Методическая разработка урока в 8 классе "Реки России".
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Тимошенко Лариса Николаевна

Урок связан повторением знаний из предыдущих тем, изучаемых в 6 классе. Знания, полученные при изучении данной темы, будут использоваться в последующих уроках, как при изучении  темы « Богатство внутренних вод России» в 8 классе, так и при изучении темы «Волга» в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_reki_rossii.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1:Тема: Реки России.

      Цели:

            Образовательные:

-Выявить особенности рек России.

-Раскрыть  понятия: «режим реки», «падение реки», «уклон реки»,   «годовой сток», «расход воды».

-Углубить знания о российских реках.

- Задуматься о проблемах российских рек, высказать собственное мнение о путях их решения.

Воспитательные:

-Формирование у учащихся навыков совместной деятельности, культуры общения, чувства ответственности за успехи группы.

Развивающие:

-Развитие интеллектуальных способностей учащихся, навыков самообразования.

-Развитие интереса к географическим знаниям.

-Развитие обще учебных умений и навыков.

-Развитие умения самостоятельно работать с учебником, картами и другой  географической информацией.

Задачи: 

   Создать педагогические условия, при которых ученик сможет:

   -  работать с картой, текстом, атласом, контурной картой;

   - решать экологические задачи;

   - обсуждать проблемы, связанные с использованием водных ресурсов, и определять пути их охраны и рационального использования.           

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Оборудование:

    * физическая карта России,

    * атлас,

    * к/к,

    * учебник,

    * иллюстрации “Реки России”.

       Презентация.

       На доске высказывание:  “Текущая река – это сама жизнь”             

                                                                           П.П. Семенов-Тян-Шанский

                                 

                                     Друзья мои! Я очень рад!
                                    Войти в приветливый ваш класс.
                                    И для меня уже награда,
                                    Вниманье ваших умных глаз.
                                    Я знаю, в классе каждый гений,
                                    Но без труда талант не впрок.
                                    Скрестите шпаги ваших мнений -
                                    Мы вместе сочиним урок.

   - Темой урока будет отгадка на следующую загадку:

                                 ПеРЕКАты, повороты.

                                 Мели и водовороты.

                                 Размывая берега,

                                 Мчится быстрая…

                                                              (река)

   - Вы уже поняли, что тема нашего урока: «Реки России».

Слайд 2: “Текущая река – это сама жизнь” - сказал Пётр Петрович Семенов-Тян-Шанский.

- Вода – это чудесный дар природы. Вода - это единственный естественный ресурс, который невозможно заменить никаким искусственным. Значение воды в природе огромно. Без воды не может быть ничего живого на Земле. Большой круговорот воды – вечный процесс, в результате которого вода, проникая во все земные оболочки, снабжает   их микроэлементами и взаимодействует со всеми природными компонентами.

   Воды России это наше национальное богатство. Реки Обь, Енисей, Лена, Амур относятся к величайшим рекам мира, а Волга является самой крупной рекой Европы

- Являются ли для вас реки ценностью? Если да, то в чём эта ценность? (ответы детей) 

- Из курса 6 класса мы знаем:

Река - … (естественный постоянный водный поток, текущий в выработанном им русле).

Исток - … (начало реки).

Устье - … (место впадения реки).

- Посмотрите на карту и покажите  исток и устье  реки Амур.

Прочитайте 3 подраздел пар.15 на странице 97 и ответьте на вопросы:

   - Что называется речной долиной?

   - Какая часть речной системы называется притоком?

   - Как  можно определить, где у реки Волги левый приток, где правый, где левый берег, где правый. Поставьте недалеко от устья реки у правого берега красный бакен, а у левого – белый. ( Нужно встать спиной к истоку реки и с правой стороны будет правый приток, а с левой  – левый. Левый приток у Волги — Кама, правый - Ока).

  1. Равномерно ли распределены реки? От чего зависит такое распределение рек? (ответы детей: реки распределены не равномерно, это зависит от климата и рельефа, грунта, растительности).

Слайд 3:

                                                                       

Слайд 4: Используя таблицу 5 на странице 298, найдите ошибки в сопоставлении названия реки и указании их длины: Печора — 4440 м.  (  1809 м)

                                               Северная Двина (с Югом) — 1809 м. ( 1318 м )

                                               Амур (с Аргунью) — 1318 м. ( 4440 м )

Слайд 5: Все реки России можно классифицировать по следующим признакам:

   

   - по питанию: а) снеговые  (Печора), имеют реки умеренного климата с холодными, снежными зимами;

                             б) ледниковые (Амударья), которые берут начало в высоких покрытых льдом горах;

                             в) смешанное (Енисей, Лена).

                                       г) подземные воды питают многие реки (реки пустынь и полупустынь).

   

  Слайд 6: - по характеру течения: а) равнинные (малый уклон русла, небольшая скорость течения, широкие поймы));

                                                     б) горные (большой уклон и падение, большая скорость, глубокие и узкие долины, частые пороги и водопады).

Задание №1 группам (карточки):

1 группа.

1. Определите характер течения реки:

Н.Гоголь «Чуден Днепр...»

Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои. (Ответ: равнинная река).

2 группа.

М.Лермонтов «Дары Терека»:

Терек воет, дик и злобен,

Меж утёсистых громад,

Буре плач его подобен,

Слёзы брызгами летят. (Ответ: горная река).

 

    - А о чём говорит следующая часть этого стихотворения?

                  Но по степи разбегаясь,

                  Он лукавый принял вид

                  И, приветливо ласкаясь,

                  Морю Каспию журчит. (Ответ: характер течения реки в нижнем течении изменился, река стала равнинной, впадает в Каспийское море — озеро).

   

  Слайд 7: - по принадлежности к бассейнам и области внутреннего стока;

 В.Гюго говорил: «Реки, словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли, возделанных полях, о великолепии городов и о славе людей».

  1. Каким океанам поют свои песни реки России?

Задания №2 группам (карточки):

1 группа.

Используя атлас стр. 16 распределите перечисленные ниже реки по бассейнам стока (Атлантического, Северного Ледовитого): Волга, Урал. Днепр, Дон, Лена,Терек, Амур, Сухона, Тобол.

2 группа.

Используя атлас стр. 16 распределите перечисленные ниже реки по бассейнам стока ( Тихого океанов и внутреннего стока): Волга, Урал. Днепр, Дон, Лена,Терек, Амур, Сухона, Тобол.

(Ответы: Атлантический: Днепр, Дон; Северный Ледовитый: Сухона, Лена,Тобол;

                Тихий: Амур; внутреннего стока:  Волга, Урал, Терек). 

Слайд 8: Физминутка.

                                                 Поработали на славу

                                                 Ну — ка, дружно станьте в ряд

                                                Физминутку выполнять. 

У реки росла рябина (из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх).
А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).
Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).
Там гуляла ры-би-на (приседы).
Эта рыба – рыбий царь (прыжки).
Называется – пескарь (ходьба на месте).                          

   - по использованию человеком:

   Велика роль рек в исторической судьбе народов. У славян они служили источниками воды, пищи (рыбная ловля), преградой для кочевников. Никто не имел права отказать в воде человеку – этот неписанный закон нашел отражение в поговорке «Как пить дать».

Русский народ хорошо знал и любил свои реки, величал их уважительно, ласково: Волга-матушка, Дон-Иванович. Ремесло лоцмана было очень почетным на Руси. С IX века стали исподволь использовать энергию текучей воды: строили ветряные мельницы. С помощью водяных колес приводили в движение станки и другие механизмы. Первая в России ГЭС была построена в 1896 году.

   В настоящее время вода рек используется очень интенсивно во всех сферах жизни и хозяйственной деятельности.

   Слайд 9: На возможности хозяйственного использования рек влияют:

а) падение реки — превышение истока над устьем;

б) уклон реки — отношение падения к её длине;

в) годовой сток — расход воды в реке за длительное время. Измеряется в кубических метрах в секунду.

г) расход воды — количество воды, проходящее по руслу за единицу времени;

Слайд 10: Водные ресурсы – это воды, которые человек использует в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве.

Слайд 11: Водопотребление в семье.

Слайд 12: Знаете ли вы, что…

Слайд 13:

Задача:

   Необходимо знать, что при вытекании воды из кранов в виде капель теряется до 60 литров в сутки, а в виде струи толщиной в спичку — 500 литров. Определите, потери воды в школе при условии неисправности 2 кранов за неделю.

Слайд 14: д) режим — изменение уровня воды в реке, её водоносности, процесса замерзания и вскрытия.

               К нему относятся: 1) половодье — ежегодно повторяющееся в определённый сезон года увеличение количества воды в реке и сильный подъём уровня в результате таяния снега выпадения дождя в течение длительного периода времени.

                                               2) паводок — внезапный кратковременный подъём уровня воды в реке, вызванный выпадением сильных дождей, усиленным таянием снега или ледника в период оттепели.

                                               3) межень — самый низкий уровень воды в реке, обусловленный очень жаркой или морозной погодой.

  1. Ребята, какое явление природы описал автор:

                                       Но силой ветра от залива

                                       Переграждённая Нива

                                       Обратно шла, гневна, бурлива,

                                       И затопляла острова...  (наводнение)

- Да, вода не только наш друг и помощник, но вода обладает и разрушительной силой.

Слайд 15: - Какие стихийные и опасные явления связанные с водой вы знаете? (ответ - наводнения, цунами, снегопады, сели, лавины, наледи, гололёд, оползни).

         - Как правильно мы должны вести себя при внезапном наводнении? (дети зачитывают инструкцию по группам).

Инструкция поведения при внезапных наводнениях.

1 группа

  1. не терять самообладание, не поддаваться панике;
  2. наметить конкретный план действий;
  3. действовать: быстро занять ближайшее возвышенное безопасное место;
  4. Быть готовым к эвакуации на воде, если нужно подавать сигналы бедствия.

Эвакуация способ сохранения жизни людей.

2 группа

  1. для этого используются все имеющиеся плавсредства — баржи, лодки, плоты;
  2. входить в лодку, катер следует по одному, ступая на середину настила;
  3. во время движения запрещается меняться местами.

   Слайд 16: Существует много легенд, сказок, песен о реках. Писатели, художники прославляли реки в своих произведениях. С  водой связаны поверья, приметы, гадания, заговоры, а также  былины и эпосы.

  Слайд 17:  - Определите, о какой великой реке идёт речь в отрывке из стихотворения Александра Твардовского «За далью — даль»:

                                                Семь тысяч рек. Ни в чём не равных:

                                                И с гор стремящий бурный бег,

                                                И меж полей в изгибах плавных

                                                Текущих вдаль, семь тысяч рек

                                                Она со всех концов собрала -

                                                Больших и малых — до одной,

                                                Что от Валдая до Урала

                                                Избороздили шар земной.

Слайд 18: - Эта река с древних пор была известна древним грекам под коротким названием «Ра».

       - Арабы в эпоху Средневековья величали её «Итиль», то есть «река рек».

        - Некоторые учёные считают, что название реки произошло от русских слов «влага», «вода». (Ответ - Волга)

   Ни в одной стране мира нет такого количества рек, как в нашей. Если учитывать только те реки, длина которых превышает 10 тыс.км., то общая длина их составит более 3 млн.км.! Соединившись, наши реки могли бы несколько раз покрыть расстояние до Луны и обратно.

- Посмотрите на иллюстрации крупных рек России. Обратите внимание на красоту этих рек.

    Слайд 19: Волга – великая русская река.

    Слайд 20: Енисей – могучий богатырь.

    Слайд 21: Ангара – дочь Байкала.

    Слайд 22: Лена – сибирская красавица.

    Слайд 23: Обь – свое имя получила от народа коми, что в переводе означает “бабушка”

    (Волга – матушка, а Обь – бабушка).

    Слайд 24: Дон-Иванович — батюшка.

 - Подпишите на контурной карте крупные реки России.

Обсудим проблему: Может ли страна, богатая поверхностными водами, страдать от недостатка чистой пресной воды?

 Не смотря на такое могущество рек России, истощение водных ресурсов в результате потери их качества представляет большую угрозу.

   - какие меры нужно предпринимать по улучшению качества воды? (Ответы - Регулирование речного стока. Мощные очистительные сооружения. Улучшение технологий производства. Сокращение потерь воды).

Закрепление.

  Слайд 26: Викторина:

1) Величайшие реки мира — Обь, Енисей, Лена, Амур.

2) Самая крупная река Европы — Волга.

3) Реки России относятся к бассейнам - 3 океанов (Атлантическому, Тихому,Северному Ледовитому) и области внутреннего стока.

4) Реки Ростовской области — Дон, Маныч, Сал.  

Слайд 27: Вывод: Воды России – наше национальное богатство. Их нужно разумно использовать и охранять.    

- Не случайно сказал Пётр Петрович Семенов-Тян-Шанский, что “Текущая река – это сама жизнь”

   Неповторима красота каждой реки, большой и малой. Нет такой меры, чтобы измерить радость, приносимую общению с рекой.

Слайд 28:    Д/З: Мне хочется, чтобы эта тема вам запомнилась, и я предлагаю вам выполнить дома творческую работу “Реки – чудесный дар природы”. Вы можете подобрать стихи или описания рек в литературных произведениях, сочинить сами стихи о реках, нарисовать рисунок, приготовить сообщение, придумать задания-загадки.

 Слайд 28:  Удачного дня. Хорошего настроения!           

                              Чтобы знали мы друг друга,

                               Есть прекрасная наука.

                               Географией зовётся,

                               Испокон веков она.

                               Полюби её, играя,

                               На вопросы отвечая.

                               И всё  больше узнавая

                              От рассвета до темна.

Задание для групп.

По плану описания составить характеристику рекам: Волга и Енисей.

План описания

Волга

Енисей

1.Где берёт начало

Валдайская возвышенность

Саяны

2.Общее направление

С-З - Ю-В

Ю-В - С-З

3.Куда впадает

Каспийское море

Карское море

4.Характер течения

Равнинное

Горное

5.Длина реки

3551м

4092м

6.Возможность хозяйственного использования

ПАМЯТКА

   Наша планета — наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее.

   Если найдёшь в лесу родник — сохрани его. Может быть это начало полноводной реки.

   Вглядись в чудный мир природы, вслушайся в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя, и ей нужны твои заботливые руки.

   Вот как вспомнил свою реку детства известный кинорежиссёр Александр Довженко:

   «Река моя, жизнь моя, люблю я воду твою ласковую, животворящую и берега твои чистые, и всех людей, что трудятся на твоих берегах.

   Кланяюсь тебе за ласку, за богатство, что дала ты моему сердцу. За то, что, глядя на тебя. Делаюсь я добрым, человечным и счастливым, что могу любить тебя всю жизнь. Река моя — душа моего народа».

Приложение

Речная система реки Волги

  1. Нанесите правый и левый приток Волги.
  2. Покажите исток и устье реки.

Задание №1 группам (карточки):

1. Определите характер течения реки:


1 группа.

Н.Гоголь «Чуден Днепр...»

Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои. 



Задание №1 группам (карточки):

1. Определите характер течения реки:

2 группа.

М.Лермонтов «Дары Терека»:

Терек воет, дик и злобен,

Меж утёсистых громад,

Буре плач его подобен,

Слёзы брызгами летят.

Задания №2 группам (карточки):


1 группа.

Используя атлас стр. 16 распределите перечисленные ниже реки по бассейнам стока (Атлантического, Северного Ледовитого): Волга, Урал. Днепр, Дон, Лена, Терек, Амур, Сухона, Тобол.

Задания №2 группам (карточки):


2 группа.

Используя атлас стр. 16 распределите перечисленные ниже реки по бассейнам стока

( Тихого океанов и внутреннего стока): Волга, Урал. Днепр, Дон, Лена, Терек, Амур, Сухона, Тобол.

Инструкция поведения при внезапных наводнениях.


1 группа

  1. не терять самообладание, не поддаваться панике;
  2. наметить конкретный план действий;
  3. действовать: быстро занять ближайшее возвышенное безопасное место;
  4. Быть готовым к эвакуации на воде, если нужно подавать сигналы бедствия.

Эвакуация способ сохранения жизни людей.






Инструкция поведения при внезапных наводнениях.


2 группа

  1. для этого используются все имеющиеся плавсредства — баржи, лодки, плоты;
  2. входить в лодку, катер следует по одному, ступая на середину настила;
  3. во время движения запрещается меняться местами.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Николаевская СОШ

Открытый урок

по географии

на тему:

«Реки России»

8 класс

Учитель: Тимошенко Л.Н.

Николаевский – 2й

2012 год

Климат

Рельеф

Реки

Направление и характер течения

Густота речной сети, питание и режим рек, ледостав


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век

Анализировать политику Временного правительства в сравнении с деятельностью ведущих политических партий (большевиков, меньшевиков, эсеров, кадетов) на различных этапах революции;Определять альтернатив...

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.)

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием  РАФТ технологии.) Разработка расчитана на учащихся 10 классов. Технология предп...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...