Главные вкладки

    Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).
    методическая разработка по истории (6 класс) по теме

    горностаева екатерина евгеньевна

    Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-XVI вв." и "Архитектура и живпись XIV - XVI вв.". Деятельность на уроке выстраивается на основе активной самостоятельной работы учащихся с "текстами культуры" (анализ отрывков литературных произведений изучаемой эпохи, репродукций архитектурных памятников и произведений живописи). 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskie_razrabotki.docx28.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв.

    План:

    1. Особенности развития русской культуры.
    2. Просвещение. Начало книгопечатания.
    3. Устное народное творчество
    4. Литература XIV-XV веков
    5. Развитие литературы XVI в.

    1. Особенности развития русской культуры.

    Ведущей темой произведений устного народного творчества, литературы в XIV-XVI вв. была идея единства русской земли. Происходило постепенное преодоление культурной разобщенности русских земель и возрождение единой  культуры. В рассматриваемый период русская культура постепенно приобретала самобытные национальные черты, освобождалась от византийского влияния.

    1. Просвещение. Начало книгопечатания.

    В XIV в. на Русь стали ввозить бумагу. Это повлекло изменение в технике письма: на смену уставу пришел полуустав.

    - Сравните изображения устава и полуустава . В чем их отличие? (Полуустав более беглое и свободное письмо, нежели устав, где буквы выписаны с необычайной точностью и торжественностью).

    С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. Стали появляться специальные мастера недуховного звания, которые обучали детей грамоте.

    - Используя иллюстрацию «Обучение грамоте», опишите, что представлял собой этот процесс в XIV-XVI вв. (Обучение происходило в одной комнате, отсутствовало деление на классы, применялись телесные наказания, изучалась в основном церковная литература).

    Крупнейшим событием XVI в. явилось изобретение Иваном Федоровым российского книгопечатания. Первая русская книга называлась «Апостол».

    - Какого значение этого события? (Печатные книги были значительно дешевле и доступнее для людей, что способствовало в свою очередь значительному расширению грамотности на Руси).

    3. Устное народное творчество.

    В XIV-XVI вв. наряду с былинами, появляются новые жанры устного народного творчества – исторические песни.

    - Прочитайте отрывок из песни о ЩелканеДудентьевиче. Какова основная идея этого произведения? (В этом произведении отражена борьба русского народа с ордынскими властителями, уверенность в неизбежной победе над поработителями).

    ПЕСНЬ О ЩЕЛКАНЕ ДУДЕНТЬЕВИЧЕ

    Вывез млад Щелкан
    Дани-выходы,
    Царския невыплаты;
    А втапоры царь Азвяк
    За то ево пожаловал
    Тверью старою,
    Тверью богатою,
    Двомя братцы родимыми,
    Два удалыми Борисовичи,
    И в те поры млад Щелкан,
    Он судьею насел
    В Тверь-ту старую,
    В Тверь-ту богатую.
    А немного он судьею сидел:
    И вдовы-табезчестити,
    Красны девицы позорити,
    Надо всеми наругатися,
    Над домами насмехатися.
    Мужики-та старыя,
    Мужики-та богатыя,
    Мужики-та посацкия,
    Оне жалобу приносили
    Двум братцам родимыем,
    Двум удалым Борисовичем.
    От народа они с поклонами пошли,
    С честными подарками,
    И понесли онечестныя подарки
    Злата-серебра и скатноваземчюга.
    Изошли ево в доме у себя,
    Щелкана Дюдентевича,-
    Подарки принял от них,
    Чести не воздал им.
    Втапоры млад Щелкан
    Зачванелся он, загорденелся,
    И оне с ним раздорили,
    Один ухватил за волосы,
    А другой за ноги,
    И тут ево разорвали.
    Тут смерть ему случилася,
    Ни на ком не сыскалося [7, с. 156].

    4 Литература XIV – XV вв.

    - Прочитайте отрывки из литературных произведений XIV-XVI вв. Как вы думаете, какова центральная тема русской литературы XIV-XV вв.? (Борьба против иноземных захватчиков, произведения «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»).

    «Той осенью пришел ордынский князь Мамай с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всей силой татарской и половецкой, да еще кроме того отряды нанял... Мамай сказал: «Пойдем на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви Божие спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим». Это из-за того, что нечестивый люто гневался за своих друзей и любимцев, князей убитых на реке Воже... И, соединившись со всеми князьями русскими и со всею силою, пошел он [Дмитрий] против них скоро из Москвы, намереваясь оборонять свою отчину, и пришел в Коломну, и собрал воинов своих 150 тысяч, кроме войска княжеского и воевод местных... Да еще к тому подоспели в ту пору военную издалека... князь Андрей Полоцкий с псковичами и брат его, князь Дмитрий Брянский, со всеми своими воинами...

    Князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы.

    И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки поле на десять верст от множества воинов, и была сеча ожесточенная и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских... Много русских побито было татарами и Русью татар... и падало тело татарское на тело христианское... И вознес Бог нашего князя на победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его; братья... бегите непроторенными дорогами». И, сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к Орде... Видя это и прочие... от мала до велика бросились в бегство...».

    В XV в. возрождается общерусское летописание, ведущей идеей которого становится идея необходимости государственного единства и сильной великокняжеской власти.

    1. Развитие литературы XVI в.

    XVI век является веком зарождения нового литературного жанра – публицистики (литературного творчества, посвященного политическим вопросам). Примерами произведений данного жанра являются сочинения Ивана Пересветова, а также переписка Ивана Грозного и князя Курбского.

    - Прочитайте отрывок из переписки Ивана Грозного и Андрея Курбского. Какова была центральная тема этого произведения? (Идея укрепления самодержавной власти, подчеркивание ее неограниченного характера и божественного происхождения).

    «Исполненное истинного православия самодержавство Российского царства началось по Божьему изволению от великого князя Владимира, просветившего Русскую землю святым крещением, и великого князя Владимира Мономаха, удостоившего высокой чести от греков, и от храброго великого государя Александра Невского, одержавшего великую победу над безбожными немцами, и от достойного хвалы великого государя Дмитрия, одержавшего за Доном победу над безбожными агранянами.Мы же хвалим бога за безмерную его милость, что не допустил он доныне, чтобы десница обагрялась кровью единоплеменников, ибо мы не возжелали ни у кого отнять царства, но по Божию изволению и по благословению прародителей и родителей своих родились на царстве и воспитались. Мы не насилием добыли царства, тем более, поэтому кто противится такой власти – противится Богу!»

    В XVI веке был написан знаменитый «Домострой».

    - Прочитайте отрывок и ответьте, что представляет собой это произведение. (Домострой содержал наставления по воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов, необходимость подчинения главе семьи).

    КАК ДЕТЕЙ УЧИТЬ И СТРАХОМ СПАСАТЬ

    «Наказывай сына своего в юности его и упокоит тебя в старости твоей и придаст красоты душе твоей; и не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Любя же сына своего, увеличивай ему раны, и потом не нахвалишься им; наказывай сына своего с юности и порадуешься на него потом в зрелости, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение; не улыбайся ему, играя: в малом послабишь — в большом пострадаешь скорбя и в будущем будто занозы вгонишь в душу свою. И не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребра, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой, и болезнью души и разорением дома, погибелью имущества, и укоризной соседей и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой».

    Таким образом, XIV-XV вв. – период формирования национальной русской культуры, небывалый культурный взлет Российского государства.

    Архитектура и живопись XIV-XVI вв.

    План:

    1. Зодчество в XIV-XVI вв.

    2. Архитектура XVI в.

    3. Русская живопись XIV-XVI вв.

    1. Зодчество в XIV-XVI вв.

     В XIV в. одним из центров каменного строительства становится Новгород. Рассмотрите внимательно изображения новгородских храмов XIV-XVI вв. Сравните их с храмами XII-XIII вв.

    Учащиеся отмечают, что храмы XIV-XVI вв. отличаются легкостью, нарядностью, торжественностью.

    - Рассмотрите изображения архитектурных памятников Псковской земли. Что является отличительной особенностью псковской архитектуры?

    Учащиеся говорят о большом количестве крепостей, оборонительных сооружений.

    - Как вы думаете, с чем это связано?

    Учащиеся связывают данную особенность с географическим положением Псковской земли.

    Во второй четверти XIV в. начинается каменное строительство в Москве. Новому положению России и ее монарха должно было  соответствовать и его резиденция. С этой целью в конце XV века был создан архитектурный ансамбль Кремля. Рассмотрите изображения Московского Кремля и ответьте на следующие вопросы:

    1) Какое впечатление производил Московский Кремль?

    2) Какие мысли и чувства вызывал?

    Учащиеся отмечают, что величественный ансамбль показывал силу и мощь государства, вызывал чувство гордости и восхищения Русской державой.

    - Рассмотрите соборы Московского Кремля. Какие соборы Древней Руси напоминает Успенский собор Кремля?

    Учащиеся называют владимиро-суздальские храмы.

    Учитель уточняет, что прототипом его послужил Успенский собор во Владимире. Сравните эти храмы.

    Учащиеся указывают, что храмы пятиглавые, украшены аркатурным поясом.

    - Какое впечатление производит этот собор?

    Учащиеся отмечают торжественную праздничность, ощущение силы, уверенности.

    - Последним по времени был возведен Архангельский собор. Рассмотрите данный храм и назовите черты сходства и отличия с Успенским собором. Что будет напоминать собор, если мы закроем барабан с главками.

    Учащиеся указывают, что собор похож на дворец.

    - Какие общие для древнерусской архитектуры элементы имеют Успенский собор Москвы и Владимира, Архангельский и Благовещенский соборы Кремля? Чем обусловлена эта общность?

    Учащиеся отмечают, что в основе всех храмов лежит крестово-купольный тип. Постройки Московского Кремля создавались в духе традиций владимирского зодчества, что было призвано  подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы от Владимира.

    2. Архитектура XVI века.

     В XVI веке центром русского зодчества становится Москва. Здесь появляются новые архитектурные стили и направления. Внимательно рассмотрите иллюстрацию «Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой»  и ответьте на следующие вопросы:

    1. Какое впечатление производит это здание?
    2. Что отличает церковь Вознесения от известных вам церковных сооружений предшествующих периодов?

    Учащиеся говорят о красивом внешнем виде, строгих пропорциях, замечают  отсутствие шлемовидного купола, обращают внимание на главку с небольшим крестом.

    Учитель поясняет, что церковь Вознесения – новый тип сооружения. Место шлемовидного купола занял шатер, отсюда и название шатровый стиль. Эти храмы строились по образцу деревянных шатровых храмов, издавна строившихся на Руси.

    Учитель предлагает рассмотреть Покровский  собор в Москве (собор Василия Блаженного) и ответить на следующие вопросы:

    1. Какое впечатление производит храм Василия Блаженного?
    2. Что сближает этот храм с церковью Вознесения?

    Учащиеся обращают внимание на то, что у храма нарядный, праздничный вид. Отвечая на второй вопрос, указывают, что вокруг соборов расположены красивые лестницы и крылечки, увенчаны оба храма  шатром.

    3. Русская живопись XIV-XVI вв.

     В XIV-нач. XVI вв. в Москве начинает складываться русская национальная школа живописи. Связано это событие с именами Феофана Грека и Андрея Рублева.

    Рассмотрите изображение иконы Андрея Рублева «Троица»  и ответьте на вопросы:

    1. Какое впечатление производит это произведение?
    2. Какие цвета использует автор?

    Учащиеся указывают, что картина производит впечатление покоя, гармонии. Школьники обращают внимание на колорит: светлые, теплые тона, отсутствие черного цвета.

     Сравните это произведение с фреской Феофана Грека  и ответьте на вопросы:

    1. Какое впечатление произвела на вас фреска Феофана Грека?
    2. Как вы думаете, чем отличается между собой живопись Андрея Рублева и Феофана Грека?

    Учащиеся отмечают, что в фреске Феофана Грека преобладают более темные тона, просматриваются резкие линии, она производит впечатление суровости и тревоги. Этого нет в произведении Андрея Рублева.

    - Как вы думаете, какие мысли и чувства больше всего волновали русского человека в эпоху Андрея Рублева?

    Учащиеся говорят о стремлении русского народа к единству, желании  спокойствия для Руси.

     Именно эти идеи стремился передать Андрей Рублев в своей картине. Определите, как с помощью композиции выражается мысль о единстве всех русских людей.

    Учащиеся отмечают совместно с учителем плавное размещение фигур ангелов по кругу, направленность движений к одному центру, обращают внимание на расположенную в центре иконы чашу с головой агнца, символизирующую готовность к самопожертвованию русских людей.

     Прочитайте отрывок из работ русских историков начала XX века о творчестве Андрея Рублева и ответьте на вопрос: чем оно отличается от византийской живописи?

    «Андрей Рублев родился на грани двух эпох. Если XI, XII и XIII века в истории русского искусства являются периодом заимствования, то XIV век знаменует начало расцвета русской иконописи на национально-самобытных основах. От Византии были восприняты: изящность формы, тонкость линий, правильность рисунков, словом, техника древней иконописи. Содержание же было вложено подлинно русское, самобытное. Особенностью творчества Андрея Рублева является возвышенное, проникнутое любовью стремление к далекому духовному началу, что было вообще отличительной особенностью древнерусской иконописи того периода...

    В отличие от византийского немого письма, рублевские иконы поражают необычайной чуткостью передачи внутренних движений человеческой души.

    Эта особенность бросается в глаза при первом взгляде на икону Рублева «Св. Троица»... Какая-то неземная просветленность и особая острота чувства прекрасного привлекают внимание к этой иконе даже тех людей, которые чужды религиозности. В этой одухотворенности, в этом отрыве от всего земного выражается самобытная особенность национального русского духа, ярко выявленная в творчестве преподобного иконописца Андрея Рублева».

    Учащиеся говорят об отказе в творчестве Рублева от византийской суровости и аскетизма. В своих произведениях онсоздавал образы живых людей, передавал переживания русского человека того времени.

    Таким образом, в XIV-XVI вв. – это время возрождения и дальнейшего развития русского каменного зодчества. Формирование национальной живописной школы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    История России с древнейших времен до конца XVI века. Введение

    Презентация для вводного урока по истории России с древнейших времен до конца XVI века в 6 классе к учебнику Данилова, Косулиной....

    Словарь по истории России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс

    Данный словарик создан в помощь учащимся 6 класса и является, скорее, приложением к учебнику нежели отдельной брошюрой к урокам. Он дает возможность не вести отдельный словарь ученикам, а пользоваться...

    Тема: История России с древнейших времен до конца XVI века» - тест в форме ЕГЭ

    Данная работа представляет собой тематическую подборку материалов для подготовки к ЕГЭ по истории. Работу можно использовать в 10 классе при изучении курса "История России" и при подготовке к ЕГЭ в 11...

    КТП по курсу История, 6 класс.«История. Россия с древнейших времен до конца XVI в.»

    представленный вариант КТП по курсу История, 6 класс соответствует ФГОС ООО. ...

    Итоговый тест по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс»

    Данный тест разработан для итогового повторения по курсу "История России с древнейших времен до конца XVI века", 6 класс...

    Рабочая тетрадь по истории России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс

    Данная рабочая тетрадь составлена по материалам учебника Е.В. Пчелова История России с древнейших времен до конца XVI в. для систематизации учебного материала по темам курса. Тетрадь можно использоват...