Методическая разработка урока по теме "Дворцовые перевороты в России"
план-конспект урока (история, 10 класс) на тему

Тяпкина Анна Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_2.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема раздела: Россия в XVIII веке

Тема урока: Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725-1762 гг.) 

Цели: - охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра I,

- определить основные направления внешней политики правителей в     эпоху дворцовых переворотов,

         - определить причины дворцовых переворотов,

         - сравнить характер правления Петра I и его преемников.

Задачи: - проследить взаимосвязь событий в начале и в конце XVIII века,

            - развивать умения и навыки самостоятельной работы студентов,

- способствовать развитию исторического мышления-умения видеть и         оценивать события и факты,

- воспитывать чувство патриотизма и любви Родине.

Ожидаемый результат: студенты в конце занятия самостоятельно делают выводы   и подводят итоги о причинах дворцовых переворотов и об их последствиях.

План урока:     1. Екатерина I и Верховный тайный совет.

                      2. Императрица Анна Иоанновна. Бироновщина.

                      3. Императрица Елизавета Петровна.

                      4. Внешняя политика.

5. Семилетняя война.

6. Император Петр III Федорович.

Основные понятия: «манифест о вольности дворянской», Семилетняя война, дворцовый переворот, Верховный тайный совет.

Оборудование урока : схема династии Романовых, схема «Участие России в Семилетней войне», портреты правителей.

Методы:  опрос устный, рассказ, беседа, объяснение, лекция,  обсуждение докладов, самостоятельная работа по историческим документам.

Структура урока:   1. Организационный момент.

        2. Вводное слово учителя.

        3. Опрос.

        4. Изучение нового материала по плану.

        5. Закрепление в виде ответов на поставленные в начале занятия проблемно-познавательные вопросы, составление таблицы на доске «Правители России в эпоху дворцовых переворотов».

        6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент – отметить отсутствующих на занятии студентов.
  2. Вводное слово учителя:

- Мы с вами завершили изучение периода правления Петра I, который закончился с его смертью в 1725 г. Возникли ли у вас какие-либо вопросы по пройденному материалу? Если нет, то переходим к проверке ваших знаний.

3. Опрос: сейчас Вы должны будете ответить на вопросы по прошлой теме.

1. Расскажите об экономических реформах Петра I, с какими целями они проводились?

2. Как изменился характер прохождения гражданской и военной службы?

3. Расскажите о личности Петра I. Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны реформ.

4. Изучение нового материала по плану:

Учитель - итак, обобщая и подводя итоги правления Петра I, ответьте на вопрос:

 Какие реформы способствовали движению России вперед, а какие ухудшили положение народа?

Ожидаемый ответ: Петр I провел реформы государственного управления, экономические реформы, реформы в культуре, образовании и социальной сфере, благодаря ему был создан мощный военный флот России, но все они проводились насильственными методами, на русский народ легло бремя тяжелых налогов, из-за этого вспыхнуло восстание К. Булавина.

Учитель – верно, наша страна вышла на одно из передовых мест в мире. Это сказалось на дальнейшем ходе истории. Мы переходим к изучению нового материала и тема нашего сегодняшнего занятия

Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725-1762 гг.) 

                - запишите план, по которому мы сегодня будем работать.

Студенты записывают план урока с доски.

I. Екатерина I и Верховный тайный совет.

Учитель- После смерти Петра I встал вопрос о наследнике, вспомните, в чем суть указа о престолонаследии?

Студент – согласно указу, император должен был сам назначить себе преемника.

Учитель – верно, Петр пошел на этот шаг, опасаясь за судьбу реформ после дела царевича Алексея, который был казнен по приказу отца. Однако, сам Петр не успел назначить наследника. Претендентами на престол оказались Екатерина Алексеевна – вдова Петра I (за ней стоял Меншиков), и его внук Петр Алексеевич(его на троне хотели видеть представители старых боярских родов), которому тогда было 9 лет. Меншиков сумел лучше использовать сложившуюся ситуацию, и с помощью некоторых других приближенных Петра после смерти императора при поддержке гвардейских полков возвел на престол Екатерину Алексеевну. Поскольку она не проявляла государственных способностей, фактическим правителем страны стал Меншиков. Этим избранием открывается эпоха дворцовых переворотов в России.

(запись в тетрадь) – Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся узким кругом из членов придворных группировок и руками гвардейских полков.

Учитель- как вы думаете, можно ли провести сравнение роли, которою играли гвардейцы в эпоху дворцовых переворотов, с ролью стрельцов в конце XVII века?

Студент – да, они играли сходную роль в политической жизни страны.

Учитель – дворцовые перевороты не влекли за собой серьезных перемен в жизни страны. Фактически власть осуществлялась не монархом, а группой его приближенных, верхушкой бюрократии. Фавориты государя могли меняться, однако состав бюрократии в целом оставался неизменным, что предопределяло преемственность внешней и внутренней политики.

У студентов на партах лежат дополнительные материалы по теме урока.

Задание- прочитать о Верховном тайном совете, ответить на вопрос : какими функциями обладал Верховный тайный совет? На что была направлена его деятельность? Кто входил в тайный совет?

Задание – на с. 44 учебника ИСТОРИЯ РОССИИ В.И.Буганова, П.Н.Зырянова прочитать о правительственном кризисе после смерти Екатерины I, возведении на престол Петра II и борьбе за влияние на него.

1 слайд Портрет Екатерины I

Работа со схемой: на основании схемы родства династии Романовых на заднем форзаце учебника обосновать права Петра II на престол.

(запись в тетрадь) Петр II Алексеевич (1727-1730)

2 слайд Портрет Петра II

II.  Императрица Анна Иоанновна. Бироновщина.

Учитель – после смерти Петра II «верховники» предложили трон Анне Иоанновне. Расчет был на то, что племянница Петра I  и дочь Ивана V , жившая вне России, не будучи связанной ни с гвардией, ни с одной из политических группировок при дворе, станет послушной игрушкой в их руках. По инициативе влиятельного члена совета Д.М.Голицына для Анны были составлены письменные кондиции (условия) её правления.

Задание – выписать из учебника на с. 44 условия правления Анны.

(запись в тетрадь) кондиции – условия из 8 пунктов: будущая императрица не должна выходить замуж, назначать наследника престола, без согласия 8 членов тайного совета не решать важнейшие вопросы во внутренней и внешней политике, жаловать высшие чины, вотчины, вводить новые налоги, отнимать у дворян без суда «жизнь, имение и честь»

Учитель – Какую власть получал Верховный Тайный совет?

Ожидаемый ответ: Фактически он получал верховную власть в государстве наряду с монархом и становился контролером всех его действий. Его власть должна была опираться на гвардейские полки.

Учитель – Какая бы власть установилась в России в случае претворения этих условий в жизнь?

Ожидаемый ответ: Олигархический режим, когда все решения принимались бы узким кругом членов Верховного тайного совета- – представителей аристократии.

Работа со схемой: на заднем форзаце учебника, обосновать права Анны Иоанновны на престол.

(запись в тетрадь) Анна Иоанновна (1730-1740)

3 слайд Портрет Анны Иоанновны

Учитель- Анна Иоанновна согласилась на эти условия, но позже получила прошение от 166 дворян о восстановлении самодержавия, она кондиции надорвала, а членов Верховного тайного совета отправила в ссылку. Об эпохе правления Анны Иоанновны послушайте доклад и подготовьтесь отвечать на вопросы.

ДОКЛАД «ПРАВЛЕНИЕ АННЫ ИОАННОВНЫ»

Учитель - ответьте на вопрос: каковы были основные черты правления Анны Иоанновны?  Запишите в тетрадь.

Ожидаемый ответ - (Запись в тетрадь) 1) Большая власть Кабинета во главе с А.И. Остерманом,

2) Бироновщина. Всесильная роль при дворе фаворита императрицы Э. Бирона,

3) Засилье иностранцев в государственном правлении и армии и пренебрежение к местной аристократии и дворянству. Неуважение к российским обычаям,

4) распущенность при дворе, неоправданная роскошь, казнокрадство,

5) политический террор,

6) упадок влияния России в мире, расстройство во внутренних делах

Работа с учебником прочитать о двух государственных переворотах и записать в тетрадь – Иоанн VI Антонович – 1740 г. (регентство Анны Леопольдовны)

4 слайд Портрет Иоанна VI Антоновича

 III. Императрица Елизавета Петровна.

Учитель –В результате удачного заговора и переворота 25.11.1741 г. на престол была возведена Елизавета Петровна

(Запись в тетрадь) Елизавета Петровна (1741-1761)

5 слайд Портрет Елизаветы Петровны

Работа со схемой на заднем форзаце учебника, обосновать права Елизаветы Петровны на престол на основании схемы родства династии Романовых.

Учитель – Почему гвардия поддержала дочь Петра Великого?

Ожидаемый ответ – гвардейцы - это выходцы из дворянства, они стремились ликвидировать засилье иностранцев и надеялись на расширение дворянских привилегий.

Учитель – Елизавету современники характеризуют как легкомысленную, веселую, энергичную правительницу, но особо не вникавшую в государственные и внешнеполитические дела. Она их поручала своим министрам.

Работа с учебником – на страницах 46 и 47 учебника прочитать и выписать в тетрадь основные направления деятельности правительства Елизаветы Петровны.

 (Запись в тетрадь) 1) отмена внутренних таможен, 2) восстановление роли Сената, 3) упорядочение центрального управления, 4)восстановление прокурорского надзора, 5) восстановление флота и реформа армии, 6) увеличение дворянских привилегий.

Учитель – проанализируйте реформы Елизаветы и ответьте : с правлением какого царя было схоже её правление?

Ожидаемый ответ – правление Елизаветы по количеству и значению реформ для развития России схоже с правлением Петра Великого.

IV. Внешняя политика.

Учитель – Во внешней политике России выделяется 2 направления:

  1. Европейское, 2) турецкое.

В 1733 г. умер польский король из саксонской династии Август II. Началась борьба за польское наследство. Россия ещё со времен Петра I оказывала большое влияние на Польшу и стремилась сохранить свой авторитет и контролировать её и в дальнейшем. Сложились коалиции: от австро – русской был свой кандидат на польский престол: Фридрих-Август, сын Августа II, от Франции тесть французского короля Станислав Лещинский. Франция проиграла и Лещинскому пришлось бежать, но Франции удалось втянуть против России в войну Турцию.

Война была кровопролитной: русские потеряли около 100 тыс. убитыми, но из-за поражения австрийцев, Россия осталась без союзников. По Белградскому мирному договору, мы вернули Азов, Очаков и потеряли право иметь флот на Черном и Азовском морях.

(Запись в тетрадь) Русско-турецкая война (1735-1739 гг.)

(Запись в тетрадь) Русско-шведская война 1741-1743 г. Победа России. Мир в г. Агбо: отказ Швеции от претензий и небольшие территориальные приобретения России.

V. Семилетняя война.

Учитель- Царствование Анны Иоанновны было отмечено безрезультатной войной с Турцией. В царствование Елизаветы Петровны, кроме войны со Швецией, развернулась большая европейская война, в которой Россия приняла активное участие. Она получила название Семилетней.

(Запись в тетрадь) Семилетняя война (1756-1763). Причины войны: возвышение Пруссии и агрессивная внешняя политика Фридриха II Великого в Восточной Европе. Антипрусская коалиция: Австрия, Франция, Россия, Швеция.

Учитель- Россия вступила в войну, т.к. опасалась нападения Пруссии на Польшу и Балтийское побережье России.

Задание – о ходе Семилетней войны прочитать в учебнике на с.49-52 и самостоятельно заполнить таблицу на оценку.

Дата

Сражения и основные события

Полководец, результат

Один студент воспроизводит таблицу на доске, все сверяют данные со своими.

Учитель – несмотря на победоносный характер военных действий и занятие столицы противника, именно Россия предлагает подписать перемирие. Этот странный факт объясняется тем, что после смерти Елизаветы Петровны, на российском престоле воцарился её племянник Петр III, немецкий принц. С Пруссией было подписано перемирие, русские войска эвакуированы со всех занятых ими территорий.

VI. Император Петр III Федорович.

(Запись в тетрадь) Петр III Федорович(1761-1762)

Работа со схемой на заднем форзаце учебника, обосновать права Петра III на престол.

Учитель – Петр III был плохо воспитан и образован, он во всем следовал прусским порядкам, но при нем было принято много важных указов

(Запись в тетрадь) Меры правительства ПетраIII: секуляризация церковных земель, прекращение преследований старообрядцев, ликвидация тайной канцелярии, издание манифеста «о вольности дворянства» 1762г. 

Учитель – Против Петра быстро созрел заговор в пользу его честолюбивой жены – будущей императрицы Екатерины II.

Задание – о судьбе Петра III  и Ивана VI Антоновича прочитать на с.53.

5. Закрепление изученного материала

Учитель - ответьте на вопросы: в чем причины дворцовых переворотов? Каковы движущие силы дворцовых переворотов?

На доске изобразить схему «Правители России в эпоху дворцовых переворотов» с указанием дат правления.

Итог урока. В эпоху «дворцовых переворотов» внешнеполитическое могущество России падает, наблюдается расстройство во внутренних делах. Преемники Петра I не были фигурами столь выдающимися. Характерной для этого времени является борьба за власть между придворными группировками, в которых активное участие принимают гвардия и дворянство.

6. Домашнее задание §45 учебника В.И Буганова, П.И Зырянова История России, вопросы в конце параграфа. Подготовка к самостоятельной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме"Внешняя политика России в 1801—1812 гг."

В данной методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта – схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелки...

методическая разработка урока истории для 9 класса "Россия от февраля к октябрю"

Пояснительная записка Работаю в школе учителем истории и обществознания уже достаточно долго, однако именно сейчас  пришло осознание какой – то бессмысленности обучения, разговор...

Методическая разработка урока в 8 классе "Реки России".

p { margin-bottom: 0.21cm; } Урок связан повторением знаний из предыдущих тем, изучаемых в 6 классе. Знания, полученные при изучении данной темы, будут использоваться в последующих уроках, как пр...

Методическая разработка урока истории по теме "Николаевская Россия", 8 класс

Данная методическая разработка представляет собой документ в WORD и презентацию. Можно использовать лишь презентацию, если в данном кллассе Вы не применяете групповые способы работы...

Методическая разработка урока географии по теме: "Центральная Россия"

Гостеприимство, любовь к родной земле, к природе, почитание традиций – вот бесценное богатство народа, населяющего Республику Тыва. Кызыл располагает гостиницами, современными кафе, рестор...

методическая разработка урока по истории "Крупнейшие войны России 19 века"

конспект конкурсного открытого урока по истории для 8 класса "Повторительно-обобщающий по крупнейшим войнам России 19 века", показанный на городском (муниципальном) этапе конкурса "Педа...

Методическая разработка урока, 9-й класс История России, Человека на войне

Цель урока показать, что в любой войне главное место занимает человек. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых. Осмы...