Методическая разработка урока истории и культуры народов Марий Эл "Марийский края в эпоху камня" (6 класс)
методическая разработка по краеведению (6 класс)

Разработка урока истории и культуры народов Марий Эл с использованием технологии критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Ляжмаринская основная общеобразовательная школа»

Параньгинский район

Республика Марий Эл

Марийский край в эпоху камня

Разработка  урока истории и культуры народов Марий Эл

 с использованием технологии развития критического мышления

Разработала:

Князева Эльвира Алексеевна -

учитель марийского  языка и литературы, ИКН

                                               2019 год

 Содержание

Аннотация ---------------------------------------------------------------------------------   3

Введение ------------------------------------------------------------------------------------  3  

Основная часть  (Тема: «Марийский край в эпоху камня») ------------------ 4-10

Заключение  -----------------------------------------------------------------------------    11

Используемая литература    ----------------------------------------------------------   12

Приложение  --------------------------------------------------------------------------  13-15

Аннотация

     Тема урока «Марийский край в эпоху камня» изучается в начале курса по учебной программе.   В качестве сопровождения к конспекту прилагается мультимедийная презентация 

     Урок построен с возможностью учащихся показать свои интеллектуальные способности, а также навыки и умения самостоятельной работы, умение обобщать и делать выводы. На уроке использована групповая работа.

Введение

     Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимы умения не только овладеть информацией, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности.

     Применение технологии развития  критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке. Развивается умение анализировать и обобщать полученный материал и, логически рассуждая, делать правильные выводы. Развивается  мышление, кругозор, воображение, умение формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

     Предлагается разработка урока по истории и культуре народов Марий Эл  в 6 классе с использованием технологии критического мышления:  приёмы  «Инсерт» и «Корзина идей».

Тема: Марийский край в эпоху камня

Тип урока: объяснение нового материала

Цель урока: создавая условия для становления личностных компетенций учащихся, способствовать формированию знаний об основных этапах эволюции человека и расселении людей по территории Марийского края  в период каменного века

 Планируемые результаты:

Личностные:  развитие сотрудничества при работе в группе; воспитание интереса к предмету

Предметные:    развитие умений работать с учебником, текстом;   овладение понятиями палеолит, мезолит, неолит;.

Метапредметныеразвитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Используемые технологии: технология  развития критического мышления,  здоровьесберегающая технология.

Оборудование: компьютер, проектор,  презентация, карточки,  рабочие листы.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

Долгожданный дан звонок –

 Начинается – урок.

 - Проверьте, всё ли готово у вас к  уроку.

- Начиная новое дело, мы чего-то ждем, предполагаем.

- Чего вы ждете от урока? (Ответы учащихся).

2.Актуализация  знаний по теме

На доске стихотворение.

                                                                  Жил на свете первобытный человек 
                                                                 Он впервые в жизни видел даже снег 

                                                        Строил хижины и убивал он дичь 
                                                               И бросал он обезьянам громкий клич.

Вопрос обучающимся: О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

(Ответы учащихся).

Мы с вами совершим путешествие в первобытное общество, где вы должны будете показать свои знания, проявить познавательную активность в изучении истории первобытного общества.

Но сначала давайте вспомним первобытное общество.

Прием «Инсерт».  Во время чтения текста учащиеся делают пометки: «+» - новая информация «-» - думал иначе, «?» - непонятно, стоит обсудить,  «v» - информация знакома. Затем ребята заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф. Последним этапом работы с этим приёмом станет обсуждение записей, внесенных в таблицу. Данный приём помогает учащимся внимательно и вдумчиво вникнуть в содержание текста; систематизировать старые и новые знания. 

На ранних стадиях первобытного общества небольшие группы людей жили на больших расстояниях друг от друга. У них не было постоянного жилья. Его заменяли временные стоянки.  Основным источником существования была охота.

В глубокой древности, когда происходило заселение и освоение человеком Восточно-Европейской равнины, территория современной Марийской республики представляла собой приледниковую зону и даже была частично занята ледниками.  Климат здесь был холодным, как в тундре.   В приледниковой зоне жили мамонты, северные олени, шерстистые носороги.

- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

III. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Итак, река времени принесла нас в каменный век. Древняя история условно делится на 3 периода. Самый продолжительный из них каменный век. Затем бронзовый и железный.

Слайд 1. Каменный век делится на 3 периода:

  1. палеолит
  2. мезолит
  3. неолит

Слайд 2. Палеолит – древнекаменный век, древнейшие орудия труда, человеческое стадо, природа, климат, оледенение. В эпоху палеолита климат Земли, её растительный и животный мир значительно отличались от современных. Люди эпохи палеолита жили немногочисленными первобытными сообществами. Первые орудия древнейшего человека – палка-копалка, заостренный камень, дубина. Занимались охотой и собиранием растительной пищи.

Слайд 3. Мезолит – среднекаменный век, Таяние ледников, окончание ледникового периода, появление индивидуальной охоты (лук и стрелы), приручение собаки, повышение роли рыболовства, появление новых орудий труда. 

Слайд 4. Неолит – новокаменный век, появление земледелия и скотоводства. Техника обработки камня достигла высочайшего уровня. Путем шлифования, пиления и полирования изготавливали орудия труда.  Из глины научились лепить и обжигать на кострах прочную посуду – керамику. 

Слайд 5. На слайде вы видите предметы каменного века. Ответьте на вопросы:

- Что это за предметы?

- Как вы думаете, для чего они предназначались?

(Наконечники стрел и рыболовный крючок. Предназначались для охоты, рыболовства).  

Физкультурная пауза.

И.п. — основная стойка: руки за голову; 1—3 — поднимаясь на носки, поднять руки вверх, потянуться; 4 — и.п. (повторить 6—8 раз).

Работа в группах.

- Ребята, как вы думаете, откуда люди современного мира узнали о прошлом? В этом им помогают различные науки, которые располагают разнообразными источниками. Древнейшие из них - вещественные памятники, их изучением занимается наука археология (в переводе с греческого археос - древний, логос - слово) - наука о древности.

Археология - наука, изучающая историческое прошлое человечества  по вещественным историческим источникам.

- Как называются места, где длительное время жили люди? (Стоянки).

Затем класс делится на три группы, каждой группе даётся задание.

Представьте, что каждая команда представляет собой одну из стоянок каменного века в Марийском крае: 1 команда - стоянка Юнго-Кушерга, 2 команда – стоянка Русская Луговая и 3 команда - стоянка Старое Мазиково.

Задание:  Прочитать материал и заполнить таблицы на основе анализа источников.

Время

Название эпохи

Стоянка

Орудия труда

Занятия людей

Материал для 1 группы.

Примерно 80-100 тысяч лет назад древнейшие  люди начали заселять территорию Среднего Поволжья. В этот период северная часть Европы была покрыта толстым слоем ледника. Марийский край располагался близко к ледниковой зоне, поэтому климат здесь был холодным, как в тундре.  В приледниковой зоне жили мамонты, северные олени, шерстистые носороги.

Первые люди в нашем крае появились в конце ледникового периода, примерно 25-30 тысяч лет назад. И следы обитания обнаружены на берегу речки Большая Юнга, около  деревни Юнга-Кушерга  Горномарийского района. Археологические раскопки там провели летом 1959 года. Во время раскопок на Юнго-Кушергинской стоянке археологи нашли  кремневые  и  каменные острия, скрепки, резцы, кости северного оленя, лося, шерстистого носорога и др. На этой стоянке люди в те далекие времена жили родовой общиной, занимались охотой на животных и собирали коренья растений.  

Материал для 2 группы.

Проходили тысячелетия. В связи с потеплением климата менялись растительный и животный мир. От таяния снега в луговой части образовались озера и болота.  В реках и озерах было много рыбы, а лесах – дичи. Изменился  растительный мир. Появились новые виды животных: лошадь, кабан, собака. Люди начали приучать диких животных, в первую очередь собаку.

Древние люди начали строить первые жилища - полуземлянки. Для этого на возвышенном месте рыли прямоугольную яму, стенки укрепляли бревнами, делали крышу. Люди стали использовать обработанные орудия труда, изобрели лук и стрелы, стали охотиться в одиночку. Об этих изменениях говорит стоянка у деревни Русская Луговая (сейчас она в черте города Волжска). Люди жили здесь 9-7 тысяч лет назад. Занимались  охотой, рыболовством, сбором съедобных растений, лесных ягод и плодов.

Материал для 3 группы.  

Шло время. Люди продолжают заселять не только берега Волги, но   ее притоков и мелких речек в глубине лесной территории.  В это время появляются орудия труда, изготовленные путем пиления, шлифовки и сверления камня (мотыги, топоры, молотки, долота).  Люди к этому времени научились делать глиняную посуду с круглым дном, стенки её украшали различными узорами.  Около деревни Старое Мазиково Моркинского района, на левом берегу реки Илеть, на стоянке людей, живших в 4-3 тысячелетии до н.э., найдены каменные долота, топоры, разнообразные ножи, скребки, сверла, при помощи которых делали наконечники стрел, дротики, рыболовные крючки из дерева и кости.

Огромным шагом вперёд можно считать появление прядения и ткачества. Вместо звериных шкур первобытный человек стал носить одежду из растительных волокон. Можно предполагать, что уже тогда одежда стала покрываться вышивкой.

После выполнения задания каждая группа представляет свою стоянку.

IV. Закрепление и систематизация знаний и навыков.

Прием «Корзина  идей». На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что  ученики вместе знают об изучаемой теме. Начинает учитель. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

80-100 тысяч лет назад древнейшие  люди начали заселять территорию Среднего Поволжья…

V. Домашнее задание.  Домашнее задание дается на выбор:  

1)  Придумать вопросы для рубрики «Проверим себя»

2) Ученикам дается портрет древнего человека. Они должны описать его и ответить на вопрос:  «Чем занимался этот человек?».  

VI. Рефлексия.

В своих тетрадях нарисуйте смайлику улыбку:

Активно работал – улыбка

Работал, но не активно – полоска

Был пассивен – опущенные уголки губ

Заключение.

     Урок проведён по технологии развития критического мышления, что обеспечивало поддержание интереса обучающихся к новой теме.

     Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы, так как на уроке применялись различные формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая. .

Используемая литература.

1. Свечников С.К., Волков С.С. История и культура народов Марий Эл: учебное пособие для 6 класса. – Йошкар-Ола: Издательский дом «Марийское книжное издательство», 2016.

2. Михайлова Г.В. Рабочая тетрадь по истории и культуре народов Марий Эл: 6 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, - Йошкар-Ола: Издательство «Педагогическая инициатива», 2012.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Марийский край в эпоху камня История и культура народов Марий Эл

Слайд 2

Каменный век Палеолит Мезолит Неолит

Слайд 3

Палеолит Древнекаменный век Человеческое стадо Первые орудия – палка-копалка, заостренный камень, дубина Занимались охотой и собиранием растительной пищи

Слайд 4

Мезолит Среднекаменный век Таяние ледников Появление индивидуальной охоты (лук и стрелы) Повышение роли рыболовства

Слайд 5

Неолит Новокаменный век Появление земледелия и скотоводства Орудия из камня шлифовались, сверлились Появилась глиняная посуда Прядение, ткачество

Слайд 6

Предметы каменного века

Слайд 7

Задание на урок: Время Название эпохи Стоянка Орудия труда Занятия Заполните таблицу

Слайд 8

Самая древняя стоянка в нашем крае находится у деревни Юнга-Кушерга Горномарийского района на берегу речки Большая Юнга Люди здесь жили примерно 25-30 тысяч лет назад

Слайд 9

Жилище древних людей. Русско-Луговская стоянка

Слайд 10

Домашнее задание Придумать вопросы для рубрики «Проверим себя» Описать портрет древнего человека, ответить на вопрос: «Чем занимался этот человек?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по физической культуре "Путешествие по играм народов Севера"

Цель:Приобщение учащихся к традиционной народной празднично-игровой культуре.Задачи: Познакомить с играми народов СевераРазвивать физические качества детей среднего школьного возраста(быстроту двигате...

Методическая разработка урока истории по теме "Екатерина II. Личность и эпоха"

Екатерина II - одна из самых известных личностей российской истории. Императрица, немка по происхождению, но русская душой, немало сделавшая для усиления Российского государства и наведения в нем поря...

Интегрированный урок марийского языка и истории культуры народов Марий Эл "Бабушкин сундучок"

Интегрированный урок марийского языка и истории культуры народов Марий Эл "Бабушкин сундучок" был проведен совместно с учителем марийского языка Журавлевой О.Г и учителем географии и ИКН Карауловой Д....

Методические разработки уроков к учебному пособию по историческому краеведению для учащихся 9 класса. "Ивановский край в истории Отечества"/ К.Е.Балдин, Б.Г.Барвенко, Г.В.Иванов., Иваново 2007г.

Разработка включает следующие разделы: введение, пояснительную записку,   распределение учебных часов по  темам курса « Ивановский край в истории Отечества» с кратким содержанием,...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МАРИЙ ЭЛ В 5 классе

Курс «История и культура народов Марий Эл» является примерной общеобразовательной программой в общеобразовательном процессе. Он призван обеспечивать региональные особенности содержания образования в о...

Урок истории и культуры народов Марий Эл "Урок-проект "Славные люди родного края"

Конспект урока истории и культуры народов Марий Эл (5 класс)...

Технологическая карта урока «Самарский край в эпоху камня и раннего металла»

Технологическая карта урока «Самарский край в эпоху камня и раннего металла» для 6 класса....