Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Горская Людмила Леонидовна

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществознания на уроках в 11 классе, так и преподавателями истории, обществознания и права в системе НПО и СПО на 2 курсе. Разработка составлена в соответствии с современными требованиями к уроку истории, опробированна и с успехом используется в учебном процессе, решая основные образовательные и воспитательные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по истории России в 11 классе

Тема урока : Россия в 21 веке : выбор пути развития.

Данная тема изучается в конце учебного года и является логическим завершением раздела: «Россия в к.20-н.21в.» учебного курса «История России 20-н.21вв.». История России н.21 век. остаётся «белым» пятном в изучении событий истории. Ещё до конца не проанализированы многие события и факты. Не дана оценка действиям многих историческим деятелям. Поэтому разработка и проведение таких уроков вызывает много трудностей с одной стороны . С другой стороны они интересны детям ,потому что они являются свидетелями этих событий.

Эпиграф к уроку:

Конец 20века снова поставил вопрос о путях развития страны. От всех нас зависит, удастся ли России избежать «великих потрясений». История, её верное осмысление, помогут всем нам найти пути, ведущие страну к подлинному величию.

Уткин А. И.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: семинарское занятие.

Ключевые слова урока:  развал СССР, сверхдержава, демократический режим, рыночная экономика, Путин, Россия

Цели урока:

  1. 1.Проанализировать факторы, влияющие на путь развития страны, альтернативы и варианты развития РФ, показать варианты развития.
  2. 2. Формировать у учащихся умение логически излагать свою точку зрения, обучать правилам ведения дискуссии.
  3. 3. Формировать у учащихся умение делать сравнительный анализ, оценивать события и явления с позиций разных сторон.
  4. 4. Продолжить формирование у учащихся активной гражданской позиции.

Подготовка к занятию ведётся в течение двух недель. Учащиеся разделены на творческие группы. Заранее получают задание, накапливают материал, готовят ответы на вопросы. Учитель проводит консультации с группами.

Оборудование: политическая карта мира, таблицы со статистическими данными (подготовлены учащимися).

Основные понятия: геополитика, однополярный, биполярный мир.

План урока:

  1. 1. Факторы, влияющие на выбор страной пути развития.
  2. 2. Альтернативы развития.
  3. 3. Варианты развития.
  4. 4. Противоречия развития.
  5. 5. Влияние внешних факторов на путь развития.
  6. 6. Заключительное слово учителя.
  7. 7. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Факторы, влияющие на выбор страной пути развития.

  1. 1) Экономические ( тяжёлое экономическое наследие СССР: развал экономики, разрыв устойчивых хозяйственных связей после развала СССР, переход к новой структуре экономики и т. д.).
  2. 2) Политические ( становление нового типа государственной власти, проблемы взаимоотношений центра и регионов, переход от однопартийной политической системы к многопартийной и т. д.)
  3. 3) Геополитические ( в каком мире мы живём : однополярном, биполярном, многополярном?).

Хантингтон, Фукуяма – однополярный мир. Путин – многополярный мир.

Задание: Какой точки зрения придерживаетесь вы? Аргументируйте ответ.

  1. 4) Природно-географические.
  2. 5) Этносоциальные.
  3. 6) Дополните другими факторами.

Выступают участники творческой группы. Могут дополнить или высказать свои предлоложения ребята из других групп. Они задают вопросы выступающим. Каждый учащийся должен подготовить по 4 вопроса выступающим . Часть вопросов озвучиваются , остальные сдаются учителю и оцениваются.

Задание: Какие факторы, на ваш взгляд, наиболее влияют на выбор пути развития?

2. Альтернативы развития.

Рассказать, что ожидает Россию в каждом случае. Сравнить их. Выбрать предпочтительные.

  1. 1) Восстановление статуса сверхдержавы.( На столах лежат памятки: « Критерии геополитического могущества» Спайкмана и « Признаки сверхдержавы». Учащиеся их анализируют и  делают вывод, какую страну можно назвать сверхдержавой.
  2. 2) Реальное обретение статуса страны, без которой нельзя решать центральные вопросы мировой политики.
  3. 3) Самобытный путь.
  4. 4) Превращение во второразрядную страну, распад на небольшие государства.
  5. 5) Развитие в духе демократических ценностей.
  6. 6) Ориентация на Восток с учётом его перспектив.
  7. 7) Россия – лидер единого евразийского союза.
  8. 8) Россия – жандарм Евразии.

3. Варианты развития.

Дома учащиеся пишут плюсы и минусы каждого варианта. В классе выбирают предпочтительный. В обсуждении принимают участие ребята из других групп. Завершается обсуждение голосованием.

  1. 1) Воссоздание СССР при ведущей роли России.
  2. 2) Преобладание конфедеративных начал.
  3. 3) Демократический режим с рыночным регулированием экономики.
  4. 4) Социалистическая Россия.
  5. 5) Консолидация державы при ведущей роли центра.

4. Противоречия развития.

Учащиеся характеризуют каждое противоречие, иллюстрируют примерами.

  1. 1) Между провозглашенными каждой из политических сил целями и возможностями их реализации.
  2. 2) Разнонаправленность интересов социальных и политических сил.
  3. 3) К накопившимся проблемам добавляются новые, неизбежные при резких изменениях курса.
  4. 4) Несовпадение интересов регионов.
  5. 5)Болезни общественного сознания, завышенные ожидания.

5. Влияние внешних факторов на путь развития страны.

Показать степень влияния каждого фактора.

  1. 1) Вовлечение России в конфликты на ближних рубежах.
  2. 2) Зависимость от иностранных инвестиций.
  3. 3) Продвижение НАТО к границам России.
  4. 4) Нестабильность мировой экономики и финансов.
  5. 5) Неопределённость будущего СНГ.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, а теперь давайте в нескольких словах охарактеризуем путь будущего развития России, как вы его себе представляете.

Высказывания ребят из разных групп.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ слово учителя.

В 21 век Россия вошла уверенной поступью, но путь этот весьма сложный. Нашей стране необходимо сделать выбор: определить путь развития, Определить более чётко свои национальные интересы и механизмы их отстаивания, свою геополитическую ориентацию. России тяжело добиваться равноправного партнёрства с ведущими государствами мира. Важным позитивным историческим событием стало включение России в совет Европы в 1996г.

Безусловно, по своему экономическому, научному потенциалу Россия – великая страна, хотя мировой сверхдержавой её ещё назвать нельзя. Россия – великая евразийская держава. Сегодня, как никогда, справедлива формула: Россия есть Европа плюс Азия. Важным достижением последних лет стало то, что постепенно Россия становится демократической страной, и будем надеяться, что с этого пути она не свернёт.

ДОМАШНЕЕ задание: Сочинение – эссе «Россия, в которой я хочу жить.»(с использованием материалов семинара).

КАРТА САМООЦЕНКИ

Тема урока

 

Что удалось

Что не удалось

дата

Оценка, заработанная мной

Оценка работы группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список использованной литературы:

  1. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление(1953-1985).-М.,1991.
  2. Верт Н. История  Советского государства.-М.,1994.
  3. Волобуев О.В., Кулешов С.В. Россия в 90-е годы  XX века – начале XXI века: дополнительные материалы к учебнику-практикуму для 11 класса общеобразовательных учреждений.- М.,2000.
  4. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы, 1945 -1964.-М.,1993.
  5. От первого лица: разговоры с Владимиром Путиным.-М.,2000.