методическая разработка урока истории для 9 класса "Россия от февраля к октябрю"
методическая разработка (история, 9 класс) по теме

Павлова Юлия Сергеевна

 

Пояснительная записка

 Работаю в школе учителем истории и обществознания уже достаточно долго, однако именно сейчас  пришло осознание какой – то бессмысленности обучения, разговор  «сам с собою», в пустоту, нет удовлетворенности от работы, и заработная плата, как ни странно, здесь ни при чем!   Год назад я вышла с декретного отпуска, и с ужасом поняла, как стремительно движется время, как быстро новые технологии и техника захватывают нашу жизнь, и в том числе сферу образования. Если хочешь оставаться востребованным педагогом, нужно что-то менять в методике преподавания уроков,  традиционные технологии преподавания, конечно же, забывать нельзя, слово учителя – эмоциональное, грамотное, никогда не выйдет из моды, но современным детям  нужно что-то еще более современное, продвинутое.

     Уроки, на которых  мы выкладываемся  полностью, преподнося учащимся готовый или частично готовый материал, на выходе дают ноль. Почему?

      Сегодня  как никогда нашему государству нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, коммуникабельностью и при этом обладают высокой нравственностью, чувством ответственности за судьбу страны.  

    Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания  в  незнакомой ситуации, смогут самостоятельно их приобретать, научатся  работать с информацией, и анализировать дополнительные материалы. Именно поэтому и мы, педагоги должны отойти от методики подачи информации к методике поиска. Новые педагогические технологии, такие как метод проектов, компьютерные технологии, кейс технология приходят нам на помощь. Они, конечно же, не должны использоваться нами на каждом уроке, но гармонично дополнять, вливаться в те темы, где уместно их использование. И, поверьте, я увидела результат, глазки загорели, работа закипела, качество знаний в среднем 58-60%.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока истории в 9 классе по теме

«Политические партии о настоящем и будущем России»

(февраль-март 1917 года)

 

Цели педагогической деятельности: 
1. Подвести учащихся к пониманию сложностей политической обстановки в России в 1917 году и перспектив ее развития с точки зрения различных политических групп.
2. Развивать умения: высказывать и аргументировать свою точку зрения,  принимать самостоятельные решения и выдвигать собственные идеи, работать в группе;
3. Воспитывать: гражданскую позицию на основе исторического материала данной темы. 
Раздаточный материал: кейс с вопросами – 25 штук;
Основные этапы урока. 
1. Организационная деятельность. Слово учителя. Знакомство с ходом урока. Вызов. Активизация знаний учащихся.
2. Экспресс-опрос "Ситуация в России после февраля 1917  ”. 
3. Цель урока (определяют дети). 
4. Фронтальная беседа. 
5. Работа с кейсом (разные определения термина «революция», деятельность временного правительства, кризисы временного правительства, схема «Политический спектр России», высказывания различных политических деятелей по основным вопросам революции: о мире, о земле, о созыве Учредительного собрания и будущем политическом устройстве, задания группам: «Определить альтернативу развития России с позиции: большевиков, меньшевиков, эсеров, кадетов» 4 группы – четыре партии)  Анализ. 
6. Домашнее задание. 
7. Итоги работы – рефлексия – листы самооценки (см. приложение)
Ход урока 
1. Организационные моменты. 
При входе в кабинет учащиеся рассаживаются за стол, на котором в карточке отмечена их фамилия.
Слово учителя. Учитель знакомит с ходом работы на уроке. Группа определяет своего лидера, который возьмёт на себя руководство группой.

 Эпиграф: (написан на доске) Февраль.

Достать чернил и плакать

Писать о Феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

                                                                                             Б. Пастернак

Учитель зачитывает эпиграф и задает учащимся вопрос о том,  что мы сегодня будем изучать на уроке, как вы думаете?

Определяется тема урока.
2. Экспресс-опрос "Ситуация в России после февраля 1917 ”.

Учащиеся по заданию учителя в течение 1 минуты заполняют лист, разделённый на 2 части: плюсы и минусы февральской революции. Затем озвучивают ответы по группам, дополняя ответы товарищей, не повторяясь.
3. Цели урока. 
Учитель еще раз обращает внимание учащихся на название темы урока. Какова актуальность заявленной темы? Актуален ли этот вопрос для нашей страны сейчас, в то время? Почему? Какие проблемы встали перед Россией после революции? Как мы определяем слово «революция»?

Обобщение учителя: анализ подходов Временного правительства и ведущих политических партий к основным вопросам революции,  определение перспективы исторического пути развития России являются  целью урока.
4.Фронтальнаябеседа
Учитель: Что вам известно о целях, задачах и методах деятельности политических партиях России в начале XX века?


5. Работа с кейсом. Анализ. Выступления групп.
Учитель: Перед вами лежит описание ситуации (кейс), пакет документов и вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации. 

6. Рефлексия – учащиеся заполняют листы самооценки впечатления от урока и от работы в группе.
6. Домашнее задание. 
Параграф №11.

Список литературы:

 Учебник А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России Москва «Просвещение», 2006

Энциклопедия для детей. История России XX век. Москва Аванта плюс. 1996.

Кочетов Н.С. История России.11 класс: Методическое обеспечение уроков. Волгоград: Учитель,2003.

Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XX в.: 9 класс: Методическое пособие.- М ,: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

История России XX века: Пособие для учителя. Под редакцией А.О.Чубарьяна.-М.: Просвещение, 2003.

Хрестоматия по истории России первой половины XX века. Сост. И.С.Хромова.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Лист самоконтроля.

Как я усвоил материал?

В материале разобралась (ся), на уроке было интересно - 3 балла.

Мне все понятно, но материал не всегда интересен - 2 балла.

Мне хотелось разобраться, но я не все понял (а) - 1 балл.

Материал трудный и малоинтересный. Мало что поняла - 0 баллов.

Как я работал, где допустил ошибки; удовлетворен ли своей работой?

Везде справился (ась) сам (а), удовлетворен (а) своей работой (9-10 баллов) – 3 балла.    

Допустил (а) ошибки (на каком этапе?) (7-8 баллов) – 2 балла.

Не справился (ась) (с какими заданиями?) (4-6 баллов) – 1 балл.

Оценка работы группы №

Вопросы

Ваши впечатления

Отличившиеся

1. Хорошо ли вам работалось в группе? С кем особенно хорошо и почему?

2. Удавалось ли вам договориться друг с другом? Все ли слушали друг друга? Кто в большей степени проявлял культуру диалога?

3. Все ли члены группы принимали равноценное участие в работе группы? Кто в большей степени проявил себя, и кто не проявил себя никак?

4. Всю ли работу, предложенную группе, удалось выполнить?

5. Что считаете основным достижением группы? Кого бы хотели особенно отметить и за что?

6. Какие были трудности в работе группы? Кто, на ваш взгляд, мог сделать больше?

7. Ваша оценка работе группы?

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории. Тема: Двоевластие: от февраля к октябрю.

Разработанный  урок  предназначен  для  учеников  старшего класса. Тема  урока охватывает самый  судьбоносный и  трагический  период истории  нашей ...

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "История Древней Индии" по ФГОС

Надеюсь, что разработка поможет коллегам при подготовке к уроку в 5 классе....

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...

Методическая разработка урока истории "Итоговый урок по курсу "История Средних веков" "

Тип урока: повторительно-обобщающийМесто урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Средних веков. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необх...