) по теме

«Дворцовые перевороты в России» это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.»

Учебник:

 Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVIIXVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008

Образовательные:

1.Выявить причины дворцовых переворотов в России.

2. Познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов.

Развивающие: формирование у учащихся умений работать с различными  источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений;

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству

Вид урока: лекция + ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon dvorcovye_perevoroty.ppt2.21 МБ
Microsoft Office document icon urok_dvorcovye_perevoroty.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока истории 7 класс

«Дворцовые перевороты»

Учебник:

 Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008

Разработала:

Житенева Ольга Александровна, учитель истории ГБОУ СОШ№12 г. Сызрани Самарской области

Тема  РОССИЯ 1725-1762 гг.

Урок 1. Дворцовые перевороты в России

Цели урока:

Образовательные:

1.Выявить причины дворцовых переворотов в России.

2. Познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов.

Развивающие: формирование у учащихся умений работать с различными  источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений;

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству

Тип урока: урок изучения нового учебного материала

Вид урока: лекция + ИКТ

Формы организации работы: фронтальная работа с классом

Основные понятия: дворцовый переворот, конституционная монархия, Верховный тайный совет, временщики, «кондиции», престолонаследник.

 Оборудование: портреты «Екатерина I », «Петр II», «Анна Иоанновна», «Иван Антонович», «Елизавета Петровна», «Петр III», «Екатерина II».; схема «Династия Романовых в XVII-XVIII вв.», раздаточный материал

Учебное оборудование:

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России.Конец XVl – XVIll век. – М.: Издательство Просвещение, 2008.

 Основные даты и события:

1725-1727 гг. - правление Екатерины I.

1727-1730 гг. - царствование Петра II.

1730-1740 гг. - царствование Анны Иоанновны.

1740-1741 гг. - царствование Иоанна VI Антоновича.

1741-1761 гг. - правление Елизаветы Петровны.

1761-1762 гг. - правление Петра II.

1762 г. - начало царствования Екатерины II.

Технологическая карта урока: 

1.Подготовка и актуализация опорных знаний.

3.Изучение нового материала.

4.Закрепление. Проверь себя.

5.Подведение итога урока и домашнее задание.

План урока: (Слайд 2)

  1. Дворцовые перевороты и их причины.
  2. Кто претендовал на российский престол?
  3. Смена правлений (от Петра I до Екатерины II).
  4. Проверь себя

1.Причины дворцовых переворотов

Проблемное задание:

Период с 1725г. по 1762г. в истории России называют «эпохой дворцовых переворотов».

?: Какое значение вкладывается в это понятие? (Учащиеся предлагают варианты ответов. Учитель обобщает ответы).   Слайд (3)

Запись в тетради:

Дворцовый переворот - период в истории Российской империи, когда происходила насильственная смена правящих монархов или дворцовых группировок.

Действительно, за 37 лет, от смерти Петра I и до воцарения Екатерины Великой, на российском престоле сменились 6 правителей.

 ?: Объясните, почему это стало возможным.

 Учащимся предлагается самостоятельно прочитать текст § 20-21 «Причины и сущность дворцовых переворотов», с. 146-147, и ответить на вопрос:

?: Какие причины дворцовых переворотов вы считаете главными? (Слайды 4 – 5)

!: Учащиеся определяют эти причины:

Указ Петра 1 1722 г. о престолонаследии, в котором оставлял за монархом право передавать российский трон тому, кого он сам выберет. Указ действовал до 1797 г.

Усиление роли гвардии в государственных делах (так как гвардия была дворянской по своему составу).

Появление дворянских группировок, борющихся за власть.

 

Запись в тетради:

Причины дворцовых переворотов:

1) Указ Петра I 1722 г. о престолонаследии

 2) Усиление роли гвардии в государственных делах

3) Появление дворянских группировок, борющихся за власть

Учитель обобщает ответы учащихся, подводит их к следующим выводам:

Петр I создал разветвленный административный аппарат. Это означало, что даже самый слабый монарх или даже младенец мог править империей, сидеть на российском престоле, опираясь на этот слаженный административный аппарат. И если в данное время для управления Россией не был востребован сильный монарх, то почему бы не заменить этого реального монарха на другого, отвечающего интересам определенной придворной группировки? Следовательно, у императора хоть и была огромная власть, но он оказался лишь игрушкой-марионеткой в руках политических сил.

1725-1762 гг. - время постоянных дворцовых переворотов, интриг, борьбы за власть, попыток, удачных и неудачных, захватить российский трон. Гвардейские полки, поддерживающие сторону той или иной придворной группировки, были способны в одну ночь решить судьбу Российской империи на годы и десятилетия вперед.

2. Дворцовые перевороты 1725-1762 гг.

Хочется начать знакомство с дворцовыми переворотами стихами

«Тут кротко или строго

Царило много лиц.

Царей не очень много

А более цариц ».

А.К.Толстой 

?: Кто же мог претендовать на российский престол?  (Слайд 6)

Как видим, претендентов было много. Но гвардейские полки потребовали  провозгласить императрицей Екатерину Алексеевну – жену покойного царя. (Слайд 8)

Поскольку она не проявляла государственных способностей, фактически правителем страны и фаворитом стал Меншиков. При императрице был учрежден Верховный тайный совет с широкими полномочиями, ограничивающими царскую власть.

?: Какую роль играл  Верховный тайный совет при Екатерине I?

!:   Для примирения враждующих дворцовых партий был создан Верховный тайный совет,  в состав которого вошли как представители старой знати, так и «птенцов гнезда Петрова». Ключевые позиции в нём имел Александр Данилович Меньшиков.

Екатерина была неспособна самостоятельно управлять государством, хотя и была соратницей Петра и всецело доверяла советам старых соратников Петра I. Гвардейские полки были опорой трона, так как они состояли из дворян, поэтому правители стремились заручиться поддержкой гвардейцев. Однако царствование Екатерины продолжалось недолго. В 1727 году она умерла.

Вновь стал вопрос о престолонаследии. Реальных кандидатов было трое: дочери Петра I – Анна и Елизавета, а также его внук, Петр. Но Анна и Елизавета не выдержали конкуренции с представителем мужской линии. (Слайд 9)

?: Почему это время (1727 г.) считают очередным дворцовым переворотом?

Ответ учащиеся находят, знакомясь с текстом параграфа стр. ….

!: Старая знать добилась ареста Меньшикова и ссылки его в сибирский городок Берёзов. В борьбе между княжескими семействами победили Долгорукие – представители старой родовой знати, выступавшие против петровских преобразований.

Но закрепиться на престоле старая родовая знать не смогла. На очередной охоте царь простудился и умер. Со смертью Петра II пресеклась мужская линия династии Романовых, и вновь стал вопрос о престолонаследии. Реальная власть на время оказалась в руках Верховного тайного совета. (Слайд 10)

Члены Верховного тайного совета, прежде всего князь Голицын, были обеспокоены усилением влияния Долгоруких. Вниманию членов совета было привлечено к дочерям царя Ивана Алексеевича, Екатерине и Анне. Выбор был сделан в пользу Анны – вдовы небогатого герцога Курляндского. (Слайд 11)

 Не избалованная вниманием и богатством, она казалась “Верховникам” удобной кандидатурой, при которой роль совета еще больше возрастает. По предложению Голицына были составлены кондиции (условия) приглашения Анны Иоанновны на российский престол. (Учащиеся читают текст кондиций – работа с учебником).

Запись в тетради:

кондиции - условия.

?: На что были направлены условия “Кондиций”?

!: Таким образом, впервые была предпринята попытка ограничить абсолютную власть российского монарха.

Но о кондициях стало известно при дворе.  Приехавшая в Москву Анна Иоанновна получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой они просили её “принять самодержавство…” и предлагали уничтожить кондиции. “Верховники” побоялись пресечь Анне и она разорвала, подписанные ранее условия приглашения на престол. Верховный тайный совет был упразднен. Так, при помощи гвардии произошел очередной дворцовый переворот, приведший Анну на русский престол на целых десять лет. Вместе с Анной, из Курляндии прибыли прибалтийские немцы, занявшие ключевые позиции в органах государственного правления, например ее фаворит Бирон, ставший её первым министром. Видные позиции занимал вице-канцлер Остерман, глава военной коллегии – Миних.

С самого начала своего правления она была обеспокоена проблемой престолонаследия, ей хотелось закрепить власть за потомками царя Ивана Алексеевича. Ко двору была приближена племянница императрицы Анна Леопольдовна. А родня Петра I была удалена от двора. К концу жизни императрицы у Анны Леопольдовны родился сын, сразу же объявленный наследником престола. В октябре 1740г. Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче. (Слайд 12)

Маленькому Ивану было два месяца, когда он был объявлен императором. Вся реальная власть сосредоточилась в руках Бирона, издававшего от имени маленького монарха указы. Заносчивость, высокомерие и честолюбие делали Бирона одиноким в высших кругах двора, он не мог рассчитывать на поддержку. Заговор против временщика возглавил фельдмаршал Миних. В ноябре 1740 года гвардейцы арестовали Бирона и провозгласили регентшей при малолетнем императоре его мать Анну Леопольдовну. Это был третий переворот за пятнадцать лет. Правление Анны Леопольдовны не отличалось никакими важными решениями, она ничем не интересовалась. В гвардии стало формироваться настроение в пользу смены власти. Благодаря гвардейцам, на долгие двадцать лет пришла к власти дочь Петра Великого Елизавета Петровна. Это был четвертый дворцовый переворот. (Слайд 13)

?: Согласны ли вы со словами В. О. Ключевского, который называет Елизавету следующим образом: «Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I».

!: Да, со словами О.В.Ключевского можно согласиться, т.к. Елизавета была дочерью Петра I. Она поддерживала политику возвращения к петровским преобразованиям,  восстановления порядков и органов, созданных при ПетреI.

Гвардия поддержала дочь Петра Великого, так как стремилась ликвидировать засилье иностранцев и надеялась на расширение дворянских привилегий. В Елизавете сочетались страсть к нарядам, развлечениям, танцам, с набожностью, строгими постами и богомольями. Государством Елизавета управляла через своих фаворитов и доверенных лиц : Разумовского, Шувалого, Бестужева-Рюмина, Воронцова. Для Елизаветы вопрос о наследнике престола был также важен. В 1742 году она назначила приемником своего племянника Петра Федоровича – сына Анны Петровны, внука Петра I. Императрица женила его на немецкой принцессе Софии Ангальд-Цербстской, которая после крещения по православному обряду получила новое имя – Екатерина. Однако Елизавета разочаровывается в племяннике, так как он остается немецким принцем, равнодушным России. После рождения у Петра и Екатерины в 1754 году сына Павла, императрица взяла мальчика на воспитание и стала задумываться о передачи ему прав на престол. В 1761 году Елизавета умерла.

(Слайд 14) Петр III царствовал всего 186 дней. Отзывы о нем остались взаимоисключающие. Некоторые считают его бездарным и недальновидным, безумно увлеченным прусскими порядками, однако многие указы Петра III продолжили традиции реформ, заложенные Петром Великим : секуляризация церковных земель, прекращение преследования старообрядцев, манифест “О вольности дворянства”. Но непредсказуемость императора, его пренебрежение русскими национальными и религиозными традициями, сделали многих его противниками. Публичные нападки на жену Екатерину Алексеевну, угрозы отправить её в монастырь и отстранить сына от наследования престола не могли оставаться без внимания. Сведение на нет воспринято в армии, как предательство интересов России. В гвардии зрел заговор в пользу Екатерины. Двадцать восьмого июня 1762 года Петр III был арестован, а через неделю убит в пьяной драке под Орловым. Это был пятый дворцовый переворот с момента смерти Петр Великого. На престол на долгие тридцать четыре года вступила Екатерина II, вошедшая в историю как Екатерина Великая. (Слайд 15)

?: Как можно оценить приход Екатерины II к власти?

!: Завершение эпохи дворцовых переворотов.

3. Итог урока.

Учитель: Подводя итог урока, следует обратить внимание, что эпоха дворцовых переворотов характеризуется расширением и укреплением позиций дворянства В целом, в эпоху дворцовых переворотов частая смена монархов не влияла на абсолютную сущность власти.

?:Что такое абсолютизм?

!: Абсолютизм – это неограниченная власть монарха

Проверка таблицы «Дворцовые перевороты»

Дворцовые перевороты 1725-1762 гг.

Кто правил

Время правления

Опора правителя

Екатерина I Алексеевна (Марта Скавронская), супруга, вдова Петра I. Умерла от чахотки или от приступа ревматизма.

29 января 1725-

6 мая 1727 гг.

 

 

 Гвардейские полки, сподвижники Петра I (А. Д. Меншиков, Толстой), Верховный тайный совет.

Петр II Алексеевич, внук Петра I, умер от оспы.

7 мая 1727-

18 января 1730 гг.

Гвардейские полки, придворная группировка князей Долгоруких, Верховный тайный совет.

Анна Иоанновна, герцогиня Курляндская (дочь царя Ивана V, брата Петра I), умерла своей смертью.

19 января 1730-

14 октября 1740 гг.

Гвардейские полки, немецкое дворянство во главе с Бироном, А. И. Остерман, Б. К. Миних. Тайная канцелярия.

Иоанн VI Антонович, внучатый племянник Петра I. Анна Леопольдовна, дочь племянницы Петра I, Екатерины.

1740-1741 гг. Низложены гвардейскими полками.

Немецкое дворянство.

Елизавета Петровна, дочь Петра I, умерла своей смертью.

25 ноября 1471-

25 декабря 1761 гг.

Гвардейские полки.

Петр III Федорович, внук Петра I, сын Анны Петровны, умер в Ропше 7 июля 1762 г.

25 декабря 1761-

23 июля 1762 гг.

 Не имел опоры.

Екатерина Алексеевна , супруга Петра III, принцесса София Августа Фредерика Анхальт-Цербская

1762-1796 гг.

Гвардейские полки, русское дворянство

 4.  Закрепление материала. ( Слайд 17-19) Тест:

  1. Установите последовательность правления
  1. Пётр II.                                5. Пётр I.
  2. Анна Иоановна.                 6. Елизавета I.
  3. Екатерина II.                     7. Екатерина I.  
  4. Иоанн Антонович             8. Пётр III

  5

  7

  1 

  2

  4

  6

  8

  3 

  1. Кто был фактическим правителем государства при ЕКАТЕРИНЕ I ?

А) канцлер Г.И. Головкин

Б) князь А.Д. Меньшиков

В) министр Э.И. Бирон

Г) вице-канцлер А.И. Остерман

  1. Княжеское семейство, фактически правившее Россией при ПЕТРЕ II ?

А) Лопухины

Б) Галицыны

В) Долгорукие

5.  Выставление оценок.

6. Домашнее задание

пп. 21 – 22 учебник Данилов А.А. История России : конец XVI – XVIII в.: учебники для 7 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.

Предлагается проблемное задание:

?: Почему период после смерти Федора Ивановича называется смутой, а период после смерти Петра I — дворцовыми переворотами?

ответы учащихся, подводит их к следующим выводам:

!: Все они царской крови и каждый из них мог претендовать на престол.

Рекомендуемая литература: 

  1. Голубева Т. Царские династии. - М.: Издательский дом “Росмен - лига”, 2001. – 143с.
  2. Перевезенцев С. Век переворотов и фаворитов. – М.: “Белый город”, 2001.
  3. Орлова Н. Екатерина Великая. – М.: Белый город, 2002.
  4. Эпоха Просвещение. часть 2 “От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ”. – М.: “Аванта +”, 2000. – 160с.
  5. Данилов А.А. История России : конец XVI – XVIII в.: учебники для 7 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008. – 240с.
  6. Серов Б.Н., Гаркуша А.М. Поурочные разработки по истории России с конца XVI – XVIII в. 7класс – М.: “Вако”, 2003, 203с.

Приложение.

Дополнительный материал

Екатерина 1

После смерти Петра I при русском дворе образовались две партии. Одна из них, в которую входили Репнин, Голицын и князья Долгоруковы, отстаивала права Петра Алексеевича, малолетнего внука Петра I и сына царевича Алексея. Однако при поддержке гвардейских полков Меншиков и Толстой возвели на престол вдову Петра I Екатерину. Ее кандидатуру поддержали и влиятельные члены Синода: Феодосий Псковский и Феофан Новгородский. Наследником престола был объявлен внук Петра I великий князь Петр Алексеевич.

Екатерина (настоящее имя Марта), дочь литовского крестьянина Самуила Скавронского, была второй женой Петра Великого. В 1715 году при крещении в православную веру она была наречена Екатериной Алексеевной. Екатерина была женщиной слабой, подверженной влияниям. Она не имела собственной программы действий и во всем полагалась на советников. Для решения важных государственных дел был учрежден Верховный тайный совет, состоявший из шести человек. Совет был наделен полномочиями законодательного органа: ни один указ государыни не мог быть издан без обсуждения в Совете.

После смерти Петра вся ответственность за управление страной легла на "птенцов гнезда Петрова", которые в большинстве своем оказались неспособны к самостоятельной созидательной деятельности. Длительные войны, которые вела Россия, сказались на финансах страны. Из-за неурожаев поднялись цены на хлеб, в стране нарастало недовольство. Чтобы предотвратить восстания, был снижен подушный налог (с 74 до 70 копеек). Верховный тайный совет ликвидировал органы местной власти, созданные Петром I, и восстановил власть воевод.

В годы правления Екатерины I была открыта Академия наук, организована экспедиция В.Беринга, учрежден орден Святого Александра Невского.

В царствование Екатерины I Россия вела войну с турками в Дагестане и Грузии. Замысел Екатерины возвратить герцогу Голштинскому отнятый датчанами Шлезвиг привел к военным действиям против России со стороны Англии и Дании. По отношению к Польше Россия старалась вести мирную политику.

Предприимчивый и дальновидный Меншиков понимал, что когда власть перейдет к Петру, он потеряет свое влияние при дворе, поэтому Меншиков добился у слабеющей Екатерины согласия на брак своей дочери с царевичем Петром Алексеевичем .Весной 1727 года Екатерина захворала горячкой и 6 мая скончалась.

В завещании, подписанном вместо больной матери царевной Елизаветой Петровной, наследником престола назначался царевич Петр Алексеевич.

Петр 2

Петр Алексеевич, внук Петра I, вступил на престол по завещанию императрицы Екатерины I. Воспитанию и образованию Петра Алексеевича не уделялось много внимания. Вскоре после смерти Екатерины I группу учителей молодого императора возглавил А.И.Остерман, которому помогали академик Гольдбах и архиепископ Феофан Прокопович. Чтобы не потерять влияния при новом государе, Меншиков немедленно обручил Петра со своей дочерью Марией и вскоре удалил от двора неугодных.
Самовластие и заносчивость временщика раздражали придворных. Да и сам молодой император не любил Меншикова. Этим воспользовались князья Долгорукие, убедившие Петра арестовать Меншикова. Меншиков вместе с семейством был сослан в Сибирь, а все его имущество конфисковано.
Петр II с приближенными поселился в Москве и почти все время проводил на охоте. Для укрепления своей власти при дворе Долгорукие 19 ноября 1729 года организовали обручение Петра II с княжной Екатериной Алексеевной Долгорукой. Петр II объявил себя противником преобразований Петра I и ликвидировал созданные дедом учреждения. Вся полнота власти перешла к Верховному тайному совету. Иностранные послы писали, что "все в России в страшном беспорядке". Верховный тайный совет собирался редко, а Петр II предавался развлечениям и не заботился о делах государственных.
В январе 1730 года император заболел оспой и вскоре умер. Со смертью Петра II пресекся род Романовых по мужской линии. После смерти Петра II Верховный тайный совет избрал на престол дочь царя Иоанна V Анну Иоанновну, вдову герцога Курляндского.

Анна Иоанновна

Анна Иоанновна была избрана на престол в январе 1730 года после того, как, не оставив завещания, скончался от оспы император Петр II. С кончиной Петра II, внука Петра Великого, пресеклась мужская линия дома Романовых. Российский престол перешел к потомкам царя Иоанна Алексеевича. Избрание на престол старшей дочери царя Екатерины, супруги принца Мекленбургского, было признано неудобным, и на царство пригласили вторую дочь Иоанна Алексеевича, вдовствующую герцогиню Курляндскую Анну.

При избрании на престол Анна Иоанновна подписала "кондиции", предъявленные ей Верховным тайным советом и ограничивавшие ее верховную власть. По плану, выработанному князем Д.М. Голицыным, в Верховном тайном совете обсуждался проект конституции, по которой императрица могла распоряжаться только своим двором, а верховная власть должна была принадлежать Верховному тайному совету. Однако при вступлении на престол Анна разорвала подписанные ею в Митаве "кондиции".

Анна Иоанновна не получила в юности должного воспитания и образования и до конца дней оставалась малограмотной. Ее любимыми развлечениями были верховая езда и охота. Анна Иоанновна отличалась дурным вкусом: она окружила себя шутами, которые безмерно ее веселили, в театре предпочитала спектакли с драками и потасовками. Стремление к роскоши у императрицы прекрасно уживалось с неряшливостью.

Став императрицей, Анна начала возвышать иностранцев и подвергла опале русскую знать. Власть в стране фактически принадлежала канцлеру Остерману и фавориту Анны, Эрнсту Иоганну Бирону, вызванному ею из Курляндии. Во главе армии также стоял немец – фельдмаршал Миних. Верховный тайный совет был упразднен. Инакомыслие жестоко преследовалось: всех лиц, казавшихся опасными, подвергали репрессиям и ссылали в Сибирь. Ужесточение крепостного права и налоговой политики в отношении крестьян привели к народным волнениям и массовому бегству разорившихся крестьян на окраины России. Содержание двора обходилось в пять раз дороже, чем при Петре I, несмотря на то, что денег в казне не было.

Однако в сфере образования произошли некоторые позитивные изменения: был учрежден Сухопутный шляхетный кадетский корпус для дворян, при Сенате было создано училище по подготовке чиновников, при Академии наук открылась семинария на 35 юношей. К этому же времени относится организация почты, а также введение полицейских подразделений для поддержания порядка в больших городах.

Внешняя политика России после смерти Петра I надолго оказалась в руках барона А.И. Остермана. В 1734 году Россия вступила в военный конфликт с Францией за "польское наследство". Победа России способствовала утверждению на польском престоле короля Августа III. В 1735 году началась война с Турцией, завершившаяся в 1739 году подписанием Белградского мирного договора. Несмотря на успехи русской армии, Россия вынуждена была пойти на серьезные уступки: она получила крепость Азов без укреплений и без права держать там гарнизон; России запрещалось держать флот на Черном море. Войны, которые Россия вела в царствование Анны Иоанновны, не принесли империи выгод, хотя и подняли ее престиж в Европе.

17 октября 1740 года в возрасте 47 лет Анна Иоанновна скончалась. По завещанию императрицы, престол после ее царствования должен был отойти потомкам ее сестры, Екатерины Мекленбургской, дочь которой Елизавета-Екатерина-Христина приняла православие и была наречена Анной. В 1740 году у Анны Леопольдовны, вышедшей замуж за принца Брауншвейгского Антона-Ульриха, родился сын Иоанн. Незадолго до смерти императрица Анна Иоанновна объявила младенца наследником престола. Регентом при Иоанне она назначила герцога Бирона.

Иоанна VI.

Иоанн Антонович, сын принцессы Анны Леопольдовны Мекленбургской и принца Антона-Ульриха Брауншвейг-Люнебургского, был возведен на престол после смерти своей двоюродной бабки, императрицы Анны Иоанновны. Регентом при императоре Анна Иоанновна назначила своего фаворита герцога Бирона. Во время недолгого, меньше месяца, правления Бирон уменьшил размер подушной подати, ввел ограничения на роскошь при дворе, издал манифест о строгом соблюдении законов.
9 ноября 1740 года в результате дворцового переворота Бирон был арестован и отправлен в ссылку, а правительницей государства заговорщики провозгласили мать императора Анну Леопольдовну. Через год, в ноябре 1741 года, дочь Петра I Елизавета Петровна при поддержке солдат и офицеров Преображенского полка арестовала правительницу и ее семью, в том числе годовалого императора Иоанна VI.
В 1744 году Анна Леопольдовна с семьей была тайно сослана в Холмогоры. Здесь Иоанн провел около 12 лет в полном одиночестве. Однако когда в 1756 году по Холмогорам поползли слухи о пребывании в городе бывшего императора, Иоанн Антонович был переведен в Шлиссельбург и содержался в одиночном заключении. Каким-то образом он научился грамоте, и ему разрешили читать Библию.
После воцарения Петра III положение несчастного узника не изменилось. Екатерина II, взойдя на престол, приказала охране Иоанна VI склонить узника к принятию монашеского сана. Но в июле 1764 года подпоручик Смоленского полка Василий Яковлевич Мирович предпринял попытку освободить Иоанна Антоновича и провозгласить его императором. Тогда охрана узника, следуя точной инструкции императрицы, убила Иоанна Антоновича. После тщательного расследования Мирович был казнен. Императора тайно похоронили у крепостной стены Шлиссельбурга, а могилу сравняли с землей.

Елизавета Петровна

В ночь на 25 ноября 1741 года при поддержке гвардейских офицеров дочь Петра I Елизавета Петровна совершила дворцовый переворот и была провозглашена императрицей.

Елизавета Петровна была "умной и доброй, но беспорядочной и своенравной русской барыней", соединявшей "новые европейские веяния" с "благочестивой отечественной стариной". (В.О.Ключевский) Красивая, веселая и беззаботная, Елизавета Петровна отдала свое сердце придворному певчему из черниговских казаков Алексею Разумовскому. Предание гласит, что Алексей Григорьевич Разумовский был тайно обвенчан с Елизаветой Петровной, и чувство императрицы к нему оставалось неизменным до конца ее жизни.

Одно из первых мероприятий императрицы было направлено на установление порядка престолонаследия. С этой целью Елизавета Петровна пригласила из Голштинии своего племянника Карла-Петра-Ульриха (будущего Петра III), сына Анны Петровны, и объявила его наследником престола и великим князем Петром Федоровичем, заставила изучать русский язык и православный катехизис.

Внутренняя политика Елизаветы Петровны носила скорее реставрационный, нежели эволюционный характер. Императрица стремилась вернуться к порядкам времен Петра I. Однако у нее не было определенной программы управления государством. Тем не менее, при Елизавете Петровне было восстановлено национальное достоинство русского народа, отменена смертная казнь. Сенат приобрел прежнее значение и, после уничтожения Кабинета министров, стал высшим органом управления в государстве: к административно-судебным функциям Сената прибавились и законодательные. При набожной императрице возросло и значение Синода и духовенства, жестоко преследовались раскольники. Синод заботился о материальном обеспечении духовенства и монастырей, распространении духовного образования в народе.

Большой проблемой было состояние финансов государства. После десятилетия пребывания у власти правителей немецкого происхождения Россия не могла свести концы с концами. Комиссия по коммерции разработала ряд проектов, направленных на развитие внешней торговли. Купечеству, как и дворянству, государство открыло дешевый кредит, учредив Заемный и Государственный банки. В результате этих мероприятий торговле и промышленности наметился медленный, но стабильный рост. В 1754 году Сенат принял разработанное П.И.Шуваловым постановление об уничтожении внутренних таможен, что дало толчок развитию всероссийского рынка. Одновременно шло развитие системы монополий. Усиленно велась политика по славянскому заселению южных окраин.

При Елизавете Петровне были реорганизованы военно-учебные заведения. В 1744 году вышел указ о расширении сети начальных школ. Были открыты первые в России гимназии: в Москве (1755 год) и в Казани (1758 год). В 1755 году И.И.Шувалов и М.В.Ломоносов основали Московский университет. В 1756 году в Санкт-Петербурге открылся общедоступный театр, велась работа по сбору статистических и географических данных о России.

В царствование Елизаветы Петровны международные позиции Российской империи значительно укрепились. Русско-шведский военный конфликт закончился подписанием в 1743 году Абоского мира, по которому России отошла часть Южной Финляндии. Война за австрийское наследство между прусским королем Фридрихом II и Марией Терезией при содействии России закончилась победой Австрии и заключением Ахенского мира (1748 год), обеспечившего Марии Терезии австрийскую императорскую корону. Россия приняла участие в Семилетней войне (1756-1763 годы) между Пруссией, с одной стороны, и Австрией, Францией и Россией, с другой. В ходе войны русские войска дважды разбили непобедимую прежде армию Фридриха II в сражениях при Гросс-Егерсдорфе (1757 год) и при Кунерсдорфе (1759 год). В 1760 году русский корпус занял столицу Пруссии Берлин, а в 1761 году русские войска удачно действовали в восточной части Пруссии. Смерть Елизаветы Петровны прекратила участие русских в Семилетней войне.

Елизавета Петровна скончалась 25 декабря 1761 года на 53 году жизни. Она похоронена в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.

Петр 3

После смерти императрицы Елизаветы Петровны на российский престол взошел Петр III. Он был внуком Петра I и внуком сестры Карла XII. До приезда в Россию Карл-Петр-Ульрих Голштейн-Готторпский готовился занять шведский престол и поэтому учил лютеранский катехизис, шведский язык и латинскую грамматику. Став наследником российского престола и великим князем Петром Федоровичем, он, по приказу императрицы Елизаветы, начал изучать русский язык и православный катехизис.
Петр Федорович не получил систематического образования. Униженный и стесненный во всем он был раздражителен, вздорен, упрям и лжив, а в России приучился еще и пить. Почти ежедневно он пировал в обществе заезжих певиц и актрис. В 14 лет Петр был круглым неучем и даже Елизавету Петровну поразил своим невежеством. У будущего императора было одно увлечение: он боготворил Фридриха II.
18 февраля 1762 года Петр III выпустил Манифест о пожаловании "всему российскому благородному дворянству вольности и свободы", упразднявший обязательную службу дворян, введенную Петром I. За время своего семимесячного правления Петр III издал несколько указов: об упразднении Тайной канцелярии, о позволении бежавшим из России раскольникам вернуться на родину. Проводя эти указы, приближенные Петра рассчитывали создать популярность императору в народе.
Однако сам Петр, словно нарочно, старался вооружить против себя все классы и сословия России и особенно духовенство. Петр III велел оставить в церквях только иконы Божьей Матери и Спасителя, а священникам обрить бороды и сменить православное церковное облачение на лютеранское. Правда, исполнение этого приказа было задержано. Кроме того, император ввел в русской армии прусские порядки: шагистику, прусский строй, прусскую форму и т.д. Петр говорил жене, что "непригоден русским и русские непригодны ему", и был убежден, что погибнет в России.
Петр III отказался от дальнейшего участия России в Семилетней войне и всех русских завоеваний в Пруссии и спас таким образом армию Фридриха II от капитуляции.
По свидетельству современников, недовольство действиями Петра было всенародным. Среди молодых гвардейских офицеров созрел заговор, душой которого была жена Петра III, императрица Екатерина Алексеевна. В числе заговорщиков были братья Орловы, Алексей и Кирилл Разумовские, графиня Екатерина Дашкова. В июне 1762 года на верность императрице присягнули Измайловский и Семеновский полки. Екатерина в сопровождении гвардейцев прибыла в Казанский собор в Санкт-Петербурге и была провозглашена самодержавной императрицей.
В тот же день в Зимнем дворце Екатерине присягнули Сенат и Синод. Петр подписал отречение и был сослан в Ропщу, где содержался под арестом. Там и произошел "несчастный случай", закончившийся смертью Петра III, так объяснил в своем письме к Екатерине смерть бывшего императора граф Алексей Орлов. Позже выяснилось, что Петр III был убит заговорщиками при молчаливом согласии супруги. Случилось это 6 июля 1762 года.
Петр III был похоронен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. В 1796 году останки несчастного императора были перезахоронены в Петропавловском соборе вместе с гробом Екатерины II.

Екатерина Вторая

Екатерина II вступила на престол, свергнув в результате дворцового переворота, своего мужа, императора Петра III Федоровича.

От природы Екатерина была наделена умом и сильным характером. Приехав в Россию, она постаралась выучить русский язык и обычаи страны, в которой ей предстояло провести всю жизнь. Екатерина прочла множество исторических и философских трудов и по праву считалась одной из образованнейших женщин своего времени. Императрица вела переписку с Вольтером и французскими энциклопедистами, оставила автобиографические "Записки".

Екатерина II стремилась упрочить самодержавную власть, ослабив влияние высшей аристократии и гвардии. Так, реформа Сената, проведенная в 1763 году, превратила его из законодательного в судебно-надзирательный орган. В 1768 году был создан Совет, ставший впоследствии высшим консультативным и распорядительным органом при императрице.

В 1764 году была образована Комиссия по составлению нового Уложения, в работе которой участвовали дворяне, горожане, казачество и государственные крестьяне. В своей деятельности комиссия должна была руководствоваться "Наказом" императрицы, проникнутым духом французской просветительной философии XVIII века. "Наказ" был настолько либерален по содержанию, что даже во Франции вошел в список запрещенных книг. Материалы работы Комиссии в значительной степени определили направление внутренней политики Екатерины II.

В 1775 году Екатерина издала "Учреждение для управления губерний", главными принципами которого были укрепление государственного аппарата на местах и повышение роли местного дворянства. В 1785 году была издана "Жалованная грамота дворянству", закрепившая и расширившая привилегии дворянства.

Усиление крепостного гнета привело к тому, что нараставшее крестьянское движение переросло в крестьянскую войну (1773-1775 годы) под предводительством Е.И. Пугачева, завершившуюся, однако, поражением повстанцев.

В годы правления Екатерины II предпринимались меры, направленные на улучшение медицинской помощи населению. Каждый город был обязан иметь врачей, которые обслуживали бы уезды, устраивать госпитали и больницы, приюты для неизлечимо больных и сумасшедших. В Москве (1763 год) и Петербурге (1767 год) были открыты Воспитательные дома, где получали образование дети-подкидыши.

Императрица заложила основы женского образования: в Петербурге были учреждены закрытые институты для девиц-дворянок и для девиц-горожанок (1764 год). В стране открылось несколько новых кадетских корпусов. В 1783 году была основана Российская академия для изучения родного языка, президентом которой стала княгиня Е.Р.Дашкова.

Придя к власти, Екатерина унаследовала две главные внешнеполитические проблемы – турецкую и польскую. Первая сводилась к обеспечению выхода России к Черному морю. В 1772-1774 годах, в ходе первой русско-турецкой войны, русская армия одержала победы при Ларге и Кагуле, выиграла морское сражение в Чесменской бухте. По мирному договору с Турцией, России отошло побережье Черного и Азовского морей, Турция признала независимость Крыма, присоединение которого к России было законодательно оформлено в 1783 году. Русский торговый флот получил право свободного прохода через Босфор и Дарданеллы, что имело огромное значение для торговли России. Вторая русско-турецкая война (1787-1791 годы) утвердила за Россией обладание Новороссией, Крымом и крепостью Очаков.

К этому времени угроза России со сторон Польши перестала существовать, но оставался нерешенным давний территориальный спор из-за Белоруссии и Правобережной Украины. В 1769 году, после смерти польского короля, Россия сумела добиться избрания на престол бывшего фаворита Екатерины II Станислава Понятовского. Это отвечало интересам русской политики.

Однако Австрия была против подобного решения вопроса. И тогда для примирения противоположных интересов была выдвинута идея о разделе Польши. По первому разделу Польши (1773 год) Россия получила Белоруссию, по второму разделу (1793 год) – Волынскую, Подольскую и Минскую губернии. Отчаянная попытка поляков отстоять свою политическую независимость повлекла за собой в 1795 году третий и последний раздел Польши. Россия получила при этом Литву и Курляндию.

В 1788-1790 годах Россия вела войну со Швецией, вызванную присоединением Крыма и окончившуюся безрезультатно.

Екатерина II продолжала внешнеполитическую линию Петра Великого и сумела осуществить вековые устремления московских государей. Смерть застала ее во время персидского похода русских войск.

Екатерина II скоропостижно скончалась 6 ноября 1796 года. Она похоронена в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

методическая разработка урока истории в 7 классе "Дворцовые перевороты"

Разработка урока учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. Устиновка Чекашкиной Натальи НиколаевныИстория России. 7 классТема урока:     Дворцовые перевороты.Цель урока: познако...

Методическая разработка урока истории по теме: "Дворцовые перевороты."

Конспект урока истории, презентация, рабочие листы и приложения (ФГОС)....

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...

Методическая разработка урока истории "Итоговый урок по курсу "История Средних веков" "

Тип урока: повторительно-обобщающийМесто урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Средних веков. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необх...